Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 18:11, контрольная работа

Описание

1.1. Краткая характеристика французского материализма XVIII в и его представителей
1.2. Материалистическое понимание природы и человека Жюльена Офре де Ламетри
1.3. Пропагандист философских идей французского материализма Поль Анри Гольбах
1.4. Педагогические взгляды Дени Дидро
1.5. Французский материализм XVIII века об обществе
2. Философская категория «движения». Понятие прогресса

Работа состоит из  1 файл

Французский материализм XVIII в.doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

В обыденной жизни  движение часто отождествляется с перемещением тел в пространстве. А так как одни тела могут перемещаться относительно поверхности Земли, а другие покоиться, то обыденное сознание противопоставляет эти два состояния – покой и движение, считая их как бы равноправными.

Структура и динамика электронов, которая образует клетки, в любом живом организме воспроизводится во времени. Благодаря этому «повторению во времени» способов и видов движения, образующих предмет, он существует как качественно специфический объект, отличный от других объектов. Таким образом, понятие покоя представляет собой обозначение тех состояний движения, которые обеспечивают стабильность предмета, сохранение его качества. Поэтому покой относителен, а движение абсолютно, оно есть неотъемлемое свойство, атрибут материи. 

2.2. Основные типы движения

 

Правомерно говорить о двух основных типах движения. Первый – это движение, связанное  с сохранением устойчивости предмета, его качества. В предмете всегда происходят некоторые изменения, и  он никогда не бывает тождествен самому себе во времени.

Обыденное человеческое мышление, как правило, расчленяет действительность на устойчивые вещи с жестко фиксированными границами и на процессы, которые рассматриваются как взаимодействие устойчивых вещей. Но философский анализ, опирающийся на научные данные, убеждает нас в том, что любая вещь есть тоже процесс. Когда даже о таких простых предметах, как стол, стул, дом, говорится, что они сохраняют свое качество, тождественны себе, то это значит, что в них не происходят многообразные изменения. Ни положение электронов относительно ядер в молекулах древесины, из которой построен стол, ни состояния протонов и нейтронов в ядрах не являются одними и теми же. Даже тогда, когда стол освещают солнечные лучи, в нем происходят изменения: фотоны, падающие на поверхность стола, выбивают электроны (явление фотоэффекта). Однако при всех подобных изменениях сохраняется, воспроизводится некоторый набор признаков, который позволяет говорить о столе как определенном предмете, отличном от других предметов.

Итак, первый тип движения – это движение, когда сохраняется  качество предмета. Но кроме него существует еще один тип движения, связанный  с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, которые представляют собой особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета. Но может быть и более сложный процесс, когда благодаря взаимодействию объекты образуют более сложную систему, новый объект.

В рамках биологической  формы материи можно обнаружить рассматриваемый тип. Пример тому – формирование новых видов животных и растительных организмов, последовательные стадии развития отдельных организмов и т.д. В общественной жизни в качестве образцов этой разновидности развития выступают смена общественно-экономических формаций, а также переходы от одной качественно специфической стадии развития формации к другой.

2.3. Формы движения материи. Корректировки  в классификации форм движения материи

 

Идея о формах движения материи и их взаимосвязи выдвинута  Ф. Энгель-сом. В основу классификации  форм движения он положил следующие  принципы:

  1. формы движения соотносимы с определённым материальным уровнем организации материи, т.е. каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения;
  2. между формами движения существует генетическая связь, т.е. форма движения возникает из низших форм;

     3) высшие  формы движения качественно специфичны  и несводимы к низ-шим формам.

Исходя из этих принципов и опираясь на достижения науки своего времени, Ф. Энгельс выделил пять форм движения материи и предложил их следующую классификацию: механическое, физическое, химическое, биологи-ческое и социальное движения материи.

Современная наука открыла новые уровни организации материи и соответственно обнаружила новые формы движения.

Формы движения, перечисленные  в указанной классификации, можно  разбить на три блока соответственно трем важнейшим этапам развития материи и трем возникшим в этом развитии сферам материального мира: неживой природе (взаимосвязь физических и химических форм движения), живой природе (биологическая), обществу (социальная).

Что же касается их внутреннего расчленения  и представлений об их материальных носителях, то современная наука вносит сюда ряд серьезных корректировок.

Наиболее значительные изменения  касаются соотношения механической, физической и химической форм движения. Наука ХХ века открыла новые формы физического движения: процессы микромира, связанные с превращениями элементарных частиц и взаимодействиями субэлементарного уровня; процессы мегамира – галактические взаимодействия и расширение Метагалактики. По-новому поставлена и проблема взаимоотношения физических и химических форм движения: химическая, с одной стороны, возникает из взаимодействий микромира, а с другой, является условием появления таких форм, как молекулярно-физическое движение. Она как бы обеспечивает переход от физики микромира к макрофизическим процессам.

В своей классификации Ф. Энгельс  исходил из представлений науки второй половины XIX века, согласно которым любое физическое движение (электромагнетизм, тепло и т.д.) является результатом механического движения частиц эфира, атомов, молекул. Поэтому механические процессы рассматривались им как генетическая основа физической формы движения. Наука XX века изменила эти представления. Она не только отказалась от концепции мирового эфира как механической среды, свойствами которой объясняются электромагнитные взаимодействия, но и вообще перестала рассматривать механическое движение как фундамент всех физических процессов. Скорее наоборот, механическое движение тел обусловливается глубинными процессами взаимопревращения элементарных частиц, сложными переплетениями сильных, слабых, электромагнитных и гравитационных взаимодействий. Механическое движение не связано с каким-либо отдельно взятым структурным уровнем организации материи. Это скорее аспект, некоторый срез, характеризующий взаимодействие нескольких таких уровней. Причем надо различать квантовомеханическое движение, характеризующее взаимодействие элементарных частиц и атомов, и макромеханическое движение макротел.

Одной из важнейших сторон учения о формах движения материи является трактовка общественных процессов  как социальной формы движения материи.

Когда речь идет о социальном движении матери, имеется в виду не просто взаимодействие материальных элементов, а такое взаимодействие, которое  предполагает существование и развитие идеальной реальности человеческого  сознания и в котором сознание принимает активное участие. Сознание как идеальная реальность не существует вне и не зависимо от ткани общественной жизни. Оно как бы встроено, вплавлено в эту жизнь, выступает в качестве ее аспекта, обеспечивая функционирование и  развитие общества как целого.

Учитывая эту особенность социального движения, Ф. Энгельс иногда определял человеческое мышление как специфическую форму движения материи. Тем самым он как бы подчеркивал, что социальное движение не может осуществляться без идеального плана человеческой деятельности, складывающегося в сознании, а значит, без развития индивидуального и общественного сознания.

Современная наука внесла много  нового и в понимание природы  биологического движения. Были уточнены представления о ее первичных материальных носителях. Сложилось представление о целостности биосферы как условии дифференциации и развертывания всех уровней организации живой материи и соответственно формирования различных подвидов биологической формы движения.

Будущий прогресс науки приведет, бесспорно, к открытию новых форм как материи, так и движения, уточнит и разовьет современные представления.

2.4. Понятие прогресса

 

Прогресс (движение вперед, успех) – тип, направление развития, характе-ризующееся переходом от низшего  к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и другим параметрам развивающегося объекта. Понятие прогресса соотносительно понятиям регресса.

Хотя теория прогресса  часто формулируется в объективно-безличных терминах, его важнейшим двигателем, конечной целью и критерием является сам человек.

Человечество не сможет выжить и разрешить свои глобальные эколо-гические энергетические и прочие проблемы, не научившись управлять  социальными процессами. Это предполагает отказ от технократического мышления, гуманизацию прогресса, выдвижение на первый план обще-человеческих ценностей, которым должны быть подчинены классовые, госу-дарственные, национальные и иные более частные интересы.

Возникнув на почве социальной истории, понятие прогресса было в Х веке перенесено и в естественные науки. Здесь, как и в общественной жизни, оно имеет не абсолютное, а относительное значение. Понятие прогресса неприменимо к Вселенной в целом, т.к. здесь отсутствует однозначно определённое направление развития, и ко многим процессам неорганической природы, имеющим циклический характер. Проблема критериев прогресса в живой природе вызывает споры среди ученых.

2.5. Объективный критерий общественного  прогресса

 

Любой человек, хотя бы немного знакомый с историей, легко обнаружит в ней факты, свидетельствующие о ее поступательном прогрессивном развитии, о ее движении от низшего к высшему. Homo sapiens (человек разумный) как биологический вид стоит выше на лестнице эволюции, чем его пред-шественники – питекантропы, неандертальцы. Очевидным является прогресс техники: от каменных орудий к железным; от простых ручных орудий к маши-нам, колоссально увеличивающим производительность человеческого труда; от использования мускульной силы человека и животных к паровым двигателям, электрическим генераторам, атомной энергетике; от примитивных средств перевозки к автомобилям, самолетам, космическим кораблям. Прогресс техники всегда был связан с развитием знаний, а последние 400 лет – с прогрессом научного знания. Человечество освоило, окультурило, приспосо-било к потребностям цивилизации почти всю землю, выросли тысячи городов – более динамичных по сравнению с деревней и другими видами поселения. В ходе истории совершенствовались и смягчались формы эксплуатации. Затем эксплуатация человека человеком вообще ликвидируется.

Прогресс техники, лежащий  в основе роста производительности труда, приводит во многих случаях  к разрушению природы и подрыву  естественных основ существования  общества. Наука используется для создания не только  более совершенных производительных сил, но и все возрастающих по своей мощности разрушительных сил. Компьютеризация, широкое использование информационной техники в различных видах деятельности безгранично расширяют творческие возможности человека и в то же время таят для него массу опасностей, начиная с появления разного рода новых болезней и кончая возможными ситуациями тотального контроля над личной жизнью.

Итак, высшим и всеобщим объективным критерием общественного  про-гресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека.

Чтобы не ошибиться в  применении критерия развития производительных сил, обязательно нужно учитывать, что это абстрактный и весьма общий критерий, значение которого проявляется, когда рассматриваются большие периоды человеческой истории. И говорит он об одном: те общественные отношения прогрессивны, которые соответствуют уровню производительных сил и открывают наибольший простор для их развития, для роста произво-дительности общественного труда, для развития человека.

Значение высшего и  всеобщего объективного критерия общественного прогресса, выполняемой им методологической функции заключается в том, что с его помощью выявляется основная линия прогресса. А это есть предпосылка и основа всех других оценок.

Применительно к современной  эпохе магистральная линия общественного  прогресса определяется становлением и развитием нового, гуманного  и демократического общества, поскольку современные производительные силы создают материальные основания для утверждения общественных отношений, делающих самого труженика хозяином производства и способных подчинить общественную систему задачам развития человека.

Выделение стержневой линии  прогресса в современную эпоху  позволило заложить прочную теоретико – методологическую базу для подключения более конкретных критериев прогресса – экономических, социально – политических, идеологических, гуманистических, с помощью которых уже можно определить прогрессивность тех или иных социальных систем, политических режимов, общественных движений, идейных течений и т.д.

Критерий прогресса  – общественно историческая практика, в которой выделяются два ее основных вида: производственная и социально-преобразующая. Ядром этой практики выступает развитие производительных сил как высшего критерия общественного прогресса. Главное в производительных силах – это человек. Этим объясняется то, что в данном критерии воплощаются  и достижения науки, и принципы управления, и социально-политическое состояние общества, и уровень образования, и образ жизни вплоть до мировоззрения.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"