Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:16, реферат
Ни об одной культуре вплоть до Нового времени нельзя было сказать, что стержнем и основой её развития
был поиск индивидуальности, стремление уяснить и обосновать независимое достоинство особого
индивидуального мнения, вкуса, дарования, образа жизни, то есть самоценность отличия. Получив первые
импульсы в итальянском Возрождении, пройдя череду сложных превращений в XVII веке, лишь в конце эпохи
Просвещения эта идея вполне сформировалась и в прошлом столетии стала строить себе дорогу на европейской
почве, понемногу утрачивая дерзкую непривычность.
предполагала гуманизацию межличностных отношений.
Дидро занимал в этом вопросе несколько иную позицию. Он разделял теорию врожденного морального
чувства, примыкая
к сенсуалистической и
Важнейшим проявлением
морального чувства, которым
добродетели, к взаимной любви и поддержке. Но прирожденная склонность к добру не исключает, по его мнению,
необходимость
морального воспитания. Последнее
развивает и укрепляет "
у людей высокие нравственные качества.
В целом учение
французских философов-
демократическую
направленность, оказало значительное
влияние на дальнейшее
антропологии.
Английское просвещение
Философская мысль Британии во второй половине ХVII-ХVIII вв. развивалась под доминирующим
влиянием идей
Гоббса, Локка, Юма. Далеко не
последнее место в их
Гоббс, которого можно считать одним из ранних просветителей в Англии, выводил "природу человека" из
жизненных влечений
и практических интересов
богатству, почету,
славе. Люди действуют, по
правило, эгоистическими
устремлениями. Поэтому и
людьми, положить
конец которым может и должно
установление мощной
четких законов, обязательных для всех без исключения граждан.
Государство выступает
в политической теории Гоббса
продуктом общественного
процветания членов
общества, дает возможность каждому
человеку реализовать те права,
"от природы":
правом на жизнь, на
государства,
Гоббс вместе с тем не
свободы выбора
местожительства, рода занятий,
Вслед за Гоббсом
Локк также рассматривает
отличие от
своего предшественника он
моральные критерии поведения людей в обществе. Не гражданские законы, а нормы нравственности, которые
устанавливаются "по скрытому и молчаливому согласию", должны быть, по мнению Локка, естественным
регулятором межличностных
отношений. Он обращает
большая их часть одобряет не порок, а добродетель. Правда, Локк тут же указывает на полезность добродетельных
поступков для
людей, их необходимость для
сохранения и укрепления
конечном счете для всех членов общества.
Юм, в отличие
от Гоббса и Локка, признавал
как принцип "всеобщей
эгоистические основы природы человека. "Большая часть человечества, - замечал он, - колеблется между пороком
и добродетелью".
И хотя люди достаточно
питают друг к другу. К тому же в обществе осуществляется "взаимный обмен добрыми услугами", который в еще
большей степени скрепляет социальные узы.
В свойственной
ему скептической манере
нематериальную
и неуничтожимую субстанцию
вовсе не значит,
что Юм склоняется к
бы его к отрицанию бессмертия души. Он же предпочитал позицию философского скептицизма, результатом чего
явился его агностицизм.
В сочинениях Гоббса, Локка и Юма, извлечения из которых публикуются в настоящем издании,
исследуются различные аспекты проблемы человека, рассматриваются многообразные проявления его телесной и
духовной жизни.
Немецкое просвещение
В отличие от французского немецкое Просвещение в целом не обращалось к традиционным
антропологическим
сюжетам. Нет в представленных
нами философских текстах
человеческой
природе или человеческой
то о нравственном прогрессе человечества, то о гуманности. Собственно антропологическая тема кажется
размытой, трудно извлекаемой из комплекса философского знания.
Между тем именно
в немецком Просвещении
самостоятельную область философской рефлексии наряду, скажем, с теорией познания или этикой. Знаменитые
кантовские вопросы: "Что я могу знать? ", "Что я должен делать? ", "На что я могу надеяться? " были подготовлены
предшествующей
философской рефлексией, сложным
восхождением к постановке
Немецкие просветители
рассматривали себя в качестве
своеобразных миссионеров
открыть людям
глаза на их природу и
Ренессансный
идеал свободной личности
только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. В эпоху Возрождения человек, осмысливавшийся как
абсолютное основание
для природы, общества и
социальностью,
с общественной идеей.
связей. В центре их внимания- проблемы наилучшего общественного устройства, разработка программ
общественных преобразований, максимально соответствующих человеческой природе.
Что же является
главным, определяющим, по их мнению,
в человеческой природе?
убеждены, что всепроникающий разум - державная черта, определяющее качество человека. Особенно
рационалистично раннее Просвещение. Это век рассудочного мышления. Однако постепенно наступает
разочарование. Возникает вопрос: "Существуют ли пределы разума? " Тогда спасения ищут в "непосредственном
знании", в чувствах, в интуиции, а где-то впереди виднеется и диалектический разум. Но до тех пор пока любое
приращение знания
принимается за благо, идеалы
Просвещения остаются
Еще один характерный признак Просвещения - исторический оптимизм. Он основывается на
представлении о разумности человека, на убеждении, что в человеческой природе масса прекрасных,
положительных задатков. Что касается пороков, дурных поступков, страстей, то они преодолимы, изживаемы. Нет
такой стороны человеческой натуры, которую нельзя облагородить, следуя меркам разума. Отсюда идея прогресса
как возможность
бесконечного
изменения социальности на пути поиска наилучших форм человеческого существования.
Идея прогресса
- вообще завоевание эпохи.
самооправданием.
Античность знать ничего не
хотела о своих
появление на
счет высших предначертаний. Даже
Ренессанс, выступивший
предшествующих культур, считал своей задачей не стремление вперед, а возвращение к первоистокам.
Просвещение впервые осознало себя новой эпохой. Отсюда было уже рукой подать до историзма как типа
мышления. И хотя не все просветители поднялись до исторического взгляда на вещи, его корни лежат в этой эпохе.
В немецкой философии начало Просвещения связано с именем Христиана Вольфа (1 679 - 1 754) ,
систематизатора
и популяризатора учения
основные области философского знания. Вольфионцы были убеждены в том, что распространение образования
незамедлительно
приведет к решению всех
пиететом перед
христианской верой, которой
уделил должного
внимания антропологическим
Видным представителем вольфианской просветительской философии в свой ранний, "докритический"
период выступает Иммануил Кант (1724 - 1804) . В его творчестве можно проследить определенную эволюцию от
проблем естествознания и общей "метафизики" к проблеме человека. Прежде чем поставить общие
фундаментальные
вопросы о предназначении
темам - к грезам духовидца Свёденборга, к миру человеческих чувств, к оценке национальных особенностей
людей.
Эволюция раннего
Канта протекала под влиянием
Руссо. Книгам французского
освобождением
от предрассудков кабинетного
ученого. Его интересуют
человеческого
существования. Реальный
обнаруживает, что
это весьма интересный объект
философской рефлексии.
он рассматривает как своего рода революцию в мышлении.
Наиболее характерная
работа для этого периода "
(1764) . Этот трактат,
выдержавший восемь
Философ выступает
в необычном для него жанре
- как эссеист. Его слог
автор охотно
прибегает к иронии. Выбор такого
литературного письма не
человеческих
чувств. Выразить жизнь эмоций
гораздо труднее, чем
трактате много образов, а строгие дефиниции отсутствуют.
Человеческие чувства в работе рассматриваются через призму двух категорий - Прекрасного и
Возвышенного. Трактат по эстетике? Ничего подобного. Это скорее антропологическая зарисовка, дающая
возможность приблизиться к более строгим размышлениям о человеческой природе.