РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я
Р А Б О Т А
По предмету:
ФИЛОСОФИЯ
Контрольная работа
№ 7
Выполнил:
Корюкин В.С
Проверила:
Суворова Л.Г
Тюмень 2013
- Структура философского знания.
Как теоретическая дисциплина,
философия имеет ряд разделов:
- Онтология (ontos-бытие, logos-учение) - учение о бытии или о первоначалах всего сущего.
- Гносеология (gnosis-знание, logos-учение) – учение о познании. Это раздел, где изучаются проблемы природы познания и его возможностей. Исследуются предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Гносеология включает в себя следующие главы и отделы:
- Психология познавания – изучает субъективно-индивидуальные процессы познавания.
- Логика знания – наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания. (диалектическая логика, логика классов, логика высказываний, логика отношений и т.д.)
- Критика познания – анализирует соотношение между элементами объективными и субъективными.
- Общая история познания, эволюция познания.
- Аксиология (axios – ценность) – учение о ценностях.
В структуре философского
знания выделяют так же:
- Социальную философию – анализ, изучение социального устройства общества, человека в нём.
- Философскую антропологию – учение о человеке. (от проблемы происхождения до космического будущего.)
- Философию культуры – раздел, где изучается, исследуется сущность и значение культуры.
- Философию права – учение, наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения..
- Философия истории.
- История философии.
Самостоятельное, не менее
важное значение имеют такие разделы,
как:
- Диалектика – (искусство ведения беседы, спора) - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания. Метод познания.
- Эстетика – наука, изучающая сферу эстетического отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей. (включает в себя теорию эстетических ценностей, теорию эстетического восприятия, общую теорию искусства.).
- Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность, как форма общественного сознания, как одна из сторон жизнедеятельности человека.
Известны попытки чёткой
классификации внутри философского
знания, например:
- Методологический отдел философии (логика, онтология, гносеология)
- Систематизация данных научного познания.
- Оценивающий отдел философии (область вопросов связанных с фактами оценки деятельности человека).
Современные философы
отказываются от построения многоступенчатых
классификаций, поскольку для философии
нет запретных тем.
- Общая характеристика западной философии XX века.
В период новой и новейшей истории
в философии наметилась и развилась идея
о том, что человека нужно рассматривать
как автономного и деятельного субъекта.
Всё окружающее рассматривается как попе
человеческой активности.
Человеческое бытие в концепциях
современной онтологии –
это не абсолютно ''чистое'' мышление. Человек
– это место столкновения бесконечного
с конечным; он не может сказать, что из
себя представляет бытие, оно для него
не ''прозрачно'', но он может обнаружить
его воздействие на собственную жизнь.
Варианты современных философских знаний
на бытие разнообразны:
- ''Критическая онтология'' - концепция немецкого философа Н. Гартмана.
В основе этой концепции
лежит идея структурности бытия.
Бытие обнаруживает себя в формах
''онтологического шока'' – столкновением человека с неподатливостью
мира, с запредельностью, с границей наших
возможностей. Человек ощущает, что он
не господин собственной судьбы.
Здесь эмоции – есть формы
переживания бытия как времени,
неподвластного человеку. В реальном
бытии Гартман выделяет материю, жизнь психику,
дух, - существующие во времени. Существование
в пространстве присуще только материи.
В идеальном бытии Гартман выделяет сферу
познания (восприятие, созерцание, знание)
и логическую сферу (понятие, суждение,
умозаключение).
По Н. Гартману, - бытие
не может порождаться, возникать, исчезать.
Бытие в понимании Н. Гартмана
есть пространство.
- Герменевтика (искусство истолкования текстов, иносказаний). Представители этого направления (Х. Гадамер) рассматривают бытие как ''вневременность во времени'', как границу столкновения конечного с бесконечным. Бытие представляется в формах временности.
Человек не может свободно
двигаться, перемещаться во времени, но
он не может и удержаться в
одной точке временного потока.
Человек не может властвовать над временем , но
он пытается его освоить. Герменевтика
–есть форма освоения времени.
- ''Телесность''. Представители этого направления , например, Ф. А. Лосев, считают, что
тело есть последняя
осуществлённость личности. Тело –
это основа самопознания, это бремя и благо,
это постоянное напоминание человеку
о его ограниченности, способ, с помощью
которого человек преодолевает эту ограниченность.
Способ бытия жизни, - дается, прежде всего,
телом.
- С позиции американского исследователя Г. Саймона действительность представляется как “мир искусственного” и “мир естественного”. Такое деление бытия на естественное и искусственное отражает коренные условия всякого существования.
Взгляды современных
философов на бытие как на естественно
– искусственную проблему важны в настоящее
время так, как технологическое могущество
современного человека сопоставимо с
естественно – биосферным миром, окружающим
его.
- Проблемы бытия в античной философии.
Формирующаяся античная онтология
пришла к идее различия явлений, т.е. непосредственно
наблюдаемого в опыте и сущности. Основы
наблюдаемых процессов постигаемы разумом.
То, что мы видим и то, что происходит на
самом деле различно.
Эту
проблему впервые обнаружила
элейская школа (6-5 в. до н.э., город
Элея). Ее представители: Парменид, Зенон
Элейский, Ксенофан, Мелис – элеаты. Они
поставили вопросы:
1. Едино ли бытие? По-видимому,
вещи множественны.
2. Присущи ли бытию движение?
По-видимому, вещи движутся.
Парменид: ”Бытие едино и неподвижно”.
Апории
Зенона – рассуждения, которые
приводят в тупик – “Стрела”,
“Стадий”, “Дихтомия”, “Ахиллес и
черепаха”. Из последней апории
следует, что попытка мыслить
движение ведет к противоречию, следовательно,
движение – это только видимость. Субстанция
неподвижна. Именно поэтому элеатов называли
“неподвижниками”.Они положили начало
познавательному подходу, основанному
на принципе неизменности мира. Этот подход
называется метафизическим. В Древней
Греции идеи элеатов все хотели опровергнуть,
но никто не мог.
Противоположный
метод познания – диалектика. Ее основоположник
Гераклит. “Космос и планеты – это куски
застывшей лавы, на них возникла жизнь.
Этот космос возник после очередной катастрофы.
Когда-нибудь огонь вернется к самому
себе. Этот космос, единый для всех, не
создан никем из богов и никем из людей,
но был, есть и будет живым огнем, мерами
возгорающимся и мерами потухающим”.
Таким образом, сущность субстанции (огонь)
– это вечное движение. “Нельзя дважды
войти в одну и ту же реку”, т.к. новые воды
набегают на тебя. Один из его учеников
утверждал, что и однажды нельзя войти
в одну и ту же воду.
Попыткой
создать непротиворечивую модель
подвижной субстанции на теоретическом
уровне был античный атомизм.
Атом – неделимый, самая малая частица
вещества. Демокрит (460-370 г. до н.э.): ”Атомы
вечны, неизменны, внутри них нет пустоты,
но пустота их разделяет”.Главные свойства
атомов – величина и форма. Между атомами
тела человека находятся “шарики” души.
Атомы отличаются порядком и положением
(поворотом). Число атомов и разнообразие
их бесконечно. Вечное свойство атомов
– движение. Атомы парят в пустоте, сталкиваясь,
они изменяют направление, соединяясь,
образуют тела.
Свойства
тел зависят от вида и соединения
атомов.
Т.к. движение
атомов происходит по строгим
законам, все в мире предопределяется
необходимостью, случайностей не
существует. Боги не вмешиваются в конкретный
ход событий. Все многообразие событий
сводится к единому процессу – движению
атомов в пустоте. “Людям кажется, что
существует сладкое и горькое, тепло и
холод… рождение и гибель, в действительности
же есть только атомы и пустота”.
В период
элинизма атомизм получил развитие
в учении Эпикура (340-270 г. до
н.э.) В 306 г. он основал в Афинах школу
“Сад Эпикура”. Эпикур определил атомы,
как предел деления всякого существующего.
Число атомов бесконечно, но число их форм
не бесконечно, хотя и велико. В начале
времен происходило свободное падение
атомов в пустоте. При отклонения их от
вертикального падения они сталкиваются,
в результате чего возникает и мир, и все,
что существует. Эпикур вводит понятие
“клинамен” – самопроизвольное отклонение
атомов от первоначальной траектории
в неопределенном месте и в неопределенное
время. Следовательно, в мире существует
случайность, а для человека – свобода
и возможность выбора. Боги пребывают
в межзвездном пространстве и не вмешиваются
в дела людей. Древнеримский атомист –
Лукреций Тит Кар (99-55 гг. до н.э.) Из его
трактата “О природе вещей”: “Атомы –
первоначало, они сравнимы с буквами, а
вещи со словами”. Он был согласен с понятием
“клинамен”.
Доказательство
существования атомов – высыхание
и истирание. Мы не видим,
как происходят эти процессы, но их
легко объяснить движением атомов.
Античный атомизм лежит
в основе формирования классической науки.
“Как из самопроизвольного движения
атомов возник организованный, упорядоченный,
гармоничный мир?” – это самая сложная
проблема античного атомизма и основание
его критики.
Общее направление критики:
для возникновения мира
недостаточно вещественной телесной субстанции.
Необходима еще организующая деятельность,
а, следовательно, разумное духовное первоначало.
Онтология Платона (427-437 гг.
до н.э.). Философская школа Платона
в Афинах и называлась «Академия», т.к.
находилась около храма Акадэма.
Его концепция:
существует два мира – чувственный
мир вещей и умопостигаемый
мир идей – эйдосов - который находится
в занебесной области. В земной
реальности мы видим эйдосы
только воплощенными в вещах.
В идеальном мире они существуют в чистом
виде. Высшая идея – идея
блага. Существование вещей вторично
по отношению к эйдосу. Вещь
образуется соединением эйдоса
с некоторым количеством
вещества. Вещественное первоначало
Платон называл «хора» - материя.
Это пассивное мертвое вещество,
которому не присуща внутренняя организация.
Таким образом,
определяется теоретическое расхождение
материализма и идеализма. Материализм
рассматривает субстанцию
как вещественное первоначало,
а идеализм – как духовное первоначало.
4 . Теоретический уровень
познания.
Теоретический уровень мировоззренческого
знания состоит из теорий разной степени общности. Наиболее близким
к философским фактам оказывается подуровень,
соотносимый с отдельными категориями.
В последние десятилетия широко разрабатывались
теории причинности, целостности, системности,
теории времени, пространства и т.п. Поставлен
вопрос о создании теорий отдельных категорий.
Следующим
"этажом" теоретического уровня
являются комплексы категорий,
составляющие общетеоретические
принципы: субстанциального монизма,
детерминизма, развития и др. Каждый
из этих принципов развернут в
теорию: в учение о субстанции, детерминации,
развитии и т.п. Третьим подуровнем теоретического
уровня философии выступают онтология,
теория познания и другие философские
дисциплины. Здесь становится возможной
систематизация всего множества категорий
отдельных дисциплин, формирование базовых,
частных и производных систем философских
категорий. Четвертый подуровень - метафилософия;
это уровень теории философского знания.