Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:01, контрольная работа
1. Предмет философии права
2. Методология философии права философия право мораль герменевтика
Обе модели, естественно-правовая и позитивно-правовая, родились и сформировались в условиях прежде всего европейской цивилизации, являются ее плодами. В ее же контексте отношение между ними приняло характер явно выраженной антитезы. Это не было случайностью, а отражало определенные социально-исторические реалии.
ПРИНЦИПЫ ПОЗИТИВНОГО ПРАВА
Позитивное право является
продуктом сознательного
Вся система позитивного права подчинена нескольким исходным принципам.
Принцип этатистского патернализма
Данный принцип
а) право — воля государства, возведенная в закон;
б) право — совокупность юридических норм, действующих в государстве;
в) право — система внешнепринудительных средств, применяемых государством по отношению к гражданам с целью поддержания необходимого социального порядка'.
За теоретической
Принцип секулярности
Позитивное право носит сугубо светский характер. Для него не существует запредельной, метафизической реальности. В его мир не проникают музыка небесных сфер и свет высших абсолютов. Для него человек — это мыслящее существо, обладающее рассудком, но лишенное души как бессмертной метафизической субстанции и совести как «голоса Бога» внутри индивидуального «Я».
Философский и юридический
позитивизм рассматривают право
как самостоятельную
С позиций секулярности взгляд, ищущий высших ценностных ориентиров, неизменно должен устремляться в сторону светского государства и творить из него «земного бога». Параллельно формируется «государствоцентристская» модель права, которое исполнено сознанием собственной самодостаточности и изображает, что оно способно самостоятельно, без помощи религии и церкви, поддерживать необходимый социальный порядок.
Кодификации, являющиеся одним
из основных занятий позитивного
права, как бы отменяют все предшествующие
религиозно-философские и
Принцип минимума моральности
Позитивное право, несмотря на его демонстративную дистанци-рованность от религиозно-этических сфер, нельзя считать имморальным. Оно не чуждо этическим требованиям. Но те критерии, которыми оно пользуется, берутся им не из сферы естественной нравственности, а из области позитивной морали. Позитивное право предполагает способность гражданина не нарушать своим внешним поведением моральных норм. Что же касается внутреннего отношения индивидов к этим нормам, то весь спектр моти-вационных проблем не представляет для него существенного интереса. Важно лишь, чтобы в отношении субъекта к своим обязанностям и правам не было ничего, что не соответствовало бы моральным нормам, согласно которым строится социальное бытие такой общности как государство. Позитивное право с готовностью черпает свои цели из сфер морали и идеологии, служащих государству. Для него правомерным и морально оправданным является все, что служит благу государства.
Моральность присутствует в позитивном праве в той мере, которая обеспечивает необходимость и достаточность этического минимума, не позволяющего праву превратиться в неправо.
Принцип этического минимума проявляется в ряде конкретных особенностей позитивного права. Во-первых, это отношение к таким ценностям, как жизнь, свобода, собственность, человеческое достоинство, как к относительным, а не абсолютным социокультурным величинам. Во-вторых, это наклонность к редуцированию нормативно-ценностных отношений в обществе к юридической прагматике, отстаивающей в первую очередь интересы данного государства. И в-третьих, это легистская ориентация на сведение права к законам государства, что в итоге приводит к ликвидации всей системы естественного права, а с ней и возможности для граждан апеллировать в случае ущемления их естественных прав к существующему законодательству.
ЕДИНСТВО ЕСТЕСТВЕННОГО И ПОЗИТИВНОГО ПРАВА
Разрывы между позитивным
и естественным правом способны приводить
к трагическим недоразумениям, которые
порой предстают в одеяниях изящных
парадоксов. Одним из них гордится
юриспруденция, выдвигая его как
девиз. Речь идет об известной формуле
римского права: «Пусть погибнет мир, но
торжествует право». Если отвлечься
от содержащегося в ней налета
эмоциональной
У человеческой жизнедеятельности в условиях цивилизации имеются свои цели — мир, любовь, продолжение жизни, истина, добро, красота. Кроме этого, существуют средства, позволяющие достигать этих целей. Если мир целей — это область религии, нравственности, искусства, то есть культура, то мир средств — это экономика, техника, политика, право, то есть цивилизация.
Право — это только средство, инструмент, позволяющий людям решать множество социокультурных проблем, связанных с достижением важнейших целей и смыслов бытия. Но цели не в самом праве, а за его пределами. Заслуга естественного права в том, что оно, будучи тесно связано с религиозными и этическими сферами, всегда помнит о возвышенных целях человеческого существования. Позитивное же право преимущественно инструментально и потому склонно зачастую забывать об этих целях. Более того, ему даже свойственно превращать средства в цели и тем самым отрезать себя от мира культуры. Когда юристы провозглашают: «Пусть погибнет мир, но торжествует право», это свидетельствует о полном, абсолютном забвении того, во имя чего право существует. Если намеренно заострить ситуацию с этим афоризмом-парадоксом, то спрашивается, чему же будет служить право, если не будет мира с его ценностями жизни и культуры. Будет надобность в самом праве среди развалин и пепла?
Красноречивая формула римских юристов является своеобразным доказательством недопустимости отрыва позитивного права от права естественного. Она доводит до абсурда логику позитивно-правового мышления и начинает напоминать своей парадоксальной семантикой язык Альбера Камю.
Только в одном отношении эта богатая смыслами формула оказалась реалистичной и даже пророческой: античный мир действительно погиб, а римское право осталось и может торжествовать в новых условиях романо-германской правовой цивилизации.
Особенностью естественно-
Вслед за позитивистским ограничением предмета необходим этап включения локализованной правовой реальности в обширнейший контекст онтологических и метафизических универсалий. А это открывает путь к простой и вечной истине: право не является сугубо социальным явлением. Его нельзя считать исключительно лишь производной от социальных детерминант. Оно, как и все сущее, — порождение мироздания. Его формы в своих наиболее существенных признаках несут на себе печать космологических и метафизических детерминанций.
Метафизическая дедукция
права из универсальных принципов
миропорядка позволяет
Если в естественно-правовых учениях преобладает внимание к генетически-детерминационным связям права с порождающими его началами, то в рамках юридического позитивизма доминирует функционально-прикладная проблематика, связанная с теми практическими задачами, которые право призвано решать в повседневной социальной жизни. Имея разные предметы исследования, естественно-правовой и позитивистский подход имеют один общий объект — живое право как таковое. Подобно тому, как мир един и представляет собой субстанциально единую реальность, выступающую в многообразии различных ипостасей, так и право, как самостоятельный микромир, едино, что не мешает ему поворачиваться перед испытующими взорами исследователей своими разными гранями.
В свете позитивно-правового подхода считается достаточным внешнее соблюдение человеком предписаний закона. Он не настаивает на необходимости глубинной интериоризации норм права в индивидуальную психику, на их смыкании и сращивании с нравственными, религиозными или философскими воззрениями. Но для естественно-правовых концепций характерно стремление к такому воссоединению.
Расхождение подходов здесь не случайно. За ним стоят существенные различия между сверхсистемами цивилизации и культуры, которые способны проявляться в самых разных областях человеческого бытия. Вот всего лишь один пример. Он касается различий между театральной школой К. С. Станиславского и театром Б. Брехта. В театре Станиславского главная задача актера состояла в том, чтобы психологически слиться с ролью в единое целое. В театре же Брехта подобного слияния актера с ролью не предусматривалось. Напротив, предполагалось, что всегда должно существовать самостоятельное индивидуальное актерское «Я» и столь же автономная, надеваемая лишь на время, маска-роль.
Если вернуться к проблеме различий между цивилизацией и культурой, то можно утверждать, что цивилизация, подобно театру Брехта, требует от людей прежде всего формально-ролевого поведения. Ей и ее институтам, в том числе и праву, достаточно того, чтобы люди послушно следовали внешним нормативным требованиям, носили социальные маски законопослушания и тем самым позволяли бы идти своей чередой грандиозному историческому сверхспектаклю, который Бальзак назвал «человеческой комедией».
Иные требования предъявляет к человеку культура, чьи методы в значительной степени напоминают методы театра Станиславского. Ее не устраивает рациональное раздвоение личности на рассудочное «Я» и сугубо внешнюю социальную маску цивилизованности. Она — за глубинную интериоризацию нормативности, за то, чтобы законопослушность стала для человека его «второй натурой», чтобы она естественно произрастала из основ его нравственного сознания, из глубин его духовного, метафизического «Я». И в этом ее требования полностью совпадают с позицией естественно-правовой философии.