Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:34, контрольная работа

Описание

Совершенно очевидно, что никакая сфера человеческого духа, и философия в том числе, не может вобрать в себя всю совокупность специально-научных знаний о мироздании Философия не может быть наукой всех наук, т. е. стоять над частными дисциплинами, равно как она не может быть одной из частных наук в ряду прочих. Многолетний спор философии и науки о том, в чем больше нуждается общество - в философии или науке - и какова их действительная взаимосвязь, породил множество точек зрения, обилие возможных трактовок и интерпретаций этой проблемы. Остановимся на основных тезисах, раскрывающих суть соотношения философии и науки:

Содержание

1. Соотношение философии и науки как систем знания.

2. Социальная структура общества.

3. Дайте характеристику причин возникновения глобальных экологических проблем и вариантов их решения.

Работа состоит из  1 файл

ФИЛОСОФИя.docx

— 45.99 Кб (Скачать документ)

 

Вместе с тем исторические параллели  философии и науки достаточно очевидны. Философия и наука как  «звенья единой цепи» в направленности человеческого интеллекта к постижению основ бытия, в сфере натурфилософии, космологии, онтологии не отличались друг от друга.

 

В отличие от веры, которая есть сознательное признание чего-либо истинным на основании преобладания субъективной значимости, научное знание обладает объективностью и универсальностью и претендует на общезначимость. Научное знание как форма сознательного поиска и познания истины многообразно: оно и фундаментальное и прикладное, и экспериментальное, и теоретическое. Однако все научные знания должны отвечать определенным стандартам. Во всем реальном массиве законов, теорий и концепций действует закон достаточного основания. Согласно ему ни одно положение не может считаться истинным, если оно не имеет достаточного основания. Этот закон является логическим критерием отличения знания от незнания. Другим критерием выступает предметно-практическая деятельность, которая пере­водит спор об истине в практическую плоскость.

 

Наука видит реальность как совокупность причинно обусловленных естественных событий и процессов, охватываемых закономерностью. Это не поле действия одухотворенных сил, претворяющих в  действительность свою волю и желание, и в силу этого непредсказуемых. Наука ратует за естественный порядок, который может быть выражен законами естествознания и математики.

 

Отвечает ли подобным критериям  научности философия? Можно ли предположить, что философы различных направлений  будут слово в слово повторять  положения одной и той же теории, приходить к идентичным выводам  и добиваться воспроизводимости суждений? Вряд ли. Философские теории нельзя проверить при помощи опыта или эксперимента, они исключительно зависимы от личности мыслителя, каждая философская система авторизована.

Сам статус научности, который многие века оспаривала философия, предполагает ряд необходимых признаков. Помимо отмеченного выше, критериями отнесения  той или иной области человеческого  освоения мира к сфере науки считаются:

- определение предмета исследования;

- выработка понятийного и категориального  аппарата, этому предмету соответствующего;

- установление фундаментальных  законов, присущих данному предмету;

-открытие принципов или создание  теории, позволяющей объяснить множество  фактов.

Исходя из указанных критериев  может ли быть философия причислена к ордену наук? Предмет ее - «всеобщее в системе человек - мир», т. е. обоснование факта самой закономерности бытия. Вспоминая аристотелевскую постановку данной проблемы, следует заметить, что Аристотель прямо утверждал, что есть некоторая наука, которая рассматривает сущее как таковое и то, что ему присуще само по себе Предметом ее исследования являются начала и причины всего сущего, и «ни одна из других наук не исследует общую природу сущего как такового» Мы не будем вслед за Аристотелем объявлять философию «божественной наукой» и заметим, что те закономерности сущего, которые пытается усмотреть и вычленить философия, не имеют жестко детерминистического характера, на манер лапласовского детерминизма. Современная философия видит в сущем его стихийно-спонтанное становление, которое может охватываться вероятностным и статистическим знанием.

 

 

Если проводить соотношение  философии и науки, имея в виду структурные параметры, в частности  то, что наука включает в свою структур субъект, объект, средства познания и прогнозируемые результаты, то справедливости ради следует отметить: такая структурность  не чужда и философии. Правда, она обогащает данную структурность возможностью выхода за пределы частных проблем, ее субъект одарен возможностью устремляться в сферы трансцендентного Средства, представленные категориальным аппаратом философии, отвечают самым высоким требованиям, так как обладают статусом всеобщности и необходимости. Результат включает в себя рефлексию не только по поводу достижения отдельной, частной проблемы, но одновременно и по поводу его значимости для общества, ценности для человечества.

 

Разделение науки и философии  частенько проводится со ссылкой  на то, что наука обладает непосредственной практической значимостью, а философия  нет. На основании открытий и достижений науки можно построить технические  сооружения, рассуждения философии  не имеют практического значения, бесполезны, а иногда и просто вредны. Любопытны в связи с этим возражения знаменитого философа науки Ф. Франка, который был уверен, что философия  тоже служит практической цели. В то время как наука дает методы изобретения  физических и химических приспособлений, философия дает методы, с помощью  которых можно направлять поведение  людей. Таким образом, она достигает  своей практической цели даже еще  более прямым путем, чем собственно наука. Многие мыслители объясняли  эту парадоксальную ситуацию тем, что  философия требовала близкого соответствия между всеобщими принципами и  опытом здравого смысла. Наука же, чем  больше углублялась в теоретическую  область, тем более удаленными от обыденного понимания становились  формулировки ее общих принципов. (Вспомним дефиниции законов классической механики, или основоположения коперниканской гелиоцентрической системы, второе начало термодинамики). Считается, что успех в науке в большей степени зависит от удачной замены мира здравого смысла миром абстрактных символов, и что для ученого чрезвычайно важно отказаться от обыденного языка и уметь пользоваться языком абстрактных символов, увязывая их в единую систему. Таким образом, философия, несмотря на свою якобы пугающую трансцендентность, тем не менее оказывалась ближе к обыденному здравому смыслу, чем наука.

 

Стремление к демаркации (разделению) науки и философии вызвано  желанием освободить науку от экзистенциальных предпосылок, идеологических наслоений  и иррациональных мифообразований, квазинаучных явлений. Вместе с тем уязвимым пунктом одного из кри­териев науки - опытной проверки (верификации) - является ее несамодостаточность. Это означает, что могут быть встречены такие факты, которые не подтверждают данную теорию. Опытное знание не может привести к полной уверенности, что теория истинна, ведь достаточно одного факта, противоречащего теории, чтобы стало возможным ее опровержение, фальсификация. Традиционный пример: биологи были уверены, что все лебеди белые, пока в Австралии не обнаружили черных лебедей. Принимая во внимание эти обстоятельства, британский философ и социолог Карл Поппер предложил в качестве критерия научности принципиальную опровержимость теории, ее фальсификацию. Иначе говоря, в отличие от научных теорий, в принципе фальсифицируемых, ненаучные построения, и в частности философия, неопровержимы. Их не может опровергнуть какой-либо факт, ибо они по большей части с фактами дела не имеют.

 

В ответ на потребность осмыслить  статус и социокультурные функции науки в условиях НТР во второй половине XX в. возникла новая молодая дисциплина - философия науки. Однако образ науки всегда приковывал к себе внимание философов и методологов. Воссоздавая его, философия веком раньше оформилась в специальное направление, получившее название «философия науки». У ее истоков как направления современной философии стоят имена О. Конта, Дж. С. Милля, Г Спенсера, Дж. Гершеля.

 

Философия и наука совпадают  и отождествляются в пределах позитивизма при условии, что  философия отказывается от имиджа метафизики (с ее стремлением к смысло-жизненным проблемам) и остается только поглощенной контекстом физики - науки о природе. Подобная постановка проблемы, как и само возникновение позитивизма, не являлась беспочвенной. Быстрые успехи в самых различных областях знания: математики, химии, биологии и, конечно же, физики - делали науку все более и более популярной, приковывающей к себе всеобщее внимание. Научные методы завладевали умами людей, престиж ученых повышался, наука превращалась в социальный институт, отстаивая свою автономию и специфические принципы научного исследования. О самой философии пытались говорить как об определенной системе, и только в этом качестве она пользовалась успехом.

 

Взаимоотношения философии и науки  являются острой проблемой для современных  философов. Так, Ричард Рорти утверждает, что постепенное отделение философии от науки стало возможным благодаря представлению, согласно которому «сердцем философии служит теория познания, теория, отличная от наук, потому что она была их основанием»[1]. Такая точка зрения подкрепляется ссылкой на историко-философскую традицию. Поставленный Кантом вопрос, как возможно наше познание, стал программой для всего последующего раци­онализма - доминирующего мироощущения европейской философии.

 

Ретроспективно просматриваются  следующие корреляции взаимоотношений  философии и науки:

 

- наука отпочковалась от философии;

 

-философия, стремясь сохранить  за собой функции «трибунала»  чистого разума, сделала центральной  теоретико-познавательную и методологическую  проблематику, проработав ее во  всех направлениях;

 

-современная философия мыслится  как вышедшая из эпистемологии.

 

Наука не содержит внутри себя критериев  социальной значимости своих результатов. А это означает, что ее достижения могут применяться как во благо, так и во вред человечеству. Получается, что размышлениями по поводу негативных последствий применения достижений науки обременена не сама наука, а  философия. Именно она должна сделать  предметом своего анализа рассмотрение науки как совокупного целого в ее антропологическом измерении, нести ответственность за науку  перед человечеством. Выходит, что  достижения науки не могут функционировать  в обществе спонтанно и бесконтрольно. Функции контроля, упирающиеся в  необходимость предотвращения негативных последствий наисовременнейших  научных и технологических разработок, связанных с угрозой существования  самого рода Homo sapiens, вынесены вовне, за пределы корпуса науки. Однако осуществление их находится не только во власти философии. Необходима поддержка институтов государства, права, идеологии, общественного мнения. Положительная задача философии состоит в том, чтобы, выполняя функции арбитра, оценивающего совокупность результатов научных исследований в их гуманистической перспективе, двигаться согласно логике развития научных исследований, доходя до исходных рубежей. То есть до той точки, где возникает сам тип подобных этико-мировоззренческих проблем.

 

Философы науки уверены, что  коренные изменения в науке всегда сопровождались более интенсивным  углублением в ее философские  основания, и всякий, кто хочет  добиться удовлетворительного понимания  современной науки, должен хорошо освоиться  с философской мыслью. И хотя философия  исключает из своего рассмотрения специальные  и частные проблемы наук, за ней  стоит весь опыт духовного познания человечества. Она осмысливает те стороны личного и общественного  мироощущения, те отдельные типы опыта  жизнедеятельности людей, которые  не представляют специального интереса для частных наук. Однако в отличие  от отдельных наук, которые иерархизированы и автономно разведены по своим предметным областям, философия имеет грани пересечения с каждой из них. Это фиксируется сертифицированной областью, которая получила название «философские вопросы естествознания», чем подчеркивается огромное и непреходящее значение использования достижений естественных наук для философии. По сути своей она не может не замечать фундаментальных научных открытий, а напротив, должна реагировать на них с готовностью осуществить подвижку во всем корпусе философского знания. Ибо с каждым новым открытием в естествознании и гуманитарных науках философия меняет свою форму. Следовательно, рефлексируя по поводу развития науки, она одновременно проводит и саморефлексию, т е она сочетает рефлексию над наукой с саморефлексией. Философией о науке принято говорить как об области, в которой естественные и технические познания неразрывно слиты в своей совокупности и способствуют пониманию фундаментальных физических констант Вселенной двойственная задача науки: устремленность к самоидентификации научного образа мира, самосогласованности научных выводов, а также направленность на познание нового и неизвестного - стала особенно ясной, когда произошел разрыв между наукой и философией. Тогда обнаружилась невозможность ее достижения посредством какой-либо одной системы мышления. Многие считали и считают, что наука может дать только техническое познание, что она имеет техническую ценность. Для настоящего глубинного понимания Вселенной необходима философия, которая объясняет важность открытых наукой законов и принципов, но вместе с тем не дает точного практического знания Это и есть стан­артный способ истолкования пути, на котором наука и философия разошлись. Нет, однако, никакого сомнения в том, что взаимосвязь и взаимозависимость философии и науки обоюдная и органичная Раздел философии, имеющий название «Современная научная картина мира и ее эволюция», есть секущая плоскость, разделяющая и одновременно соединяющая философию и науку Образно выражаясь, современная философия «питается» достижениями конкретных наук.

Тезис, фиксирующий  взаимные токи и влияния и науки  философии, когда развитие последней  стимулируется развитием частных  наук, а интеллектуальные инновации  философского постижения мироздания служат строительными лесами эпохальных научных  открытий, обо­сновывается с учетом следующих обстоятельств. Философия выступает формой теоретического освоения действительности, которая опирается на категориальный аппарат, вобравший в себя всю историю человеческого мышления. В той своей части, которая называется «ме­тодология», современная философия предлагает дополнения в осмыслении аппарата конкретных наук, а также ставит и решает проблему теоретических оснований науки и конкурирующих моделей роста научного знания. Исследователи выделяют специфически эвристическую функцию философии, которую она выполняет по отношению к научному познанию и которая наиболее заметна при выдвижении принципиально новых научных теорий. Именно философские исследования формируют самосознание науки, развивают присущее ей понимание своих возможностей и перспектив, задают ориентиры ее последующего развития.

 

 

 

2. Социальная структура общества.

 

Взаимодействие в обществе обычно приводит к становлению новых  социальных отношений. Последние можно  представить как относительно устойчивые и самостоятельные связи между  индивидами и социальными группами.

 

         В социологии  понятия «социальная структура»  и «социальная система» тесно  связаны между собой. Социальная  система – это совокупность  социальных явлений и процессов,  находящихся в отношениях и  связях между собой и образующих  некоторый целостный социальный  объект. Отдельные явления и процессы  выступают в качестве элементов  системы.

 

Понятие «социальная структура  общества» есть часть понятия  социальной системы и объединяет два компонента – социальный состав и социальные связи. Социальный состав – это набор элементов, составляющих данную структуру. Вторым компонентом выступает набор связей этих элементов. Таким образом,  понятие социальной структуры включает в себя, с одной стороны,  социальный состав, или совокупность различных типов социальных общностей как системообразующих социальных элементов общества, с другой – социальные связи составляющих элементов, различающихся по широте распространения их действия, по их значению в характеристике социальной структуры общества на определенной ступени развития.

 

         Социальная  структура общества означает  объективное деление общества  на отдельные слои, группы, различные  по их социальному положению,  по их отношению к способу  производства. Это устойчивая связь  элементов в социальной системе.  Основными элементами  социальной  структуры являются такие социальные  общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Социальная структура общества отражает особенности социальных отношений классов, профессиональных, культурных, национально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений. Социальный аспект любой общности концентрируется в ее связях и опосредованиях с производственными и классовыми отношениями в обществе.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"