Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:16, реферат
Ни об одной культуре вплоть до Нового времени нельзя было сказать, что стержнем и основой её развития
был поиск индивидуальности, стремление уяснить и обосновать независимое достоинство особого
индивидуального мнения, вкуса, дарования, образа жизни, то есть самоценность отличия. Получив первые
импульсы в итальянском Возрождении, пройдя череду сложных превращений в XVII веке, лишь в конце эпохи
Просвещения эта идея вполне сформировалась и в прошлом столетии стала строить себе дорогу на европейской
почве, понемногу утрачивая дерзкую непривычность.
Кант высказывает
некоторые соображения о
исчерпать тему.
Прекрасное и Возвышенное
занимательные наблюдения о человеческом в человеке. В сфере Возвышенного пребывает, согласно Канту,
темперамент меланхолический,
которому немецкий
некоторые слабые
его стороны. Человек как
тем какое разнообразие характеров, темпераментов! В "Наблюдениях над чувством прекрасного и возвышенного"
Кант рассуждает об особенностях национального характера. Это один из первых шагов социальной психологии -
науки, которая в наши дни обрела более строгую эмпирическую базу. Разумеется, у немецкого просветителя нет
еще широкого
социологического подхода. Он
довольствуется в основном
национальными
особенностями поведения.
каждый раз когда читал курс антропологии. Выводы его не всегда точны, порой спорны, большей частью
оригинальны. За яркими, хотя и произвольными, пассажами скрывается глубокий смысл: они предвосхищают
перемену в
духовной атмосфере страны, грядущий
поворот от рассудка к
индивидуальным переживаниям личности.
Современник раннего Канта - Готхольд Эфраим Лессинг (1729 - 1781) - поэт, драматург, литературный
критик, философ. Тезисы "Воспитание человеческого рода" (1730) носят программный характер прежде всего для
самого мыслителя. Оценим по достоинству ряд его идей, которые являются, на наш взгляд, своеобразным
провозвестием. Прежде всего, это мысль о единстве человеческого рода, о его всеохватной целостности.
Разумеется, Лессинг
основывается преимущественно
человечества. Тем
не менее, мыслитель исходит
из идеи всеобщей судьбы людей.
Еще одна плодотворная идея Лессинга: человечество возникает, когда эта общность осознается. Без
напряженного
самосознания никакое единство
не возникает. Только
способствует
рождению такого
обойтись без
определенных стадий, конкретных
этапов, через которые эта
С этой точки зрения не выглядит архаичным воззрение Лес- спита, согласно которому человеческий разум
рассматривается
как державная сила истории.
Мы привыкли соотносить
развертыванием
производительных сил,
надлежит еще
осознать свою общность: к этой
мысли мы только сейчас
Лессинг высоко
оценивал роль христианства в
человеческой истории,
сторону. Учение о всеобщей любви, требование добродетельных поступков, по мнению философа, обеспечивало
христианству
победу над другими религиями.
Он подчеркивал, что для того,
чтобы рассудок человека
полной ясности
и создал ту чистоту сердца,
которая вселяет в нас
добродетель ради
ее самой, рассудок должен
высокая оценка христианской святости, что духовная эволюция человеческого рода завершается именно этой
религией? По мнению Лессинга, человечество не остановится на данной стадии. Придет новая ступень зрелости -
"эпоха нового,
вечного Евангелия". Именно в
эту пору нравственность
принципом поведения.
Новый Завет устареет в той
же мере, что и Ветхий Завет.
Третье мировое состояние
не сразу. Оно
непременно требует
Эта мысль Лессинга
о постепенном взращивании
духа в наши
дни в очередной раз
переделки мира,
оторванные от духовных
впечатляющим
и одухотворенным кажется
неприметным шагом,
вечное провидение! " Творчество
ученика раннего Канта и
Гердера (1744-1803)
пронизано глубокими
мысли о том,
что в философии проблема
- восклицал он, -
откроются, когда вся
Гердера было учение о развитии, о прогрессе человечества. Первой попыткой изложить это учение явилась работа
"Еще одна философия
истории для воспитания
теологических
воззрений на происхождение
глубокие мысли
о закономерном поступательном
характере изменений,
Гуманность, по
Гердеру, соответствующая
не опасаясь другого, может свободно развивать свои способности. Если люди не достигли такого состояния, то
они должны винить только самих себя: никто свыше не поможет им, но никто и не связывает им руки. Они
должны извлечь
уроки из своего прошлого, которое
наглядно свидетельствует о
гармонии и
совершенству. Вся история народов
- это школа соревнования в
скорейшем достижении
Таким образом,
можно сказать, что немецкое
Просвещение, одушевленное
органического развития, рассматривающее движение человека к совершенству как неизбежный закон социальной
динамики, обозначило ряд важнейших вех на пути к поискам индивидуальности, к созданию философской
антропологии как самостоятельной области философского знания.