Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 09:28, контрольная работа
Наряду с принципом материальности мира основным принципом научного мировоззрения является принцип детерминизма, так как объяснение беспричинных и абсолютно изолированных явлений невозможно. Он дает ответ на вопрос: существует лив мире упорядоченность и обусловленность явлений или мир есть неупорядоченный хаос?
Детерминизм (лат.определять,отделять) – это философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности явлений действительности.
Центральной идеей детерминизма является утверждение, что в мире нет беспричинных явлений.
Введение
1. Причина и следствие
2. Случайность и необходимость
3. Возможность и действительность
Заключение
Литература
Условия оказывают влияние на следствие опосредовано, через причину. Причина есть возможность события, а условия превращают или не превращают ее в реальность.
Второй тип классификации строится на основе способов проявления причинной связи, которые подразделяются на динамические (однозначные) и статистические (вероятностные) (Квантовая механика, информационные взаимодействия).
Выделяются также причины общие, специфические и главные; объективные и субъективные, непосредственные и опосредованные; всеобщие, особенные и единичные. Причина общая - совокупность всех факторов, что раньше называли причиной, кондициальная причина - это условия. Есть еще реализаторская или пусковая причина. Специальная причина - определяет главное качественное изменение, специфичность следствия. Кондициальные - факторы, способствующие приведению специальных причин в активное состояние, возможность превращать в действие. Им позволена вариабельность и заменяемость, а специальным не разрешено. Реализаторская или повод - фактор, определяющий момент возникновения следствия при определенной совокупности условий.
2. Случайность и необходимость
Важным вопросом
для любой теории детерминизма является
вопрос о статусе категории
Рассматривая понятия "случайность" и "необходимость", можно разграничить две области их применения. Во-первых, эти понятия могут быть отнесены к объективной реальности и рассматриваться как свойства материи вообще, вне зависимости от нашего восприятия и знаний. Такую область применения понятий "необходимость" и "случайность" можно назвать объективной или онтологической. Во-вторых, эти понятия могут быть отнесены к теории познания и рассматриваться как критерии оценки событий и явлений в объективном мире, применяемые для его изучения и познания. Эту область применения понятий "необходимость" и "случайность" можно условно назвать субъективной или гносеологической.
Исторически категории
необходимости и случайности
возникли как следствие размышления
о человеческой судьбе, божественном
провидении, свободе воли, о предопределенности
или стихийности всего
С позиций детерминизма (Демокрит) случайность трактуется как чисто субъективное понятие, при помощи которого мы обозначаем то, причины чего пока еще не знаем. Как только мы узнаем причину явления, оно перестает быть случайным. Однако та случайность, причина которой познана, не перестает от этого быть случайностью, наличие причины необязательно связано с необходимостью. Все события так или иначе причинно обусловлены, но это не значит, что случайности нет.
Наиболее ярко детерминизм сформулирован у Лапласса - возможно в одной математической формуле выразить все параметры, характеризующие мгновенное состояние всех частей природы и всех сил, все прошлые состояния мира и предсказать любые события на все грядущие времена. Другие считают, что все на свете - дело случая и нужно вверить ему свою судьбу. Так возникла ложная альтернатива - или в мире господствует случайность, или нет никакой случайности, только необходимость.
В диалектическом
материализме необходимости приписывается
относительный характер: “Необходимость
проявляется в конечной природе
как относительная
Таким образом,
все необходимые черты
Отсюда можно сделать вывод, что различие необходимого и случайного в диалектическом материализме фактически определяется выбором круга условий, который осуществляет сам познающий субъект, и носит в первую очередь гносеологический характер.
Что же такое случайность? Случайность - это такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного явления причинами. Случайность - это субъективно неожиданные, объективно привходящие явления, то, что в данных условиях может быть, а может и не быть. Случайность может быть внешней и внутренней. Внешняя случайность находится за пределами власти данной необходимости. Она определена привходящими обстоятельствами. Человек наступил на корку и упал (падение не вытекает из логики поступков упавшего). Внутренняя случайность вытекают из самой природы объекта. Случайность рассматривается как внутренняя, если ситуация рождает случайные явления описывается изнутри какого-то одного причинного ряда, а совокупное действие других причинных последовательностей описывается посредством понятия объективные условия осуществления основного причинного ряда. Выделяются случайности субъективные, связанные с наличием у человека свободы воли, когда он совершает поступок вопреки объект необходимости, и случайности объективные.
Итак, случайное
- это возможное при
Необходимость
и случайность выступают как
соотносительные категории, в которых
выражается философское осмысление
характера взаимозависимости
Таким образом,
все необходимые черты
3. Возможность и действительность
Категория “возможность” рассматривается в паре с категорией “действительность”, причём, обычно философы подчёркивают примат в этой паре категории “действительность”.
Возможность - объективная тенденция развития, заложенная в существующих явлениях, наличие условий возникновения объекта (предмета, явления) или, по крайней мере, отсутствия таких обстоятельств, которые исключали бы его возникновение
Действительность - то, что реально существует и развивается, содержит свою собственную сущность и закономерность в самой себе, а также содержит в себе результаты своего собственного действия и развития.
Возможность - это будущее бытие. В механистической философии будущее однозначно предопределено, возможность с необходимостью будет реализована в действительности. В современной философии общепризнанно, что далеко не всякая возможность станет действительностью. В любом случае, в категории “возможность” акцент делается на будущее время.
Когда реализуется
одна из возможностей, другие либо исчезают,
либо кардинально меняются, приобретая
новые качества. Например, в лотерее
разыгрывается один автомобиль, до
покупки билетов все
Таким образом,
категория “возможность”
Возможность - это
такое состояние или ситуация,
когда одна часть детерминирующих
факторов имеется, но отсутствует другая
их часть, или когда детерминирующие
факторы недостаточно зрелы, чтобы
возникло новое явление. Каждая материальная
система сначала существует потенциально,
затем становится действительностью.
Развитие есть бесконечный процесс
реализации возможностей и возникновении
новых. Под возможностью также понимается
то, тенденции возникновения и
развития чего уже имеются в
Действительность - актуальное бытие, возможность - потенциальное бытие. Их связь состоит в том, что они предполагают друг друга. Любая действительность имеет возможности и возникла как результат возможности. Связаны с другими категориями детерминизма, особенно с законом. Обратимая возможность - вода в пар и необратимая возможность, когда после ее реализации первоначальная действительность становится невозможной - смерть, например. Формальная и реальная возможность соотносятся с необходимостью и случайностью. Формальная - то, что связано с случайностью (выигрыш в лотерее). Для их реализаций надо пресечение множества необходимых линий. Реальные - то, что обусловлено необходимыми сторонами - созревание плодов. Абстрактные возможности - для осуществления которых на данной стадии не могут сложиться соответствующие условия, они реализуются при более высоком уровне развития материи. Конкретная - то, для чего возможности сложиться могут. Для количественной оценки возможности введено понятие вероятность. Она ограничивает пределы возможности и характеризует степень ее близости к действительности. Вероятность есть степень необходимого в возможном.
О некоторых вещах мы говорим, что они существуют "в возможности", о других же - что они существуют "в действительности". Наконец, мы называем "действительностью" некоторую часть мира бытия. Нужно, поэтому, исследовать значение понятий "в возможности" и "в действительности".
Прежде всего, нужно ответить на вопрос, что, значит, существовать "в возможности", ибо ведь ясно, что мы не имеем права говорить, что нечто существует исключительно в возможности. С другой стороны, имея перед собой ничто, мы не можем применить к нему понятие "в возможности". Так, например, металлическая руда есть в возможности статуя. Но если из нее не будет ничего изготовлено, и она решительно ни в чем не изменится по сравнению с тем, как она существует сейчас, то она и остается той же самой рудой. Однако этот модус существования свойственен руде уже в настоящем, а не в будущем; каким же образом руде можно приписать стремление стать чем-то иным по сравнению с тем, как она существует сейчас? Поэтому нельзя сказать, что руда существует "в возможности".
Следовательно, все то, что существует в возможности, как нечто иное, должно быть обозначено, как нечто, "могущее вызвать к жизни что-либо иное по сравнению с самим собой". При этом явление, порождающее это иное, может само или продолжать свое существование, или же погибнуть, как бы принося себя в жертву вновь возникающему. Ведь далеко не одно и то же руда, существующая в возможности, как статуя, или вода, существующая в возможности, как руда, или, наконец, воздух, существующий в возможности, как огонь.
Нужно ли из определившейся таким образом природы бытия "в возможности" сделать тот вывод, что это бытие является творческой способностью по отношению к тому, что возникает в будущем, так что, следовательно, руда является творческой силой по отношению к статуе? Нет, поскольку в понятии "творческая сила" заключен элемент активного воздействия, активная творческая сила не может быть названа существующей в возможности. Если же мы понятие "в возможности" будем рассматривать не только как понятие, противоположное понятию "в действительности", но будем видеть в нем проявление начала, противоположного самой действительности, как таковой, то тогда мы сможем говорить о бытии в возможности или, что будет лучше и яснее, мы скажем, что понятие "в возможности" противоположно понятию "в действительности", а понятие "возможно" - понятию действительного бытия.
Имеем ли мы право называть статую существующей "в действительности", противопоставляя при этом статую в действительности статуе в возможности, а не относя выражение "в действительности" к тому субстрату, который мы обозначили статуей в возможности.