Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 14:58, курсовая работа
Прогресс науки и техники в XX веке выдвинул перед методологией и историей науки актуальную проблему анализа природы и структуры тех коренных, качественных изменений научного знания, которые принято называть революциями в науки. В западной философии и истории науки интерес к этой проблеме был вызван появлением нашумевшей в 70-х годах работы Томаса Куна "Структура научных революций". Книга Т.Куна вызвала огромный интерес не только историков науки, но также философов, социологов, психологов, изучающих научное творчество, и многих естествоиспытателей различных стран мира.
Введение 2
История науки по Т.Куну 3
1.1. Допарадигмальный период 4
1.2. Зрелая наука 4
2. Этапы развития зрелой науки 5
2.1. Нормальная наука 6
2.2 Аномалии кризис в науке 8
2.3. Революция в науке 10
2.3.1 Несовместимость старой и новой парадигмы 10
2.3.2 Переключение гештальта в результате революций 12
2.3.3 Выбор новой парадигмы. 12
3. О характере революции в математике 13
3.1. Основные точки зрения на революцию в математике. 14
3.2 Математика и научные революции 16
Заключение 18
Литература 18
Таким образом,
нормальная наука предстает у
Куна как "решение головоломок".
Ученый, который преуспеет в этом,
становится специалистом своего рода
по решению задач-головоломок, и
стремление к разрешению все новых
и новых задач-головоломок
которых им может помешать только недостаток собственной изобретательности" .
Нормальная наука не ставит своей целью нахождение нового факта или теории, тем не менее новые явления вновь и вновь открываются научными исследованиями, а радикально новые теории опять и опять изобретаются учеными. «Открытие начинается с осознания аномалии, то есть с установления того факта, что природа каким-то образом нарушила навеянные парадигмой ожидания, направляющие развитие нормальной
Науки» — пишет Кун. Это осознание различия между вновь обнаруженными фактами и теорией приводит затем к более или менее расширенному исследованию области аномалии.
Аномалия
появляется только на фоне парадигмы.
Чем более точна и развита
парадигма, тем более чувствительным
индикатором она выступает при
обнаружения аномалии, что тем
самым приводит к изменению в
парадигме. Осознание аномалии открывает
период, когда парадигмальные теории
приспосабливаются (подгоняются) к
новым обстоятельствам до тех
пор, пока аномалия не становится ожидаемой.
Причем усвоение теорией нового вида
фактов требует чего-то большего, чем
просто дополнительного приспособления
теории; ученый должен научиться видеть
природу в ином свете. Так восприятие
обнаруженной аномалии потребовало
изменения парадигмы. Все известные
в истории естествознания открытия
новых видов явлений
После того как открытие осознано, научное сообщество получает возможность объяснять более широкую область явлений и процессов или более точно описать те явления, которые были известны ранее, но были плохо объяснены. Но этого можно достичь только путем отбрасывания некоторых убеждений прежней парадигмы или их замены другими.
Приведем
примеры, свидетельствующие о том,
что осознание аномалии явилось
предпосылкой к значительным изменениям
в теории естествознания. Расхождения
наблюдений положения планет и их
предсказания, получаемого с помощью
геоцентрической системы
Осознание аномалий,
как правило, продолжается так долго
и проникает так глубоко, что
можно с полным основанием сказать:
области, затронутые этими аномалиями,
находятся в состоянии
новых". Таким образом, на фоне нарастающего кризиса происходит возникновение новых теорий, или, по Куну, "новая теория предстает как непосредственная реакция на
кризис.
История науки свидетельствует о том, что на ранних стадиях развития новой парадигмы возможно создание альтернативных теорий. Как замечает Кун, "философы науки неоднократно показывали, что на одном и том же наборе данных всегда можно возвести
более чем
один теоретический конструкт". Но
ученые редко прибегают к подобному
изобретению альтернатив, характерному
для допарадигмального периода.
"Как и в производстве, в
науке смена оборудования — крайняя
мера, к которой прибегают лишь
в случае действительной необходимости".
Именно кризисы выступают индикаторами
своевременности этого
Таким образом, любой кризис начинается с сомнения в существующей парадигме и последующего расшатывания правил исследования в рамках нормальной науки. С этой точки зрения исследование во время кризиса подобно исследованию в допарадигмальный период, однако, в последнем случае ученые сталкивались с большим числом трудностей. Все кризисы заканчиваются одним из трех возможных исходов. Во-первых, иногда нормальная наука доказывает свою способность разрешить проблемы, порождающую кризис, несмотря на кажущийся конец существующей парадигмы (этому соответствует пунктирная стрелка 6 на схеме). Во-вторых, при сложившемся положении вещей решение проблемы может не предвидится, так что не помогут даже радикально новые подходы. Проблема откладывается в сторону (в разряд необоснованных аномальных фактов, см. на схеме стрелку 3) в надежде на ее решение новым поколением ученых или с помощью более совершенных методов. Наконец, возможен третий случай, когда кризис разрешается с возникновением новой теории для объяснения аномалий и последующей борьбой за ее принятие в качестве парадигмы (на схеме этому случаю соответствует процесс, обозначенный стрелками 5, 7, 8). Этот последний способ завершения кризиса Кун и называет научной революцией, которую мы будем рассматривать в следующем подпункте.
Научная революция, в отличие от периода постепенного накопления (кумуляции) знаний, рассматривается как такой некумулятивный эпизод развития науки, во время которого старая парадигма замещается полностью или частично новой парадигмой, несовместимой со старой.
Осознание кризиса, описанное в предыдущем разделе, составляет предпосылку революции.
Как во время
политических революций выбор между
конкурирующими политическими институтами
оказывается выбором между
Кун показывает, что научные революции не являются кумулятивным этапом в развитии науки, напротив, кумулятивным этапом являются только исследование в рамках нормальной науки, благодаря умению ученых отбирать разрешимые задачи-головоломки.
В своей теории научных революций Кун не разделяет точки зрения позитивистов, которые считают, что каждая новая теория не должна вступать в противоречие с предшествующей теорией. Наиболее известный пример, приводимый в защиту такого понимания развития науки, является анализ отношения между динамикой Эйнштейна и уравнениями динамики, которые вытекали из "Математических Начал Натуральной Философии" Ньютона. С точки зрения теории Куна эти две теории совершенно несовместимы, как несовместима астрономия Коперника и Птолемея: "теория Эйнштейна может быть принята только в случае признания того, что теория Ньютона
ошибочна"1С
"Можно ли в самом деле динамику Ньютона вывести из релятивистской динамики? ... Представим ряд предложений Е1, Е2,.... Еп, которые воплощают в себе законы теории
относительности. Эти предложения содержат переменные и параметры, отображающие пространственные координаты, время, массу покоя и т.д. Из них с помощью аппарата логики и математики дедуцируется еще один ряд предложений... Чтобы доказать адекватность ньютоновской механики как частного случая, мы должны присоединить к предложениям Е1 дополнительные предложения типа (v/с)2 « 1, ограничив тем самым
область переменных
и параметров. Этот расширенный ряд
предложений преобразуется
Тем не менее такое выведение представляет собой передержку, по крайней мере в следующем. Хотя предложения Ni являются специальным случаем законов релятивистской механики, все же они не являются законами Ньютона... Переменные и параметры, которые в серии предложений Еi, представляющей теорию Эйнштейна, обозначают пространственные координаты, время, массу и т.д., все также содержатся в Ni, но они все-таки представляют эйнштейновское пространство, массу и время. Однако физическое содержание эйнштейновских понятий никоим образом не тождественно со значением ньютоновских понятий, хотя и называются они одинаково... Если мы не изменим определения переменных в Ni, то предложения, которые мы вывели, не являются ньютоновскими. Если мы изменим их, то мы не сможем, строго говоря, сказать, что вывели законы Ньютона... Конечно, приведенная выше аргументация
объясняет,
почему законы Ньютона казались пригодными
для работы." Таким образом, хотя
устаревшую теорию можно рассматривать
как частный случай ее современного
преемника, она должна быть преобразована
для этого. В рассматриваемой
работе, автор приводит и другие
примеры несовместимости
В результате
научной революции изменяется взгляд
ученых на мир. В каком-то смысле можно
сказать, что в результате революции
ученый оказывается в другом мире,
разительно отличающемся от прежнего.
Это происходит вследствие того, что
ученые видят мир своих исследований
через призму парадигмы. Кун сравнивает
изменения взглядов ученых в результате
научной революции с
Кун приводит много примеров такого "изменения виденья мира" в результате научных революций. Это изменение взглядов на электричество в результате изобретения лейденской банки, это переход от теории распространения световых волн через эфир к электромагнитной теории Максвелла, это замена геоцентрической системы в астрономии гелиоцентрической теорией Коперника и т.д.
Часто изменения во взглядах маскируются тем. что результате смены парадигмы не происходит видимого со стороны изменения терминологии науки. Но при вдумчивом рассмотрении оказывается, что в старые понятия вкладывается новый смысл. Так Птолемеевское понятие планеты отличается от Коперниканского, смысл понятия "время" у Ньютона не равнозначен времени Эйнштейна.
Изложенное выше, является одной из причин того, что выбор между конкурирующими парадигмами не может выть решен средствами нормальной науки. Каждая из научных школ, защищая свою точку зрения, будет смотреть на мир через призму своей парадигмы. В таких спорах выясняется, что каждая парадигма более или менее удовлетворяет критериям, которые она определяет сама, но не удовлетворяет некоторым критериям, определяемым ее противниками.
В рамках нормальной
науки, ученый, занимаясь решением задачи-головоломки,
может опробовать множество альтернативных
подходов, но он не проверяет парадигму.
Проверка парадигмы предпринимается
лишь после настойчивых попыток
решить заслуживающую внимания головоломку
(что соответствует началу кризиса)
и после появления
Обсуждая вопрос о выборе новой парадигмы, Кун полемизирует с философскими теориями вероятностной верификации. "Одна из... теорий требует, чтобы мы сравнивали данную научную теорию со всеми другими, которые можно считать соответствующими одному и тому же набору наблюдаемых данных. Другая требует мысленного построения всех возможных проверок, которые данная научная теория может хотя бы предположительно пройти трудно представить себе, как можно было бы осуществить