Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:46, контрольная работа

Описание

Структура философского знания.

Как теоретическая дисциплина, философия имеет ряд разделов:
Онтология (ontos-бытие, logos-учение) - учение о бытии или о первоначалах всего сущего.
Гносеология (gnosis-знание, logos-учение) – учение о познании. Это раздел, где изучаются проблемы природы познания и его возможностей.

Работа состоит из  1 файл

КР по философии 5 сем..doc

— 115.50 Кб (Скачать документ)

            В первую очередь, привлекали  внимание Разум, Интеллект, Дух,  Человек (все равно, был ли он в облике индивида homo sapiens, или Абсолютной Идеи, или Бога). Так, А. Августин (354-430 гг. н.э.) в своем главном историософском произведении "О граде Божьем" предпринял попытку объяснить многие явления истории под углом зрения христианской догматики. По его убеждению, в центре исторического процесса стоит Бог, и все нити земных дел связаны с явлением Христа. Аналогичную трактовку социальных изменений можно встретить во все позднейшие столетия вплоть до нашего времени - в трудах представителей неотомистского направления в философии.

          В философии Гегеля (1770-1831) изменения социальной действительности детерминируются Абсолютной Идеей, ее саморазвитием. Всемирная история, по Гегелю, есть прогресс в сознании свободы, который должен быть познан в его необходимости. "Сама в себе свобода, -  отмечал он, - заключает бесконечную необходимость осознать именно себя и тем самым становится действительной, потому что по своему понятию она есть знание о себе, она является для себя целью, и притом единственной целью духа, которую она осуществляет".

           На пути своей реализации Дух  преодолевает препятствия, в том  числе и порождаемые им самим;  он преодолевает и такие действия, которые исходят от индивидов.  Однако необходимость, заложенная в Абсолютном Духе, все-таки, несмотря на противодействие ей со стороны отрицательных сил, претворяет себя в общем логическом саморазвитии в направлении к исторической цели.

           Несколько иначе, но по сути  так же решают вопрос об  основном факторе развития общества и многие другие философы: Кондорсе, И.Г. Гердер, О. Конт, Л. Уорд, А. Тойнби, П.А. Сорокин,

Н.А. Бердяев. Общим для  них (хотя в разной форме) является наличие  духовной основы социаль-ного развития. В ряду соответствующих трактовок  находится и концепция экзистенциалиста К. Ясперса (1883-1969), о которой скажем несколько больше. Он считает важнейшим рубежом, от которого отправляется история, "осевое время", наполненное ценнейшими для человека идеями. Это время охватывает период между 800 и 200 гг. до н.э., когда почти одновременно действовали первые греческие философы, израильские пророки, основатели зороастризма в Иране, буддизма и джайнизма в Индии, конфуцианства и даосизма в Китае. В это время, утверждает К. Ясперс, произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Новое, возникшее в эту эпоху, заключается, по К. Ясперсу, в том, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Осознавая свои границы, человек ставит перед собой высшие цели. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий. Чтобы спасти человеческую сущность, мы должны, указывает К. Ясперс, постоянно обновлять свою связь с осевым временем и возвращаться к его изначальности. Человеческая история, по К. Ясперсу, есть в первую очередь история челове-ческого духа, а материальное воплощение ее, в том числе техника – следствие духовной истории. Изложенное К. Ясперсом – важное историческое наблюдение, имеющее большое культурологи-ческое значение. Сомнение вызывает лишь то, что в социально-философском контексте вряд ли справедливо сложный комплекс факторов духовного развития человечества сводить к идеям, выдвинутым лишь в осевое время.

           Многие представители "персоналистского" направления, выступающие с позиций приоритет-ности духовного фактора в развитии общества, абсолютизировали роль выдающихся личностей в истории, и не только религиозных пророков. Т. Карлейль (1795-1881) рассматривал всемирную историю как историю великих людей. По его мнению, эти великие люди были вождями человечества, воспитателями, образцами и в широком смысле творцами всего того, что вся масса людей вообще стремилась осуществить, чего она хотела достигнуть. С этой точки зрения все содеянное в этом мире выступает как внешний материальный результат, практическая реализация и воплощение мыслей, принадлежащих великим людям, посланным в наш мир. Подчеркивание особой роли великих личностей в истории сопровождается у Т. Карлейля признанием производного характера деятельности народных масс. Таковы взгляды и Г. Тарда (1843-1904), подчеркивавшего в своей книге "Законы подражания", что народ - это пассивная толпа, которая "гипнотизируется" гением, подражает ему. В результате подражания возникают групповые и общественные ценности и нормы. Подражание, с его точки зрения, есть главный источник социального прогресса.

 

      

8.    Техногенное  воздействие на окружающую среду.

 

Закончился XX век впечатляющим шествием цифровых технологий. Необычайное развитие получили космические, медицинские, физико-биологические и другие технологии. Философия, наука, культура, религия, политология образование достигли таких вершин, о которых человечество могло только мечтать. Но техногенная деятельность человека принесла и отрицательные моменты системно-угрожающего характера. Перспектива глобального потепления, гибель огромных массивов тропических лесов, угроза экологических взрывов, огромный экономический разрыв между различными странами, неравномерность социально – экономического и научно технического развития,   загрязнение мирового океана, сокращение энергетических и сырьевых  запасов, - ставит перед человечеством жизненно важные проблемы. Они затрагивают интересы каждого народа и каждого человека в отдельности.

     Различают  несколько групп глобальных проблем:                               

Глобальные (общечеловеческие) проблемы:

  • Интерсоциальные проблемы.

-   Проблемы мира между  народами.

-   Проблемы создания нового  международного экономического  порядка.

-   Проблемы устранения  неравномерности экономического  развития разных стран.

-   Проблемы связанные  с международным терроризмом.

  • Проблемы, как результат взаимодействия природы и общества.

-   Проблемы природных ресурсов.

-   Проблемы освоения мирового  океаны с космоса.

-   Экологические проблемы.

-   Продовольственные проблемы.

  • Проблемы как результат взаимодействия человека и общества.

-   Проблемы народонаселения  (демографические).

-   Проблемы здоровья человека.

-   Проблемы образования. 

       Решение этих  проблем возможно только совместными  усилиями народов всех стран.  В каком направлении будет  осуществлено их решение, зависят  судьбы всего человечества.  

Поиск контуров нового мира, где глобальные проблемы смогут найти свое разрешение, привел к серьезным изменениям в общественном сознании. Появляются различные теории, авторы которых предлагают решить эти проблемы, рассматривая человека в качестве части природы. 

            В трудах русских космистов (Н. Ф. Федоров, В. И. Вернадский) высказывается идея автотрофности будущего человечества. Традиционное представление о мире и человеке в нем исчерпало себя, свои возможности. На смену идет афтотрофно-созидательное будущее, где общество и природа будут рассматриваться в единстве с бесконечным космосом. 

 

 

 

9. Метафизика (др.-греч. τα μετα τα φυσικά — «то, что после физики») — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.

 

 

 

10. Гностицизм (от gnosis (др.-греч. γνῶσις) — «знание, познание, познавание») — религиозное направление, возникшее в начале нашей эры и включающее в себя множество различных учений, нередко противоречащих друг другу, но объединённых общим принципом: творцы и приверженцы этих учений считали себя носителями великого тайного знания — Гносиса. В основе гностических учений лежало противопоставление духовного мира материальному, который рассматривался как порождение, воплощение тёмных сил, уз духовности. Демиург, творец материального мира, объявлялся богом тёмных сил, в отличие от истинного Бога, Отца, Высшей Силы, которого демиург не ведал. Этот Бог, как высший эон, стоит во главе высшего, нематериального мира. Из этого же мира происходят и некоторые люди, вернее, их духовная сущность, заключённая на Земле в материальную оболочку; это, разумеется, носители Гносиса. С целью освободить их, спасти, воссоединить с высшим миром их духовное начало, является на землю Христос или иной спаситель, происшедший от истинного Бога.

            Гностицизм состоит из многих  систем веры, которые объединили  элементы, взятые от азиатских,  вавилонских, египетских, греческих  и сирийских языческих религий,  из астрологии, также из иудаизма  и христианства.

           Движение  и его литература были по существу стёрты с лица земли к концу V столетия христианскими борцами с ересью и римской армией. Однако гностические верования в настоящее время испытывают возрождение во всем мире.

           До  середины XX века гностики были  известны лишь по сочинениям отцов церкви, и прежде всего — Иринея Лионского, Тертуллиана, Ипполита и Епифания. Однако сообщаемые ими сведения чаще всего были заимствованы из вторых рук и основаны на чужих свидетельствах, а не на сочинениях самих гностиков. Лишь в 1945 году была открыта целая библиотека коптских гностических текстов, которую обнаружили в большом глиняном сосуде, закопанном в поле близ Наг-Хаммади (Библиотека Наг-Хаммади) в Египте (примерно 40 км к югу от Каира), среди них был список «Евангелия истины» — известного сочинения Валентина.

 

 

 

Литература

  1. Философский энциклопедический словарь. Издательство “Советская энциклопедия”, 1983.

  1. Философия и мировоззрение. В. Н. Ивановский. Понятие философии. Структура            философии.), с. 243., М., 1990.
  2. Маркс К.,  Энгельс Ф. Соч. т. 21. с. 265.
  3. Философия. Справочник студента. М. 1999.
  4. М.Н. Щербин, С.М. Халин, Т.Ф. Гусакова, С.И. Лысов, Л.Г. Суворова. Философия. Учебное пособие. Тюмень. 2005.
  5. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. М. 1989.
  6. А. Д. Московченко.  Философия. Учебное пособие. Томск . 2001.

 




Информация о работе Контрольная работа по "Философии"