Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 03:22, контрольная работа
Философские представления на Руси как выражение общего взгляда на природу, человека и общество зарождаются еще в глубокой древности. Первые достоверные свидетельства об этом относятся примерно к Х– ХI в.в.; т.е. к тому времени, когда на территории нашей страны сложились достаточно развитые общественные отношения и возникло государство, а культура и образованность достигли относительного высокого уровня. Но русская философия превратилась в самостоятельную науку и утвердила свой собственный предмет и проблематику лишь в начале XVII века, когда философия окончательно обособилась от религии.
Введение 3
1. Основные этапы развития и национальные особенности русской философии 5
2. Историософия П.Я. Чаадаева 12
3. Теория самобытного исторического пути «ранних» славянофилов 14
4. Основные идеи западничества в русской философии 17
5. Философия «всеединства» В.С. Соловьева 24
Заключение 29
Используемая литература 31
В Европе никогда не считали преступником живущего за границей и изменником переселяющегося в Америку.
У
нас ничего подобного. У нас лицо
всегда было подавлено, поглощено, не стремилось
даже выступить. Свободное слово
у нас считалось за дерзость, самобытность
— за крамолу; человек пропадал в
государстве, распускался в общине.
Рабство у нас увеличивалось
с образованием; государство росло,
улучшалось, но лицо не выигрывало; напротив,
чем сильнее становилось
Эти и схожие с ними положения составляли достаточно прочный идейный фундамент «западнической» историософии, в частности — основу для критики различных форм псевдоколлективности, нивелирующей личностное начало — как в исторических реалиях (та же сельская община, к примеру), так и в утопических социальных учениях (различные варианты грубого, уравнительного, казарменного коммунизма).
Справедливости ради следует признать, что само понимание человека, индивидуума, личности и ее свободы не было одинаковым у всех «западников». Некоторые из них разделяли в данном случае (или склонялись к ней) концепцию индивидуализма, имевшую столь строгую популярность на Западе, но встречавшую критику как в европейской антропологии (например, у Л. Фейербаха и молодого К. Марса), так и у ряда наиболее глубоких отечественных мыслителей, сумевших провести жесткую демаркационную черту между идеей «узкого эгоизма» (индивидуализма) и идеей «свободной личности», развитие которой невозможно без одновременного развития отношений и чувства «общественности», «солидарности». В этом смысле особенно показательны антропологические учения А. Герцена и П. Лаврова.
Наконец,
третий аспект «западнического» наследия,
заслуживающий быть отмеченным: именно
«западничество» поставило в
России столь важную для страны и
традиционно столь мало почитаемую
у нас проблему правового обеспечения
свободы личности, подчеркнуло значение
юридической стороны
Еще Чаадаев, в своих «Философических письмах» сетовал, говоря словами Герцена, «на отсутствие у нас того элементарного гражданского катехизиса, той политической и юридической азбуки, которую мы находим с разными изменениями у всех западных народов».
Называя Россию «печальным царством беззакония», Герцен писал в конце 50-х годов: «В самом деле, идея права у нас вовсе не существует, или очень смутно; она смешивается с признанием силы или совершившегося факта. Закон не имеет для нас другого смысла, кроме запрета, сделанного власть имущим; мы не его уважаем, а квартального боимся... Нет у нас тех завершенных понятий, тех гражданских истин, которыми, как щитом, западный мир защищался от феодальной власти, от королевской, а теперь защищается от социальных идей...».
Правовая, юридическая мысль России развивалась трудно, постоянно наталкиваясь на противодействие не только правительственного консерватизма, но и консервативных традиций «общества» и даже народа. Тем не менее, уже в 70—80-е годы прошлого века идея: «Нужно, необходимо, даже неизбежно водворить в нашей жизни порядок, который может быть основан только на праве, точном и всеми признаваемом»,— все прочнее укореняется в сознании ли6ералов - «западников». Недаром все лучшие отечественные государствоведы и юристы вышли из этой среды....
Какие
же выводы делает автор статьи, оглядываясь
на историю развития взаимоотношений
между западниками и
5.
Философия «всеединства»
В.С. Соловьева.
Вл.
Соловьев принадлежит к числу
тех мыслителей, которым удалось
создать самостоятельную
Обобщая философские идеи самого разного происхождения, Вл. Соловьев стремился к разработке самостоятельного учения. Его философия — совершенно своеобразное и неповторимое явление в истории мысли. В основу своей философской системы он положил принцип о всеединстве.
«Все существует во всем» — такова самая общая формулировка принципа всеединства. Отталкиваясь от нее, Вл. Соловьев развивает целостную концепцию. Прежде всего, для него ясно, что данную формулировку не следует понимать буквально — все существует во всем лишь как тенденция, как закон. Всеединство — это гармония и согласованность всех частей Вселенной. Но абсолютное всеединство — это идеал, к которому мир лишь стремится. Абсолютное всеединство — это Бог, а мир — всеединство в состоянии становления. Мир содержит божественный элемент (всеединство) как идею. Но без элемента божественного всеединства он не может существовать, ибо в этом случае рассыпался бы на изолированные и враждебные друг другу части.
Абсолютное, или божественное, всеединство есть абсолютная «единораздельная цельность бытия». Иначе говоря, это такое соединение отдельных элементов мира, которое не уничтожает самостоятельности элементов, т.е. реальной множественности мира. Это единство многообразного или цветущая полнота жизни, т.е. гармония в разнообразии. В своем идеальном выражении это Бог, соединяющий мир в единое целое посредством любви. Любовь есть то, без чего соединение отдельных частей не может быть гармоничным и согласованным. Божественная любовь и придает миру гармонию и стройную согласованность. Наличие в тварном мире противоположного начала, т.е. начала нестроения и хаоса, есть следствие грехопадения. Однако мировой процесс представляет собой не что иное, как процесс возвращения к первоначальному всеединству. Таким образом, развитие тварного мира есть эволюция ко все большей гармоничности и единству при одновременном росте многообразия. Это возникновение все более сложных систем — от примитивных неживых через многообразие живого к обществу и человеку. С момента возникновения христианства история общества превращается из процесса человеческого в процесс богочеловеческий: в истории действует нравственное начало, ведущее его к всеединству.
Моделью положительного всеединства служит для него живой организм. Для живого организма правилом является такое соединение частей, в котором каждая часть «заинтересована» во всех других и в целом. Например, болезнь отдельного органа неизбежно отрицательно сказывается на всем организме и на других органах. Напротив, здоровье какой-либо части идет на пользу всем другим и организму в целом. Понятие организма опирается на более широкую категорию. Эта категория — «жизнь». Она занимает важное место в учении о всеединстве и в философии Вл. Соловьева в целом.
Понятие
жизни нигде не определяется Вл.
Соловьевым формальнологически. И это
несмотря на то, что его философская
система отличается логической строгостью
и последовательностью. Дело в том,
что жизнь принципиально не может
и не должна определяться только лишь
логическим путем. В жизни присутствуют
элементы иррациональные. Поэтому она
не может быть постигнута подобно
тому, как познаются объекты
Жизнь
есть жестокая борьба за выживание. Это
относится к жизни во всех ее проявлениях.
Жизнь живых существ
Особый
смысл принцип всеединства
Величие творчества и личности Вл. Соловьева было очевидно многим его современникам и непосредственным преемникам, на которых мыслитель оказал значительное влияние.
Место
и значение творчества Вл. Соловьева
в истории русской мысли
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Русская философия содержит много ценных идей не только в области религии, но и в области гносеологии, метафизики и этики. Основные проблемы, по моему мнению, которые рассматриваются в отечественной философии – это проблемы нравственности, совести, счастья, смысла жизни.
Интерес
к истории отечественной мысли
пробудился в России еще в первой
половине XIX века. Устойчивым и все
более нарастающим он становится
с конца XIX – начала XX веков. Все
сколько-нибудь крупные представители
русской философии XX века были вместе
с тем и ее историками. В целом
это отражает высокую степень
зрелости отечественной мысли, внутреннюю
потребность философов в
Отечественная
философия долгое время оставалась
для нас «белым пятном», не признавалась
и осуждалась как «белоэмигрантская».
Долгое время в нашей стране официально
признавалась только марксиско-ленинская
философия, как единственно правильная
и верная. И поэтому работы
советских философов по сути дела
утратили философскую преемственность,
ибо как правило не касались
целых пластов отечественной
религиозной философской мысли.
Информация о работе Этапы развития и национальные особенности русской философии