Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 18:17, реферат
Возникновение эстетической мысли. Эстетические учения в Древней Греции. Упадок эстетической мысли античности и ее римский период.
Исключительным богатством
отличается культура шумерийцев (4-3 тысячелетия
до н.э.). Замечательные архитектурные
памятники, рельефы, художественное ремесло,
искусство слова говорят о высоком развитии
эстетической деятельности и эстетического
сознания в эту эпоху.
В первой половине 2-го
тысячелетия до н. э. выдвигается
на первый план культура Вавилона. Здесь
получают развитие не только изобразительные
искусства, но и художественная литература.
Такие литературные памятники, как
стихотворное введение к законам
Хаммурапи, поэма об Агушайе, стихотворный
любовный диалог, говорят о значительном
творческом подъеме. Художественное развитие
в Вавилоне достигает особенно высокого
уровня в XVI-XII вв. до н.э. К этому времени
относится космогонический эпос, описывающий
возникновение мира из хаоса, борьбу богов,
создание людей.
Шумеро-вавилонская
художественная литература развивалась
на шумерском и аккадском языках.
На аккадском языке возникла великая
эпическая поэма о Гильгамеше.
Ее главная тема-бессмертие человека
и борьба с несправедливо установленными
богами порядками. Высокая художественная
культура Шумера и Вавилона дает нам
право заключить, что эстетическое
развитие в этот период достигает
высокого уровня. Но памятников, в которых
были бы непосредственно сформулированы
эстетические идеи, мы пока не знаем.
Большой интерес
представляет древнееврейский монументальный
памятник словесного искусства-«Библия»,
создававшаяся на протяжении большого
исторического периода-начиная с XII
в. до н.э. и кончая II в. н.э. (речь идет о
так называемом Ветхом Завете). Представление
о красоте здесь выступает в религиозно-мифологической
форме. Древнееврейская культура была
тесно связана с культурой Египта, Шумера,
Вавилона, поэтому и в эстетических представлениях
евреев имеются отпечатки и наслоения
этих древневосточных народов.
Мы сделали краткий экскурс в историю развития эстетического сознания народов Древнего Востока, с тем чтобы напомнить, что развитие эстетической культуры начинается отнюдь не с древних греков и римлян. Она достигает высокой ступени развития уже в странах классического Востока. Египтяне, шумеры, ассирийцы, вавилоняне, хетты создали замечательные памятники искусства. Влияние древневосточных цивилизаций заметно не только на архаическом этапе художественного творчества древних греков, но и на более позднем периоде развития эллинской художественной культуры. На основании изучения различных памятников Востока мы приходим к выводу, что эстетические чувства, потребности, вкусы народов древневосточных государств достигли значительного развития. К сожалению, памятники, в которых нашла выражение эстетическая мысль народов Древнего Востока, еще слабо изучены. Кроме того, большинство из них дают лишь косвенную информацию о развитии эстетических идей далекого прошлого.
3. Эстетические учения в Древней Греции
Древние греки имели
оживленные связи с Востоком. Нет
ничего удивительного, что они широко
использовали научный и художественно-
Гибель рабовладельческого
общества Греции и Рима в VI в. н.э.
положила конец развитию античной философии,
а вместе с тем и античной эстетической
мысли. Первые эстетические теории появились
в городах Малой Азии, затем в греческих
городах Южной Италии и острова Сицилии
и, наконец, в самой Греции-в Афинах. Эстетика
Древнего Рима возникла в 1 в. до н. э. и
развивалась параллельно с греческой
эстетической мыслью.
Величайшие достижения
античной культуры буржуазные учения
пытаются объяснить как следствие
каких-то исключительных качеств греков
и римлян. На самом деле никаких
особых «задатков» греки и римляне
как представители западного
мира не имели в сравнении с
восточными народами.
Античная эстетическая
мысль достигла высшего расцвета
в классический период, т. е. в период
от VII в. до н. э. до III в. до н. э. К этому времени
относятся «Илиада» и «Одиссея» Гомера,
эпические поэмы Гесиода. Пышно расцветают
лирика, драма, исторические повествования,
ораторское искусство. Непреходящие ценности
создаются в архитектуре, скульптуре.
Кульминационного пункта достигает философская
мысль. Основоположники марксизма-ленинизма
очень высоко ценили культурные завоевания
древних греков классического периода.
Касаясь произведений греческого искусства,
Маркс говорил о том, что они «еще продолжают
доставлять нам художественное наслаждение
и в известном отношении служить нормой
и недосягаемым образцом». Анализируя
древнегреческую философскую мысль, Энгельс
писал: «Здесь диалектическое мышление
выступает еще в первобытной простоте...
У греков--именно потому, что они еще не
дошли до расчленения, до анализа природы,-природа
еще рассматривается в общем, как одно
целое. Всеобщая связь явлений природы
не доказывается в подробностях: она является
для греков результатом непосредственного
созерцания. В этом недостаток греческой
философии... Но в этом же заключается и
ее превосходство над всеми ее позднейшими
метафизическими противниками... Это одна
из причин, заставляющих нас все снова
н снова возвращаться в философии, как
и во многих других областях, к достижениям
того маленького народа, универсальная
одаренность и деятельность которого
обеспечили ему в истории развития человечества
место, на какое не может претендовать
ни один другой народ. Другой же причиной
является то, что в многообразных формах
греческой философии уже имеются в зародыше,
в процессе возникновения, почти все позднейшие
типы мировоззрений».. То, что основоположники
марксизма сказали о древнегреческом
искусстве и философии, имеет отношение
и к античной эстетике. В ней так же энергично
выдвинуты гениальные диалектические
догадки. Как и в философии, здесь в «зародыше»
возникли почти все типы позднейших эстетических
концепций. Многие эстетические положения
античности сохранили свое значение по
сей день. Античные мыслители сформулировали
главнейшие проблемы эстетики: вопрос
об отношении эстетического сознания
к действительности, о природе искусства,
о сущности творческого процесса, о месте
искусства в жизни общества. Они разработали
теорию эстетического воспитания. Велика
заслуга античных мыслителей в анализе
эстетических категорий: прекрасное, мера,
гармония, трагическое, комическое, ирония
и др. Эстетические понятия в их теориях
получили глубокую и всестороннюю интерпретацию.
Обращаясь к этим проблемам в настоящее
время, мы не можем игнорировать идеи античных
эстетиков.
Неувядающая прелесть
античных эстетических концепций заключается
в том, что они тесно связаны
с эстетической практикой. Они выросли
из потребностей осмыслить художественную
практику своего времени и обращены
к ней. В эстетике классического
периода теоретически обосновывается
искусство, проникнутое идеями гражданственности,
народности, правдивости.
У Гомера встречаются
важнейшие эстетические термины: «прекрасный»,
«красота», «гармония» и др. Прекрасное,
гармоничное для Гомера есть нечто
объективное, присущее самой действительности,
абсолютное, материальное, то, что можно
непосредственно воспринять чувством.,
Так, Афина преображает внешний
вид Одиссея. Гомер об этом пишет:
Афина «пролила красоту» на Одиссея.
Когда Одиссей мастерил свой корабль,
поэт говорит, что он скреплял доски
«гармониями». У Гомера нет различия
между искусством и ремеслом. Проф.
А. Ф. Лосев справедливо отмечает,
что «когда Гомер говорит о
художественном творчестве, он почти
всегда понимает его как ремесло,
как физически производительный
труд» .
В «Илиаде» и «Одиссее»
Гомера дано описание плясок, рассказывается
о том, какое место занимали пение
и музыка в жизни греков. Он повествует
также о певце Демодоке, который
своей песней о Троянской войне до слез
растрогал Одиссея. Интересно отметить,
что Гомер, с одной стороны, склонен трактовать
эстетическое как вещественное, чувственно-воспринимаемое,
с другой - художественно-эстетическая
деятельность мыслится им как исходящая
от общества. Рациональные мысли Гомера
причудливо сочетаются у него с мифологическими
представлениями..
Сочетание мифологического
и рационального мы встречаем
и у Гесиода, поэта конца VIII
в. до н.э., автора поэм «Труды и дни» и «Теогония».
Красота и добро у него мыслятся как исходящие
от богов. Художественное творчество он
также мыслит как акт божественный. В этом
отношении представляет интерес миф о
Музах, который рассказывает Геснод в
поэме «Теогония». Наряду с мифологическими
представлениями о природе эстетического
мы встречаем у поэта попытку осмыслить
«меру» как эстетическую категорию в связи
с практической деятельностью земледельца.
Он советует «меру во всем соблюдать»:
идет ли речь о том, как следует выбирать
наиболее удобное время для работы, для
женитьбы, или же как вести себя по отношению
к другим людям. Однако ни Гомер, ни Гесиод
не создали эстетических теорий, Последние
возникают в недрах античной философии.
Почву для них подготовили милетские материалисты
(конец VII-VI в. до н.э.)-Фалес, Анаксимандр
и Анаксимен. Основная заслуга милетских
мыслителей состояла в том, что они решительно
выступили против религиозно-мифологического
мировоззрения и противопоставили ему
научное представление о мире и его закономерностях.
Наиболее ранней
философской школой греческой философии,
в недрах которой получили разработку
важные эстетические понятия, явилась
пифагорейская школа. Она была основана
Пифагором. в VI в. до н.э. в г. Кротоне
(Южная Италия). Пифагорейский союз, объединявший
единомышленников-аристократов, выдвинул
ряд крупных философов, астрономов, математиков.
По своим воззрениям пифагорейцы-идеалисты.
Согласно их мнению, число составляет
сущность вещей, и поэтому познание мира
сводится к познанию управляющих им чисел.
Непосредственно к учению пифагорейцев
о числе примыкает их концепция о противоположностях,
которых они насчитывают десять. Все существующее
представляет собой ряд противоположностей,
которые порождают гармонию. Эти философские
положения легли в основу их эстетических
построений. Впервые Пифагор обратил внимание
на порядок и гармонию, царящие во Вселенной.
Таким образом, космологическая теория
пифагорейцев носит эстетический характер.
Детально понятие гармонии Пифагор исследует
на примере музыки.
Труды пифагорейцев
о музыке имели громадное значение.
Они впервые выдвинули мысль
о том, что качественное своеобразие
музыкального тона зависит от длины
звучащей струны. На этой основе пифагорейцы
развили учение о математических
основах музыкальных
Пифагорейцы уделяют
большое внимание вопросам эстетического
воспитания в связи с рассмотрением
музыки как средства воздействия
на человека. В этом отношении представляет
интерес свидетельство Ямвлиха в
его работе «О пифагорейской жизни». «[Пифагор]
установил в качестве первого-воспитание
при помощи музыки, тех или иных мелодий
и ритмов, откуда происходит врачевание
человеческих нравов и страстей и восстанавливается
гармония душевных способностей в том
виде, как они были сначала. И, действительно,
больше всего требует упоминания то, что
он предписывал и устанавливал своим знакомым
так называемое музыкальное устроение
и понуждение, придумывая чудесным образом
смешение тех или иных диатонических,
хроматических и энгармонических мелодий,
при помощи которых он легко обращал и
поворачивал к противоположному состоянию
страсти души, недавно в них поднявшиеся
и зародившиеся в неразумном виде, скорбь,
раздражение, жалость, неуместную ревность,
страх, разнообразные вожделения, гнев,
желание, разнеженность, распущенность,
горячность, выправляя каждый из этих
[недостатков] к добродетели при помощи
подходящих мелодий, как бы при помощи
каких-то спасительных целебных составов.
И когда его ученики отходили вечером
ко сну, он освобождал их от дневной смуты,
очищал взволнованное умственное состояние
и приуготовлял в них безмолвие, хороший
сон и вещие сновидения.
...Он еще полагал,
что музыка многому
Они дали первый набросок
теории эстетического воспитания. диалектические
догадки эстетических понятиях получили
развитие у Гераклита Эфесского
(ок. 530-470 гг. до н. э.). Продолжая материалистические
учения милетских философов. Согласно
Гераклиту, в мире царит строгая закономерность,
и в то же время в нем нет ничего постоянного-
все течет н изменяется. По свидетельству
Аристотеля, Гераклит считал, что «все
происходит через борьбу» . В отличие от
пифагорейцев, он делает акцент не на примирении
противоположностей. а на их борьбе. Исходя
из этих общих методологических принципов
в анализе эстетических категорий, Гераклит
так же, как пифагорейцы, считает, что прекрасное
имеет объективную основу, однако эту
основу он видит не в числовых отношениях,
как таковых, а в качествах материальных
вещей, представляющих собой модификации
огня. Красота, в понимании Гераклита,
относительное свойство. Самая прекрасная
обезьяна безобразна в сравнении сбродом
людей. Относительно прекрасное определяется
принадлежностью к различным родам.
Конкретизируя понятие
красоты, Гераклит говорит о гармонии
как единстве противоположностей. Она
для него, как и красота, возникает
через борьбу. Гармония, являющаяся
основой красоты, согласно Гераклиту,
имеет универсальный характер: мы
ее видим в основе космоса, она
составляет основу человеческих связей,
она же присутствует в произведениях
искусства. Это хорошо поясняет Аристотель.
В трактате «О мире» он пишет: «И
природа стремится к