Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:46, контрольная работа

Описание

Структура философского знания.

Как теоретическая дисциплина, философия имеет ряд разделов:
Онтология (ontos-бытие, logos-учение) - учение о бытии или о первоначалах всего сущего.
Гносеология (gnosis-знание, logos-учение) – учение о познании. Это раздел, где изучаются проблемы природы познания и его возможностей.

Работа состоит из  1 файл

КР по философии 5 сем..doc

— 115.50 Кб (Скачать документ)

                                                   РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                                    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

                       ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                           ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                          «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

                      ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                        СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

             

 

 

 

 

 

 

                             К О Н Т Р О Л Ь Н А Я     Р А Б О Т А

 

                          По предмету:  ФИЛОСОФИЯ

 

                                 Контрольная работа № 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Корюкин В.С

Проверила:

Суворова Л.Г

 

 

 

 

                                                    Тюмень  2013

 

 

  1. Структура философского знания.

 

Как теоретическая дисциплина,  философия имеет ряд разделов:

  • Онтология (ontos-бытие,   logos-учение) - учение о бытии или о первоначалах всего сущего.
  • Гносеология (gnosis-знание,   logos-учение) – учение о познании. Это раздел, где изучаются проблемы  природы познания и его возможностей. Исследуются предпосылки познания,  выявляются условия его достоверности и истинности. Гносеология включает в себя  следующие главы и отделы:
  • Психология познавания – изучает субъективно-индивидуальные процессы познавания.
  • Логика знания – наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания. (диалектическая логика, логика классов, логика высказываний, логика отношений  и т.д.)
  • Критика познания – анализирует соотношение между элементами объективными и субъективными.
  • Общая история познания,  эволюция познания.
  • Аксиология  (axios – ценность) – учение о ценностях.

В структуре философского знания  выделяют так же:

  • Социальную философию – анализ, изучение социального устройства общества,  человека в нём.
  • Философскую антропологию – учение о человеке. (от проблемы  происхождения  до космического будущего.)
  • Философию культуры – раздел, где изучается, исследуется сущность и значение культуры.
  • Философию права – учение, наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения..
  • Философия истории.
  • История  философии.

Самостоятельное, не менее  важное значение имеют такие  разделы,  как:

  • Диалектика – (искусство ведения беседы, спора) - учение о наиболее общих  закономерных  связях и становлении, развитии бытия и познания. Метод познания.
  • Эстетика – наука, изучающая сферу эстетического  отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей.  (включает в себя теорию эстетических ценностей, теорию эстетического восприятия, общую теорию искусства.).
  • Этика – философская наука, объектом  изучения которой является мораль, нравственность, как форма общественного сознания, как одна из сторон жизнедеятельности человека.

Известны попытки чёткой классификации внутри философского знания, например:

  • Методологический отдел философии (логика, онтология, гносеология)
  • Систематизация данных научного познания.
  • Оценивающий отдел философии (область вопросов связанных с фактами  оценки  деятельности человека).

Современные  философы отказываются от построения многоступенчатых классификаций, поскольку  для философии  нет запретных тем.

 

  1. Общая характеристика западной  философии XX века.

             В период новой и новейшей  истории в философии наметилась и развилась идея о том, что человека нужно рассматривать как автономного и деятельного субъекта. Всё окружающее рассматривается как попе человеческой активности.

Человеческое бытие в концепциях современной онтологии –  это не абсолютно ''чистое'' мышление. Человек – это место столкновения бесконечного с конечным; он не может сказать, что из себя представляет  бытие, оно для него не  ''прозрачно'', но он может обнаружить его воздействие на собственную жизнь.

             Варианты современных философских знаний на бытие разнообразны:

  • ''Критическая онтология''  - концепция немецкого философа Н. Гартмана.

В основе этой концепции  лежит  идея структурности бытия. Бытие обнаруживает себя в формах  ''онтологического шока'' – столкновением человека с неподатливостью мира, с запредельностью, с границей наших возможностей. Человек ощущает, что он не господин собственной судьбы.

Здесь эмоции – есть формы  переживания бытия как времени, неподвластного человеку. В реальном бытии Гартман выделяет  материю, жизнь психику, дух, - существующие во времени. Существование в пространстве присуще только материи. В идеальном бытии Гартман выделяет сферу познания (восприятие, созерцание, знание) и логическую сферу (понятие, суждение, умозаключение).

По Н. Гартману, - бытие  не может порождаться, возникать, исчезать. Бытие в понимании Н. Гартмана  есть пространство.

  • Герменевтика (искусство истолкования текстов, иносказаний). Представители этого    направления (Х. Гадамер)  рассматривают бытие как ''вневременность во времени'', как границу столкновения конечного с бесконечным. Бытие представляется в формах временности.

Человек не может свободно двигаться, перемещаться во времени, но он не может  и удержаться  в  одной точке  временного потока. Человек не может властвовать над временем , но он пытается его освоить. Герменевтика –есть форма освоения времени.

  • ''Телесность''.   Представители этого направления , например, Ф. А. Лосев,  считают, что

тело есть последняя  осуществлённость  личности. Тело –  это основа самопознания, это бремя и благо, это постоянное напоминание человеку о его ограниченности, способ, с помощью которого человек преодолевает эту ограниченность. Способ бытия жизни, - дается, прежде всего, телом.

  • С позиции американского исследователя Г. Саймона действительность представляется как “мир искусственного” и “мир естественного”. Такое деление бытия на естественное и искусственное отражает коренные условия всякого существования.

Взгляды современных  философов на бытие как на естественно  – искусственную проблему важны в настоящее время  так, как технологическое могущество современного человека сопоставимо с естественно – биосферным миром, окружающим его.

 

 

  1. Проблемы бытия в  античной философии.

 

           Формирующаяся античная онтология  пришла к идее различия явлений, т.е. непосредственно наблюдаемого в опыте и сущности. Основы наблюдаемых процессов постигаемы разумом. То, что мы видим и то, что происходит на самом деле различно.

           Эту  проблему впервые обнаружила  элейская школа (6-5 в. до н.э., город Элея). Ее представители: Парменид, Зенон Элейский, Ксенофан, Мелис – элеаты. Они поставили вопросы:

  1. Едино ли бытие? По-видимому, вещи множественны.

  2. Присущи ли бытию движение? По-видимому, вещи движутся.

  Парменид: ”Бытие едино и неподвижно”.

           Апории  Зенона – рассуждения, которые  приводят в тупик – “Стрела”, “Стадий”, “Дихтомия”, “Ахиллес и  черепаха”. Из последней апории  следует, что попытка мыслить  движение ведет к противоречию, следовательно, движение – это только видимость. Субстанция неподвижна. Именно поэтому элеатов называли “неподвижниками”.Они положили начало познавательному подходу, основанному на принципе неизменности мира. Этот подход называется метафизическим. В Древней Греции идеи элеатов все хотели опровергнуть, но никто не мог.

           Противоположный метод познания – диалектика. Ее основоположник Гераклит. “Космос и планеты – это куски застывшей лавы, на них возникла жизнь. Этот космос возник после очередной катастрофы. Когда-нибудь огонь вернется к самому себе. Этот космос, единый для всех, не создан никем из богов и никем из людей, но был, есть и будет живым огнем, мерами возгорающимся и мерами потухающим”. Таким образом, сущность субстанции (огонь) – это вечное движение. “Нельзя дважды войти в одну и ту же реку”, т.к. новые воды набегают на тебя. Один из его учеников утверждал, что и однажды нельзя войти в одну и ту же воду.

           Попыткой  создать непротиворечивую модель  подвижной субстанции на теоретическом  уровне был античный атомизм.  Атом – неделимый, самая малая частица вещества. Демокрит (460-370 г. до н.э.): ”Атомы вечны, неизменны, внутри них нет пустоты, но пустота их разделяет”.Главные свойства атомов – величина и форма. Между атомами тела человека находятся “шарики” души. Атомы отличаются порядком и положением (поворотом). Число атомов и разнообразие их бесконечно. Вечное свойство атомов – движение. Атомы парят в пустоте, сталкиваясь, они изменяют направление, соединяясь, образуют тела.

         Свойства  тел зависят от вида и соединения  атомов.

         Т.к. движение  атомов происходит по строгим  законам, все в мире предопределяется  необходимостью, случайностей не  существует. Боги не вмешиваются в конкретный ход событий. Все многообразие событий сводится к единому процессу – движению атомов в пустоте. “Людям кажется, что существует сладкое и горькое, тепло и холод… рождение и гибель, в действительности же есть только атомы и пустота”.

         В период  элинизма атомизм получил развитие  в учении Эпикура (340-270 г. до  н.э.) В 306 г. он основал в Афинах школу “Сад Эпикура”. Эпикур определил атомы, как предел деления всякого существующего. Число атомов бесконечно, но число их форм не бесконечно, хотя и велико. В начале времен происходило свободное падение атомов в пустоте. При отклонения их от вертикального падения они сталкиваются, в результате чего возникает и мир, и все, что существует. Эпикур вводит понятие “клинамен” – самопроизвольное отклонение атомов от первоначальной траектории в неопределенном месте и в неопределенное время. Следовательно, в мире существует случайность, а для человека – свобода и возможность выбора. Боги пребывают в межзвездном пространстве и не вмешиваются в дела людей. Древнеримский атомист – Лукреций Тит Кар (99-55 гг. до н.э.) Из его трактата “О природе вещей”: “Атомы – первоначало, они сравнимы с буквами, а вещи со словами”. Он был согласен с понятием “клинамен”.

         Доказательство  существования атомов – высыхание  и истирание. Мы не видим,  как происходят эти процессы, но их легко объяснить движением атомов.

        Античный атомизм лежит в основе формирования классической науки.

        “Как из самопроизвольного движения атомов возник организованный, упорядоченный, гармоничный мир?” – это самая сложная проблема античного атомизма и основание его критики.

         Общее направление   критики:   для   возникновения   мира   недостаточно вещественной телесной субстанции. Необходима еще организующая  деятельность, а, следовательно, разумное духовное первоначало.

  Онтология Платона (427-437 гг.  до  н.э.). Философская  школа  Платона  в Афинах и называлась «Академия», т.к. находилась около храма Акадэма.

        Его концепция:  существует  два мира  –  чувственный  мир   вещей   и умопостигаемый мир идей – эйдосов - который находится в занебесной  области. В  земной  реальности  мы  видим  эйдосы  только  воплощенными  в  вещах.  В идеальном мире они существуют в чистом  виде.  Высшая  идея  – идея  блага. Существование  вещей  вторично  по  отношению  к  эйдосу. Вещь   образуется соединением  эйдоса   с   некоторым   количеством   вещества.   Вещественное первоначало  Платон  называл  «хора»  -  материя.  Это   пассивное   мертвое вещество, которому не присуща внутренняя организация.

        Таким образом,  определяется  теоретическое расхождение материализма  и идеализма.   Материализм   рассматривает   субстанцию    как    вещественное первоначало, а идеализм – как духовное первоначало.

 

 

4 .  Теоретический уровень познания.

 

          Теоретический уровень мировоззренческого  знания  состоит из теорий разной степени общности. Наиболее близким к философским фактам оказывается подуровень, соотносимый с отдельными категориями. В последние десятилетия широко разрабатывались теории причинности, целостности, системности, теории времени, пространства и т.п. Поставлен вопрос о создании теорий отдельных категорий.

           Следующим  "этажом" теоретического уровня  являются комплексы категорий,  составляющие общетеоретические  принципы: субстанциального монизма,  детерминизма, развития и др. Каждый  из этих принципов развернут в теорию: в учение о субстанции, детерминации, развитии и т.п. Третьим подуровнем теоретического уровня философии выступают онтология, теория познания и другие философские дисциплины. Здесь становится возможной систематизация всего множества категорий отдельных дисциплин, формирование базовых, частных и производных систем философских категорий. Четвертый подуровень - метафилософия; это уровень теории философского знания.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"