Эстетическая мысль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 18:17, реферат

Описание

Возникновение эстетической мысли. Эстетические учения в Древней Греции. Упадок эстетической мысли античности и ее римский период.

Работа состоит из  1 файл

античная эстетика.docx

— 60.51 Кб (Скачать документ)

Исключительным богатством отличается культура шумерийцев (4-3 тысячелетия до н.э.). Замечательные архитектурные памятники, рельефы, художественное ремесло, искусство слова говорят о высоком развитии эстетической деятельности и эстетического сознания в эту эпоху. 

В первой половине 2-го тысячелетия до н. э. выдвигается  на первый план культура Вавилона. Здесь  получают развитие не только изобразительные  искусства, но и художественная литература. Такие литературные памятники, как  стихотворное введение к законам  Хаммурапи, поэма об Агушайе, стихотворный любовный диалог, говорят о значительном творческом подъеме. Художественное развитие в Вавилоне достигает особенно высокого уровня в XVI-XII вв. до н.э. К этому времени относится космогонический эпос, описывающий возникновение мира из хаоса, борьбу богов, создание людей. 

Шумеро-вавилонская  художественная литература развивалась  на шумерском и аккадском языках. На аккадском языке возникла великая  эпическая поэма о Гильгамеше. Ее главная тема-бессмертие человека и борьба с несправедливо установленными богами порядками. Высокая художественная культура Шумера и Вавилона дает нам  право заключить, что эстетическое развитие в этот период достигает  высокого уровня. Но памятников, в которых  были бы непосредственно сформулированы эстетические идеи, мы пока не знаем. 

Большой интерес  представляет древнееврейский монументальный памятник словесного искусства-«Библия», создававшаяся на протяжении большого исторического периода-начиная с XII в. до н.э. и кончая II в. н.э. (речь идет о так называемом Ветхом Завете). Представление о красоте здесь выступает в религиозно-мифологической форме. Древнееврейская культура была тесно связана с культурой Египта, Шумера, Вавилона, поэтому и в эстетических представлениях евреев имеются отпечатки и наслоения этих древневосточных народов. 
 

Мы сделали краткий  экскурс в историю развития эстетического  сознания народов Древнего Востока, с тем чтобы напомнить, что  развитие эстетической культуры начинается отнюдь не с древних греков и римлян. Она достигает высокой ступени развития уже в странах классического Востока. Египтяне, шумеры, ассирийцы, вавилоняне, хетты создали замечательные памятники искусства. Влияние древневосточных цивилизаций заметно не только на архаическом этапе художественного творчества древних греков, но и на более позднем периоде развития эллинской художественной культуры. На основании изучения различных памятников Востока мы приходим к выводу, что эстетические чувства, потребности, вкусы народов древневосточных государств достигли значительного развития. К сожалению, памятники, в которых нашла выражение эстетическая мысль народов Древнего Востока, еще слабо изучены. Кроме того, большинство из них дают лишь косвенную информацию о развитии эстетических идей далекого прошлого.

3. Эстетические учения  в Древней Греции

Древние греки имели  оживленные связи с Востоком. Нет  ничего удивительного, что они широко использовали научный и художественно-эстетический опыт восточных народов. Древнегреческая  философия, эстетика, искусство представляют собой новый этап в развитии мировой  цивилизации. В Древней Греции эстетическая мысль отдифференцировалась от мифологии и развивалась вместе с наукой и философией. 

Гибель рабовладельческого общества Греции и Рима в VI в. н.э. положила конец развитию античной философии, а вместе с тем и античной эстетической мысли. Первые эстетические теории появились в городах Малой Азии, затем в греческих городах Южной Италии и острова Сицилии и, наконец, в самой Греции-в Афинах. Эстетика Древнего Рима возникла в 1 в. до н. э. и развивалась параллельно с греческой эстетической мыслью. 

Величайшие достижения античной культуры буржуазные учения пытаются объяснить как следствие  каких-то исключительных качеств греков и римлян. На самом деле никаких  особых «задатков» греки и римляне  как представители западного  мира не имели в сравнении с  восточными народами. 

Античная эстетическая мысль достигла высшего расцвета в классический период, т. е. в период от VII в. до н. э. до III в. до н. э. К этому времени относятся «Илиада» и «Одиссея» Гомера, эпические поэмы Гесиода. Пышно расцветают лирика, драма, исторические повествования, ораторское искусство. Непреходящие ценности создаются в архитектуре, скульптуре. Кульминационного пункта достигает философская мысль. Основоположники марксизма-ленинизма очень высоко ценили культурные завоевания древних греков классического периода. Касаясь произведений греческого искусства, Маркс говорил о том, что они «еще продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом». Анализируя древнегреческую философскую мысль, Энгельс писал: «Здесь диалектическое мышление выступает еще в первобытной простоте... У греков--именно потому, что они еще не дошли до расчленения, до анализа природы,-природа еще рассматривается в общем, как одно целое. Всеобщая связь явлений природы не доказывается в подробностях: она является для греков результатом непосредственного созерцания. В этом недостаток греческой философии... Но в этом же заключается и ее превосходство над всеми ее позднейшими метафизическими противниками... Это одна из причин, заставляющих нас все снова н снова возвращаться в философии, как и во многих других областях, к достижениям того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему в истории развития человечества место, на какое не может претендовать ни один другой народ. Другой же причиной является то, что в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений».. То, что основоположники марксизма сказали о древнегреческом искусстве и философии, имеет отношение и к античной эстетике. В ней так же энергично выдвинуты гениальные диалектические догадки. Как и в философии, здесь в «зародыше» возникли почти все типы позднейших эстетических концепций. Многие эстетические положения античности сохранили свое значение по сей день. Античные мыслители сформулировали главнейшие проблемы эстетики: вопрос об отношении эстетического сознания к действительности, о природе искусства, о сущности творческого процесса, о месте искусства в жизни общества. Они разработали теорию эстетического воспитания. Велика заслуга античных мыслителей в анализе эстетических категорий: прекрасное, мера, гармония, трагическое, комическое, ирония и др. Эстетические понятия в их теориях получили глубокую и всестороннюю интерпретацию. Обращаясь к этим проблемам в настоящее время, мы не можем игнорировать идеи античных эстетиков. 

Неувядающая прелесть античных эстетических концепций заключается  в том, что они тесно связаны  с эстетической практикой. Они выросли  из потребностей осмыслить художественную практику своего времени и обращены к ней. В эстетике классического  периода теоретически обосновывается искусство, проникнутое идеями гражданственности, народности, правдивости. 

У Гомера встречаются  важнейшие эстетические термины: «прекрасный», «красота», «гармония» и др. Прекрасное, гармоничное для Гомера есть нечто  объективное, присущее самой действительности, абсолютное, материальное, то, что можно  непосредственно воспринять чувством., Так, Афина преображает внешний  вид Одиссея. Гомер об этом пишет: Афина «пролила красоту» на Одиссея. Когда Одиссей мастерил свой корабль, поэт говорит, что он скреплял доски  «гармониями». У Гомера нет различия между искусством и ремеслом. Проф. А. Ф. Лосев справедливо отмечает, что «когда Гомер говорит о  художественном творчестве, он почти  всегда понимает его как ремесло, как физически производительный труд» . 

В «Илиаде» и «Одиссее»  Гомера дано описание плясок, рассказывается о том, какое место занимали пение  и музыка в жизни греков. Он повествует также о певце Демодоке, который своей песней о Троянской войне до слез растрогал Одиссея. Интересно отметить, что Гомер, с одной стороны, склонен трактовать эстетическое как вещественное, чувственно-воспринимаемое, с другой - художественно-эстетическая деятельность мыслится им как исходящая от общества. Рациональные мысли Гомера причудливо сочетаются у него с мифологическими представлениями.. 

Сочетание мифологического  и рационального мы встречаем  и у Гесиода, поэта конца VIII в. до н.э., автора поэм «Труды и дни» и «Теогония». Красота и добро у него мыслятся как исходящие от богов. Художественное творчество он также мыслит как акт божественный. В этом отношении представляет интерес миф о Музах, который рассказывает Геснод в поэме «Теогония». Наряду с мифологическими представлениями о природе эстетического мы встречаем у поэта попытку осмыслить «меру» как эстетическую категорию в связи с практической деятельностью земледельца. Он советует «меру во всем соблюдать»: идет ли речь о том, как следует выбирать наиболее удобное время для работы, для женитьбы, или же как вести себя по отношению к другим людям. Однако ни Гомер, ни Гесиод не создали эстетических теорий, Последние возникают в недрах античной философии. Почву для них подготовили милетские материалисты (конец VII-VI в. до н.э.)-Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Основная заслуга милетских мыслителей состояла в том, что они решительно выступили против религиозно-мифологического мировоззрения и противопоставили ему научное представление о мире и его закономерностях. 

Наиболее ранней философской школой греческой философии, в недрах которой получили разработку важные эстетические понятия, явилась  пифагорейская школа. Она была основана Пифагором. в VI в. до н.э. в г. Кротоне (Южная Италия). Пифагорейский союз, объединявший единомышленников-аристократов, выдвинул ряд крупных философов, астрономов, математиков. По своим воззрениям пифагорейцы-идеалисты. Согласно их мнению, число составляет сущность вещей, и поэтому познание мира сводится к познанию управляющих им чисел. Непосредственно к учению пифагорейцев о числе примыкает их концепция о противоположностях, которых они насчитывают десять. Все существующее представляет собой ряд противоположностей, которые порождают гармонию. Эти философские положения легли в основу их эстетических построений. Впервые Пифагор обратил внимание на порядок и гармонию, царящие во Вселенной. Таким образом, космологическая теория пифагорейцев носит эстетический характер. Детально понятие гармонии Пифагор исследует на примере музыки. 

Труды пифагорейцев о музыке имели громадное значение. Они впервые выдвинули мысль  о том, что качественное своеобразие  музыкального тона зависит от длины  звучащей струны. На этой основе пифагорейцы  развили учение о математических основах музыкальных интервалов. Так, ими установлены следующие  музыкальные гармонии: октава 1:2, квинта 2:3, кварта 3:4. Здесь важно подчеркнуть  то обстоятельство, что пифагорейцы  ищут объективную основу эстетического. Причем эта основа, по их мнению, доступна количественному измерению. Пифагорейцы  понимали гармонию как «согласие  несогласных», т.е. диалектически. Правда, они акцентировали внимание на примирении противоположностей. Пифагорейцы отождествляли  гармонию, совершенство и красоту. Несмотря на исходные идеалистические предпосылки, ни правильно поставили вопрос об объективных основах прекрасного. Им приписывают применение музыки для  врачевания болезней. В такой наивной  форме ими выражена идея о действенной  силе искусства. 

Пифагорейцы уделяют  большое внимание вопросам эстетического  воспитания в связи с рассмотрением  музыки как средства воздействия  на человека. В этом отношении представляет интерес свидетельство Ямвлиха в его работе «О пифагорейской жизни». «[Пифагор] установил в качестве первого-воспитание при помощи музыки, тех или иных мелодий и ритмов, откуда происходит врачевание человеческих нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей в том виде, как они были сначала. И, действительно, больше всего требует упоминания то, что он предписывал и устанавливал своим знакомым так называемое музыкальное устроение и понуждение, придумывая чудесным образом смешение тех или иных диатонических, хроматических и энгармонических мелодий, при помощи которых он легко обращал и поворачивал к противоположному состоянию страсти души, недавно в них поднявшиеся и зародившиеся в неразумном виде, скорбь, раздражение, жалость, неуместную ревность, страх, разнообразные вожделения, гнев, желание, разнеженность, распущенность, горячность, выправляя каждый из этих [недостатков] к добродетели при помощи подходящих мелодий, как бы при помощи каких-то спасительных целебных составов. И когда его ученики отходили вечером ко сну, он освобождал их от дневной смуты, очищал взволнованное умственное состояние и приуготовлял в них безмолвие, хороший сон и вещие сновидения. 

...Он еще полагал,  что музыка многому способствует  в смысле здоровья, если кто  пользуется ею надлежащим образом,  И, действительно, у него было  обыкновение пользоваться подобным  очищением не мимоходом. Этим  наименованием он, очевидно, и называл  музыкальное врачевание... Существовали  те или иные мелодии, созданные  против страстей души, против  уныния и внутренних язв, которые  [мелодии] он очевидно считал  наиболее способными помочь. Другие, в свою очередь,-против раздражения, против гнева, против всякой душевной перемены. Еще иной род песне-творчества был найден против вожделений. Пользовался он и танцами. Пользовался он и стихами Гомера и Гесиода, произносимыми для исправления души» . Пифагорейцы оказали большое влияние на последующее развитие эстетики, в особенности на музыкальную эстетику. Они впервые диалектически подошли к истолкованию гармонии и красоты, поскольку стали рассматривать их как единство противоположностей. 

Они дали первый набросок теории эстетического воспитания. диалектические догадки эстетических понятиях получили развитие у Гераклита Эфесского (ок. 530-470 гг. до н. э.). Продолжая материалистические учения милетских философов. Согласно Гераклиту, в мире царит строгая закономерность, и в то же время в нем нет ничего постоянного- все течет н изменяется. По свидетельству Аристотеля, Гераклит считал, что «все происходит через борьбу» . В отличие от пифагорейцев, он делает акцент не на примирении противоположностей. а на их борьбе. Исходя из этих общих методологических принципов в анализе эстетических категорий, Гераклит так же, как пифагорейцы, считает, что прекрасное имеет объективную основу, однако эту основу он видит не в числовых отношениях, как таковых, а в качествах материальных вещей, представляющих собой модификации огня. Красота, в понимании Гераклита, относительное свойство. Самая прекрасная обезьяна безобразна в сравнении сбродом людей. Относительно прекрасное определяется принадлежностью к различным родам. 

Конкретизируя понятие  красоты, Гераклит говорит о гармонии как единстве противоположностей. Она  для него, как и красота, возникает  через борьбу. Гармония, являющаяся основой красоты, согласно Гераклиту, имеет универсальный характер: мы ее видим в основе космоса, она  составляет основу человеческих связей, она же присутствует в произведениях  искусства. Это хорошо поясняет Аристотель. В трактате «О мире» он пишет: «И природа стремится к противоположностям и из них, а не из подобных [вещей], образует созвучие. Так, в самом деле, она сочетала мужской пол с  женским, а не каждый [из них] с однородным, и [таким образом] первую общественную связь она образовала через соединение противоположностей, а не посредством  подобного. Также и искусство, по-видимому, подражая природе, поступает таким  же образом, А именно: живопись делает изображения. соответствующие оригиналам, смешивая белые, черные, желтые и красные- краски. Музыка создает единую гармонию, смешав в [совместном пении] различных  голосов звуки высокие и низкие, протяжные и короткие. Грамматика из смеси гласных и согласных  букв создала целое искусство [письма]. Та же самая мысль была высказана  и у Гераклита Темного: «[Неразрывные] сочетания образуют целое и нецелое, сходящееся и расходящееся, созвучие и разногласие, из всего одно и  из одного все [образуется]». Аристотель в сущности совершенно верно интерпретирует диалектический характер учения Гераклита  о гармонии. В одном из сохранившихся  фрагментов Гераклита говорится: «Скрытая гармония лучше явной» . Смысл такого высказывания нужно понимать так, что  эстетическое значение гармонии тем  сильнее, тем глубже лежат те противоположности, которые ее составляют. 

Информация о работе Эстетическая мысль