Конфуцианство и даосизм: две школы, два учения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:34, контрольная работа

Описание

Религии Китая никогда не существовали в форме жестко централизованной «церкви». Традиционная религия Древнего Китая представляла собой смесь местных верований и своеобразных церемоний, объединенных в единое целое универсальными теоретическими построениями ученых мужей. Тем не менее, как среди образованных слоев населения, так и среди крестьян наибольшую популярность завоевали три великих философских школы, зачастую называемые тремя религиями Китая: конфуцианство, даосизм и буддизм.

Содержание

Введение
Конфуцианство
Конфуцианство в современном мире
Даосизм
Даосизм в современном мире
Конфуцианство и даосизм: две школы, два учения
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

философия к р.docx

— 36.97 Кб (Скачать документ)

3.Даосизм

Одновременно  с Конфуцием стали приобретать  популярность мыслители, которые проповедовали  самососредоточение и аскетизм. Своей  целью они полагали внутренний покой, избавление от суеты, возврат к простоте и естественности. Даосизм, в отличие  от конфуцианства, не интересовался  правильным устройством общества и  добропорядочностью граждан.

Философская сторона даосизма сильно отличается от его религиозной формы. Последняя  связана с суеверными учениями и  магическими текстами, излагающими  тайны эликсира жизни и бессмертия. Основателем философского даосизма является легендарный Лао-цзы (его  имя означает «старец-учитель»).

Даосизм — национальная религия Китая. Формирование ее охватывает длительный период — с середины I тысячелетия до н. э. вплоть до II в. н.э., когда возникает школа Небесных наставников (Тяньши дао), первое даосское институциализированное направление, после чего следует период эволюции собственно даосизма. За время своего существования даосизм не создал единой церкви, а догматические положения  его ортодоксальных направлений  не сформировались в конкретный, общий  для всех верующих догмат, подобно  христианскому «Символу Веры». Это  отразилось на полиморфизме даосской доктрины, особенностях ритуальной деятельности и организационных уровнях. Тем  не менее, даосизм представляет собой  цельный социокультурный феномен, оказывающий значительное влияние  на жизнь современного китайского общества. 

3.1Учение Лао-цзы

Учение  Лао-цзы изложено в книге Дао  дэ цзин, автором которой он считается. Даосы наибольшее внимание уделяют  человеку Дао — это вечная реальность, непреходящий закон мироздания, абсолютное, божественное, творческое. Смысл человеческой жизни состоит в познании Дао, следовании ему и слиянии с  ним. У человека Дао есть три сокровища: любовь, умеренность и смирение. Дэ — это образ действия и проявления Дао в том, что существует. Оно  является природой вещей, и всякий должен положиться на эту природу. Это значит, что никто не должен вмешиваться  в порядок вещей, для того чтобы  изменить его. Наоборот, необходимо, чтобы  все текло само собой.

Главным правилом Лао-цзы было недеяние. Мир  сам по себе не является нашим, и  поэтому мы не вправе изменять его  порядок. Он наш только в том смысле, что мы в нем живем и его  понимаем. Недеяние — это отказ  от действий в мире по собственному усмотрению, отказ от «улучшения»  мира, это следование естественному  течению жизни. Гармония не рождается  из агрессивности, а происходит из мирности, правильного и спокойного самоустранения.

Идеал государства для даосов — маленькая  страна, которая не ведет никаких  войн, не имеет никаких отношений  со своими соседями, управляется по принципу недеяния и утверждает первичность  мира вместо первичности человека.

В истории  Китая доасизм неоднократно становился источником социальных утопий, под  знаменем которых разворачивались  народные восстания.

Самым совершенным образом жизни даосы  считают отшельничество. Цель даосов-отшельников  — достижение бессмертия. Бессмертие достигается, когда человек во всем уподобляется Дао. Для этого применяются  медитации, аскетические упражнения, регуляция  питания и даже алхимия. В недрах даосизма получили развитие также астрология и геомантия — фэншуй (учение о взаимодействии космоса и духовного  мира с земным рельефом). Роль духовных центров даосизма выполняют монастыри. 

4.Даосизм в современном мире

Даосизм, зародившись на заре цивилизации, тысячелетиями  был непосредственным участником становления  и развития народов и государственности  Срединной империи, во многом определившим духовные особенности, культуру и традиции ханьского этноса. Являясь одной из важных социальных констант, он продолжает оказывать значительное влияние на жизнь современного китайского общества.

История изучения даосизма в России имеет  давние традиции, берущие начало в  трудах Н. Я. Бичурина и П. Цветкова —  представителей российской духовной миссии в Пекине. Их работы послужили фундаментом  даологических исследований целой  плеяды отечественных китаеведов.

Представление о даосизме в России претерпело серьезные  изменения. Вначале его воспринимали как одну из сект китайского буддизма. Затем в русской синологии  долгое время доминировала концепция, согласно которой даосизм трактовался  как деградирующая и мистифицированная  ветвь китайской философии. Отправной  точкой для большинства современных  исследователей-даологов России явиляется  признание самобытности даосизма как  одного из базисных феноменов духовной жизни китайцев.

В последние  годы у нас в стране, как в  научной среде, так и среди  общественности, отмечается рост интереса к даосизму. Однако изучение его  в России, несмотря на значительные успехи, в целом отстает от исследований в других областях синологии и  религиоведения, а проблема изучения функционирования даосизма в новых  условиях признается «столь же актуальной, сколь и малоизученной».

В современном  Китае также отмечается подъем интереса к вопросам изучения религий, в частности  даосизма. В 1979 г. было организовано Научное  религиоведческое общество Китая. С 1991 г., после перерегистрации, оно приобрело  всекитайский характер. Наиболее крупными государственными религиоведческими  организациями Китая являются: НИИ  религий мира АОН КНР (основан  в 1964 г.); НИИ религии АОН Шанхая, (основан в 1981 г.); НИИ изучения религий  при Сычуаньском университете г. Чэнду (основан в 1980 г.); НИИ изучения даосской школы Китая, пров. Сычуань (основан в 1992 г.); НИИ культуры религии  университета Чжуншань (основан в 1990 г.) и др.

В 1982 г. на философском факультете Пекинского университета начаты систематические  религиоведческие исследования, а в  сентябре 1996 г. на отделении религиоведения введено преподавание даологии. Подготовку религиоведов в КНР осуществляет также Сычуаньский университет (г. Чэнду). Во многих вузах и научно-исследовательских  организациях страны изучаются различные  прикладные аспекты даосизма.

Ведущими  даологическими центрами Китая являются: НИИ религий мира АОН КНР, НИИ  религиоведческих исследований Сычуаньского университета г. Чэнду и НИИ даосской культуры Всекитайской ассоциации последователей даосизма (ВАПД). Причем только в последнем  из них ведется планомерная работа по изучению даосизма в современном  Китае. В седьмом параграфе 4-й  ст. Устава ВАПД от 6 марта 1992 г. среди  основных задач ассоциации значатся: «исследования и изучение истории  и современного состояния даосизма».

Результатом десятилетних изысканий в этом направлении  явился выход в 1993 г. монографии «Современный даосизм в Китае». Автор ее —  Ли Ян-чжэн, член ВАПД, заместитель ректора  Всекитайского института даосизма при ВАПД. В книге приведен обширный фактический материал, обобщены данные ассоциаций последователей даосизма различных  провинций и районов КНР до начала 90-х гг.; приведены краткие  биографии китайских даологов; отмечены изменения в современном даосском образовании, в управлении и экономической  жизни монастырей; описаны основные даосские праздники. Этот труд явился новой вехой исследования современного даосизма как в Китае, так и  за рубежом. Однако ряд выводов, особенно тех, которые касаются взаимоотношений  между даосизмом и государством, недостаточно объективны и подчинены официальной идеологии. При описании социального института даосизма главный акцент делается на деятельности его нетрадиционных форм — ассоциаций последователей даосизма. В монографии практически не затрагиваются вопросы, связанные с даосской доктриной, индивидуальным и коллективным религиозным опытом даосов. Недостаточны сведения об изменениях в даосских службах и молебнах. Еще более кратко излагаются вопросы даосизма в КНР в работе Жэнь Цзиюя «История даосизма в Китае». В 1995 г. вышел в свет фундаментальный труд «История даосизма в Китае» в 4-х тт. под редакцией Цин Ситая, где даосизму в КНР посвящена отдельная глава. В ней довольно полно отражены достижения даосских организаций за период после «культурной революции», четко указаны основные проблемы, возникающие при учете и организации даосов школы Правильного единства, проживающих в миру. Однако касательно даосизма в современном Китае авторы ограничиваются тем же кругом вопросов, которые были поставлены в работе Ли Янчжэна. В целом работы китайских исследователей, посвященные современному состоянию даосизма в КНР, имеют, как правило, описательный характер и представляют научный интерес в плане накопления и рассмотрения богатого фактического материала. Вместе с тем, в большинстве своем этот материал недостаточно проанализирован, а излишняя идеологизация затрудняет его адекватное восприятие и изучение. 

Источниковедческую  базу настоящего исследования составляют опубликованные и неопубликованные источники различного характера. 

1. Официальные  документы: государственные законодательные  акты, постановления ЦК КПК, доклады  и сообщения Госсовета КНР,  Канцелярии и Военного Совета  ЦК КПК, сообщения Отдела по  делам религии Госсовета КНР,  министерства строительства, материалы  всекитайских совещаний по делам  религии и глав Отделов по  делам религии народных правительств  на местах.

2. Документы  даосских организаций и общин.

а) Опубликованные: уставы и нормативные акты ВАПД и  территориальных ассоциаций последователей даосизма.

б) Неопубликованные: уставы и правила внутреннего  распорядка даосского монастыря  Байюньгуань и монастыря Цзяньфугун пров. Сычуань, своды даосских обетов и жизненных правил.

3. Статистические  материалы.

Официальные статистические данные приводятся по сообщениям пресс-кабинета Госсовета  КНР. Они отражают численность зарегистрированных священнослужителей и мест отправления  даосского религиозного культа. Статистические материалы даосских ассоциаций, основанные на собственном сборе и оценке фактической ситуации на местах.

4. Материалы  средств массовой информации.

5. Аудио-  и видеоматериалы о даосских  монастырях КНР и служебной  практике даосов, предоставленные  авторам Всекитайской ассоциацией  последователей даосизма.

6. Собственные  полевые исследования.

а) Выборочное анкетирование населения г. Пекина, пров. Сычуань и Фуцзянь (ноябрь-декабрь 1997 г.).

б) Беседы с насельниками даосских монастырей: Байюньгуань г. Пекина; Циняигун г. Чэнду; Тяньшитун, Цзушидянь, Шанцингун и  Цзяньфугун (женском) гор Цинчэншань.

в) Присутствие  на даосских заупокойных и благоиспросительных  службах в монастырях и в миру.

г) Этнографические  наблюдения в КНР и в России: деревня Баолинь, поселки Шимяо  и Синьцяо, города Цзычжун, Вэйюань, Чэнду пров. Сычуань; города Харбин и Хэйхэ пров. Хэйлунзян; городе Благовещенск и Хабаровск.

д) Авторские  фотоматериалы. 
 

5.Конфуцианство и даосизм: две школы, два учения

Интереснейшая и самобытная цивилизация была создана  в Древнем Китае. Характерными чертами  философии Древнего Китая были:

- толкование  мифологических событий как реально-исторических;

- реалистическое  внимание к вопросам управления  государством, регламентирование отношений  между “высшими” и “низшими”,  отцами и детьми, старшими и  младшими;

- пренебрежительное  отношение к естественнонаучным  знаниям.

У истоков  китайской философии лежит загадочная гадательная книга «И Цзин» или  «Книга Перемен». Она состоит из 64 компонентов или гексаграмм, содержащих последовательное чередование символики  мужского и женского начала - янь  и инь. По мнению древних китайцев, эти 64 гексаграммы описывают все  возможные модели развития любой  ситуации в мире.

Крупнейшие  философские школы Древнего Китая - это конфуцианство и даосизм. Основоположником конфуцианства является философ Конфуций (552-479 г. до н.э.). Конфуций представляет собой типичный пример учителя-мудреца, который наставляет людей не только словом, но и всем образом своей жизни. Школу Конфуция прошли более трёх тысяч учеников, а за свою науку учитель брал минимальную  плату - связку сушёного мяса.

Основную  задачу философии Конфуций видит  в сохранении и передаче потомкам древней культуры. В центре его  учения - человек как член общества. Главным человеческим качеством, по мнению Конфуция, является гуманность или “любовь к людям” (жэнь). Гуманность также является универсальным законом, смысл которого Конфуций формулирует  в виде “золотого правила” нравственности: “Не желай другому того, что  не желаешь себе”.

Много внимания Конфуций уделял вопросам управления государством. По его мнению, отношения  между подданными и подчинёнными должны быть урегулированы по аналогии с отношениями в семье. Каждый человек должен чётко придерживаться своих обязанностей и не отступать  от них. В этом случае, он становится “достойным мужем” и руководствуется  справедливостью, а не мелкой личной выгодой, как “низкие люди”.

Согласно  легенде, однажды Конфуций поселился  в провинции, и когда ученики  пришли к нему с вопросом, как  он может жить в такой глуши, среди  необразованных людей, то ответ мудреца  был простым: «Если в этом месте  поселился достойный муж, то какая  же это провинция». Все зависит  от человека, его мудрости, достоинства  и способности быть на самом деле. В этом - ещё одно измерение конфуцианского понимания гуманности.

Информация о работе Конфуцианство и даосизм: две школы, два учения