Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:51, контрольная работа

Описание

1.Почему Платона считают родоначальником объективного идеализма в философии?
Настоящее имя Платона – Аристокл. Имя «Платон» было дано ему за атлетическое телосложение. Он был великолепным гимнастом и отличался в таких видах спорта, как борьба и верховая езда. Платон уважал физическую культуру притом, что был идеалистом до мозга костей.

Содержание

Почему Платона считают родоначальником объективного идеализма в философии?................................................................................................3
Выделите основные проблемы постпозитивистской философии…...3-7
Каковы специфические черты закона отрицания отрицания?............7-9
Раскройте смысл понятий «социальная структура», «социальная общность», «социальная группа», «социальный статус», «социальный престиж»….9-10
Приведите примеры, свидетельствующие о том, что многие философы Нового времени были одновременно и учёными………………….10-14
Список использованной литературы…………………………………..15

Работа состоит из  1 файл

философия - копия.doc

— 144.00 Кб (Скачать документ)

Учреждение образования

«Брестский государственный университет  имени А.С. Пушкина»

 

Кафедра философии

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

Вариант 11

 

 

 

Выполнил студент 

_______________________________  

(факультет, специальность,  группа)

________________________________  

(Фамилия И.О.)

________________________________  

(№ зач. Книжки   Подпись)

 

Допущен к защите

________________________________  

(Фамилия И.О. преподавателя) 

________________________________  

(Дата    Подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брест, 2012

Содержание:

  1. Почему Платона считают родоначальником объективного идеализма в философии?................................................................................................3
  2. Выделите основные проблемы постпозитивистской философии…...3-7
  3. Каковы специфические черты закона отрицания отрицания?............7-9
  4. Раскройте смысл понятий «социальная структура», «социальная общность», «социальная группа», «социальный статус», «социальный престиж»….9-10
  5. Приведите примеры, свидетельствующие о том, что многие философы Нового времени были одновременно и учёными………………….10-14
  6. Список использованной литературы…………………………………..15

 

1.Почему Платона считают родоначальником объективного идеализма в философии?

Настоящее имя Платона  – Аристокл. Имя «Платон» было дано ему за атлетическое телосложение. Он был великолепным гимнастом и отличался в таких видах спорта, как борьба и верховая езда. Платон уважал физическую культуру притом, что был идеалистом до мозга костей.

Он известен прежде всего  своим учением об идеях и учением об идеальном государстве.

В учении об идеях Платон исходил из того, что человек в  своей созидательной деятельности идет от идей к вещам (сначала идеи как образцы, затем вещи, воплощающие  их), что в голове человека возникает  много идей, которые не имеют материального воплощения, и неизвестно, получат ли они это воплощение когда-нибудь. Эти факты интерпретировались им следующим образом: идеи как таковые существуют независимо от материи в некотором особом мире и являются образцами для вещей. Вещи возникают на основе этих идей. Истинным, действительным является мир идей, а мир вещей – тень, нечто менее существующее (т.е. максимальным бытием обладают идеи, а мир вещей - нечто малосуществующее, т.е. изменяющееся, исчезающее). Идея в голове человека - это как бы акт воспоминания о мире идей.

Согласно теории Платона  об идеальном государстве человеческое общество в лице государства довлеет  над отдельной личностью. Личность считается чем-то ничтожным по отношению к обществу-государству. От Платона тянется нить к тоталитарным идеологиям, нацистской и коммунистической, в которых человек рассматривается только как частица целого, как нечто, которое целиком должно подчиняться целому.

Для объяснения своих  взглядов Платон приводил такой образ: мы, люди, находимся в пещере и не видим дневного света, как не видим и того, что делается за пределами пещеры. Но откуда-то идет свет, отражаясь на стене, и по этой стене ходят тени. Мир вещей – это тени, которые мы непосредственно видим, а мир идей – то, что находится за пределами пещеры. Так Платон объяснял свою теорию идей. Он был прав, когда отделял идеи от вещей, духовное от материального и даже противопоставлял их. Правда, он слишком абсолютизировал это противопоставление. Для Платона общее – важнее, истиннее, реальнее частного, единичного. Он почти буквально понимал общность имущества, считая, что даже жены должны быть общими. Он также считал, что люди должны жить большими группами-коммунами. Все социалисты, коммунисты последующих веков черпали основные идеи у Платона.

Негативная сторона  платоновского идеализма заключается  в следующем: принижение телесного, физического по сравнению с духовным, представление тела как темницы  души и, в конечном счете, принижение жизни по сравнению со смертью.

У данной теории было много последователей, но именно Платона можно считать родоначальником объективного идеализма.

2. Выделите основные проблемы постпозитивистской философии

Постпозитивизмом называют множество концепций, которые пришли на смену неопозитивизму. Сторонники различных постпозитивистских концепций во многом не согласны друг с другом, критикуют устаревшие представления неопозитивизма, но сохраняют с ним преемственность. Постпозитивисты уделяют основное внимание рациональным методам познания.

Виднейшими из постпозитивистов являются англичане Поппер и Лакатос, американцы Фейерабенд и Кун. Они придают принципиальное значение тому факту, что человек - существо ошибающееся. Это означает, что ясное, вечное знание не может быть достигнуто: одна теория неминуемо сменяет другую. Надо обеспечить рост научного знания. Постпозитивисты настаивают на развитии знания, причем посредством коренных преобразований, научных революций. Они считают, что между наукой и философией нет жесткой границы, но философствовать надо научно. Постпозитивисты проводят анализ истории науки (логическая реконструкция истории науки), возникает стремление найти универсум - основу человеческого разума через историю науки. В рамках постпозитивиз-ма ставится вопрос - каковы главные факторы развития науки: внешние или внутренние?

Постпозитивистами проводится анализ динамики, а не статики науки, их интересует вопрос реального движения науки, какие факторы влияют на науку. В рамках постпозитивизма происходит три великих отказа: от чистого фактуального базиса науки (признание того, что он недостижим); от демаркационизма между наукой и философией (эта проблема становится вторичной, а главной - выбор теории); от представлений о чисто линейном поступательном развитии науки.

 Основными понятиями концепции научного знания Карла Раймунда Поппера (1902 – 1994) являются следующие:

- проблема демаркации,

- принцип фальсификации,

- принцип фаллибилизма,

- теория "трех миров".

Теорию нельзя проверить  на окончательную истинность, но ее можно опровергнуть, фальсифицировать, доказывал Карл Поппер. В этом состоит защищаемый им принцип фальсификации. Мы не можем сказать, что теория верна, ибо, как свидетельствует история, признававшиеся истинными теории рано или поздно проявляли свою недостаточность. Почти триста лет механику Ньютона считали истинной во всех отношениях, а потом на смену ей пришли новые теории. Так обстоит дело с любой теорией, она появляется, достигает стадии расцвета, а затем опровергается.

Поппер считал, что  в мире теорий идет "борьба за существование", схожая с известными представлениями Дарвина о естественном отборе среди живых особей.

Отсюда главные выводы Поппера:

1) в основании теории  находятся гипотезы (т.е. предположения); научные гипотезы навсегда остаются  гипотезами, ибо, как уже отмечалось, их истинность нельзя доказать;

2) из гипотез по  законам дедукции выводят предложения,  которые можно сопоставить с  фактами; 

3) сопоставление с  фактами дает два результата: либо предложения не противоречат  фактам, в таком случае теория  продолжает жить, она признается работоспособной и правдоподобной, либо предложения теории опровергаются, фальсифицируются фактами, в таком случае теория считается ложной, она отвергается и интенсифицируется поиск новой теории. Итак, по Попперу, теория имеет гипотетико-дедуктивную структуру. Гипотезы выступают попытками разрешить проблемы, дедукция позволяет провести очную ставку содержания гипотез с экспериментальными фактами. Факты экзаменуют теорию на прочность (годится - не годится).

Проблема демаркации - одна из основных задач философии, заключающаяся в отделении научного знания от ненаучного. Методом демаркации, по Попперу, является принцип фальсификации.

Принцип фальсификации - принцип, предложенный Поппером в качестве демаркации науки от "метафизики", ненауки как альтернатива принципу верификации, выдвинутому неопозитивизмом. Этот принцип требует принципиальной опровержимости (фальсифицируемости) любого утверждения, относимого к науке.

Принцип фаллибилизма - утверждает, что любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания, по Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений.

Теория "Трех миров" - теория философской концепции К.Поппера, утверждающая существование первого мира - мира объектов, второго мира - мира субъектов и третьего мира - мира объективного знания, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них. Анализ роста и развития знания в этом независимом третьем мире и есть предмет философии науки.

Попперу удалось выразить многие тонкости роста научного знания. Но его концепция также подвергается критике. В основном за то, что Поппер свел рост научного знания к дуэли гипотез, фактов наблюдений; практически он игнорирует представление об истине, вся проблематика которой заменена рассуждениями о правдоподобных гипотезах. Но кроме гипотез и фактов наблюдений есть еще социальный и технический миры, совокупность многих других фактов, которые также влияют на рост научного знания. Требования, выдвигаемые Поппером, имеют, таким образом, нормативный характер, а это означает, что не всегда нужно следовать им.

Концепцию И. Лакатоса можно  охарактеризовать с помощью следующих  основных понятий:

- научно-исследовательская  программа;

- "жесткое ядро" исследовательской программы;

- "защитный пояс" гипотез;

- гипотеза ad hoc;

- положительная и  негативная эвристики.

Методология Лакатоса рассматривает  рост "зрелой" (развитой) науки  как смену ряда связанных исследовательских  программ. Важными структурными элементами исследовательской программы являются ее "жесткое ядро" и "защитный пояс" гипотез. Научно-исследовательская программа имеет свое "твердое ядро". Имре Лакатос обратил внимание на то, что обычно ученый имеет дело не с одной, а с целым семейством теорий, образующих научно-исследовательскую программу.

У теорий данной программы  есть "твердое ядро" и "защитный пояс". Теории сопоставляют друг с  другом. Рост научного знания совершается  так: сначала разрушается защитный слой твердого ядра, а затем наступает  черед и самого твердого ядра. Только тогда, когда будет разрушено твердое ядро программы, необходимым окажется переход от старой научно-исследовательской программы к новой.

Гипотеза ad hoc - в методологии научно-исследовательских программ Лакатоса - гипотеза из "защитного пояса", относящаяся лишь к данному случаю, т.е. охраняющая "жесткое ядро" программы от определенного контрпримера.

Положительная и негативная эвристики - обуславливают смену программ нормативными правилами, предписывающими, какие пути наиболее перспективны для дальнейшего исследования ("положительная эвристика"), а каких путей следует избегать.

 Согласно Лакатосу, в развитии исследовательской  программы можно выделить 2 основные  стадии - прогрессивную и вырожденную.  На прогрессивной стадии "положительная  эвристика" активно стимулирует выдвижение гипотез, расширяющих эмпирическое и теоретическое содержание. Однако в дальнейшем развитие исследовательской программы резко замедляется, ее "положительная эвристика" теряет эвристическую мощь, в результате чего возрастает число ad hoc гипотез.

Постпозитивисты справедливо  обратили внимание на необходимость  тщательного изучения истории развития научного познания. Изучение наук, не сопровождающееся изучением их истории, ведет к  одностороннему знанию, создает условия  для догматизма.

Основу концепции П.Фейерабенда, названной им "эпистемологическим анархизмом", составляет принцип пролиферации (размножения) теорий, утверждающий, что ученые должны стремиться создавать теории, несовместимые с существующими и признанными теориями. Создание альтернативных теорий, по Фейерабенду, способствует их взаимной критике и ускоряет развитие науки. Плюрализм в методологии науки - принцип методологии Фейерабенда, являющийся следствием принципа пролиферации теорий. Соединение у Фейерабенда плюрализма с тезисом о несоизмеримости теорий в итоге порождает анархизм, суть которого состоит в том, что каждый ученый может изобретать и разрабатывать свои собственные теории, не обращая внимания на противоречия и критику. По Фейерабенду, деятельность ученого не подчинена никаким рациональным нормам, поэтому развитие науки иррационально, и наука ничем не отличается от мифа и религии, представляя собой одну из форм идеологии, поэтому следует освободить общество от "диктата науки", отделить науку от государства и предоставить науке, мифу, магии, религии одинаковые права в общественной жизни.

Заслуга Фейерабенда  состоит в настойчивом отказе от приобретших устойчивые черты  идеалов классической науки, наука  предстает как процесс размножения  теорий, здесь нет единой линии.

Для концепции Т.Куна, в основном разработанной им в  книге "Структура научных революций", характерны следующие основные понятия:

- парадигма;

- дисциплинарная матрица;

- нормальная наука;

- задачи-головоломки;

- несоизмеримость парадигм.

Научное сообщество на стадии научных революций создает научный образец (парадигму). Парадигма - это совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию. У Куна наука понимается столь широко, что впору утверждать о выходе за пределы всякого позитивизма. Позитивизм, по определению, борется за чистоту науки. Кун же фактически имеет в виду всю совокупность ценностей и убеждений научного сообщества.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"