Этико-политическое учение Конфуция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:41, реферат

Описание

Фридрих Ницше (1844 - 1900) - великий немецкий философ и филолог, поэт и музыкант. Перед тем, как приступить к краткому изложению и анализу его работы, хочется сказать несколько слов, обрисовав характер его философского мировоззрения в целом. Для творчества Ницше характерно необычное употребление общепринятых в философии понятий. Его идеи, как правило, облечены в форму фрагментов и афоризмов. Ему чужды всякие попытки построения философской системы. Согласно Ницше, мир есть постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее "вечного возвращения одного и того же". Лишь понятие "вещи" выступает, как некий момент устойчивости в хаосе становления. Вслед за А. Шопенгауэром Ницше в основе мира мыслил волю как движущую силу становления, как порыв, как волю к власти, волю к расширению своего Я, к экспансии. Центральным понятием у Ницше является идея жизни, он является родоначальником направления, именуемого философией жизни.

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 48.39 Кб (Скачать документ)

Введение  

Тот, кто  борется с чудовищами,  должен

следить за собой, чтобы самому не обра-                                                                                                                    

 титься  в чудовище.     Попробуй подолгу                                      смотреть    в   пропасть,  и она заглянет                                                                                                                       

 тебе  в  глаза.                                                              

Ф. Ницше

"По  ту сторону добра и зла"           

 Фридрих  Ницше (1844 - 1900) - великий немецкий  философ и филолог, поэт и  музыкант. Перед тем, как приступить  к краткому изложению и анализу  его работы, хочется сказать несколько  слов, обрисовав характер его  философского мировоззрения в  целом. Для творчества Ницше  характерно необычное употребление  общепринятых в философии понятий.  Его идеи, как правило, облечены  в форму фрагментов и афоризмов.  Ему чужды всякие попытки построения  философской системы. Согласно  Ницше, мир есть постоянное  становление и бесцельность, что  выражается в идее "вечного  возвращения  одного и того же".  Лишь понятие "вещи" выступает, как некий момент устойчивости в хаосе становления. Вслед за А. Шопенгауэром  Ницше в основе мира мыслил волю как движущую силу становления, как порыв, как волю к власти, волю к расширению своего Я, к экспансии. Центральным понятием у Ницше является идея жизни, он является родоначальником направления, именуемого философией жизни.            

 Ницше  можно назвать блестящим проповедником  индивидуализма, волюнтаризма и  иррационализма. Теория познания  в её классическом смысле не  была предметом особого внимания  мыслителя, а некоторые его  высказывания по этим вопросам  проникнуты субъективизмом и  агностицизмом. Ницше отвергает  принципы демократии и исторического  прогресса, он противопоставляет  ему  amor  fati - любовь к судьбе; он отвергает также идеи равенства и справедливости, как "разлагающие цельность человеческой природы". Ницше, будучи сторонником принципа социальной иерархии, развивает элитарную концепцию абсолютного господства высшей касты - тех немногих, которые имеют право воплощать счастье, красоту и добро, господствовать над подавляющим большинством - серостью, которую не общество, а сама природа предназначила к тому, чтобы быть общественной пользой.            

 Основное  внимание Ницше было сосредоточено  на проблемах культуры, на вопросах  этики и эстетики, в частности  музыки, а также на идеях бытия  человека. Ницше выделяет в искусстве  два начала: дионисийское - стихийное, оргиастическое, экстатическое - и аполлоновское - просветлённое, гармоническое, рефлексивное. Эти противоборствующие силы характеризуют само бытие, причём дионисийское, изначально-жизненное, лежит в основе бытия. Идеал же культуры заключается в достижении равновесия этих полярных начал. Искусство - это сублимация чувственного удовольствия: восприятие произведений искусства сопровождается возбуждением полового инстинкта, опьянением, жестокостью как глубинным состоянием психики.  Именно их смешение производит эстетическое состояние.           

 Нельзя  не отметить, что главная тенденция  в воззрениях этого незаурядно  одарённого мыслителя и разносторонне  развитого человека творчества  состояла в совершенствовании  культуры человеческого вида, в  улучшении самого типа человеческой  личности. Воззрения Ницше имели  и по сию пору имеют большое  влияние на умы людей; этому  во многом способствует удивительно  изящная литературная форма его  произведений в виде броских  афоризмов, парадоксальных выражений,  памфлетов и притч, а также  мужественный и вместе с тем  поэтический характер его твёрдой  и ясной, как холодный горный  воздух,  прозы.

*       *       *           

 Фридрих  Ницше приступил к созданию  памфлета "Генеалогия морали" в момент своего пребывания  в Сорренто зимою 1876-77 годов,  хотя мысли, изложенные в этой  работе, несомненно, гораздо старше, они были впервые вкратце изложены в том собрании афоризмов, которое носит название "Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов".  Уже в предисловии к памфлету Ницше, уверенный в том, что мысли эти возникли в нём не разрозненно, не произвольно и не случайно, что произошли они от общего корня, глубокой потребности, основной воли познания жизни, чётко определяет направление и цель философского исследования. Вопрос ставится следующим образом: откуда собственно ведут своё начало добро и зло. По словам автора, он "своевременно научился отделять теологический предрассудок от нравственного и не искал …источника зла позади мира", то есть вне мира земного, мира человеческого. Ницше относит понятия добра и зла к сугубо человеческим изобретениям и рассматривает их с исторической и психологической позиций: "…при каких условиях  изобрёл человек эти определения ценности - добро и зло? и какую они сами имеют ценность? Тормозят они  или содействуют процветанию человечества? Являются ли они признаками нужды, бедности, вырождения жизни? Или наоборот проявляется в них полнота, сила, воля к жизни, её бодрость, уверенность, будущность?"           

 На  опубликование некоторых собственных  гипотез относительно происхождения  морали Фридриха Ницше натолкнула  прочитанная им "ясная, опрятная  и умная, старчески умная книжечка" английского психолога доктора  Пола Ри (Paul Ree), заглавие книжки было "Происхождение нравственных восприятий".  Автор её твёрдо стоял на позициях дарвинизма и искал корни нравственности и морали в области человеческих инстинктов, исключая из зоны поиска область интеллектуальную, а также не рассматривая исторических предпосылок формирования так называемых общечеловеческих ценностей.  Ницше пишет: "…в его гипотезах по меньшей мере забавно, что дарвиновская бестия и наисовременнейший скромный нравственный неженка, который "не кусается", подают друг другу руку; последний делает это с выражением известного добродушного и утончённого равнодушия на лице, к которому примешивается доля пессимизма, усталости, как будто бы вовсе не стоит так серьёзно относиться ко всем этим вещам - проблемам морали".            Для Ницше в тот период важен был вопрос о ценности морали, особенно о ценности "неэгоистического", об инстинктах сострадания, самоотречения, самопожертвования, которые Шопенгауэр, великий учитель Ницше, "так долго подкрашивал, боготворил, переносил в потусторонний мир", но именно к инстинктам во Фридрихе росла всё более глубокая подозрительность, скрытый скептицизм: "Именно здесь видел я опасность для человечества, его высшую приманку и искушение - но к чему? к отрицанию? Именно здесь видел я начало конца, остановку,…усталость, восстание воли против жизни, нежно и уныло заявляющей о последней болезни".  В силу того, что задача о ценности сострадания и морали, построенной на сострадании, кажется чем-то случайным, сомнительным, философ выдвигает новое  требование: человеку необходима критика моральных ценностей, надо, наконец, усомниться в самой ценности этих ценностей. Ницше считает, что слишком долго люди принимали ценность моральных ценностей за данную, за факт, считали её несомненной и неоспоримой: "…до сих пор нисколько не сомневались и не колебались считать "хорошего человека" более ценным, чем "дурного", более ценным в смысле успеха, полезности, успешности по отношению к человеку вообще (в том числе и будущности человека)". Но никто не задавался вопросом: а если бы было справедливо обратное? Если бы доброе было бы симптомом регресса, а следовательно представляло бы опасность, соблазн, яд, посредством которого современность живёт на счёт будущего? Может быть живёт удобнее, более безопасно, но и в более мелком стиле, пошлее?            

 Не  мораль ли виновна в том,  что никогда не будет достигнута  возможная сама по себе мощность  и  красота типа человек?           

 Не  является ли мораль опасностью  самою опасною из всех опасностей?..

Трактат первый

"Добро  и зло", "хорошее и дурное"            

 Фридрих  Ницше открывает первый трактат  памфлета критикой взглядов, присущих  английскому психологу Полу Ри и его коллегам, задаваясь вопросом, что именно обуславливает суждения последних о происхождении сил, имеющих решающее значение для развития личности .  Философ отмечает, что его незримым оппонентам совершенно чужд исторический дух, что и подталкивает искать корни понятий добра и зла там, где менее всего это желала бы видеть интеллектуальная гордость человека ("…в косной привычке, в забывчивости или в слепом и случайном сцеплении мыслей и их машинальности, или в чём-либо чисто пассивном, автоматичном, рефлексивном, молекулярном и в основе тупом…"): "Первоначально - декретируют они - неэгоистические поступки хвалили и называли "добром" те, кому они оказывались, следовательно, кому они были полезны; впоследствии забыли источник этой похвалы и стали считать добрым неэгоистические поступки вообще, как будто они были чем-то хорошим, так как они обычно превозносились, как нечто хорошее".            

 Ницше  утверждает, что, во-первых, теория  эта ищет и помещает очаг  возникновения понятия "добро"  на неверном месте, что суждение "добро" ведёт своё начало  не от тех, кому оказывается  добро. Напротив,  сами "добрые", то есть знатные, могучие, высокопоставленные и благородно мыслящие считали и выставляли себя самих  и свои поступки, как доброе, как нечто высшего сорта, в противоположность низкому, низменно мыслящему, пошлому и плебейскому. Из этого чувства расстояния они впервые извлекли себе право создавать ценности, чеканить названия ценностей, и никакого дела до полезности им не было. Таким образом, источником контраста  "хорошего" и "дурного" является чувство знатности и расстояния, продолжительное и преобладающее общее и основное чувство высшего господствующего рода по отношению к низшему роду, к чему-то низшему. Такого рода происхождение доказывает, что слово "добро" первоначально не было связано с "неэгоистическим" поступком. И напротив, именно при падении аристократических оценок человеческой совести постепенно навязывался весь тот контраст "эгоистического" и "неэгоистического" этот, по терминологии Ницше стадный инстинкт, получивший тогда распространение.           

 Ницше  пишет, что, во-вторых, помимо исторической  неприемлемости рассматриваемой  гипотезы происхождения оценки "добра", она страдает психологическим  внутренним противоречием. Предполагается, что источником похвалы неэгоистического  поступка была его полезность, и что это было забыто. Но как возможно подобное забвение? Может быть, в определённое время прекратилась полезность подобных поступков? Напротив, мы можем наблюдать совершенно противоположное, поскольку полезность эта была всегда обыденным явлением, таким, которое подчёркивалось и подчёркивается непрерывно снова; следовательно, оно не только не могло исчезнуть из сознания, не только не могло быть позабыто, но должно было всё резче запечатлеваться в сознании. Ницше считает, что на правильный путь его вывел вопрос, что собственно обозначают в этимологическом отношении выражения "добро" на разных языках, и так как философ был также незаурядным филологом, ему не составило большого труда провести лингвистический (а также историко-лингвистический) анализ данного выражения: "Я нашёл, что все они указывают на одинаковое превращение понятия, что всюду основным понятием является "знатный", "благородный" в сословном смысле, из которого развивается с необходимостью понятие "добро" в смысле "душевно-знатного", "благородного", "душевно-высокопоставленного"…; развитие это идёт всегда параллельно с другим, которое "пошлое", "плебейское", "низкое", в конце концов, превращается в понятие "дурное"".  Не углубляясь в данное исследование, можем привести два красноречивых примера. Немецкое слово "schlecht" (дурно), тождественное со словом "schlicht" (простой), первоначально обозначало безо всякого оскорбительного смысла простого человека, простолюдина в противоположность знатному. Приблизительно ко времени тридцатилетней войны, то есть довольно поздно, смысл этого слова превращается в современный. Можем также сравнить в русском языке старинное обозначение простолюдина словом "подлый" ("подлые людишки") и современное понятие "подлый". Такое позднее открытие явления "превращения понятий" Ницше объясняет задерживающим влиянием, которое  оказывал демократический предрассудок на все вопросы происхождения. Ницше отмечает также, что часто в тех словах и корнях, которые обозначают "добро", ещё просвечивают главные оттенки, на основании которых знатные именно и считали себя людьми высшего ранга: "Они называют себя, например, "истинными"; прежде всего греческая знать… Созданное для этого слово  по своему корню обозначает такого, который существует, который обладает реальностью, кто истин; затем истинный в субъективном смысле, правдивый". Далее Ницше приводит несколько аналогичных примеров из греческого, латинского, галльского и немецкого языков: "Немецкое "Gut" (добрый, хороший) не обозначает ли "den Gottlichen" (божественного), человека божественного происхождения? Не тождественно ли оно с именем народа (первоначальным дворянством)?".           

Информация о работе Этико-политическое учение Конфуция