Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 19:05, реферат
Эпоха между двумя войнами, представляется как время в творческом, духовном отношении исключительно плодотворное. В философии того времени изменение общего чувства жизни проявилось так, что внезапно, совершенно неожиданно была утрачена вера в господствовавшую философию, в ту, что во второй половине XIX века вышла из обновленного критического идеализма Канта.
Введение 3
1. Серен Кьеркегор 12
2. Мартин Хайдеггер 16
3. Карл Ясперс 27
4. Альбер Камю 36
5. Жан Поль Сартр 42
6. Габриэль Оноре Марсель 48
7. Н.А. Бердяев 54
8. Заключение 57
Список использованной литературы 59
Центральные
понятия философии Марселя - бытие
и обладание. Это тоже взаимно
исключающие друг друга, внеположенные
друг другу категории. Центральное
противоречие человеческой жизни - противоречие
между "быть" и "иметь". Я имею
- значит, я целиком погружен в онтологический
мир, отягощен материей, собственностью,
телесной жизнью, заслоняющей для меня
подлинное бытие, Бога, бытие в Боге. Наиболее
ярким примером обладания является собственность.
Наша собственность нас поглощает. Она
поглощает наше бытие, отнимает у нас свободу,
давая вместо нее лишь видимость свободы.
Нам кажется, что собственность принадлежит
нам, на самом деле мы принадлежим ей. Наши
действия постоянно обременены собственностью,
заботой о теле, его потребностях. Произвольное
принятие решений в мире обладания еще
не есть подлинная свобода. Истинная свобода
как раз и заключается в том, чтобы стать
самим собой, преодолеть подчинение обстоятельствам,
а это значит - вернуться душой к Богу,
частицей которого мы в действительности
являемся. Противоположность между обладанием
и бытием отчетливо проявляется в противоположности
между желанием и любовью. Желание есть
стремление обладать чем-то чуждым, отчужденным:
чужим телом, чужими вещами, какими-то
чужими качествами и т.д. Любовь преодолевает
противоположность себя и другого, переносит
нас в сферу собственного бытия. Примером
стремления к обладанию является и жажда
власти. Коммунизм попытался уйти от обладания
в форме власти вещей, но погряз в стремлении
к обладанию в виде почти неограниченной
власти и государства над людьми. Одним
из самых опасных типов обладания, является
идеология - власть над идеями и мыслями
других людей. Идеолог - раб тирана, помогающий
обладать мыслями и стремлениями других
рабов. Даже обладание своим телом, обладание
собственным сознанием делает нас другими,
не такими, каковы мы в себе. Первый объект,
с которым человек себя отождествляет,
- это его тело, образец принадлежности.
Осознание своей воплощенности, т.е. мистической
связи духа с телом, своей несводимости
к телу и воплощенному в нем сознанию,
- исходный пункт экзистенциональной рефлексии,
благодаря которой человек выходит к осознанию
своего истинного бытия. Экзистенциальный
взгляд на реальность становится возможен
только как осознание себя в качестве
воплощенного. Телесность означает вписанность
в пространство и время, она предполагает
временность человека, его постоянное
приближение к смерти. Неизбежность смерти
и связанные с нею бесчисленные несчастья,
подстерегающие человека на его жизненном
пути, нередко повергают его в отчаяние.
Но метафизические корни пессимизма и
неспособности к преодолению отчаяния
служением Богу, по мнению Марселя, совпадают.
Способом такого преодоления является
надежда. Надежда возлагается на то, что
не зависит от нас, что в реальности есть
нечто, способное победить несчастье,
что существует нечто трансцендентное,
несущее нам спасение. Надежда возможна
только в мире, где есть место чуду. Истоки
"реки надежды" не находятся непосредственно
в видимом мире. Нельзя указать ни на какую
технику осуществления надежды. Надежда
есть порыв, скачок, призыв к союзнику,
который есть сама любовь. Потеря надежды
приводит человека к самоубийству. Мысль
о самоубийстве заложена в самом сердце
человеческой жизни, которая в силу погруженности
в обладание видится себе лишенной смысла.
Условия, в которых возможна надежда, строго
совпадают с условиями, приводящими в
отчаяние. Во власти человека положить
конец если не самой жизни в ее глубинном
понимании, то, по крайней мере, ее конечному
и материальному выражению, к которому,
по мнению самоубийцы, эта жизнь сводится.
На самом деле самоубийство представляет
собой не отказ от обладания жизнью, а
отступничество от подлинного бытия, его
действенное отрицание, предательство
Бога в себе. Абсолютной противоположностью
самоубийству является мученичество.
Если самоубийца действенно отрицает
Бога и закрывается от него, то мученик
действенно утверждает Бога и открывается
ему. Христианская идея умерщвления плоти
также должна быть понята как освобождающая
смерть. Но самоотверженная душа совершает
действия, коренным образом отличающиеся
по своей сути от души, погрязшей в эгоизме.
Она не только является самой свободной,
но и несет свободу другим. Впадение в
зло, грех, проявления эгоизма, насилие,
убийство и самоубийство означают предательство
подлинной сущности человека, предательство
Бога внутри него. Верность Богу приводит
человека на трудный путь служения ему,
на путь добра. Кажется, сама структура
нашего мира рекомендует нам отступничество
от Бога. Теперь, когда рассеялись иллюзии
19 в. о взаимосвязи добра и прогресса, сами
обстоятельства подстрекают к предательству.
Но именно поэтому 20 в., с религиозной точки
зрения, - привилегированная эпоха, в которую
предательство, присущее этому миру, открыто
проявляет себя. Тотальное насилие, распространившееся
в мире, ставит человека в ситуацию постоянного
испытания его верности самому себе. Испытания
на верность, посылаемые каждому человеку
в течение его жизни, предполагают невозможность
рациональных доказательств бытия Бога,
исходящих из анализа мира обладания.
К Богу ведет не доказательство, а свидетельство,
и в природе всякого свидетельства заложена
возможность быть подвергнутым сомнению.
Доказательства бытия Бога суть попытки
превратить тайну этого бытия в рационально
разрешимую проблему. Но между таинственным
и проблематичным существует онтологическое
различие, обусловленное тем, что они принадлежат
разным мирам. Эпистемологи, как и позитивисты,
вообще не замечают тайны познания, они
попытаются трансформировать их в проблемы.
Проблема - это то, с чем сталкивается познание,
то, что преграждает ему путь. Напротив,
тайна есть то, во что человек вовлечен
сам. Зона природного совпадает с зоной
проблем. Прогресс существует лишь в сфере
проблем. Постоянная связь существует
между проблемностью и техникой. Всякое
же индивидуальное бытие есть символ и
выражение трансцендентной тайны. Оно
погружено в мир, который превосходит
всякое понимание. Поэтому научная психология
не дает подлинного постижения человека,
она рассматривает каждого человека не
как "я", а как "он", как живой
объект, который функционирует определенным
образом. Человек есть свобода, а не только
природа; тайна, а не только совокупность
проблем. Всегда можно логически и психологически
свести тайну к проблеме, но это будет
порочная процедура. Субъектом научного
познания является мышление вообще, сознание
как таковое. Но тайна человека может быть
постигнута только всей полнотой существа,
вовлеченного в драму, которая является
его собственной. Тайна бытия может открываться
существу только в состоянии сосредоточения.
Это медитативное состояние глубинной
сосредоточенности позволяет ощущать
свою свободу и свою связь с Богом. Молитва
Богу является единственным способом
мыслить о нем. Конкретные подходы к онтологической
тайне следует искать не в логическом
мышлении, а в выявлении духовных данностей
- таких как верность, надежда, любовь.
Именно сосредоточенность на собственных
духовных особенностях позволяет нам
познавать самих себя [7, 602 - 604].
8.
Н. А. Бердяев
Бердяев Николай Александрович (1874 - 1948) — философ и публицист. Среди основных его трудов следует отметить: «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии» (1901), «Философская истина и интеллигентская правда» («Вехи», 1989), «Духовный кризис интеллигенции. Статьи по общественной и религиозной психологии» (1910), «Философия свободы» (1911), «Душа России» (1915), «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916), «Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности» (1918), «Философия Достоевского» (1921), «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы» (1923), «Философия неравенства» (1923), «Философия свободного духа» (1927 - 1928), «Новое средневековье» (1934), «Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения» (1934), «Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности» (1937), «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация» (1947), «Самопознание. Опыт философской автобиографии» (1949), «Царство духа и царство кесаря» (1949), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1955) и др.
Анализируя философские взгляды Н. А. Бердяева, В. В. Зеньковский разделяет все его творчество на 4 периода, но эти периоды, поясняет В. В. Зеньковский, выражают не столько (хронологически) разные ступени в философском развитии Н. А. Бердяева, сколько разные аспекты его философии. Каждый период (аспект), пишет он, можно характеризовать по тому акценту, который его отличает, но это вовсе не исключает наличности в данном периоде построений и идей, акцент которых придется уже на другой период. Первый период выдвигает на передний план этическую тему. Второй отмечен религиозно-мистическим переломом в Бердяеве, и религиозно-мистическая тема дальше не выпадает из его сознания. Третий период определяется акцентом на историософской проблеме (включая и характерный для последних лет Бердяева вкус к эсхатологии). Наконец, четвертый период (или четвертый акцент) связан с его персонал истическими идеями. К этим четырем акцентам надо еще прибавить несколько «центральных» идей. Их собственно две: 1) принцип объективации и 2) «примат свободы над бытием», но по существу это суть идеи, связанные с персоналистическими построениями Бердяева.
В основе философского мировоззрения Н. А. Бердяева лежит различение мира призрачного (это «мир» в кавычках, эмпирические условия жизни человека, где царствует разъединенность, разорванность, вражда, рабство) и мира подлинного (мир без кавычек, «космос», идеальное бытие, где царствует любовь и свобода). Человек, его тело и дух находятся в плену у «мира», призрачного бытия. Задача же человека состоит в том, чтобы освободить свой дух из этого плена, «выйти из рабства в свободу, из вражды «мира» в космическую любовь». Это возможно лишь благодаря творчеству, способностью к которому одарен человек, поскольку природа человека есть образ и подобие Бога-творца. Свобода и творчество неразрывно связаны: «Тайна творчества есть тайна свободы. Понять творческий акт и значит признать его неизъяснимость и безосновность» [2, 369].
Таким пониманием человека определяется подход Н. А. Бердяева к проблеме общественного прогресса. Он не признавал теорий, рассматривавших личность прежде всего как частицу общества, видевших исторический смысл ее существования в выполнении социальных функций и в конечном счете в том, что сделано данной личностью для последующих поколений.
Говоря
о предмете и характере философского
познания, Н. А. Бердяев подчеркивал
трагичность положения
Заключение
В 60-70-е годы 19 века экзистенциализм, став одним из самых популярных направлений западной философии, приобретает множество последователей и сторонников по всему миру. Особенно восприимчивой к его идеям оказывается художественная интеллигенция и студенческая молодежь. Важное значение для человечества конца двадцатого века имели предупреждения экзистенциализма против безоглядной веры в науку и технику, против недобросовестности приспосабливающегося к экономическим и социальным реалиям сознания (т.е. против конформизма). Экзистенциализм по-новому и весьма продуктивно поставил и разрешил проблему свободы человека, выбора жизненных путей.
Экзистенциалистская философия — оптимистична, несмотря на пессимистическую окраску некоторых своих положений. Она оптимистична, так как учит, что становление человека происходит не тогда, когда он замыкается в себе, изолирован от других, а когда он преследует какую-либо цель вне себя. В этой связи именно экзистенциализм показывает, что человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не может его спасти от себя самого. Экзистенциализм тем самым освобождает человека от всех надежд и иллюзий, что он может стать свободным благодаря чему-то вне себя самого. Именно экзистенциализм учит, что каждый человек должен внести свой индивидуальный, особый вклад в общее творчество и созидание совместной жизни людей. Только в этом случае деятельность всех людей может стать взаимно дополняющей, создающей единое целое, вместо повторения одних и тех же действий. Не вызывает сомнения и то огромное влияние, которое оказала и оказывает экзистенциалистская теория на понимание значения внутреннего мира человека, необходимости культуры самосознания, ответственности человека перед собственным "Я". Все эти вопросы, поставленные экзистенциализмом, сегодня привлекают исключительное внимание различных философских школ и других областей и направлений гуманитарного знания. Оценивая в целом весомый вклад экзистенциализма в развитие философии человека, нельзя не видеть весьма существенного, присущего ей, недостатка. Рассматривая человека самосознающим существом, экзистенциализм, к сожалению, не учитывает ни естественной, ни общественной объективной истории его развития. Между тем, именно история создает людей и именно в ходе ее изменяется тот мир, частью которого являются все люди и социум, и природная среда, которым они обусловлены и сами его обусловливают. Поэтому философия и Ж. П. Сартра, и Н. А. Бердяева, и всех других экзистенциалистов по своему воплощению трансисторична, ибо формулируемые в ней принципы человеческого существования считаются действительными для любых времен При таком подходе существование человека не связывается с конкретной исторической эпохой, что вполне естественно приводит к отрицанию природных и социальных "стартовых площадок" в развитии личности, реальных причин отличий ее бытия от бытия других людей. Экзистенциализм отразил в своей философии состояние сознания, переживаний людей в современном мире, тем самым он во многом обнажил и объяснил те противоречия, с которыми сталкивается человек в этом мире [11, 152].
Список использованной литературы
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003
2. Бердяев Н.А. Смысл творчества //Философия свободы. – М., 1989
3. Бердяев Н.А. Я и мир объектов //Философия свободного духа. – М., 1994
4. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного //Введение к работе М.Хайдеггера "Исток художественного творения". – М.: Искусство, 1991
5.
Гайденко П.П. Человек и
6.
История философии: Учебное
7.
История философии:
8.
Руткевич А. Философия А.Камю //Камю
А. Бунтующий человек.
9. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм //Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1989
10.
Суханцева В.К. Мартин
11. Философия XX века: Учебное пособие. – М.: ЦИНО общества "Знание" России, 1997
12. Хайдеггер М. Бытие и время. – М., 1997
13. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991
14. www.philosophy.ru /Словарь культуры XX века