Этапы развития и национальные особенности русской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 03:22, контрольная работа

Описание

Философские представления на Руси как выражение общего взгляда на природу, человека и общество зарождаются еще в глубокой древности. Первые достоверные свидетельства об этом относятся примерно к Х– ХI в.в.; т.е. к тому времени, когда на территории нашей страны сложились достаточно развитые общественные отношения и возникло государство, а культура и образованность достигли относительного высокого уровня. Но русская философия превратилась в самостоятельную науку и утвердила свой собственный предмет и проблематику лишь в начале XVII века, когда философия окончательно обособилась от религии.

Содержание

Введение 3
1. Основные этапы развития и национальные особенности русской философии 5
2. Историософия П.Я. Чаадаева 12
3. Теория самобытного исторического пути «ранних» славянофилов 14
4. Основные идеи западничества в русской философии 17
5. Философия «всеединства» В.С. Соловьева 24
Заключение 29
Используемая литература 31

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 47.76 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СОДЕРЖАНИЕ 

Введение           3

1. Основные этапы развития и национальные особенности русской философии          5

2. Историософия П.Я. Чаадаева       12

3. Теория самобытного исторического пути «ранних» славянофилов 14

4. Основные идеи западничества в русской философии   17

5. Философия «всеединства» В.С. Соловьева     24

Заключение           29

Используемая  литература        31 

 

     ВВЕДЕНИЕ 

    Главная задача философии заключается в том, чтобы разработать теорию о мире как едином целом, которая бы опиралась на все многообразие опыта.

    Философия порой понимается как некое абстрактное  знание, предельно удаленное от реальностей  повседневной жизни. Нет ничего более  далекого от истины, чем такое суждение. Напротив, именно здесь находится  главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных  понятий и категорий, до самых  хитроумных мыслительных построений –  в конечном счете не более чем  средства для уразумения жизненных  реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине, противоречивости. При этом важно иметь ввиду, что  с точки зрения философии уразуметь  действительность вовсе не значит просто примириться и во всем согласиться  с нею. Философия предполагает критическое  отношение к действительности, к  тому, что устаревает и отживает, и одновременно – поиск в самой  реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ее изменения  и развития. Преобразование реальности, практика и является той сферой, где только и могут получить разрешение философские проблемы, где выявляется действительность и мощь человеческого  мышления.

    Философские представления на Руси как выражение  общего взгляда на природу, человека и общество зарождаются еще в  глубокой древности. Первые достоверные  свидетельства об этом относятся  примерно к Х– ХI в.в.; т.е. к тому времени, когда на территории нашей страны сложились достаточно развитые общественные отношения и возникло государство, а культура и образованность достигли относительного высокого уровня. Но русская философия превратилась в самостоятельную науку и утвердила свой собственный предмет и проблематику лишь в начале XVII века, когда философия окончательно обособилась от религии.

    Православная  догматика, святоотеческая литература определяли основные грани в пути размышлений, богатая философская  литература Западной Европы создавала  возможность выбора между тем  или иным философским направлениями  при построении христианской философии.

    Религиозный опыт дает нам наиболее важные данные для решения этой задачи. В русской  философии влияние православия  оказывает решающую роль. Она глубинным  образом связана с ним как  корневым основанием русской культуры. Только благодаря ему, мы можем придать  нашему миросозерцанию окончательную  завершенность и раскрыть сокровеннейший смысл вселенского существования. Философия, принимающая во внимание этот опыт, неизбежно становится религиозной. 

 

     1. Основные этапы развития русской философии. 

    Русская философская мысль – органическая часть мировой философии и культуры. Русская философия обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер. Известный историк русской философской мысли В.В. Зеньковский отмечал, что философия нашла в России свои пути – «не чуждаясь Запада, даже учась у него постоянно и прилежно, но все же живя своими вдохновениями, своими проблемами…». В XIX в. «Россия вышла на путь самостоятельной философской мысли». Далее он отмечает, что русская философия не теоцентрична (хотя в ней сильное религиозное начало) и не космоцентрична (хотя и не чужда натурфилософским исканиям), а прежде всего антропоцентрична, историософична  и привержена социальной проблематике: «она больше всего занята темой о человеке, о его судьбе и путях, о смысле и целях истории». Эти же особенности русской философской мысли отмечали и такие исследователи русской философии, как А.И. Введенский, Н.А. Бердяев и др.

    Несмотря  на то, что русская философская  мысль представлена самыми различными направлениями, ориентациями и школами, в ней при решении философских  проблем доминировали ярко выраженная моральная установка, постоянная обращенности к историческим судьбам России. По этому без освоения отечественного духовного наследия нельзя понять историю  и душу русского народа, осмыслить  место и роль России в мировой  цивилизации.

    Становление философской мысли в Древней  Руси относится к X – XII векам – времени глубоких социально-политических и культурных изменений в жизни восточных славян, обусловленных образованием древнерусского  государства – Киевской Руси, влиянием византийской и болгарской культур, возникновением славянской письменности и принятием Русью христианства. Эти факторы создали благоприятные условия для зарождения древнерусской философии.

    Начальный этап в развитии русской философской  мысли связан с появлением первых литературных произведений, содержащих оригинальные философские идеи и  концепции. В летописях, «поучениях», «словах» и других памятниках отечественной  литературы отразился  глубокий интерес  русских мыслителей к историософским, антропологическим, гносеологическим и моральным проблемам. В этот период складывается обусловленный  типом воспринятой вместе с христианством  философской традиции своеобразный способ философствования, охарактеризованный В.В. Зеньковским как «мистический реализм». К наиболее значительным произведениям этого периода  можно отнести «Слово о Законе и Благодати» Илариона, «Повесть временных  лет» Нестора, «Послание к Фоме»  Климента Смолятича, «Слово о премудрости» и «Притча о человеческой душе и теле» Кирилла Туровского, «Поучение» Владимира Мономаха, «Послание Владимиру  Мономаху» Митрополита Никифора, «Моление» Даниила Заточника.

    Следующий этап в развитии древнерусской философии  охватывает XIII – XIV века – время жесточайших испытаний, вызванных татаро-монгольским нашествием. Огромный урон, нанесенный Древней Руси, не прервал, однако, культурной традиции. Центрами развития русской мысли оставались монастыри, в которых не только сохранялись традиции духовной культуры Руси, но продолжалась работа по переводу и комментированию византийских философских произведений. Среди памятников отечественной мысли этого периода наиболее значительными по идейному содержанию являются «Слово о погибели Русской земли», «Сказание о граде Китеже», «Слова» Серапиона Владимирского, «Киево-Печерский патерик». Важнейшими для русской мысли этого периода были темы духовной стойкости и морального совершенствования.

    Новый этап развития русской философии  охватывает период с конца XIV по XVI век, характеризующийся подъемом национального самосознания, образованием русского централизованного государства, укреплением связей со славянским югом и центрами византийской культуры.

    Значительное  воздействие на русскую философскую  мысль этого периода оказал исихазм  – мистическое направление в православном богословии, возникшее на Афоне в XIII – XIV вв., уходящее корнями в нравственно-аскетическое учение христианских подвижников IV – VII вв. Исихастская традиция в русской мысли представлена учением и деятельностью Нила Сорского, Максима Грека и их последователей.

    Важное  место в духовной жизни Московской Руси заняла полемика иосифлян и нестяжателей. Прежде всего идейная борьба их духовных лидеров – Иосифа Волоцкого и Нила Сорского, охватившая такие глубокие нравственно-политические, богословские и философские проблемы, как социальное служение и призвание церкви, пути духовно-нравственного преображения личности, отношение к еретикам, проблема царской власти и ее божественной природы.

    Одно  из центральных мест в русской  мысли XV – XVI вв. заняла проблема государства, власти и права. Взгляд на Московское православное царство – Святую Русь – как преемницу Византии, призванную выполнить особую  историческую миссию, нашел отражение в сформулированой старцем Филофеем историософской концепции «Москва – третий Рим». Проблемы власти и права были ведущими в полемике Ивана Грозного и Андрея Курбского, им посвящены сочинения Федора Карпова и Ивана Пересветова, отстаивавшего идеи укрепления самодержавного правления.

    Проблемы  человека, нравственного совершенствования, выбора путей личного и общественного спасения были в центре внимания выдающегося византийского гуманиста-просветителя Максима Грека, философское творчество которого стало величайшим достижением русской средневековой философии.

    Существенное  влияние на духовную жизнь русского общества XV – XVI веков оказывали еретические учения, связанные с европейским реформационно-гуманистическим движением. Наиболее видными представителями русского свободомыслия являлись Федор Курицин, Матвей Башкин, Феодосий Косой.

    Заключительный  этап развития русской средневековой  философии характеризуется противоречивыми  процессами формирования основ нового миропонимания, столкновением традиционной духовной культуры с возрастающим влиянием западноевропейской науки и просвещения. Наиболее значительные фигуры русской  мысли этого периода – протопоп Аввакум – продолжатель и строгий ревнитель духовных традиций древнерусской культуры и противостоящие ему Симеон Полоцкий и Юрий Крижанич – проводники западноевропейской образованности и культуры. Важнейшими темами их размышлений был человек, его духовная сущность и нравственный долг, познание и место в нем философии, проблемы власти и роли различных социальных слоев в политической жизни общества.

    Значительную  роль в распространении философских  знаний играли крупнейшие центры образования  и культуры – Киевско-Могилянская и Славяно-греко-латинская академии, в которых преподавался целый ряд философских дисциплин.

    Начало  XVIII стало завершающим периодом в истории русской средневековой философии и временем зарождения предпосылок ее секуляризации и профессионализации, закладывавших основы нового этапа в развитии отечественной мысли.

    При характеристике особенностей развития философии в России необходимо прежде всего учитывать условия ее существования, которое по сравнению с западноевропейскими  были крайне не благоприятными. В то время, когда в университетах  Германии свои философские идеи свободно излагали И. Кант, В. Шеллинг, Г. Гегель и другие мыслители, в России преподавание философии находилось под строжайшим государственным контролем, не допускавшим  никакого философского свободомыслия  по чисто политическим мотивам. Отношение  государственной власти наглядно выражено в известном высказывании попечителя учебных заведений князя Ширинского-Шихматова  «Польза философии не доказана, а  вред возможен».

    Вплоть  до второй половины XIX в. философская проблематика осваивалась в России преимущественно в философско-литературных кружках вне официальных структур просвещения, что имело последствия двоякого рода.

    С одной стороны, становление русской  философии происходило в ходе поисков ответов на те вопросы, которые  ставила сама российская действительность. По этому трудно найти в истории  русской философии мыслителя, который  бы занимался чистым теоретизированием  и не откликался бы на животрепещущие проблемы.

    С другой стороны – эти же условия привели к такому ненормальному для самой философии состоянию, когда при восприятии философских учений политические установки приобретали доминирующее значение и сами эти учения оценивались прежде всего с точки зрения их «прогрессивности» или «реакционности», «полезности» или «бесполезности» для решения социальных проблем. По этому те учения, которые, хотя и не отличались философской глубиной, но имели широкую известность. Другие же, составившие в последствии классику русской философии, как например, учения К. Леонтьева, Н. Данилевского, Вл. Соловьева, Н. Федорова и др., не находили отклика у современников и были известны лишь узкому кругу людей.

    При характеристике особенностей русской  философии нужно учитывать также  культурно-исторический фон на котором  она формировалась. В России в  ходе ее истории произошло как  бы переплетение двух различных типов  культур и соответственно типов  философствования: рационалистического, западноевропейского и восточного, византийского с его интуитивным  мироощущением и живым созерцанием, включенного в русское самосознание через православие. Такое сочетание  двух различных типов мышления проходит через всю историю русской  философии.

    Существование на перекрестке различных культур  во многом определило форму философствования и проблематику русской философии. Что касается формы философствования, то ее специфика удачно определена А.Ф. Лосевым, который показал, что  русской философии в отличие  от западноевропейской чуждо стремление к абстрактной, чисто рациональной систематике идей. В значительной своей части она «представляет  собой чисто внутреннее, интуитивное, чисто мистическое познание сущего».

    С содержательной стороны русская  философия также имеет свои особенности. В ней представлены в той или  иной степени все основные направления  философского мышления: онтология, гносеология, этика, эстетика, философия истории  и т. д. Однако есть и ведущие для  нее темы. Одной из них, определившей саму специфику русской философии, стала тема России, постижения смысла ее существования в истории. С  этой темы начиналось становление русской  философской мысли, и она оставалась актуальной на всем протяжении ее развития.

Информация о работе Этапы развития и национальные особенности русской философии