Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:01, контрольная работа

Описание

1. Предмет философии права
2. Методология философии права философия право мораль герменевтика

Работа состоит из  1 файл

Философия 1.docx

— 43.96 Кб (Скачать документ)

Если говорить более конкретно, то влияние философии  на процесс специально-научного исследования и построение теории права заключается, в частности, в том, что её принципы при переходе от умозрительного к фундаментальному теоретическому исследованию выполняют своеобразную селективную функцию.

Философские принципы в качестве селекторов, "работают" только тогда, когда встаёт сама проблема выбора и есть из чего выбирать (те или  иные умозрительные конструкты, гипотезы, теории, различные подходы к решению  задач и т. п). Если имеется множество вариантов решения какой-либо частнонаучной проблемы и возникает необходимость выбора одного из них, то в нём "участвуют" опытные данные, предшествующие и сосуществующие теоретические принципы, "философские соображения" и др.

Существенное  влияние на развитие познания о праве, с философской точки зрения, эта  наука оказывает своей "умозрительно-прогнозирующей" функцией. Речь идет о том, что в  рамках философии (а точнее - в той  или иной её форме) вырабатываются определённые идеи, принципы, представления и  т.п., значимость которых для науки  обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции познания. Особенно богатой  в этом отношении была натурфилософия, но не только она.

Философско-методологические принципы права - в их единстве - выполняют  в ряде случаев функцию вспомогательного, производного от практики критерия истины. Они не заменяют практику как решающий критерий, но дополняют его - особенно когда обращение к ней, в силу целого ряда обстоятельств, невозможно. Так, например, если замечены нарушения  со стороны исследователя таких  принципов диалектики как объективность, всесторонность, конкретность, историзм и других, то никакой практики не нужно, чтобы убедиться в том, что выводы, сделанные на такой "основе", вряд ли будут истинными.

Воздействие философских принципов на процесс  научного исследования всегда осуществляется не прямо и непосредственно, а  сложным опосредованным путем - через  методы, формы и концепции "нижележащих" методологических уровней. Философский  метод не есть "универсальная  отмычка", из него нельзя непосредственно  получить ответы на те, или иные проблемы частных наук путём простого логического  развития общих истин. Он не может  быть "алгоритмом открытия", а  даёт ученому лишь самую общую  ориентацию исследования, помогает выбрать  кратчайший путь к истине, избежать ошибочных ходов мысли. Поскольку влияние философии на науку является, как правило, опосредованным, тем более в условиях возрастающей расходимости их языков, то очень актуальной становиться проблема адекватной "стыковки" философских и специально-научных представлений, "перехода" первых во вторые. Свою эвристическую функцию философия в качестве универсального регулятива может плодотворно осуществлять лишь постоянно соотнося себя с другими уровнями методологического знания, реализуя свои потенции в них и через них.Философские методы не всегда дают о себе знать в процессе исследования в явном виде, они могут учитываться и применяться либо стихийно, либо сознательно. Но в любой науке есть элементы всеобщего знания (например, законы, категории, понятия, принципы и т.д., которые и делают всякую науку "прикладной логикой". В каждой из них "властвует философия", ибо всеобщее (сущность, закон) есть всюду (хотя всегда оно проявляется специфически). Наилучшие результаты достигаются тогда, когда философия является "хорошей" и применяется в научном исследовании вполне сознательно.

Следует сказать, что широкое развитие в современной  науке внутринаучной методологической рефлексии не "отменяет" философские методы, не элиминирует их из науки. Эти методы всегда в той или иной мере присутствуют в последней, какой бы степени зрелости не достигли её собственные методологические средства. Философские методы, принципы, категории "пронизывают" науку на каждом из этапов её развития. Так, любая наука использует практически весь арсенал категорий диалектики, в ней всегда стоит проблема истины и её соотношения с заблуждением, традиционно трудными для учёных являются проблемы взаимосвязи материального и идеального, субъекта и объекта и других сугубо философских вопросов. Реализация философских принципов в научном познании права означает вместе с тем их переосмысление, углубление, развитие. Результаты научного исследования очень часто вызывают изменения в философских взглядах на проблемы, которые распространяются далеко за пределы ограниченных областей самой науки. Философские обобщения должны основываться на научных результатах. Однако, раз возникнув и получив широкое распространение, они очень часто влияют на дальнейшее развитие научной мысли, указывая одну из многих возможных линий развития. Успешное "восстание" против принятого взгляда имеет своим результатом неожиданное и совершенно новое развитие, становясь источником новых философских воззрений.

Тем самым  путь реализации методологической функции  философии в познании права, есть не только способ решения фундаментальных  проблем развития науки, но и способ развития самой философии, всех её методологических принципов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОНТОЛОГИЯ ПРАВА

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Человеку постоянно приходилось  и приходится наблюдать разнообразные  факты возникновения и гибели природных и социальных форм, появление  чего-либо из небытия или его уход в небытие. Эти факты, волнуя людей, рождали множество вопросов: что  значит быть или не быть? что есть бытие и небытие? в чем их отличие  друг от друга?

В поисках ответов на эти  и многие другие, соприкасающиеся  с ними, вопросы сложилось особое направление философских размышлений  о бытии в целом — онтология (отгреч. ovtoq — сущее, бытие и Xojoq — учение). Ее главными понятиями являются категории бытия и небытия, вбирающие в себя поистине неисчерпаемое содержание, охватывающее космос, природу, социум, человека, культуру.

Бытие представляет собой  всеобщее свойство всех вещей, а понятие  бытия фиксирует это их свойство как первичный, фундаментальный  признак, не касаясь других, частных, особенных качеств. Быть или пребывать  в бытии означает для вещи, организма, субъекта, любой реалии:

-  во-первых, просто существовать, пребывать отдельно от всего иного;

— во-вторых, существовать наряду со всем иным;

- в-третьих, существовать  во взаимодействии с иными  реалиями;

— в-четвертых, существовать в единстве с универсумом, мировым  целым.

Быть — значит пребывать  не в состоянии абсолютного покоя, а в динамике непрерывных, малых  или значительных, изменений. Мир  в целом и все его отдельные  части и элементы непрерывно меняются. Вечный универсум состоит из конечных, возникающих и исчезающих, появляющихся из небытия и уходящих в небытие  вещей, предметов, живых существ. Из смертных элементов складывается бессмертное  мироздание, из конечных частиц состоит  бесконечная Вселенная, из многообразия отдельных явлений складывается гармония единого миропорядка, где  бытие и небытие непрерывно перетекают друг в друга.

Бытие подчиняется определенной логике, которая задается исходными  основаниями, пребывающими в нем  самом. Основание — это то, что  является для вещи или феномена генетически

первичным и безусловным, предопределяющим характер и пределы их пространственно-временного пребывания, что обеспечивает устойчиво-динамическое единство их как целостностей.

Универсальным онтологическим основанием разнообразных форм сущего является взаимодействие противоположных начал или противоречие. Существует бесчисленное множество пар противоположностей — свет и тьма, верх и низ, твердое и мягкое, мужское и женское, добро и зло, истина и ложь и т. д. Противоречия возникают и разрешаются, чтобы вновь возникнуть и искать возможности разрешения. Логика этих возникновений и разрешений составляет внутренний пульс бытия. Само же противоречие является универсальной онтологической структурой, присутствующей во всех сферах космического, природного, социального и духовного бытия. В любой целостности оно выступает как структурообразующее или структуроразрушающее начало.

Характер взаимодействия противоположностей предопределяет существование  трех главных бытийных форм — хаоса (энтропии), порядка и гармонии.

Хаос. Поскольку в бытии  всегда присутствует возможность небытия  и любая конкретная структура  рано или поздно распадается, можно  утверждать, что порядок чреват хаосом, подобно тому, как жизнь всегда чревата смертью. Хаос — это отсутствие структурности, рассеянность, безмерность. В мифологии хаосом издавна принято  именовать некое неразличимое в  себе, внутренне недифференцированное, неструктурированное первоначало  бытия, выступающее как аморфная, неустойчивая стихия. Хаос либо предшествует порядку, либо возникает в результате разрушения существующего порядка. В столкновениях своих стихий он несет огромную потенциальную энергию, способную при определенных условиях воплотиться, оформиться в конкретные структуры.

Порядок представляет собой  способ и форму существования  организованных структур, внутренне  уравновешенных целостностей. Из них  складывается онтологическая сверхсистема, пребывающая в динамично-равновесном состоянии. Она способна на протяжении периода, достаточного для выявления и реализации ее возможностей, эффективно функционировать, сохранять себя в состоянии жизнеспособности, репродуцировать необходимые для себя формы, генерировать новые, гасить и блокировать возникающие деструктивные импульсы и тенденции, не позволяя им разрушать сверхсистему как целостность.

Являясь состоянием, в котором  пребывает система, порядок предполагает бесконечное множество своих  степеней. Каждое это состояние, каждая степень упорядоченности находится  на определенном удалении от противоположных  полюсов хаоса и гармонии. Гармония — это состояние целого, когда  все его элементы приходят в такое  соотношение друг с другом, при  котором система достигает высокой  степени совершенства, функциональной эффективности и продуктивности. В условиях гармонии все части  системы существуют максимально  полноценно, когда каждый элемент чем больше отдает, тем больше получает.

Гармония — это не внешнее  соединение противоположностей, а их слияние в конкретное, органичное тождество, когда устраняются резкие различия и контрасты между ними, налаживается поразительная согласованность  взаимодействий.

В социальной жизни особой областью, специально культивирующей гармонию, является искусство. Оно как  бы для того и предназначено, чтобы  напоминать людям, что кроме пугающего  хаоса и размеренного, но порой  бездушного порядка, существует высший мир прекрасных гармоний.

 

РАЗЛИЧИЯ  МЕЖДУ ЕСТЕСТВЕННЫМ И ПОЗИТИВНЫМ ПРАВОМ

Разделение права на естественное и позитивное (положительное) составляет одну из базовых аксиом классической правовой философии. При всей условности данных терминов следует признать, что суть стоящих за этим разграничением проблем серьезна и глубока.

Под естественным правом обычно понимают совокупность универсальных  норм и принципов, находящихся в  основании всех правовых систем мировой  цивилизации. Позитивным правом называют те правовые нормы, которые оформлены  как система законодательства, поддерживаемого  силой данного государства в  данный исторический период. Обозначим  основные различия между ними.

1. Естественное право  считается производным от естественного  порядка вещей, то есть от  строя мироздания и природы  человека, являющегося неотъемлемой  частью миропорядка. Позитивное  право — искусственное создание, сотворенное людьми, преданными  интересам такого искусственного  формообразования, как государство.  Поэтому нормы позитивного права  могут не только соответствовать  принципам естественного миропорядка,  но и противоречить им.

2. Через естественное  право, через его нормы и  принципы индивидуальное правосознание  связывает свое существование  с универсальными, всеобщими первоначалами  бытия. Через позитивное право  оно связывает свое бытие прежде всего с конкретным государством и его институтами.

3.  Естественное право возникает вместе с первыми ростками человеческой цивилизации и культуры. Позитивное право возникает значительно позже, одновременно с формированием государственности.

4. Естественно-правовые нормы  выражены, помимо юридических документов, в виде неписаных обычаев и  традиций, присутствуют в содержании  религиозных и этических требований. Позитивно-правовые нормы всегда предполагают письменную фиксацию в виде формализованных нормативных актов юридического характера.

5.  В соответствии с естественно-правовыми доктринами права человека на жизнь, свободу, собственность, личное достоинство считаются принадлежащими ему изначально и безусловно. Уже самим фактом своего рождения в качестве человека каждый ими наделен, и никто не вправе посягать на них. Согласно позитивно-правовой логике свободы и права человек получает из рук государства, которое отмеривает их в той степени, в какой считает нужным, и которое может не только дать права, но и отнять их, если сочтет это необходимым.

6.  Естественное право не тождественно действующему законодательству. Оно предполагает религиозно-метафизические и нравственно-этические основания, которые чрезвычайно расширяют и углубляют его юридическое содержание, связывают его с многими ценностями мировой культуры. Позитивное право отождествляет себя с действующим законодательством и потому может считаться атрибутом цивилизации, но не культуры.

7. Нормы и принципы  естественного права считают  совершенно необходимыми для  себя религиозные и этические  оправдания. Позитивное право демонстративно  отказывается от них. Оно опирается  на волю государства и убеждено в необходимом и достаточном характере такого основания.

8.  Нормативно-ценностным пределом устремлений для естественного права служит высшая справедливость, понимаемая как универсальный идеал, соответствующий коренным устоям миропорядка. Для позитивного права таким пределом являются интересы государства.

9. Естественное право  неотрывно от существования всей  целостности нормативно-ценностного  континуума мировой культуры. Позитивное  право воспринимает себя как  самодостаточную часть, способную существовать автономно от этой целостности.

10.  Естественно-правовое мышление — это способность, которой обладают философский разум и метафизическая интуиция. Позитивно-правовое мышление является способностью теоретического рассудка, который не может выходить за пределы мыслительных стереотипов юридического позитивизма.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"