Оглавление
- Введение
- Конфуцианство
- Конфуцианство
в современном мире
- Даосизм
- Даосизм в
современном мире
- Конфуцианство
и даосизм: две школы, два учения
- Заключение
- Список используемой
литературы
Религии Китая
никогда не существовали в форме
жестко централизованной «церкви». Традиционная
религия Древнего Китая представляла
собой смесь местных верований
и своеобразных церемоний, объединенных
в единое целое универсальными теоретическими
построениями ученых мужей. Тем не менее,
как среди образованных слоев
населения, так и среди крестьян
наибольшую популярность завоевали
три великих философских школы,
зачастую называемые тремя религиями
Китая: конфуцианство, даосизм и
буддизм. В период «культурной революции»
1960-х годов традиционные религии
Китая испытывали настоящие гонения.
Разрушались культовые сооружения,
было запрещено отправление религиозных
обрядов, служители культа и верующие
подвергались моральным и физическим
оскорблениям. После смерти Мао Цзэдуна
пришедшее к власти более умеренное
руководство взяло курс на более
терпимое отношение к религии. Было
восстановлено конституционное
право на свободу вероисповедания,
а китайские религиозные лидеры
получили возможность для возобновления
прерванных контактов со своими коллегами
за пределами Китая.
1.
Конфуцианство
1.1Конфуций
Конфуцианство
носит имя своего основателя Конфуция.
По-китайски его имя звучало «Кун
Фу-цзы» (что значит «учитель Кун»),
которое миссионеры-иезуиты стали
произносить как «Конфуций». Он родился
в 551 году и умер в 479 году до Р.Х. Для
Китая это было беспокойное время:
родовое патриархальное общество разрушалось,
и на смену ему приходила власть,
опирающаяся на бюрократический
аппарат. Крушение устоев старины порождало
ощущение хаоса. Конфуций идеализирует
древние традиции, призывает следовать
гуманности и мудрости благородных
мужей прошлого. Учение Конфуция дошло
до нас в виде собрания его размышлений
в книге, которая называется «Лунь
юй» («Беседы и суждения»). В этой
книге говорится о Конфуции, что
он был «простым, обаятельным, добрым,
внушительным, но не строгим, достойным
и приятным». Он не был аскетом, но
полагал, что в жизни все должно
быть умеренным, соответствовать принципу
«золотой середины».
1.2Учение
Конфуция
Конфуций
глубоко верил в ценность правильного
устройства человеческого общества.
Поэтому все его учение сосредоточено
на том, как человеку достичь гармоничных
отношений — прежде всего с
людьми, но также и с миром. Конфуций
никогда не учил вере в Бога. Он был
агностиком (Агностик — человек, считающий
невозможным познать, что такое
Бог и есть ли Он вообще.) и
считал излишним заниматься вопросами,
касающимися потустороннего мира. Он
учил, что каждый мог бы жить как
благородный человек. Жизнь такого
человека проявляется в пяти видах
отношений, которые должны быть «правильными».
Эти отношения таковы: отца и сына,
правителя и подданного, старшего
и младшего брата, мужчины и женщины,
друга с другом. Особое внимание
уделялось отношениям внутри семьи.
В ней должно быть абсолютное почтение
к старшим. Подобным же образом и
в государстве подданные должны
относиться к начальству и властям.
Разработанное Конфуцием учение
о «сыновней почтительности»
легло в основу обновленного традиционного
культа предков, до сегодняшнего дня
остающегося важнейшим компонентом
китайской цивилизации.
Большое
значение в конфуцианстве придается
ритуалам, определенным нормам поведения
в различных обстоятельствах. Эти
ритуалы, которые были собраны и
зафиксированы в различных трактатах,
оставались в значительной своей
части неизменными. Конфуцианство
стало официальной идеологией китайского
государства и обязательным мировоззрением
для всех чиновников. Поэтому, чем
более высокую ступень занимал
чиновник, тем тщательнее он должен
был исполнять эти церемонии.
Всякий желающий занять положение в
обществе должен был подчинить им
всю свою жизнь.
В конфуцианстве
отсутствовали профессиональные священнослужители,
жертвоприношения совершались главами
семейств, государственными чиновниками
и императором. Благодаря конфуцианству
Китай оставался неизменным на протяжении
двух с половиной тысяч лет.
В конфуцианстве
наряду с культом Неба особо почитается
государство, возглавляемое императором
— цивилизованный Китай, который
есть Поднебесная, — противостоящее
«варварам». Почитание государства выражено
в социально-этических установлениях
и административно-политической системе
— регуляторе экономических процессов.
В императорском
Китае конфуцианство являлось государственной
религией, уважительное отношение к
этой идеологической системе сохраняется
и в Китайской Республике на Тайване.
В годы «культурной революции
в КНР» (1966— 1976) учение Конфуция было
признано опасным и несовместимым
с коммунистическими идеями маоизма.
Однако и после смерти Мао Цзэ-дуна
конфуцианство продолжает играть заметную
роль в жизни китайцев. Этому способствует
то, что весь социально-этический
строй жизни не только китайского,
но и других дальневосточных обществ
базируется на исторически усвоенных
принципах конфуцианства. После
смерти Конфуция правитель царства
Лу построил ему храм и повелел, чтобы
в честь него совершались жертвоприношения.
В народных массах Конфуций всегда
почитался как божество. Существует
посвященный ему ритуал с жертвами,
религиозными танцами и молитвами.
Конфуций почитаем как никто иной
в его стране.
2.Конфуцианство
в современном
мире
Конфуцианство
- этико-политическое учение, возникшее
в Древнем Китае и оказывавшее
огромное влияние на развитие духовной
культуры, политической жизни и общественного
строя Китая на протяжении свыше
двух тысяч лет. Основы конфуцианства
были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием
и затем развиты его последователями
Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др. С самого
возникновения конфуцианство, выражая
интересы части господствовавшего
класса (наследственной аристократии),
было активным участником в социально-политической
борьбе. Оно призывало к укреплению
общественного строя и сложившихся
форм государственного управления путём
строгого соблюдения древних традиций,
идеализированных конфуцианцами, и
определённых принципов взаимоотношений
между людьми в семье и обществе.
Конфуцианство считалось всеобщим
законом справедливости, закономерным
и оправданным существование
эксплуататоров и эксплуатируемых,
по его терминологии — людей умственного
и физического труда, причём первые
господствуют, а вторые подчиняются
им и содержат их своим трудом. В
Древнем Китае существовали различные
направления, между которыми велась
борьба, являвшаяся отражением острой
социальной и политической борьбы различных
общественных сил того времени. В
связи с этим находятся противоречивые
толкования конфуцианскими мыслителями
основных проблем конфуцианства (о
понятии «небо» и его роли, о
природе человека, о связи этических
принципов с законом и т. д.).
Главным
в конфуцианстве были вопросы
этики, морали и управления государством.
Основным принципом конфуцианской
этики является понятие жэнь («гуманность»)
как высший закон взаимоотношений
людей в обществе и семье. Конфуцианство
в современном мире . Жэнь достигается
путём нравственного самоусовершенствования
на основе соблюдения ли («этикета») —
норм поведения, базирующихся на почтительности
и уважении к старшим по возрасту
и положению, почитании родителей,
преданности государю, вежливости и
т. д. Согласно конфуцианству, постичь
жэнь могут лишь избранные, т. н. цзюнь
цзы («благородные мужи»), т. е. представители
высших слоев общества; простолюдины
же — сяо жэнь (дословно — «мелкие
людишки») не в состоянии постичь
жэнь. Это противопоставление «благородных»
простолюдинам и утверждение
превосходства первых над вторыми,
часто встречающиеся у Конфуция
и его последователей, — яркое
выражение социальной направленности,
классового характера конфуцианства.
Конфуцианство
уделяло большое внимание вопросам
т. н. гуманного управления, опираясь
на идею обожествления власти
правителя, существовавшую до
конфуцианства, но им развитую
и обоснованную. Государь объявлялся
«сыном неба» (тяньцзы), правившим
по повелению неба и выполнявшим
его волю. Власть правителя признавало
конфуцианство священной, дарованной
свыше, небом. Считая, что «управлять
— значит исправлять», Конфуцианство
придавало большое значение учению
чжэн мин (об «исправлении имён»),
которое призывало ставить всех
в обществе на свои места,
строго и точно определять
обязанности каждого, что было
выражено словами Конфуция: «Государь
должен быть государем, подданный
— подданным, отец — отцом,
сын — сыном». Конфуцианство призывало
государей управлять народом
не на основе законов и наказаний,
а при помощи добродетели, примером
высоконравственного поведения,
на основе обычного права, не
обременять народ тяжёлыми налогами
и повинностями. Один из наиболее
видных последователей Конфуция
— Мэн-цзы (4—3 вв. до н. э.)
в своих высказываниях допускал
даже мысль о том, что народ
имеет право свергнуть путём
восстания жестокого правителя.
Эта мысль определялась в конечном
счёте сложностью социально-политических
условий, наличием сильных пережитков
первобытнообщинных отношений, острой
классовой борьбой и распрями
между существовавшими тогда
в Китае царствами. В такой
обстановке в конфуцианстве, направленном
на укрепление существующего
общественного строя, допускалась
иногда критика отдельных правителей
с противопоставлением им «мудрых»
и «добродетельных» государей
отдалённых времён (т. е. родоплеменных
вождей) — Яо, Шуня, Вэнь Вана и
др. В этой связи находится
и проповедь конфуцианства социальной
утопии об обществе Да тун
(«Великого единения»), «золотого
века» в истории Китая, во
времена которого якобы не
было войн и распрей, существовали
равенство людей и подлинная
забота о народе.
Конфуцианство
в дальнейшем эволюционировало,
заимствовав многие черты других
древне-китайских идеологических
течений, в особенности легизма
(см. Фацзя), что являлось объективной
необходимостью в условиях создания
централизованной империи Хань,
для управления которой требовался
гибкий и разветвленный административный
аппарат. Во главе его могли
встать конфуцианцы, владевшие
наукой управления на базе
патернализма, традиций и освоившие
легистские методы управления
на основе законов и наказаний.
Реформированное конфуцианства
эпохи Хань, одним из главных
представителей которого был
Дун Чжун-шу (2 в. до н. э.), объединивший
конфуцианскую этику с натурфилософией
и космологическими взглядами
даосизма и школы натурфилософов
(инь-ян-цзя), укрепило своё положение
в обществе централизованной
деспотии. В 136 до н. э. при
императоре У-ди оно было провозглашено
официальной доктриной и после
этого оставалось господствующей
идеологией на протяжении свыше
двух тысяч лет (до буржуазной
Синьхайской революции 1911), поддерживая
существование феодально-абсолютистской
деспотической власти. Конфуцианство
в современном мире . В конфуцианстве
усиливаются религиозно-мистические
и реакционные черты. На первый
план выдвигаются положения о
небе как о предопределяющей
божественной силе, о зависимости
общества, человека от воли неба,
о божественном происхождении
власти государя — «сына неба»,
о верности подданного государю,
о господстве «сына неба» над
всеми народами Вселенной. Т.
о., конфуцианство как господствующая
идеология, веками проповедуя
культ императора как исполнителя
«воли неба», насаждало в народе
фанатическую преданность «сыну
неба», китаецентризм, шовинизм
и пренебрежительное отношение
к другим народам. Конфуцианство
как этико-политическая и религиозная
система проникло во все поры
общественной жизни и в течение
многих веков определяло нормы
морали, семейные и общественные
традиции, научную и философскую
мысль, препятствуя их дальнейшему
развитию и выработав определённые
стереотипы в сознании народа,
в особенности среди интеллигенции.
Конфуцианство ещё больше укрепилось
после острой борьбы с буддизмом в 7—8
вв. Большая роль в этом принадлежала известному
писателю и мыслителю Хань Юю (768—824), выступившему
с резкой критикой буддизма и в защиту
конфуцианства.
Новый
этап развития конфуцианства
относится к эпохе Сун (960—1279)
и связан с именем Чжу Си
(1130—1200) — известного учёного-историка,
филолога и философа, который
является создателем обновленного
конфуцианства, философской системы
неоконфуцианства. Неоконфуцианство
восприняло и сохранило основные
принципы древнего конфуцианства,
его реакционные положения о
незыблемости социальных порядков,
о естественном характере разделения
людей на высших и низших, благородных
и подлых, о главенствующей роли
«сына неба» — повелителя Вселенной.
Неоконфуцианство также было
поставлено на службу правящему
классу и официально признано
ортодоксальной господствующей
идеологией, которая вплоть до
нового времени сковывала и
тормозила развитие общественно-политической
и филосовской мысли, препятствовала
прогрессу науки и техники,
способствовала изоляции Китая
от европейской цивилизации и
её прогрессивной научно-технической
мысли, что явилось одним из
факторов, обусловивших относительную
отсталость Китая в новое время.
Такую же роль, как в Китае,
неоконфуцианство играло в Японии,
Корее и Вьетнаме.
Буржуазный
реформатор Кан Ю-вэй и его
сторонники в конце 19 — начале
20 вв. предприняли попытку, оказавшуюся
безуспешной, модернизировать конфуцианство,
которое всё более вступало
в противоречие с изменяющимися
в связи с развитием капиталистических
отношений в стране условиями
общественного бытия. В период
движения «4 мая» 1919г., когда наряду
с общественно-политической борьбой
были выдвинуты требования заменить
старую отжившую культуру новой,
демократической и более передовой,
конфуцианству был нанесён сильный
удар. Тем не менее и после
этого оно продолжало играть
значительную роль в общественной
жизни Китая. В период господства
чанкайшистского гоминьдана (1927—49)
идеология конфуцианства была
поставлена на службу гоминьдановской
реакции. Даже после создания
КНР конфуцианство продолжает
оказывать некоторое влияние
на определённые слои населения
страны, способствуя распространению
культа личности и возрождению
китаецентризма и национализма.
Конфуцианство в современном
мире
Есть
люди, которым на роду написано
быть глупцами: они делают глупости
не только по собственному
желанию, но и по воле судьбы.