Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:01, контрольная работа

Описание

1. Предмет философии права
2. Методология философии права философия право мораль герменевтика

Работа состоит из  1 файл

Философия 1.docx

— 43.96 Кб (Скачать документ)

1. Предмет философии права

Философия исследует ту реальность, которая  не является прерогативой естественных социальных и гуманитарных наук. Это  область предельных оснований бытия  мира, которая несет в себе возможность  выявить наиболее общие законы развития мира и принять во внимание их действие в процессе человеческой деятельности.

Философия берет на себя труд построения картины  мира и формирование соответственной  парадигмы (космоцентризма, теоцентризма, антропоцентризма, панрационализма, иррационализма). При этом философия может допускать отдельные погрешности, обусловленные, как правило, историчностью конкретной эпохи.

Но  она сродни той мудрости, которая  заключается не в том, чтобы все  знать, а в том, чтобы понимать то главное, без постижения чего человечество неспособно вести осмысленное существование, обречено на произвол случая и страстей.

Философия права как междисциплинарная  область знания объединяет усилия юриспруденции  и философии. Она имеет свою историю, истоки которой складываются в VI веке до Р.Х.. За 2,5 тысячи лет в ее судьбе отразились все потрясения и катаклизмы, которые выпали на долю мировой цивилизации. Она пережила свои подъемы и свои угасания. Драматично складывалась для  философии права обстановка в  условиях тоталитарных режимов. Им не нужна ни философия, ни право, ни философия  права в ее истинном предназначении.

Сегодня Философия Права переживает свой ренессанс.

·  Во-первых, современная ситуация в мире свидетельствует о возрастании ответственности людей как за коллективные, так и индивидуальные поступки. Отсюда повышенный интерес к пограничным проблемам права и морали.

·  Во-вторых, человечество пребывает в условиях постмодерна, когда актуализировались проблема смены системы ценностных координат; осуществлен пересмотр идеи свободы человека. Бытие человека становится все более ответственным, его свобода проецируется через призму права. Право становится стержнем практической философии.

·  В-третьих, право нуждается в философской рефлексии, которая предполагает рассмотрение вопросов:

- сущность свободной воли, ее пределы  и ее последствия;

- соотношение добра и зла;

- необходимость «другого» для  проявления воли;

- условия человеческого общежития.

Философский интерес к праву проявляется  тогда, когда оно уже состоялось если не в форме законодательства, то хотя бы в форме обычая. Состоявшееся право требует своей легитимации  или другими словами теоретического и практического оправдания.

Теоретическая легитимация должна обосновать, что  конкретное право не случайно, а  необходимо. В условиях античности и средневековья такую легитимацию  могли осуществить только два  института: религия и философия.

Если  религия освящает обычаи, традиции как предпосылку становления  права, то философия пытается ответить на вопрос: «действительно ли сущность человека требует права? Возможно ли существование и развитие человека без насильственного нормирования его свободы?

И в этом смысле философия права  выступает не только инструментом идентификации  права, но и средством идентификации  человека, ибо право заявляет о  себе как фактор становления и проявления сущности человека – его свободы.

Таким образом, Философия Права легитимизирует право, отвечая на вопрос, – зачем оно?

С появлением науки о праве («теории  права») на философию права возлагается  дополнительная задача критического и  методологического характера. Это  определяется предметом философии  права. Тем, что она исследует  предельные основания правового  поля, а стало быть, обеспечивает возможность соотношения общего и единичного в поисках вычленения особенного, специфического.

Игнорирование философии права в условиях тоталитарного  режима привело к тому, что в  праве поселился эмпиризм – путь проб и ошибок, база для позитивизма.

Позитивизм  отбросил проблему онтологических оснований  права, заменив их конвенционализмом. Для позитивизма не существует и  проблемы справедливости права, ибо  он придерживается положения, что «законодатель  всегда прав», а субъектом права  выступает не индивид, а институт власти. Позитивизм исключает и необходимость  ценностного подхода, ибо аксиологическая интерпретация права – это уже область метафизики.

Господство  позитивизма приводит к тому, что  содержание права подменяется формой, сущность – явлением; закономерность его осуществления – конвенциональностью. И на пути этой инверсии может стать только Философия права. И наконец, обращение к Философии права вдвойне актуально, когда в обществе переходного периода (а таковым является наша действительность) рушится одно правовое поле и формируется другое. Таким образом, цель Философии права заключается в том, чтобы вскрыть онтологические основания права, показать его подлинную сущность и определить его значение в жизни человека, живущего по привычке и под знаком страха или по убеждению и под знаком совести.

 

2. Методология философии права

философия право мораль герменевтика

Право объективно тяготеет к правопониманию. В противном случае оно носило бы абстрактный характер. Право заказывает свой метод. Это метод герменевтики, которая заявляет о своей способности постигать сущее и должное. Истоки метода герменевтики уходят в немецкий романтизм эпохи Просвещения, где усилиями Ф. Шлейермахера, а позже В. Дильтея сложился особый метод понимания «что есть что» через вскрытие смысла. Простое понимание чревато опасностью оказаться заложником одного из идолов (призраков) сознания (См.: концепцию Ф. Бэкона об идолах сознания - «рода», «пещеры», «рынка» и «театра»).

Герменевтика  как метод философии права  уточняет, при каких условиях возможно понимание человеком сущего и  должного. Понимание активно. Решая  проблему познания в системе гносеологического  отношения «субъекта к объекту», субъект привносит в чувственно воспринимаемое представление или  рационально-логический образ свои акценты из намерений, обусловленных  своим прежним опытом, формирует  смысловую сторону своего отношения  к объекту.

Особенно  активно используется герменевтика при соотнесении языковых выражений  норм права с содержанием конкретных юридических коллизий, когда смысловые  нормы и правоотношения неоднозначны. Есть норма «не убий», а есть убийство со смягчающими обстоятельствами. Ситуация напоминает рыбацкую сеть, при пользовании  которой дыры не менее важны чем  прочность ячеек.

Герменевтике  как методу понимания правовой реальности предшествовали метафизический и социологический  методы. В классической традиции, начиная  с Платона, оба метода демонстрировали  свои возможности в режиме неразрывного единства.

Новое время обеспечило разделение единого  метода познания на два самостоятельных. В XIX в. О. Конт, в своей философии  позитивизма, освободил социальное знание от метафизики.

Социологический метод, очищенный от метафизики заявил о своей рассудочности и прагматичности, пронизанной духом «фактопоклонства».

Правовые  факты рассматривались исключительно  в плоскости социальной детерминации по следующей схеме:

- определенные причины ведут к  появлению определенных правовых  фактов;

- факты порождают новую генерацию  социальных построений и т.д.

В теории все просто, ибо неизвестное  объясняется через известное. На практике все обстоит намного сложнее. Остается открытым вопрос, почему люди ведут себя по-разному в одних и тех же социальных условиях; почему за любым преступлением высвечивается не только социология, но и метафизика.

Один  из первых, кто обратил на это  внимание, был Ф.М. Достоевский. В  «Братьях Карамазовых» Иван Карамазов  выступает в трех ипостасях: социолог, литератор, метафизик.

Как социолог, он любит собирать некоторые  «фактики», используя в качестве источника свидетельства очевидцев, судебные отчеты, газеты и так далее. В его коллекции фактов три (!) раздела – факты азиатского происхождения, свидетельства европейского происхождения и факты отечественные.

И все они (факты) говорят о жестокости человека, превосходящие разумные пределы. И Ф.М. Достоевский через своего героя делает выводы:

- цивилизация не в состоянии  укротить агрессивность и жестокость  человека;

- факты с готовностью отвечают  на вопросы «что», «где» и  «когда», но оставляют открытыми  вопросы «почему» и «зачем»?

Второй  вывод – это уже не заключение социолога, а размышление метафизика над вопросом «почему на земле  так много зла, преступлений, страданий  и почему люди терзают друг друга»?

Вчерашний выпускник университета отважно  устремляется в сферу «вечных  вопросов». Его мысль мучается проблемой  совместимости мудрости первоначала  и бессмысленных злодеяний людей. И здесь метафизик становится литератором. И. Карамазов задается еще одним вопросом: «Если люди недоделанные существа, то, стало быть, свобода им не под силу»? – И  этот вопрос явно претендует уже на социальное измерение.

Социальные  факты, существующие как бы сами по себе, оказываются включенными в  личную картину мира, а знание о  человеке вообще становится знанием  о себе, о своем «я». Формируется  механизм саморецензирования в отношении «Я и Я», «Я и другие», «Я и мир». Формируется способность не только смотреть в мир, но и видеть его сущность.

Из  всего сказанного следует вывод  о том, что методология Философии  права должна реабилитировать метафизику и совершенствовать социологию права, дополнив творческий тандем герменевтикой. Это позволит вывести методологию  философии права на новое качество, которое обеспечит способность  преодолевать издержки юридического позитивизма. Правовые факты нуждаются не только и не столько в объяснении, сколько  в понимании их сути и смысла.

2. Функции философии права

Общетеоретическая задача философии права, как считают  многие ученые и практики, состоит в исследовании глобальных государственно-правовых категорий, которые лежат в основе всех юридических наук при этом считается, что основной и высшей категорией юриспруденции является "право", которое составляет явление "общественной", а затем "государственной" жизни общества. Поэтому его научное понятие можно выделить только на фоне "государства", которое в свою очередь предполагает понятие об "обществе".

Функции философии  права, основаны на теории права, на исследовании основных общих закономерностей  данной сферы общественной жизни. Философия  права решает не только теоретические, но и практические задачи. Устранение практической задачи нарушило бы соответствие между философией права и юридическими науками, высшим синтезом которых она должна служить, потому что каждая юридическая наука не только изучает установленные нормы права, но и указывает на их желательные изменения.

У древних  мыслителей познание окружающего мира осуществлялось в рамках единой универсальной  науки - философии, которая с логикой, медицины исследовала проблемы государственной  и правовой жизни общества в контексте  присущего ему научного мироощущения.

В философии  права как особой философской  дисциплине (наряду с такими особенными философскими дисциплинами, как философия  природы, философия религии, философия  морали и т. д) познавательный интерес и исследовательское внимание сосредоточены в основном на философской стороне дела, на демонстрации познавательных возможностей и эвристического потенциала определенной философской концепции в особой сфере права. Существенное значение при этом придается содержательной конкретизации соответствующей концепции применительно к особенностям данного объекта (права), его осмыслению, объяснению и освоению в понятийном языке данной концепции, в русле ее методологии, гносеологии и аксиологии. В концепциях же философии права, разработанных с позиций юриспруденции, при всех их различиях, как правило, доминируют правовые мотивы, направления и ориентиры исследования. Его философский профиль здесь не задан философией, а обусловлен потребностями самой правовой сферы в философском осмыслении. Отсюда и преимущественный интерес к таким проблемам, как смысл, место и значение права и правовой мысли в контексте философского мировоззрения, в системе философского учения о мире, человеке, формах и нормах социальной жизни, о путях и методах познания, о системе ценностей и т. д.

В нашей философской  литературе проблематика философско-правового  характера освещается по преимуществу (за редким исключением) в историко-философском  плане.

Традиционно большее внимание, хотя и явно недостаточное, уделяется философско-правовой проблематике в юридической науке. Дело здесь  обстоит таким образом, что философия  права, ранее разрабатывавшаяся  в рамках общей теории права в  качестве ее составной части, постепенно оформляется в качестве самостоятельной  юридической дисциплины общенаучного статуса и значения. Философская мысль выявляет не только интеллектуальные (рациональные), но также нравственно-эмоциональные, эстетические и другие человеческие универсалии, всегда относящиеся к конкретным историческим типам культур, и вместе с тем принадлежащих человечеству в целом (общечеловеческие ценности). Философия играет роль критической "селекции", т.е. аккумуляции мировоззренческого опыта и его передачи (трансляции) последующим поколения. Тем самым она предлагает учёному различные варианты миропонимания ("возможные миры", "мировоззренческие образы"), которые всегда являются интеграцией всех форм человеческого опыта - практического, познавательного, ценностного, эстетического и других. Философия (особенно в её "экзистенциальных вариантах") "поставляет" учёному огромный материал для формирования его системы взглядов на объективный мир (и на своё место в нём), его жизненной позиции, убеждений, идеалов и ценностных ориентаций, его интересов, пристрастий, нравственных принципов и т. д. и т.п. В наибольшей степени философия влияет на научное познание права при построении теорий (особенно фундаментальных). Это наиболее активно происходит в периоды "крутой ломки" понятий и принципов в ходе научных революций. Очевидно, указанное влияние может быть как позитивным, так и негативным - в зависимости от того, какой философией - "хорошей" или "плохой" - руководствуется учёный и какие именно философские принципы он использует.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"