Концепция социального детерминизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 09:28, контрольная работа

Описание

Наряду с принципом материальности мира основным принципом научного мировоззрения является принцип детерминизма, так как объяснение беспричинных и абсолютно изолированных явлений невозможно. Он дает ответ на вопрос: существует лив мире упорядоченность и обусловленность явлений или мир есть неупорядоченный хаос?
Детерминизм (лат.определять,отделять) – это философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности явлений действительности.
Центральной идеей детерминизма является утверждение, что в мире нет беспричинных явлений.

Содержание

Введение
1. Причина и следствие
2. Случайность и необходимость
3. Возможность и действительность
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

детерминизм.docx

— 36.99 Кб (Скачать документ)

Если это так, тогда существующее в возможности  не обладает действительностью, а действительность как таковая возникает из того, что предшествовало ей как возможное. Ибо действительное бытие - не как  материя, а как ее эйдос - включает в себя и то, и другое. Это мы видим ясно, когда из одной субстанции возникает другая, как, например, из руды статуя. Дело в том, что статуя, рассматриваемая одновременно как возможная и действительная, является иной субстанцией по отношению к руде. По отношению же к тому, что вообще прекращает свое существование, совершенно ясно, что оно было в возможности иным.

Все же другое, что  существует "в возможности", приобретает, переходя в действительность, другой образ, и это обстоятельство мы выражаем тем, что называем это бытие, по отношению  к действительности, бытием в возможности.

Заключение

Многовековая  история развития идей детерминизма в философии оказывается тесно  сопряженной с развитием аналогичных  идей в науке. Вряд ли современное  положение в вопросе о природе  вероятности в описании реальных природных процессов, в том числе  в жизни человека, можно считать  закрытым, но нельзя не отметить, что  и механицизм, и учение о причинности, и детерминизм испытали на себе глубокое воздействие последних научных  открытий.

Одним из важнейших  мировоззренческих вопросов философии  является определение понятий необходимость  и случайность, причина и следствие. Этот вопрос является предметом спора  философов, начиная с древних  времён до наших дней. Этот спор определил  два диаметрально противоположных  взгляда на случайность и необходимость: детерминистический - утверждающий, что в мире всё закономерно, случайность объективно не существует, она может рассматриваться только как непознанная необходимость, и индетерминистический - утверждающий, что в мире не существует необходимости, а всё определяется непредвиденным стечением случайностей.

Между этими  двумя взаимоисключающими друг друга, полярными позициями можно проследить целый спектр промежуточных точек  зрения, в той или иной степени  признающих как случайность, так  и необходимость.

Индетерминизм в своей крайней форме отрицает всякую объективную необходимость, мир - результат действия стихийно-бессознательных  сил, а поэтому в мире нет ничего закономерного. Мир - хаос случайностей (мир Гиббса). Будущее - следствие  стечения множества случайностей и  поэтому неопределённо.

Детерминисты  считают, что всё происходящее в  мире рассматривается как следствие  действия объективных однозначных  законов природы, а случайность  является выражением необходимости (мир  Лапласа).

Некоторые философы, признавая детерминистические концепции  в природе, отрицают их применимость при оценке человеческой деятельности. Предполагается, что человек в  силу своего разума может принимать  решения и, таким образом, изменять ход развития событий. Утверждается, что при таких условиях принцип  детерминизма неприемлем, поскольку  человек является источником случайных, непредопределяемых событий. Признание же детерминистических концепций по отношению к человеку неминуемо приведёт к фатализму, подавлению роли человека и деградации личности.

Кроме того, предопределённость (однозначность) будущего приобретает  мистический характер и смыкается  с верой в божественное предопределение. 
Несостоятельность этих рассуждений определяется прежде всего тем, что человек порождён природой, является органической частью природы и на него в равной степени распространяются все её законы. Умственная, сознательная деятельность человека является продуктом деятельности его мозга, и она также подчиняется объективным законам.

Человеческий  организм значительно сложнее самой  совершенной ЭВМ. Он не только обладает способностью решать логические задачи, но и представляет собой сложный  биологический комплекс, включающий в себя элементы контакта с окружающей средой, энергетические устройства, обеспечивающие организм всем необходимым, и, наконец, средствами генерации.

Подводя итоги  изложенному, можно утверждать, что нет объективной случайности, есть только непознанная необходимость. Всё в мире предопределено и детерминировано. Не может быть никаких "либо - либо". Будущее так же однозначно, как и прошлое. Только эта предопределённость не может быть нами познана. 
 

Литература

Алексеев П. В. и др. Философия М. 1996.

Введение в  философию. В 2-х частях. Ч. 2 М. 1989.

Королёв А. Д. О  роли философской категории «недобытие» в формировании картины мира. Credo_ №5(11)1998 - Теоретический философский журнал.

Невлева И. М. Философия. М. 1997.

Ярошевский М. Г. Краткий курс истории психологии: Учебное пособие.-М.: Международная педагогическая академия, 1995.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Концепция социального детерминизма