Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 18:17, реферат
Возникновение эстетической мысли. Эстетические учения в Древней Греции. Упадок эстетической мысли античности и ее римский период.
В мистически-идеалистическом
плане Платон толкует и творческий
процесс. Он резко противопоставляет
художественное вдохновение познавательному
акту. Вдохновение художника
Философ, таким образом,
развивает мистическую теорию поэтического
творчества. Согласно этой теории, художник
творит в состоянии наития и одержимости.
Сам по себе этот творческий акт
непостижим, носит иррациональный характер.
Художник и поэт творят, сами не понимая,
что они делают. Разумеется, при
таком толковании творческого акта
отпадает всякая необходимость изучения
художественной традиции, приобретения
навыков и сноровки выработки
определенных умений, ибо художник
как боговдохно-венный является лишь
средой, через которую и обнаруживается
действие мистических сил божества. В
своей идеалистической теории вдохновения
Платон ухватывает одну из реальных сторон
искусства-силу его заразительности. Но
эта сторона искусства им крайне мистифицируется.
До сих пор мы
рассматривали гносеологический аспект
искусства и эстетической деятельности
в целом. Однако Платон не ограничивается
общим разбором категории прекрасного,
природы искусства и сущности
художественного творчества. Философа
интересует и социальная сторона
эстетического. Какое место занимает
искусство в жизни общества, как
должно относиться к нему государство-эти
вопросы для философа очень важные и он
рассматривал их довольно подробно.
В книге «Государство»
Платон, как об этом уже говорилось
выше, считает, что искусству вообще
нет места в идеальном
Суровый ригоризм Платона
по отношению к искусству явно
смягчается в «Законах». Здесь он
заявляет, что боги из сострадания
к человеческому роду, созданному
для трудов, установили,. как передышку,
празднества и даровали Муз, Аполлона-их
предводителя и Диониса, как участника
этих празднеств, чтобы можно было исправлять
недостатки воспитания на празднествах
с божьей помощью. Платон допускает устройство
хорическнх празднеств,, плясок при условии,
если они будут возвышенными, гармоничными,
будут воспитывать чувство порядка, меры,
внутренней собранности. Философ различает
двух Муз: «упорядоченную» и «сладостную».
Первая-«улучшает людей», вторая-«ухудшает».
В идеальном государстве необходимо обеспечить
простор «упорядоченной» Музе. Для этого
Платон предлагает выбрать специальных
«оценщиков» из людей не моложе пятидесяти
лет, которые будут осуществлять контроль
над художественной деятельностью в государстве.
Платон "допускает постановку комедий,
если будут играть иностранцы и рабы. При
строгой цензуре дозволительна и трагедия.
Из сказанного выше
явствует, что Платон, несмотря на резко
отрицательную оценку искусства
с точки зрения его познавательного
значения, в то же время не склонен
пренебрегать действенной стороной
художественной деятельности. О том,
что искусство способно воздействовать
на человека, знали уже пифагорейцы.
Еще раньше эта идея выражена в
мифе об Орфее. Однако обстоятельный
анализ указанной проблемы впервые
мы находим у идеалиста Платона.
Сам факт обсуждения вопросов, касающихся
искусства, с точки зрения интересов
государства чрезвычайно
Вопросы эстетики обсуждаются
Аристотелем в таких
«Поэтика» Аристотеля
является обобщением художественной практики
своего времени и как бы сводом
правил для творчества, т. е. носит
в известной мере нормативный
характер. Мыслитель постоянно исходит
из конкретных фактов искусства. Он, например,
упоминает Гомера, драматургов-Софокла,
Эврип-ида, художников-Зевксиса, Полигнота,
скульпторов-Фидия и др. Аристотелю хорошо
известна греческая драма, эпос, архитектура,
музыка, театр, живопись. В ходе рассуждений
он приводит много примеров, ссылаясь
на конкретные художественные памятники.
В противоположность Платону, который
преимущественно склоняется к умозрительной
трактовке эстетических категорий, Аристотель,
напротив, исходит всегда из конкретных
фактов, из практики развития искусства.
Поэтому «Поэтика» Аристотеля представляет
собой не только важнейший теоретический
документ, но и достоверное свидетельство
о развитии греческого искусства.
Для эстетиков греческой
классики искусство, равно как и
эстетическое сознание в различных
его формах, является воспроизведением
прекрасного бытия, характеризующегося
мерой, порядком, гармонией. Бытие прекрасно
безотносительно к чему бы то ни
было. Оно абсолютно прекрасно. В
таком смысле надлежит понимать следующее
высказывание Аристотеля: «Необходимо,
чтобы были тождественным благо
и бытие благом, прекрасное и бытие
прекрасным, а равно все то, что
обозначается не через другое, а
как существующее само по себе и
первичное» . Основными видами прекрасного,
по Аристотелю являются: «слаженность,
соразмерность и
К числу признаков
прекрасного Аристотель относит
также ограниченность величины. «Прекрасное,-говорит
он,-и животное и всякая вещь,-состоящее
из известных частей, должно не только
иметь последние в порядке, но и обладать
не какою попало величиной: красота заключается
в величине и порядке, вследствие чего
ни чрезмерно малое существо не могло
бы стать прекрасным, так как обозрение
его, сделанное в почти незаметное время,
сливается, ни чрезмерно большое, так как
обозрение его совершается не сразу, но
единство и целостность его теряются для
обозревающих, например, если бы животное
имело десять тысяч стадий длины» . Указанный
признак прекрасного согласуется с греческим
мировоззрением, согласно которому космос
представляет собою нечто ограниченное
и замкнутое. Принцип ограничения Аристотелем
распространяется и на общество, и на искусство.
Так, рассматривая строение произведения
искусства, он замечает: «Как неодушевленные
и одушевленные предметы должны иметь
величину легко обозреваемую, так и фабула
должна иметь длину, легко запоминаемую»
.
Из сказанного выше
следует, что для Аристотеля прекрасное
есть нечто объективное и
Концепция прекрасного
Аристотеля имеет еще одну важную
особенность. Речь идет о выяснении
специфики прекрасного. До него красота
и благо отождествлялись. Аристотель
отказывается от этого. «...Благое и
прекрасное,-говорит он,-не одно и тоже
(первое всегда в деянии, прекрасное же-и
в неподвижном)». Приведенное высказывание
имеет полемический характер: оно направлено
против тех, кто отрицает красоту математических
объектов. Но в данном случае нам важно
отметить не эту сторону, а тенденцию философа
к выяснению особенностей эстетического
принципа. В связи с положением, что красота
выражается не только в действии, но и
присутствует в вещах неподвижных, Аристотель
рассматривает проявление прекрасного
как в предмет так, находящихся в покое,
так и движущихся.
Указанные признаки
прекрасного носят всеобщий характер
т. е. проявляются в живой и
неживой природе, в обществе и
в искусстве. Реальная, предметная красота
мира, по Аристотелю, есть источник эстетического
сознания и искусства.
Природа, указывает
Аристотель, связала все части
души воедино, поэтому в воспитании
мы должны следовать природе и
заботиться о всестороннем и гармоническом
воспитании личности. В общей системе
воспитания личности громадную роль
играет эстетическое воспитание: оно
обеспечивает гармоническое развитие
личности, делает человека хорошим
гражданином и способствует достижению
высшей добродетели -" разумной деятельности.
При всей исторической ограниченности
теории эстетического воспитания Аристотеля
она все же сыграла большую
историческую роль. Идеал всесторонне
и гармонично развитой личности получит
дальнейшее развитие в более поздних
эстетических учениях. Ясно, что практическое
решение вопроса о гармонически
развитой личности возможно лишь в
определенных социальных условиях, там,
где есть для этого экономические,
политические и культурные предпосылки.
В творчестве Аристотеля
древнегреческая эстетическая мысль
достигла кульминационного пункта. Уже
ближайшие ученики Аристотеля оказываются
не в состоянии продолжить дело своего
учителя. Таков, например, Теофраст (ок.
370-288 гг. до н. э.) - любимый ученик Аристотеля.
В течение длительного времени он руководил
лицеем. Теофраст занимался вопросами
естествознания, логики, этики и эстетики.
Им были написаны трактаты «О комедии»,
«О смешном», «О музыке», «О вдохновении».
Однако Теофраст не смог дать широких
теоретических обобщений. В основном он
разрабатывал детали эстетической теории.
Так, касаясь связи музыки с характером
человека, философ подчеркивает, что музыка
имеет отношение лишь к отдельным страстям
человека, а не к характеру человека в
целом, как считал Аристотель.
Другой ученик Аристотеля
Аристоксен из Тарента (ок. 354 г. до н. э.),
автор трактата «Гармоника», дошедшего
до нас в виде отдельных отрывков, так
же как и Теофраст, не достигает той обобщающей
силы, какая свойственна Аристотелю, хотя
названный трактат представляет серьезную
теоретическую ценность, так как в нем
ставится вопрос об общественном содержании
музыкального искусства.
4. Упадок эстетической мысли античности и ее римский период
В дальнейшем эстетическая
мысль античности клонится к упадку.
И хотя материалистические теории древнегреческой
философии сохраняются и даже
заостряются (III в. до н. э.-Эпикур и стоики),
все же благодаря возросшим индивидуалистическим
тенденциям постановка эстетических проблем
осуществляется по большей части на более
низком уровне, чем это было в греческой
классике.
Эстетика эллинизма
нашла свое развитие в стоицизме,
эпикуреизме, скептицизме и неоплатонизме,
а также в близких к нему
мистических теориях.
Школа стоиков возникла
после смерти Аристотеля. Ее ранними
представителями являются Зенон (ок.
336-264 гг. до н. э.), Клеанф (331-232 гг. до н. э.),
Хрисипп (280-208/205 гг. до н. э.), поздними -Цицерон
(106-43 гг. до н. э.), Сенека (ок. 4-65 гг.) и Эпиктет
(ок. 50-ок. 138 гг.).
Стоики рассматривают
искусство как подражание природе.
В этом пункте они продолжают материалистическую
линию античной классики. Но интерпретация
принципа подражания природе дается
в отрыве от общественной жизни людей,
весь пафос направляется на индивидуальное
самоусовершенствование человека. Из
сочинений Хрисиппа, Сенеки и теоретиков
искусства (Дионисий Галикарнасский, Цицерон),
примыкавших к стоицизму, видно, что стоики
вопросами общественной роли искусства,
его природы и другими общеэстетическими
проблемами занимаются гораздо меньше,
чем вопросами формы художественного
произведения, ораторского искусства,
стиля и т. д. Так, Дионисий Галикарнасский
подробно разработал теорию наилучших
образцов ритмов и созвучий. Он много уделял
внимания проблеме расположения слов.
Касаясь вопроса стиля, стоики требуют
здесь ясности, лаконичности, точности.
Много рассуждал о стилях и фигурах речи
и всех других сторонах ораторского искусства
Цицерон.
Эстетическая теория
эпикуреизма представлена в эпоху
эллинизма Эпикуром (341-270 гг. до н. э.),
Филодемом (начало 1 в. до н. э.) и Лукрецием
(1 в. дон. э.). Высказывания Эпикура по эстетике
случайны и отрывочны. Гораздо обстоятельнее
на этом вопросе останавливался Филодем.
В трактате о музыке он выдвигает ту мысль,
что музыка доставляет чувственное удовольствие,
такое же, как еда и питье. Филодем отрицает
общественное содержание искусства музыки
и делает отсюда вывод, что музыка не может
оказывать какое-либо влияние на чувства
и волю человека. Все это проистекает из
того, что музыка, по Филодему, не является
подражанием чему-либо, в том числе и природе.
Таким образом, у него проявились тенденции
к формалистической интерпретации музыки.