Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:51, контрольная работа

Описание

1.Почему Платона считают родоначальником объективного идеализма в философии?
Настоящее имя Платона – Аристокл. Имя «Платон» было дано ему за атлетическое телосложение. Он был великолепным гимнастом и отличался в таких видах спорта, как борьба и верховая езда. Платон уважал физическую культуру притом, что был идеалистом до мозга костей.

Содержание

Почему Платона считают родоначальником объективного идеализма в философии?................................................................................................3
Выделите основные проблемы постпозитивистской философии…...3-7
Каковы специфические черты закона отрицания отрицания?............7-9
Раскройте смысл понятий «социальная структура», «социальная общность», «социальная группа», «социальный статус», «социальный престиж»….9-10
Приведите примеры, свидетельствующие о том, что многие философы Нового времени были одновременно и учёными………………….10-14
Список использованной литературы…………………………………..15

Работа состоит из  1 файл

философия - копия.doc

— 144.00 Кб (Скачать документ)

Кумуляционное (то есть путем  постепенного накопления) развитие научного знания в рамках определенной парадигмы происходит путем решения задач-головоломок. Этот тезис связан с утверждением того, что не существует фактов, независимых от парадигмы, и, следовательно, не существует теоретически нейтрального языка наблюдения. Напротив, ученые, овладевая содержанием парадигмы, учатся "видеть мир" сквозь ее призму. Не факты судят теорию, а теория определяет, какие именно факты войдут в осмысленный опыт.

Концепцию С. Тулмина  кратко характеризуют следующие  понятия:

в основе научных теорий лежат стандарты рациональности и понимания. Ученый считает понятными те события или явления, которые соответствуют принятым им стандартам. То, что не укладывается в "матрицу понимания", считается аномалией, устранение которой (т.е. улучшение понимания) выступает как стимул эволюции науки. Рациональность научного знания, по Тулмину, есть соответствие принятым стандартам понимания. Стандарты рациональности меняются с изменением научных теорий непрерывного процесса отбора концептуальных новшеств.

С. Тулмин рассматривает  содержание теорий не как логические системы высказываний, а как своеобразные популяции понятий.

Многообразие  концепций философии науки, разработанных  в рамках постпозитивизма, вызвало  много новых проблем. Результатом  этого стало осознание безнадежности создания общепризнанной теории, описывающей строение и развитие науки. Данное обстоятельство повлияло на завершение очередного этапа в философии позитивизма - постпозитивизма.

3. Каковы специфические черты закона отрицания отрицания?

В любой области материальной действительности постоянно происходит процесс отмирания старого, отжившего  свой век и возникновения нового, передового. Замена старого новым, отмирающего  нарождающимся и есть развитие, а  само преодоление старого новым, возникающим на основе старого, и называется отрицанием.

Георг В. Ф. Гегель (1770 – 1831) — великий немецкий философ, стремился приблизить философию к науке. Главными особенностями гегелевской системы обычно называют абсолютный идеализм и диалектику. В основе диалектики как особой модели философского подхода к миру лежат выделенные Гегелем основные законы диалектики: «закон отрицания отрицания», «закон перехода количества в качество», «закон единства и борьбы противоположностей». Эти законы не существуют оторванно друг от друга, а реализуются как компоненты единого общего процесса развития. На страницах своих произведений Гегель демонстрирует всю мощь своего философского разума. То, что сделал Гегель, по праву считается философским подвигом. Схематически гегелевская энциклопедия философских наук выглядит следующим образом (см. схему).

Философия Гегеля – абсолютный идеализм. Он считал, что мир есть саморазвитие абсолютного духа,который проходит три стадии:

1) Идея (тезис) — утверждение. 

2) Природа (антитезис) — отрицание.

3) Дух (синтез) — отрицание отрицания.

Природа есть отрицание Идеи. Дух  – возвращение Идеи к самой  себе. На этой стадии осуществляется синтез логической идеи и материальной природы, т. е. синтез мышления и бытия. Гегель был философом-систематиком; он пытался объять единым взором все проблемы бытия, человеческого духа и представить их в систематизированном виде.

Термин «отрицание» в философию ввел Гегель, вкладывая в него идеалистический смысл. С его точки зрения, в основе отрицания лежит развитие идеи, мысли. Маркс и Энгельс, сохранив термин «отрицание», истолковали его материалистически. Они показали, что отрицание представляет собой неотъемлемый момент развития самой материальной действительности. Отрицание не есть нечто привнесенное в предмет или явление извне. Оно результат его собственного, внутреннего развития. Предметы и явления, как мы уже знаем, противоречивы и, развиваясь на основе внутренних противоположностей, сами создают условия для собственного уничтожения, для перехода в новое, высшее качество. Отрицание и есть преодоление старого на основе внутренних противоречий, результат саморазвития, самодвижения предметов и явлений.

Диалектическое и метафизическое понимание отрицания диалектика и метафизика по-разному понимают вопрос о сущности отрицаний. Метафизика, искажая процесс развития материальной действительности, понимает отрицание как отбрасывание, абсолютное уничтожение старого.

Диалектическое понимание  отрицания исходит из того, что  новое не уничтожает старое начисто, а сохраняет все то лучшее, что в нем имелось. И не только сохраняет, но и перерабатывает, поднимает на новую, более высокую ступень. Так, высшие организмы, отрицая низшие, на основе которых они возникли, сохранили присущее им клеточное строение, избирательный характер отражения и другие признаки. Новый общественный строй, отрицая старый, сохраняет его производительные силы, достижения науки, техники, культуры. Связь нового со старым осуществляется и в познании, науке.

Таким образом, для марксистского понимания отрицания характерно — признание преемственности, связи нового со старым в процессе развития. Но следует иметь в виду, что новое никогда не воспринимает старое полностью, в его прежнем виде. Оно берет из старого только его отдельные элементы, стороны, причем не механически присоединяет их к себе, а ассимилирует, преобразует их соответственно своей собственной природе. Марксистская диалектика требует критического отношения к прошлому опыту человечества, указывает на необходимость творческого использования этого опыта, строгого учета изменившихся условий и новых задач революционной практики. Марксистская философия, например, не просто восприняла достижения философской мысли пошлого, а критически переработала, обогатила их новыми достижениями науки и практики, подняла философскую науку на качественно новую, высшую ступень.

С возникновением нового развитие не прекращается. Всякое новое не остается вечно новым. Развиваясь, оно готовит предпосылки, условия для возникновения еще более нового и передового. И как только эти предпосылки и условия созреют, снова наступает отрицание. Это уже отрицание отрицания, то есть отрицание того, что раньше само преодолело старое, замена нового еще более новым — новейшим. Результат этого второго отрицания снова отрицается, преодолевается, и так без конца. Развитие выступает, таким образом, как бесчисленное множество следующих друг за другом отрицаний, как бесконечная замена, преодоление старого новым.

Поскольку всякая высшая ступень развития отрицает в низших только то, что устарело, воспринимая  и умножая в то же время достижения предыдущих ступеней, развитие в целом  приобретает прогрессивный, поступательный характер. Прогресс и есть то общее  направление, которое характерно для диалектического развития.

Утверждение прогрессивного характера развития представляет собой  главную, но не единственную черту закона отрицания отрицания. Этот закон  характеризует развитие не как прямолинейное  движение, а как чрезвычайно сложный, как бы спиралеобразный процесс с определенным повторением пройденных ступеней, с известным возвратом к прошлому.Спиралевидный характер развития присущ различным областям действительности

Итак, развитие осуществляется посредством отрицания  старого новым, низшего высшим. Поскольку новое, отрицая строе, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приобретает прогрессивный характер. Вместе с тем развитие идет по спирали с повторением в высших стадиях отдельных сторон и черт низших.

4. Раскройте  смысл понятий «социальная структура», «социальная общность», «социальная  группа», «социальный статус»,  «социальный престиж»

Социальная  структура - совокупность относительно устойчивых связей между элементами социальной системы, отражающая ее сущностные характеристики.

 Важнейшая отличительная особенность социальной структуры заключается в том, что она тождественна системным свойствам комплекса составляющих ее элементов, т.е. свойствам, не характеризующим отдельные элементы этого комплекса. В любой структуре можно выделить элементы, составляющие собственно структуру, и комплекс элементов, из которых структура строится. Структура социальной группы также отличается от совокупности составляющих ее членов теми свойствами, которые не могут быть использованы для описания отдельных членов группы, так как они характеризуют отношения и взаимодействия большинства или всех этих членов и, следовательно, относятся ко всей группе как целому, например, свойствами сплоченности.

Социальная  общность - совокупность людей, выделяемая по критерию территориальных и социокультурных параметров и объединяемая устойчивыми связями и отношениями. Некоторое количество людей становится социальной общностью не потому, что им приписывается предметное содержание, побуждающее к объединению, а потому, что их связь приобретает характер взаимовлияния и взаимоопределения (взаимодействия).

 Формальное понимание  отождествляет социальную общность  и общество как реальное взаимодействие  между социальными группами, классами, нациями (виды социальных общностей), с другой же стороны, предполагает наличие уровня непосредственного взаимодействия и его переживания. Общественность обозначает открытость, совместимость жизнедеятельности; естественность (спонтанность) - принцип возникновения и жизнедеятельности социальной общности. Эти критерии отделяют социальную общность от сферы государственного администрирования и экономической подсистемы.

Социальная группа - любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями. В каждой социальной группе воплощаются некоторые специфические взаимосвязи индивидов между собой и обществом в целом в рамках определенного исторического контекста.

 Внешние отличительные  признаки социальной группы:

1) статика существования социальных групп проявляется в непрерывной динамизации групповых процессов в латентной или явной форме;

2) Социальная группа  характеризуется определенным набором  социальных норм, институциализацией  ценностей, репродуцируемых групповым контекстом;

3) Социальная группа  имеет свою ролевую структуру  с достаточно выраженными функциональными нагрузками.

Социальный статус (лат. status - положение) - соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы. Социальные статусы как элементы социальной организации общества сложно скоординированы и ранжированы относительно господствующей системы ценностей, что придает им особую значимость в общественном мнении. Престиж социального статуса зависит от социальных определений реальности в целом и сам является социально определенным, осознается личностью в качестве объекта ориентации социального действия. Каждый социальный статус - прежде всего оценка, добиваясь которой субъект усваивает социальные нормы и представления, фиксируемые как предписанная данному положению совокупность прав и обязанностей, реализация которых формирует социальную роль.

Социальный престиж - отражение в общественном сознании реального положения в системе общественных отношений индивида, социально-профессиональной группы, трудового коллектива и т.п., характеризующее то влияние, которым они пользуются в обществе. В более узком смысле социальный престиж означает то место, которое, с точки зрения общественного мнения, занимает тот или иной социальный статус в иерархии других статусов. В отечественной социологии социальный престиж изучается в связи с социальными ориентациями преимущественно молодежи

5. Приведите примеры,  свидетельствующие о том, что многие философы Нового времени были одновременно и учеными.

В эпоху рабовладения и феодализма не было четкого разграничения  между философией и отдельными науками. Тогда существовала единая, нерасчлененная область знания «философия-наука». В Новое время происходит выделение из нее, отпочкование отдельных естественнонаучных дисциплин - механики, астрономии, физики, химии и т.д. Изменяется предмет философии, а сами философы сосредотачивают свое внимание на решение вопроса о соотношении материи и сознания, а также на логико-гносеологических проблемах.

Философы Нового времени разделились на два основных направления: эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Представители эмпиризма, будучи приверженцами экспериментально-опытных наук и опираясь больше на конкретные достижения тогдашней физики, химии, ботаники, зоологии, находившихся в основном на стадии собирания и обобщения довольно ограниченного материала, возводили в ранг всеобщего философского метода индуктивный метод. Они считали, что знание происходит из чувственного опыта, непосредственного наблюдения и эксперимента. Истины всеобщие и необходимые происходят только из опыта, а не из интеллекта.

Представители рационализма, являясь также творцами новой  математики и теоретического естествознания, превозносили и абсолютизировали логическое мышление с его дедуктивно-математическим методом. Они стремились сделать его всеобщим методом философского и научного исследования.

Первым и величайшим исследователем природы в Новое  время был английский философ Фрэнсис Бекон (1561—1626). В своих исследованиях он вступил на путь опыта и обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Он считал, что философия должна носить прежде всего практический характер. Высшей целью науки он считал господство человека над природой, а “господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам”. Бэкон провозгласил ставший знаменитым девиз: “Знание — сила”. Главным литературным творением Бэкона считаются “Опыты”. Стиль “Опытов” лаконичен и назидателен, изобилует учеными примерами и блестящими метафорами. Бэкон называл свои опыты «отрывочными размышлениями» о честолюбии, приближенных и друзьях, о любви, богатстве, о занятиях наукой, о почестях и славе, о превратностях вещей и других аспектах человеческой жизни. Несмотря на занятия Бэкона политикой и юриспруденцией, главным делом его жизни были философия и наука. Бэкон оставил нам интересный набросок классификации наук, положив в основу ее человеческие способности. По его мнению, теоретические науки основываются на рассудке, исторические - на памяти, а творческие - на способности воображения. Бэкон создал двухбуквенный шифр, называемый теперь шифр Бэкона. Существует не признанная научным сообществом «бэконианская версия», приписывающая Бэкону авторство текстов, известных под именем Шекспира.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"