Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:34, контрольная работа
Совершенно очевидно, что никакая сфера человеческого духа, и философия в том числе, не может вобрать в себя всю совокупность специально-научных знаний о мироздании Философия не может быть наукой всех наук, т. е. стоять над частными дисциплинами, равно как она не может быть одной из частных наук в ряду прочих. Многолетний спор философии и науки о том, в чем больше нуждается общество - в философии или науке - и какова их действительная взаимосвязь, породил множество точек зрения, обилие возможных трактовок и интерпретаций этой проблемы. Остановимся на основных тезисах, раскрывающих суть соотношения философии и науки:
1. Соотношение философии и науки как систем знания.
2. Социальная структура общества.
3. Дайте характеристику причин возникновения глобальных экологических проблем и вариантов их решения.
Социальная структура как
Главным принципом определения социальной структуры общества должен быть поиск реальных субъектов социальных процессов.
Субъектами могут быть и отдельные индивиды, и социальные группы различных размеров, выделяемые по разным основаниям: молодежь, рабочий класс, религиозная секта и так далее.
С этой точки зрения социальную структуру общества можно представить как более или менее устойчивое соотношение социальных слоев и групп. Для изучения многообразия иерархически расположенных социальных слоев призвана теория социальной стратификации.
Первоначально идея стратового представления социальной структуры имела ярко выраженный идеологический оттенок и была призвана нейтрализовать Марксову идею классового идея общества и доминирования в истории классовых противоречий. Но постепенно идея выделения социальных слоев в качестве составляющих общества элементов утвердилась в социальной науке, ибо она действительно отражала объективные различия разных групп населения в рамках отдельно взятого класса.
Теории Социальной стратификации возникли в противовес марксистко-ленинской теории классов и классовой борьбы.
3. Дайте характеристику причин возникновения глобальных экологических проблем и вариантов их решения.
В выявлении из всей совокупности проблем сегодняшнего мира жизненно важных для человечества глобальных вопросов существенное значение приобретает качественный критерий. Качественная сторона определения глобальных проблем выражается в следующих основных их характеристиках:
во-первых, эти проблемы, затрагивают жизненные интересы всего человечества и каждого человека в отдельности;
во-вторых, они выступают объективным
фактором дальнейшего мирового развития,
существования современной
в-третьих, для решения (преодоления) глобальных проблем требуются усилия всех народов или, по крайней мере, большинства населения планеты;
в-четвертых, нерешаемость и нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к непоправимым последствиям жизнедеятельности для всего человечества и каждого отдельного человека.
Таким образом, качественный и количественный
факторы (критерии) в их единстве и
взаимосвязи позволяют
Всем глобальным проблемам общественного
развития свойственна мобильность,
ибо ни одна из этих проблем не находится
в статическом состоянии, каждая
из них постоянно изменяется, приобретая
разную интенсивность, а следовательно
и значимость в ту или иную историческую
эпоху. По мере решения некоторых
из глобальных проблем, последние могут
терять свою актуальность в мировом
масштабе, переходя на другой, например,
локальный уровень или вообще
исчезнуть (показателен пример с
заболеванием оспой, которая будучи
в прошлом действительно
Все глобальные проблемы находятся
в сложной взаимосвязи и
Далее, нельзя не видеть, что постоянно в какой-либо части мира возникают новые проблемы, которые относительно быстро становятся мировыми, общечеловеческими. Только за последнее время человечество стало свидетелем того, как истощение озонового слоя, парниковый эффект, синдром приобретенного иммунодифицита (СПИД) и другие проблемы, о которых несколько лет назад вообще мало кто знал, превращаются в глобальные. Задача философской мысли, науки замечать новые глобальные проблемы и вырабатывать соответствующую политику их решения, не отставая, а опережая тенденции развития сегодняшнего мира, ибо, как говорил Томас Манн, идеи сегодня – это действия завтра. К примеру, нельзя не заметить остроту для большинства стран или даже регионов нашей планеты решения таких проблем, как накопление мусора и его уничтожение, захоронение отработанных радиоактивных продуктов, постарение населения, неконтролируемая рождаемость и др.
Беспрецедентный характер нынешней мировой истории заключается в том, что до сих пор человечество было господином творения на земле в том смысле, что ни силы природы, ни кто-либо из людей не мог уничтожить или даже прервать человеческий прогресс. Человечество издавна знало кризисы, вызывавшимися стихийными силами природы, как-то: землетрясения и наводнения, засухи, эпидемии и т.д. Однако кризисы эти порождались внешними для человека причинами, и сам он был лишь их жертвой. Кризисы, с которыми пришлось столкнуться современному человечеству являются уже результатом деятельности самого человека.
Решение глобальных проблем
Разработкой динамической модели мира Римский клуб определил особый способ эластичного решения глобальных проблем в условиях существования у человечества экономически разноразвитых частей. Другими словами, по мнению теоретиков Римского клуба экспоненциальный рост экономики, производства в мире можно достигать благодаря взаимодействию различных стран, используя в том числе и механизм балансов и задержек. В этом случае предлагается развитым странам стать ролевой моделью для действий остального человечества, полагая, что остальные будут следовать их примеру. Такой действенный пример, а не одни лишь слова-призывы, по мнению Римской) клуба, большей мере будет способствовать эластичному способу решения глобальных проблем мировым сообществом. В арсенале предлагаемых Римским клубом путей решения глобальных экологических проблем есть варианты и политического характера. Естественно, в основе предлагаечных ими путей решения проблем экологии лежат идеологические концепции космополитизма. Так, Римский клуб полагает, что единое мировое государство или единое мировое правительство были бы способны взять на себя ответственность решать и контролировать все современные глобальные проблемы.
Теоретики Римского клуба основной акцент по решению глобальных проблем делают на укреплении международного сотрудничества всех стран. Естественно, следование по пути развития и укрепления международного сотрудничества – наиболее реальный способ практической реализации, решения задач, стоящих перед современным человечеством. Однако, такое международное сотрудничество должно исключать имперскую политику более развитых стран по отношению к менее развитым. Не секрет, что и в наши дни международная торговля так перераспределяет всемирные ресурсы, что первенство стран становится особенно заметным Нередко в менее развитые страны под видом помощи переводятся убыточные производства, из них выкачиваются энергетические ресурсы, а взамен предлагаются вооружения за очень высокую цену. Практикуется и такая форма эксплуатации отстающих стран, как захоронение опасных отходов химической и ядерной промышленности на их территории в обмен на финансовую помощь.
Отталкиваясь от разработок Римского
клуба по решению современных
глобальных экологических проблем,
необходимо вести постоянный целенаправленный
поиск новых вариантов
Решая вопрос о гармонизации отношения
общества с природой, люди должны осознать,
что человек, как и все живое
на Земле, неотделим от ее биосферы.
Биосфера – необходимые естественные
провесы существования
Свидетельством того, что происходит
широкое осознание насущных экологических
задач, является развернувшееся экологическое
движение (партий зеленых), ставшее
по существу мощным потоком социального
протеста против всех несообразностей
в проведении государственной
– от концепции неисчерпаемости следует перейти к концепции конечности природных ресурсов;
– темпы развития природы в общества должны быть сопоставимы;
– люди должны ориентироваться не на искусственные, а на естественные условия своего существования.
Список литературы.
1. Сорокин П.А. Моя философия интегрализм. // Социс, 1992, №10.
2. Библиотека
Гумер - Философия - Новейший философский
словарь - Глобальные проблемы современности http://www.gumer.info/
3. Антов А. Понятие «социальная структура» в современной социологии // Социологические исследования 1996г. №7 с. 36-38.
4. Фролов А. Г. Социология. М., 1997г.
5. Социология // г.Москва изд-во «Мысль» 1990г.