Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:34, контрольная работа

Описание

Совершенно очевидно, что никакая сфера человеческого духа, и философия в том числе, не может вобрать в себя всю совокупность специально-научных знаний о мироздании Философия не может быть наукой всех наук, т. е. стоять над частными дисциплинами, равно как она не может быть одной из частных наук в ряду прочих. Многолетний спор философии и науки о том, в чем больше нуждается общество - в философии или науке - и какова их действительная взаимосвязь, породил множество точек зрения, обилие возможных трактовок и интерпретаций этой проблемы. Остановимся на основных тезисах, раскрывающих суть соотношения философии и науки:

Содержание

1. Соотношение философии и науки как систем знания.

2. Социальная структура общества.

3. Дайте характеристику причин возникновения глобальных экологических проблем и вариантов их решения.

Работа состоит из  1 файл

ФИЛОСОФИя.docx

— 45.99 Кб (Скачать документ)

Содержание.

 

1. Соотношение  философии и науки как систем  знания.

 

2. Социальная  структура общества.

 

3. Дайте  характеристику причин возникновения  глобальных экологических проблем  и вариантов их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Соотношение философии и науки как систем знания.

 

Совершенно очевидно, что никакая  сфера человеческого духа, и философия  в том числе, не может вобрать  в себя всю совокупность специально-научных  знаний о мироздании Философия не может быть наукой всех наук, т. е. стоять над частными дисциплинами, равно  как она не может быть одной  из частных наук в ряду прочих. Многолетний  спор философии и науки о том, в чем больше нуждается общество - в философии или науке - и какова их действительная взаимосвязь, породил  множество точек зрения, обилие возможных  трактовок и интерпретаций этой проблемы. Остановимся на основных тезисах, раскрывающих суть соотношения  философии и науки:

 

Специальные науки служат отдельным  конкретным потребностям общества: технике, экономике, искусству врачевания, искусству  обучения, законодательству и др.  Они изучают свой специфический  срез действительности, свой фрагмент бытия. Частные науки ограничиваются отдельными частями мира. Согласно Гегелю, научное  мышление погружено  в конечный материал и ограничено рассудочным постижением конечного. Философию же интересует мир в целом. Она не может примириться с частностью, ибо устремлена к целостному постижению универсума. Философия задумывается о мировом целом, о всеохватывающем единстве всего сущего, она ищет ответ на вопрос «Что есть сущее, поскольку оно есть?» В этом смысле справедливо определение философии как науки «о первоначалах и первопричинах».

 

Частные науки обращены к явлениям и процессам реальности; существующим объективно, независимо ни от человека, ни от человечества. Их не интересует ценностная шкала человеческих смыслов, они  безоценочны. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям и тем социальным последствиям, к которым может привести то или иное открытие. Фигура ученого, строй его мыслей и темперамент, характер исповеданий и жизненных предпочтений также не вызывают особого интереса. Закон тяготения, квадратные уравнения, система элементов Менделеева, законы термодинамики объективны. Их действие реально и не зависит от мнений, настроений и личности ученого. Однако для современников на­уки важны ценностно-целевые аспекты. Мир в глазах философа - не просто статичный пласт реальности, но живое динамичное целое. Это многообразие взаимодействий, в котором переплетены причина и следствие, цикличность и спонтанность, упорядоченность и деструкция, силы добра и зла, гармонии и хаоса. Философствующий разум должен определить свое отношение к миру. Поэтому основной вопрос философии и формулируется как вопрос об отношении мышления к бытию (человека к миру, сознания к материи).

 

Представители отдельных наук исходят  из определенных представлений, которые  принимаются как нечто данное, не требующее обоснования. Ни один из узких специалистов в процессе непосредственной научной деятельности не задается вопросом, как возникла его дисциплина и  как она возможна, в чем ее собственная  специфика, методы и отличие от прочих. Если эти проблемы затрагиваются, естествоиспытатель вступает в сферу философских вопросов естествознания Философия же в первую очередь стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно философского. Она направлена на выявление таких достоверных основ, которые могли бы служить точкой отсчета и критерием для понимания и оценки всего остального (отличия истины от мнения, эмпирии от теории, свободы от произвола, насилия от власти). Предельные, пограничные вопросы, которыми отдельная познавательная область либо начинается, либо заканчивается, - излюбленная тема философских размышлений.

 

Наука занимает свое достойное место  как сфера человеческой деятельности, главнейшей функцией которой является выработка и систематизация объективных  знаний о действительности. Она есть одна из форм общественного сознания, направленная на предметное по­стижение мира, предполагающая получение нового знания. Цель науки всегда была связана с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные и технические. Считается, что объем научной деятельности, рост научной информации, открытий, числа научных работников удваивается в среднем примерно каждые 5-10 лет. А в развитии науки чередуются нормальные и революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к изменению ее структуры, принципов познания, категорий, методов и форм организации.

 

Философия основывается на теоретико-рефлексивном и духовно-практическом отношении  субъекта к объекту. Она оказывает  активное воздействие на социальное бытие посредством формирования новых идеалов, норм и культурных ценностей. К ее основным исторически  сложившимся разделам относятся  онтология, гносеология, логика, диалектика, этика, эстетика. К ним можно добавить и такие разделы, как философская  антропология, аксиология, теория культуры, социальная философия, история философии, философия религии, методология, философия  науки и пр. Главные тенденции  развития философии связаны с  осмыслением таких проблем, как  мир и место в нем человека, судьбы современной цивилизации, единство и многообразие культур, природа  человеческого познания, бытие и  язык.

 

Философия стремится найти предельные основания и регулятивы всякого сознательного отношения к действительности. Поэтому философское знание выступает не в виде логически упорядоченной схемы, а принимает вид развернутого обсуждения, детального форму­лирования всех трудностей анализа, критического сопоставления и оценки возможных путей решения поставленной проблемы. Отсюда известная сентенция: в философии важен не только достигнутый результат, но и путь к этому результату. Ибо путь (метод) и является специфическим способом обоснования результата.

 

Когда И. Ньютон восклицал: «Физика, бойся  метафизики!» (философии), он протестовал в том числе и против того, что в философии невозможно найти лишь один единственный удовлетворяющий опыт на поставленный вопрос. И если наука реализует достаточно строгую форму организованности, то философия не может похвастаться подобной однозначностью. Она всякий раз сталкивается с выстраиванием множества вариантов обоснований и опровержений. В ней нет таких истин, которые не вызывали бы возражений. Знаменитое изречение: «Подвергай все сомнению!» - вот кредо философствующего разума.

 

В науке по традиции принимается  кумулятивное движение вперед, т. е. движение на основе накопления уже полученных результатов (ведь не будет же ученый заново открывать законы классической механики или термодинамики). Здесь  уместен образ копилки, в которой, словно монетки, скапливаются крупицы  истинных знаний. Философия, напротив, не может довольствоваться заимствованием уже полученных результатов. Нельзя, скажем, удовлетвориться ответом  на вопрос о смысле жизни, предложенным средневековыми мыслителями. Каждая эпоха  будет по-своему вновь и вновь  ставить и решать этот вопрос. Развитие философии не укладывается в рамки смены концепций, теорий и парадигм. Специфика философии проявляется в том, что она применяет свой особый метод рефлексии, метод оборачивания на себя. Это как бы челночное движение, предполагающее возвращение к исходным предпосылкам и обогащение новым содержанием. Для философии характерна переформулировка основных проблем на протяжении всей истории человеческой мысли. Условно это ее свойство может быть обозначено как обратимость или рефлексивность философии.

 

Наука опирается на факты, их экспериментальную  проверку. Философия отстоит от сферы  повседневности и уносится в мир  интеллигибельных сущностей. Intelligibilis - умопостигаемый, обозначает существование объектов, постигаемых только умом и недоступных чувственному познанию. Вопросы «Что есть красота, истина, добро, справедливость выходят за рамки эмпирических обобщений. Красота не есть тот или иной прекрасный кувшин, цветок, кристалл или самая прекрасная из девушек. Философское понимание красоты ориентировано на постижение этого явления с точки зрения всеобщего. Оно как бы выходит за пределы эмпирической данности, преодолевает их и, выражаясь ее собственным языком, трансцендирует к сущностному определению.

 

Популярно разъясняя специфику  философии, британский логик, философ  и социолог Бертран Рассел утверждал, что философия «является чем-то промежуточным между теологией  и наукой. Подобно теологии, она  состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор  недостижимым; но подобно науке, она  взывает скорее к человеческому  разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения». Философия, по его мнению, как бы Ничейная Земля между наукой и  теологией, открытая, однако, для атак с обеих сторон. На многие философские  вопросы: «Что есть мудрость, добро  и красота, в чем смысл жизни?»  нельзя найти ответ в научной  лаборатории. Не устраивают версии богословов со ссылкой на акт творения и авторитет  Священного писания. Такие вопросы, неразрешимые с точки зрения науки  и теологии, оказываются уделом философии.

 

Весьма очевидны различия в понятийном аппарате. Язык философии существенно  отличается как от языка науки  с его четкой фиксацией термина  и предмета, так и от языка поэтического, в котором реальность лишь образно  намечается, а также от языка обыденного, где предметность обозначается в  рамках утилитарных потребностей. Философия, предполагая разговор о мире с  точки зрения всеобщего, нуждается  в таких языковых средствах, в  таких универсальных понятиях, которые  бы смогли отразить безмерность и  бесконечность мирозда­ния. Поэтому она создает свой собственный язык - язык категорий, предельно широких понятий, обладающих статусом всеобщности и необходимости. Они настолько широки, что не могут мыслиться составляющими других, более широких понятий. Причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность и т. д. - примеры философских категорий.

 

Если конкретно-научные дисциплины могут развиваться, не учитывая опыт других форм общественного сознания (физика, например, может благополучно прогрессировать без учета опыта  истории искусства, а химия - невзирая на распространение религии, математика может выдвигать свои теории без  учета норм нравственности, а биология не оглядываться на императивы правоведения), то в философии все обстоит  иначе. И хотя она не может быть сведена (редуцирована) ни к науке, ни к любой другой форме духовной деятельности, в качестве эмпирической базы и исходного пункта обобщенных представлений о мире в целом  в ней принимается совокупный опыт духовного развития человечества, всех форм общественного сознания: науки, искусства, религии, права и  др.

 

Философия - не наука, однако в ней  господствуют понятийность, ориентация на объективность, идея причинности и стремление к обнаружению наиболее общих, часто повторяющихся связей и отношений, т. е. закономерностей. Философия - не искусство, хотя в ней образ - признанная гносеологическая категория, достойное место занимает чувственное познание, используются метафора и интуиция. Философия - не религия, хотя уносится в мир интеллигибельных сущностей, трансцендирует и часто имеет дело с чувственно-сверхчувственным материалом.

 

В науке ценностно-человеческий аспект отнесен на второй план. Познание носит  объективно безличностный характер. Ни личность ученого, ни его чувства, эмоции, мотивационная сфера деятельности науку, как правило, не интересуют. Творец в свою очередь не несет ответ­ственности за последствия своих открытий. В философии наряду с теоретико-познавательным аспектом особую значимость приобретают ценностью ориентации.

 

Согласно тезису античного автора Протагора, «человек есть мера всех вещей», философия и по сей день выдвигает  свои обоснования в ценностной шкале  человеческих смыслов. Она пристально интересуется судьбой научных открытий и теми социальными последствиями, к которым они могут привести, утверждая в качестве абсолютной ценности человеческую жизнь. Здесь  личность творца, мыслителя и ученого  не может быть безразлична в исследовательском  процессе. В философском творчестве всегда происходит углубление человека в самого себя. Мыслитель стремится  к более точному и адекватному  определению своего места в мире. Это создает все новые и  новые оттенки миросозерцания. Поэтому  в философии каждая система авторизована, и при освоении философских знаний достаточно значимой оказывается роль персоналий. Философия - это такой  род интеллектуальной деятельности, который требует постоянного  общения с великими умами прошлого и современности: Платоном, Аристотелем, Августином, Кантом, Тегелем, Хайдеггером, Соловьевым, Бердяевым и др.

 

В философии важен и ярко выражен  национальный элемент. Есть русская  философия, немецкая философия, английская, французская и, наконец, греческая  философия. Однако нет ни русской, ни немецкой химии, физики, математики.

 

В многочисленных учебниках и учебных  пособиях по диалектическому материализму, которыми так богата наша отечественная  философская школа, философию определяли именно как науку о наиболее общих  законах природы, общества и мышления. Причем законы мыслились как имеющие  универсальный и всеобщий характер. Конкретизировались они с указанием  на закон единства и борьбы противоположностей, взаимоперехода качественных и количественных изменений, закон отрицания отрицания. Однако смущало то обстоятельство, что эта наука о наиболее общих законах в свое время ожесточенно боролась с генетикой, кибернетикой, теорией относительности, наделяла их бранными эпитетами. По отношению к кибернетике было сказано, что она «продажная девка капитализма», а по отношению к микрофизике, что она свихнулась в идеализм, наделив электрон свободой волей. В таком контексте философию скорее можно было принять не за мать всех наук, а за злую мачеху.

 

Философия должна решительно отказаться от претензий на роль «науки наук». Научное мировоззрение не нуждается  больше ни в какой философии, стоящей  над прочими науками. Как только перед каждой отдельной наукой ставится требование выяснить свое место во всеобщей связи вещей и знаний о вещах, какая-либо особая наука  об этой всеобщей связи становится излишней. И тогда из всей прежней  философии самостоятельное существование  сохраняет еще учение о мышлении и его законах - формальная логика и диалектика. Все остальное входит в положительную науку о природе  и истории.

 

Но если поднимать вопрос, насколько  правомерно представление о философии  как о науке (даже при оговорке, что это особая наука, наиболее общая, интересующаяся всем миром в целом, а не частная, рассматривающая какой-либо фрагмент действительности), необходимо выявление критериев научности. В их число включались: повторяемость  в наблюдении; интерсубъективность знания (его всеобщность и независимость от личности ученого); воспроизводимость опыта. Все перечисленные характеристики вряд ли приемлемы для философии с ее обилием авторизованных концепций и стремлением к самовыражению в поиске всеобщего. В науке же господствует представление, что если разные ученые, исследующие одну и ту же проблему одинаковыми методами, получают идентичный результат, то он считается научным и принимается научным сообществом. Наука, претендующая на отражение мира в понятийной форме и с точки зрения закономерности, рассматривается как высший этап развития человеческого познания, свободный от предрассудков метод постижения истины, совокупность эмпирически достоверного и логически организованного знания.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"