Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:16, реферат
Ни об одной культуре вплоть до Нового времени нельзя было сказать, что стержнем и основой её развития
был поиск индивидуальности, стремление уяснить и обосновать независимое достоинство особого
индивидуального мнения, вкуса, дарования, образа жизни, то есть самоценность отличия. Получив первые
импульсы в итальянском Возрождении, пройдя череду сложных превращений в XVII веке, лишь в конце эпохи
Просвещения эта идея вполне сформировалась и в прошлом столетии стала строить себе дорогу на европейской
почве, понемногу утрачивая дерзкую непривычность.
Философия эпохи
Просвещения
Возрождение
Ни об одной культуре вплоть до Нового времени нельзя было сказать, что стержнем и основой её развития
был поиск индивидуальности,
стремление уяснить и
индивидуального мнения, вкуса, дарования, образа жизни, то есть самоценность отличия. Получив первые
импульсы в
итальянском Возрождении,
Просвещения эта
идея вполне сформировалась и
в прошлом столетии стала
почве, понемногу
утрачивая дерзкую
Идея “индивидуальности” , как это ни кажется странным, была неизвестна всем традиционалистским
обществам, включая и греко-римскую Античность. Само это слово “индивидуальность” , как и слово “личность” ,
появилось каких-то
двести-триста лет назад.
индивидуальности, которое по необходимости не могло быть незнакомо любой культуре, поскольку отражало
биосоциальную данность.
Эта фундаментальная надысторическая данность заключена в том простом факте, что человечество состоит
из людей... Из
этого фундаментального факта
делались следующие два
утверждалось, что
человеческая природа подобно
природе всего живого
индивидов, между их лицами, голосами, жестами нет полного сходства, так и души их, темпераменты, нравы и
склонности предстают похоже-непохожими. Пытались обозреть и упорядочить это разнообразие, относя каждого
человека к
известной разновидности и
роде и объяснить своеобразие, сводя его к общему.
Во-вторых, разумность сознания, совести, сооплодотворённое идеей индивидуальности, понималось как
знание (весть)
лишь в голове одного человека.
И одновременно как
сознаний, перекатывающееся через них и словно бы уносящее их в своём вечном потоке. Однако всякая малая
индивидная толика мировой разумности считалась больше всего целого, ибо вмещала его в себя и порой пыталась
добавить к
нему ещё нечто - с собою.
Любая культура не могла не
задумываться над этой
сознания, над
отношением к ней всеобщего
Духа и отъединённого
В этих рамках
двигалось ренессансное
“Индивид” - слово, которое изначально определяет одного человека через его несамостоятельность, через
его удел, производность. Существование карпускул человечества создавало проблему для сознания людей, чья
жизнь была неотделима от рода, общины, конфессии, корпорации и чья духовность нуждалась в абсолютной точке
отсчёта. Индивидность существования была очевидностью, но очевидностью пугающей! От мнимой психической
атомарности,
от поверхности вещей мысль
упорно сворачивала к тому, что
отдельный человек подлинен
постольку, поскольку поставлен в общий ряд и даже в конечном счёте сливается с мировым субстанциональным
началом. В
этом плане истинно и
При всех подробностях
европейских (античных или
оказавшихся столь существенными на переходе к Носому времени, когда региональные своеобразия были
исторически востребованы, использованы и когда впервые возникли понятия “Восток” и “Запад” - До тех пор
отдельность “Я” или оценивалась отрицательно, или, во всяком случае, “Я” никак не воспринималось само по себе,
но лишь в контексте некой причастности. Социальная и метафизическая общность - вот альфа и омега
характеристики
каждого индивида. Из неё, абсолютной
и авторитарной инстанции,
возвращалось всякое выделение из толпы. Это не означает, будто никто не выделялся. Напротив, превосходство
поощрялось. Достаточно
вспомнить об олимпийских
эллионов, о римских “триумфах” и прочих почестях выдающихся граждан. В этой связи приходят на память
средневековые воинские, а позже, и поэтические турниры, наконец церковные жития и беатификации юродивые и
святые.
Выделенность античного героя, атлета, полководца или ритора, как и избранность средневекового
праведника, есть
вместе с тем наибольшая
общепринятого
- определённая образцовость, то
есть нечто противоположное
индивидуальностью в эпоху Возрождения.
Понятия “индивидуальности”
и “личности” прорастали в
Новое время с известной
обиходе смешиваясь, словно синонимы. Являясь культурными, социальными, логическими проекциями
радикально изменившегося отношения между индивидом и обществом, индивидом и миром, эти понятия во
многом родственны, но в целом, в сущности своей они различны.
В идее индивидуальности
наиболее непосредственно
новая экономическая
и политическая реальность
“индивидуальность” , обнимающее все сферы жизни, от государства до бытового разнообразия, оплодотворяется
пафосом единственности и оригинальности каждого индивида, прямо сопряжено с утверждающимся в это время
принципом индивидуальной свободы.
Разрабатываемый в эту эпоху идеал социальности - это модель индивида, а не общества, это образ
чувствительной реальности, пронизанной высшим мировым смыслом, это сквозная идея комизации
(“универсализации” ) человека и окультуривания всего земного бытия, в центре которого он стоит. Со временем,
когда ход истории
обнаружил, что, исходя только
из самодеятельности
внутренних возможностей
и доблести, нельзя построить
счастливое существование,
ренессансный
идеал социальности начал
Французское просвещение
Проблема человека занимает одно из центральных мест в философии французского Просвещения. Решалась
она преимущественно
с позиций открытого
позиций деизма,
точнее деистской формы
Свое понимание
человека французские
антропологии, решительно
отвергали дуалистическую
материальной
субстанции и нематериальной, бессмертной
души. Что касается философов-
например, допускал бессмертие души и загробное воздаяние, тогда как Вольтер отрицал, что душа бессмертна, а по
поводу того, возможна
ли "божественная справедливость"
в загробной жизни,
"благоговейное молчание".
В истолковании человеческой природы Вольтер выступил противником Паскаля, отвергая не только его
дуализм, но и главную мысль философа, что человек - одно из наиболее слабых и ничтожных существ в природе,
своего рода "мыслящий
тростник". Люди не так жалки
и не так злы, как полагал
Паскаль, подчеркивает Вольтер.
Идее же Паскаля
об одиночестве и
общественном существе, стремящемся к образованию "культурных сообществ". Не приемлет Вольтер и
паскалевское осуждение человеческих страстей, эгоизма. "Любовь к себе", другие влечения и страсти являются,
согласно Вольтеру,
первопричиной всех
приводит к
образованию процветающих
Стремление к
последовательно
выражение в сочинениях Ламетри, Дидро и Гельвеция, извлечения из которых публикуются в настоящем издании.
Лейтмотивом их
философской антропологии
зависимости "способностей души", всех психических процессов, начиная с ощущения и кончая мышлением, от
нервной системы
и мозга, от состояний "
рассматривалась
как причина прекращения всей
психической деятельности
закономерное
завершение земной жизни,
Материалистическое
решение психофизической
религиозно-философский дуализм, отличалось вместе с тем механицизмом. Более всего он выступает в сочинении
Ламетри "Человек- машина". Однако механицизм французских материалистов не следует трактовать буквально,
упрощать их
воззрения на человека. Последний
понимался не как обычный
инструмент природы,
наделенный способностью
проявляли философы-
субстрата психики.
В еще большей
степени, чем Вольтер,
эмоциональную
природу человека, роль личного
интереса в деятельности людей.
Гельвеция. "Чувственные
впечатления, себялюбие,
Маркс о Гельвеции, - составляют основу всей морали. Но было бы ошибкой считать, что человек Гельвеция - это
закоренелый эгоист и себялюбец. Ведь речь шла у него о "правильно понятом личном интересе", который
предполагает разумное сочетание интереса отдельной личности, или "частного интереса", с интересом общества,
или "общественным интересом". Подобный "разумный эгоизм" вовсе не исключал стремления человека к "общему
благу", к "общественному счастью". Таким образом, "эгоистическая мораль" французских материалистов XVIII в., как
нередко ее именуют, не только не была чужда. общечеловеческим нравственным ценностям, а напротив,