Концепция социального детерминизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 09:28, контрольная работа

Описание

Наряду с принципом материальности мира основным принципом научного мировоззрения является принцип детерминизма, так как объяснение беспричинных и абсолютно изолированных явлений невозможно. Он дает ответ на вопрос: существует лив мире упорядоченность и обусловленность явлений или мир есть неупорядоченный хаос?
Детерминизм (лат.определять,отделять) – это философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности явлений действительности.
Центральной идеей детерминизма является утверждение, что в мире нет беспричинных явлений.

Содержание

Введение
1. Причина и следствие
2. Случайность и необходимость
3. Возможность и действительность
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

детерминизм.docx

— 36.99 Кб (Скачать документ)

МИНОБРНАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«КАЗАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ВЫСШАЯ  ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по  дисциплине

  «Философия» 

Тема: «Концепция социального детерминизма» 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                        Выполнил студент 2 курса

                                                                           гр. 3203-1с Галиулина А.Г.

                                                                 Проверил: профессор

                                                                                     Курашов Владимир Игнатьевич 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КАЗАНЬ 2011 
 
 

Оглавление

Введение

1. Причина и  следствие

2. Случайность  и необходимость

3. Возможность  и действительность

Заключение 

Литература

Введение

Наряду с принципом  материальности мира основным принципом  научного мировоззрения является принцип  детерминизма, так как объяснение беспричинных и абсолютно изолированных  явлений невозможно. Он дает ответ на вопрос: существует лив мире упорядоченность и обусловленность явлений или мир есть неупорядоченный хаос?

Детерминизм (лат.определять,отделять) – это философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности явлений действительности.

Центральной идеей  детерминизма является утверждение, что  в мире нет беспричинных явлений.

Детерминизм зародился  в глубокой древности. В древнегреческой  философии первым высказал мысль  о всеобщности причинно-следственной связи Левкипп: ”Ни одна вещь не возникает беспричинно...”.

Детерминизм в  своем историческом развитии прошел два основных этапа - этап классического (метафизического, механистического) детерминизма и этап детерминизма постклассического, диалектического по своей сущности.

Первые зачатки  детерминистических взглядов можно  найти в сочинениях Демокрита и его последователей. Демокрит понимал принцип детерминизма механистически, отождествляя причинность и необходимость. Все, что происходит в мире, не только причинно обусловлено, но и необходимо, неизбежно. Он отвергал объективное существование случайности, говоря, что человек называет событие случайным, когда не знает (или не хочет узнать) причины события. Такой детерминизм в дальнейшем развивается Ф. Бэконом, Т. Гоббсом, Б. Спинозой, Р. Декартом, Ж. Ламетри, П. Гольбахом и другими философами Нового времени.

Впервые принципы детерминизма были чётко сформулированы П.Лапласом в 1775 году. Концепция детерминизма, по Лапласу, предполагает однозначность  и предопределённость будущего, это  вытекает из признания жёсткой причинно-следственной связи между событиями и явлениями  и отрицания объективной случайности. Он исходит из постулата, согласно которому из знания начальных причин можно  всегда однозначно вывести следствия.

Лапласовский детерминизм оказался непригодным для описания поведения сложной системы, например, живого существа, популяции, человека. Биологические, социологические, экономические законы не имеют той строгости, что законы механики, но это не означает, что нужно отказываться от них. Причиной этой нестрогости принято считать невозможность учета всех факторов, влияющих на систему.

Новый этап в  развитии детерминизма открыла научная  революция XVII века. Сотворенная человеком  машина выступила как модель объяснения и человека, и природы. От представления  об организме как машине (отсюда - учения о рефлексе, ассоциации, аффекте  и др.) детерминистская мысль перешла  к формуле “человек-машина”.

В середине XIX века возник новый-биологический-детерминизм. Тогда же начали укрепляться представления о социальной сущности сознания человека (Маркс). Марксизм показал, что существует особая форма детерминации явлений сознания, обусловленная зависимостью человека от действия социальных сил. В рамках диалектического материализма причинно-следственная связь понимается, как объективная связь, отражаемая сознанием благодаря деятельности человека, но она есть всего лишь момент всемирной взаимозависимости, звено в цепи развития материи. Диалектический детерминизм рассматривает все известные формы взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственного причинного характера. Сюда включаются функциональные зависимости, отношения симметрии, взаимодетерминация частей и целого и др.

Если раньше детерминизм делал акцент на телесных, физических (внешние раздражители, процессы в мозгу) причинах психических  явлений (восприятие, память, внимание и др.), то теперь экспериментальные  научные данные показывали, что эти  психические явления сами служат причиной поведения и подчинены  собственным законам.

Идея детерминизма сильна тем, что предполагает определенную закономерность хода событий. Они возникают  и сменяют друг друга не хаотически и произвольно, но только под действием  факторов, которые доступны разумному  объяснению и опытной проверке. 

Опираясь на надежную информацию о причинах, можно  предсказать, какие изменения они  произведут, например, в организме, в психическом строе человека. Благодаря же такому прогнозу можно в известных пределах обрести власть над психическим процессом, управлять им, изменить его ход.

Среди многообразных  форм детерминации, отражающих универсальную  взаимосвязь и взаимодействие явлений  в окружающем мире, особенно выделяется причинно-следственная, или каузальная (от лат. causa - причина), связь, знание которой ничем не заменимо для правильной ориентировки в практической и научной деятельности. Поэтому именно причина выступает важнейшим элементом системы детерминирующих факторов. И все же принцип детерминизма шире принципа каузальности: кроме причинно-следственных связей он включает в себя и другие виды детерминации (функциональные связи, связь состояний, целевую детерминацию и т.д.).

Много нового внесла в принцип детерминизма современная  научно-техническая революция. Прежде всего это связано со способностью машин (компьютеров) выполнять те интеллектуальные операции, которые раньше считались атрибутом лишь человеческого мозга. 

Принципы детерминизма:

1. Тезис о  всеобщей обусловленности материальных  систем и процессов. Детерминизм  есть отношение, характеризующее  зависимость вещей от любых  факторов.

2. В основе  всего многообразия отношений  детерминации лежит генетическая, причинная необходимость. Принцип  причинности - каждое событие  имеет причину и является причиной  чего-либо.

3. Тезис о  многообразии принципов детерминации  и существовании непричинных  отношений. 

4. Тезис о  закономерности или регулярности  отношений обуславливания. 
 
 
 
 

1. Причина и следствие

Понятие причины  и следствия возникают на стыке  принципов всеобщей связи и развития. С точки зрения принципа всеобщей связи причинность определяется как один из видов связи, а именно как генетическая связь между  явлениями, при которой одно явление  при наличии определенных условий  с необходимостью порождает другое. С точки зрения принципа развития причинность определяется так: всякое изменение и тем более развитие, т.е. изменение в сторону появления  нового качества, имеет свою причину  и следствие.

Причинные отношения  присутствуют при любом процессе изменения. Ограничение на применение принципа причинности накладываются  принципом всеобщей связи. К не имеющим причинно - следственных связей относятся такие виды связей как пространственно-временные коррелляции, функциональные зависимости, отношения симметрии. Однако любое явление имеет свои причины и следствия, не с одним так с другим. Причина есть взаимодействие, следствие есть результат взаимодействия.

Критерии причинных  отношений:

· порождение или  производство, субстанциональный характер причинной связи;

· временная  асимметрия. Причина предшествует следствию. Процесс причинения необратим. В  то же время факт постоянного предшествования  по времени не есть критерий причинности (лето-осень);

· необходимость, однозначность. Равные причины всегда порождают равные следствия. Связь  следствия с причиной не может  быть случайной, а вот причины - могут;

· временная  и пространственная непрерывность, смежность. Одной из характеристик  причинности является ее связь с  категориями времени. Время - форма  существования материи, в которой  наиболее естественно реализуются  причинно-следственные связи. До сих  пор причинно-следственная связь взятая в аспекте времени понимается по разному. Одни считают, что причина всегда предшествует следствию. Какое-то время причина и следствие сосуществуют, а потом причина угасает, а следствие превращается в новую величину. Другие утверждают, что интервалы частично накладываются, третьи, что причина и следствие строго одновременны. Четвертые говорят, что бессмысленно говорить о причине, которая существует и значит, действует, если ее следствие еще не вступило в сферу бытия. Разве может быть недействующая причина?

Но понимание  причины и следствия равно  используются для характеристики одновременно протекающих событий, явлений, примыкающих  друг к другу во времени, и явлений, для которых следствие зарождается  в недрах причины. Иногда они разделены временным интервалом и связаны между собой через цепь промежуточных звеньев.

Следствие может  иметь несколько причин, одни из которых являются необходимыми, другие - случайными. Существенной чертой причинности  является непрерывность ее действия причинно-следственных связей. Не может  быть ни первой причины, ни последнего следствия. Причинность нельзя рассматривать  только как однонаправленное действие причины на следствие, т.к. она является внутренним содержанием связи и  взаимодействием явлений. Следствие  распространяет свое влияние не только вперед (как новая причина), но и  назад, на производство его причину, видоизменяя ее силы, особенно когда  причинная связь не мгновенна, а  протяженна. Это растянутое во времени  взаимодействие причины и следствия  называется принципом обратной связи. Он действует всюду, особенно в само организованных системах, где происходит восприятие, хранение, переработка и использование информации. Без обратной связи немыслимы устойчивость, управление и поступление движение системы.

Причины и следствия  относительны во всех своих проявлениях. Соответственно и логические определения  причин и следствий, отражающие смысл  этих понятий, могут быть только относительными.

Причины и следствия  являются причинами и следствиями  только друг относительно друга. Соответственно, и определения понятиям: причина  и следствие; должны формироваться  по такому же принципу.

Причина предшествует следствию, а следствие следует  за причиной. Поэтому:

- ПРИЧИНА, ЭТО ФОРМИРОВАНИЕ  СЛЕДСТВИЯ;

- СЛЕДСТВИЕ, ЭТО  ОТРИЦАНИЕ ПРИЧИНЫ.

Итак, все причинно-следственные процессы в мире вызваны не односторонним  действием, а основывается, по крайней  мере, на отношении между двумя  взаимодействующими предметами, и в  этом смысле причинность должна рассматриваться  не просто как вид связи, а и  как тип взаимодействия.

Существует несколько  типов классификации причинно-следственных отношений, построенных по разным основаниям. Прежде всего, это классификация  по внутреннему содержанию процессов  причинения. Внутренние механические причинения связаны с переносом  материи, энергии и информации. В  этом типе классификации причин выделяют материальные и идеальные, информационные и энергетические причины, которые  тоже делятся на физические, химические, биологические, психологические, социальные причины. По этому признаку различают  причину и условие события. Причина - то, что передает свою силовую потенцию, т.е. вещество, энергию, информацию, а условие - совокупность обстоятельств причинного события, граница, отличающая причину от условия, весьма расплывчата.

Информация о работе Концепция социального детерминизма