Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 19:05, реферат
Эпоха между двумя войнами, представляется как время в творческом, духовном отношении исключительно плодотворное. В философии того времени изменение общего чувства жизни проявилось так, что внезапно, совершенно неожиданно была утрачена вера в господствовавшую философию, в ту, что во второй половине XIX века вышла из обновленного критического идеализма Канта.
Введение 3
1. Серен Кьеркегор 12
2. Мартин Хайдеггер 16
3. Карл Ясперс 27
4. Альбер Камю 36
5. Жан Поль Сартр 42
6. Габриэль Оноре Марсель 48
7. Н.А. Бердяев 54
8. Заключение 57
Список использованной литературы 59
В "Бунтующем человеке" в анализе метафизического (философского) и политического бунта Камю движется от морально-нравственной к социально-исторической обусловленности трансформаций бунтующего в абсурдном мире человека. Камю обнажает условия перехода бунта как отказа от бессмысленности и жестокости - в тиранию как примирение с жестокостью. Именно слияние философского (метафизического) и политического бунтов ведет от человеческой солидарности, поиска общих смысложизненных ориентиров к абсолютизму, всезнанию, провиденциализму, террору. В России такая трансформация была предподготовлена, согласно Камю, так называемой "немецкой идеологией", "злыми гениями Европы" Гегелем, Марксом и Ницше, создателями адекватной 20 в. формы государственного нигилизма. Государственная идеология, опирающаяся на государственный террор, ликвидирующая свободу и миллионы жизней, исходит из релятивистского отношения к трансцендентным ценностям и абсолютизации прогрессистского доверия к истории. Камю предостерегал как мыслителей от пророческой позиции в мире, где идея способна трансформировать ткань истории, так и народы, которые делают эти пророчества идеологией своего бунта. Камю находит ограничения бунта в самом человеке, вышедшем из страданий и вынесшем из них бунт и солидарность. Такой человек знает о своих правах, выражает в бунте свое человеческое измерение и сознание неустранимости трагизма человеческого существования. Протест против человеческого удела всегда обречен на частичное поражение, но он так же необходим человеку, как собственный труд Сизифу. Искусство для Камю служит средством спасения от нигилизма. Оно не делает человека счастливым, но человек становится свободным, освобождаясь от иллюзий прогресса, обращаясь к собственной натуре, вглядываясь в несовершенство мира. Анализ искусства у Камю движется от искусства как эстетического бегства от реальности к утверждению эстетики природы и идеалов всеобщности человеческого общения [7, 436 - 437].
Стремясь
разобраться в смысле своей жизни,
человек, по мнению Камю, обращается прежде
всего к окружающему миру. Но чем
пристальнее он вглядывается в природу,
тем более сознает ее глубокое
отличие от себя и ее равнодушие к своим
заботам. Равнодушность и изначальная
враждебность мира не позволяет человеку
понять окружающие вещи, и если идеал понимания
неосуществим, то окружающий мир может
характеризоваться как иррациональный.
Абсурдность «обесчеловеченной природы»,
как утверждает Камю, дополняется бесчеловечностью
людских отношений. Пристальный взгляд
на общество раскрывает его как мир бесправия,
отчуждения, обреченности и равнодушия.
В отношениях между людьми царит жестокая
бессмысленность, и лишь на пороге смерти
человек чувствует себя свободным, умиротворенным
и счастливым. Пытаясь спастись от отчаяния,
человек ищет духовную опору для обретения
надежды и при помощи разума находит ее
в Боге. Однако, считает Камю, это очередной
абсурд, «роза иллюзий», платой за которую
является «метафизическое самоубийство»
- отречение от разума. Поэтому, осознав
равнодушие и безмолвие мира и утратив
веру в Бога, «абсурдный» человек, являющийся
идеалом Камю, приходит к выводу, что источником
всех ценностей и единственным судьей
может быть только он сам. В этой самодетерминации
и выражается свобода человека, которую
у него никто не может отнять и которая
делает его подобным Богу. Именно свобода
выражает «истину человека», придает смысл
человеческой жизни. Идеалом «человеческого
состояния» для Камю является Сизиф, величие
которому придает тот факт, что он знал
о нескончаемости своего труда, но тем
не менее стойко переносил ниспосланную
ему кару и не думал просить богов о прощении.
Поэтому Сизиф являлся свободным человеком,
так как, сознательно подняв бунт против
богов, он сам выбрал свою судьбу. Свобода,
обретенная в бунте, выражает человеческую
солидарность в борьбе против зла, она
порождает у людей стремление к воссоединению
и общению друг с другом. Поэтому бунт
имеет не только индивидуальную, но и общественную
значимость. Но бунт - удел цивилизованного
общества, это дело человека информированного,
обладающего сознанием своих прав. Бунт
возникает прежде всего в таких обществах,
которые отпадают от священного, где люди
живут в «десакрализованной» истории.
Поэтому Камю осуждает революции за «безмерность»,
заявляя, что революционное заблуждение
объясняется прежде всего незнанием и
систематической недооценкой той границы,
которая представляется неотделимой от
человеческой природы и которую правильно
выявляет бунт [6, 359 - 360].
6.
Жан - Поль Сартр
В своей работе «Экзистенциализм – это гуманизм» Сартр писал: «Я хотел бы выступить здесь в защиту экзистенциализма от ряда упреков, высказанных в адрес этого учения. Прежде всего, экзистенциализм обвиняют в том, будто он призывает погрузиться в квиетизм отчаяния: раз никакая проблема вообще не разрешима, то не может быть и никакой возможности действия в мире; в конечном итоге это созерцательная философия, а поскольку созерцание – роскошь, то мы вновь приходим к буржуазной философии. Таковы главным образом обвинения со стороны коммунистов. С другой стороны, нас обвиняют в том, что мы подчеркиваем человеческую низость, показываем всюду гнусное, темное, липкое и пренебрегаем многим приятным и красивым, отворачиваемся от светлой стороны человеческой натуры. Так, например, критик, стоящий на позициях католицизма, – г-жа Мерсье обвиняла нас в том, что мы забыли об улыбке ребенка. Те и другие упрекают нас в том, что мы забыли о солидарности людей, смотрим на человека как на изолированное существо; и это следствие того, что мы исходим, как заявляют коммунисты, из чистой субъективности, из картезианского "я мыслю", то есть опять-таки из такого момента, когда человек постигает себя в одиночестве, и это будто бы отрезает нам путь к солидарности с людьми, которые находятся вовне и которых нельзя постичь посредством cogito. Со своей стороны христиане упрекают нас еще и в том, что мы отрицаем реальность и значение человеческих поступков, так как, уничтожая божественные заповеди и вечные ценности, не оставляем ничего, кроме произвола: всякому позволено поступать, как ему вздумается, и никто не может судить о взглядах и поступках других людей [9, 319]. «…нет ничего несправедливее выдвинутых против нас возражений. Экзистенциализм – это не что иное, как попытка сделать все выводы из последовательного атеизма. Он вовсе не пытается ввергнуть человека в отчаяние. Но если отчаянием называть, как это делают христиане, всякое неверие, тогда именно первородное отчаяние – его исходный пункт. Экзистенциализм – не такой атеизм, который растрачивает себя на доказательства того, что бог не существует. Скорее он заявляет следующее: даже если бы бог существовал, это ничего бы не изменило. Такова наша точка, зрения. Это не значит, что мы верим в существование бога, – просто суть дела не в том, существует ли бог. Человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не может его спасти от себя самого, даже достоверное доказательство существования бога. В этом смысле экзистенциализм – это оптимизм, учение о действии. И только вследствие нечестности, путая свое собственное отчаяние с нашим, христиане могут называть нас отчаявшимися» [9, 344].
Жан Поль Сартр (1905-1980) - французский философ, писатель, один из наиболее значительных представителей французской феноменологии, основатель атеистического экзистенциализма. Отталкиваясь от некоторых идей Декарта, Гегеля, Кьеркегора, Фрейда, Гуссерля, Хайдеггера и (в поздний период творчества) Маркса, Сартр разрабатывает идею специфичности и аутентичности человеческого существования; развивает концепцию бытия, включающую в понятие бытия индивидуальную свободу в качестве его конститутивного элемента; предлагает оригинальные методологические средства анализа и описания этого конституирования как индивидуально-конкретного события в составе универсума, как уникального и незаместимого акта экзистенции в историческом процессе (метод экзистенциального психоанализа, регрессивно-прогрессивный и аналитико-синтетический метод).
Основной философский трактат Сартра "Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии" (1943) посвящен исследованию вопросов: что такое бытие? каковы фундаментальные бытийные отношения между сознанием и миром? каковы онтологические структуры сознания (субъективности), делающие возможными эти отношения? каким способом можно зафиксировать, концептуализировать и расшифровать онтологическую конститутивность человека как конечного, единичного, конкретного существования, т.е. в его бытийной нередуцируемости и самосущественности? В поисках ответов на эти вопросы Сартр исходит из идеи мира как феномена. Мир, непосредственно обнаруживаемый человеком в его жизненном опыте, есть, сложное образование, предварительно (на дорефлексивном уровне) всегда уже структурированное экзистенцией. В нем сознание человека является "всегда уже осуществленным", всегда уже продействовавшим и кристаллизовавшим свою работу в виде "тотальностей". Пытаясь прочесть ее, Сартр вычленяет в мире как феномене "синтетически организованной тотальности", "конкретном" три составляющих его региона. Бытие-в-себе (первый регион) - любая фактическая данность живому сознанию и "есть то, что оно есть". Это - сырые обстоятельства возникновения сознания в их неустранимой случайности, любые эмпирические условия, в которых открывает себя индивидуальное сознание и которые составляют его фактичность (эпоха, географическая, социальная, классовая, национальная принадлежность человека, его прошлое, окружение, место, психика, характер, наклонности, физиологическая конституция и проч.). Второй регион - живое сознание (бытие-для-себя). Его онтологический статус состоит в том, что, будучи обнаружением и раскрытием данного, сознание является "ничто", пустотой, отрицанием, неантизацией себя самого и мира, постоянной утечкой, присутствием с миром и с самим собой, "несубстанциальным абсолютом", автономно проектирующим себя в мире к своим возможностям и осознающим свое авторство. Термин "неантизация", введенный Сартром, не означает уничтожения (аннигиляции) сознанием данного; это как бы окутывание данного сознанием ("муфтой ничто"), дистанцирующее и нейтрализующее движение сознания, подвешивающее данное в неопределенности внутри проекта как "несуществующего". Актом проектирования себя сознание пытается избавиться от случайности своей фактичности и существовать "на собственных основаниях"; тем самым человек изобретает свой собственный способ быть в мире, среди вещей и др. Свобода, таким образом, противопоставляется случайности (данного как "существования без основания"). Она определяется как автономия (своезаконность), усилие человека самоопределиться в том, что ему просто дано, давая самому себе эту данность, т.е. постоянно возобновляя ее в пространстве своей собственной интерпретации, вступая в определенное отношение к ней, придавая ей определенный смысл своим выбором. Это позволяет Сартру трактовать индивида в качестве автора всех значений своего опыта и всех своих поведений. Будучи самосознательным, сартровский человек свободен, вменяем и тотально ответственен за мир и себя в нем. Появление в мире "основания", или "разжатие бытия" как возникновение в нем отношения человека к данности, Сартр называет онтологическим актом свободы, выбором человека, фонтанированием сознания в универсуме, "абсолютным событием", происходящим с бытием. Человек проектирует себя под знаком самопричинности как ценности. Это "недостающее" сознанию есть третий, идеальный регион, имплицированный в понятии мира как феномена. Лишь благодаря обнаружению и раскрытию сознанием бытия-в-себе, этому неантизирующему, проектирующему, означивающему и тотализирующему посредничеству сознания (синтезу данного в единстве проекта) "имеется само бытие", рождается мир, личность и ценность [7, 927 - 928].
Главная
особенность сартровского экзистенциализма
выражена в том, что возникновение
человеческой реальности есть «абсолютное
событие», к которому не применимы никакие
генетически-казуальные объяснения. Отсюда
одно из первых положений Сартра - «Человек
есть ничто». Ничто в мире не может стать
причиной человеческого «бытия для себя».
Невозможно провести непрерывную эволюционно-историческую
линию постепенного превращения нечеловеческого
мира в человеческую реальность. Человеческое
бытие - это как раз и есть прерыв непрерывности
тусклого, стерильного «бытия в себе»,
это «дыра в недрах бытия» и совершенно
иной способ зависимости, выраженный в
«избегании казуального порядка мира».
Человеческое бытие, таким образом, неопределенно.
Нет такого предмета и процесса в мире,
указав на которые, можно было бы сказать,
что «это человеческое бытие». Отсюда
проистекает вторая особенность сартровского
экзистенциализма, выраженная в характеристике
человеческой свободы. Человек свободен,
именно потому, что у него нет «природы»,
которая бы могла предопределить способы
его поведения и жизнедеятельности. Только
от самого человека зависит, каким он будет
и каков будет мир, в котором в этом случае
ему приведется жить. Человеческая природа
- ни добра, ни зла, она прежде всего свободна.
Подобная трактовка специфики «бытия
для себя» заставляет Сартра констатировать
«парадокс свободы», проистекающий из
того, что человек находится в независимой
реальности, с которой он должен считаться.
Признавая важность этого обстоятельства,
Сартр пытается доказать, что сопротивление
человека внешним препятствиям имеет
значение только в свободном выборе и
через свободный выбор. Человек может
и должен полагаться только на себя, не
уповать ни на какие внешние обстоятельства.
Человек выбирает сам, один, полностью
принимая на себя все возможные последствия
своего деяния, не имея надежной опоры
ни вне, ни внутри себя. В самореализации
свободы исключительно важная роль отводится
человеческому сознанию, позволяющему
из феномена неопределенности вычленить
три его значения. Сознание позволяет
человеку выбирать цели действия; затем
оно формирует способность действовать
ради достижения этих целей; и, наконец,
оно прививает способность достигать
поставленной цели. Однако не следует
отождествлять свободу с сознательной
постановкой целей. Свобода утверждается
отнюдь не в них, а в так называемом изначальном
выборе, или изначальном проекте. В этом
и есть трагичность человеческого существования.
Изначальный выбор возникает неизвестно
каким образом, с первого момента появления
человека на свет. Однако в дальнейшей
жизни человек сознательно ставит перед
собой такие цели, которые идут вразрез
с этим выбором, и поэтому они обречены
на неудачу. Хотя Сартр заявляет, что человек
постоянно возобновляет свой выбор, но
это лишь повторение ситуации с неумолимостью
рока, от которого невозможно освободиться.
Ничем не обусловленная свобода имеет
и другой негативный аспект, составляющий
содержание экзистенциального переживания
- чувство тревоги. Человек страшится своей
безосновной свободы, он боится быть единственным
источником ценностей, ему тяжко вынести
все бремя ответственности, он пытается
«списать» свои действия на якобы не зависящие
от него объективные причины. Но и в этом
случае любая маска, любая роль - результат,
в конечном счете, свободного выбора; человек
- безусловный автор своего деяния. На
протяжении всей человеческой жизни свобода,
таким образом, всегда есть ответственность,
утверждающая себя в формировании, «несмотря
ни на что», личной позиции. Это утверждение
находит свое завершение в известном сартровском
положении о том, что человек должен действовать
так, как будто ему надлежит заменить собой
недостающего Бога [6, 357 - 358].
7.
Габриэль Оноре Марсель
Габриэль Оноре Марсель (1889- 1973) - французский философ, основоположник католического экзистенциализма, профессор в Сорбонне. В 1929, в 40-летнем возрасте, принял католическое вероисповедание. После осуждения экзистенциализма папской энцикликой 1950 как учения, несовместимого с католической догматикой, Марсель окрестил свое учение "христианским сократизмом, или неосократизмом".
Основные философские произведения: "Метафизический дневник" (1925), "Быть и иметь" (1935), "Человек - скиталец" (1945), "Люди против человеческого" (1951), "Метафизика Ройса" (1945), "Таинство бытия" (в 2-х томах, 1951), "Эссе по конкретной философии" (1967) и др. Все сочинения Марселя состоят из фрагментарных размышлений, дневниковых записей. И это не просто стилистическая особенность формы, такой характер изложения обусловлен фундаментальными принципами его философии. Он связан прежде всего с традиционной для христианских мыслителей формой исповеди, откровенным раскрытием сомнений и метаний мысли на пути к Богу. Цель исповеди - передать интимную жизнь мысли, ее истинную экзистенцию, которая сегодня совсем другая, нежели та, что была вчера и что будет завтра.
Философия существования, раскрывающая подлинную сущность экзистенции человека, должна излагаться не мертвым языком абстракций, а так, чтобы звучал "одинокий голос человека", слышимый "здесь" и "теперь". Будучи убежденным католиком, Марсель в то же время отрицал томизм как рационалистическое учение, пытающееся примирить веру с позитивной наукой. Существование Бога следует выводить из существования человека, тайны, которая заложена в человеческой психике. Если истина не совпадает с ортодоксальной верой - тем хуже для ортодоксии. Марсель построил свою собственную, оригинальную систему философских категорий, возведя в ранг категорий некоторые житейские понятия. Бытие и обладание, воплощение, трансцендентное и онтологическое, верность и предательство, мученичество и самоубийство, свобода и подчиненность, любовь и желание, надежда и отчаяние, свидетельство и доказательство, тайна и проблема - таковы словесные выражения тех обобщений, к которым мысль философа возвращается постоянно при всех бесчисленных поворотах ее свободного, принципиально недетерминированного движения. Почти все эти категории парные, но они выражают не единство противоположностей, как в диалектике Гегеля, а противопоставленность двух миров - мира онтологического и мира трансцендентного. Первый из них образуется связями, ощущениями и чувствами человеческого тела и базирующимся на них сознанием. Вещи обладают непроницаемостью лишь по отношению к телу. Тело обладает качеством абсолютного посредника, помимо которого мы не имеем никакой информации об окружающем нас мире. Явленный через тело, этот мир выступает для нас как мир онтологический, как то, что существует независимо от нас. В акте трансцендирования, противоположном онтологическому, осуществляется соединение человека с иным миром, постигается зависимость души человека от Бога.