Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:44, контрольная работа
Антропоцентризм русской философии
Персонализм Бердяева. Центральное место проблемы свободы человеческой личности в его философии
Философско-антропологические идеи В.И. Несмелова, С.Л. Франка, Л.И. Шестова
Средневековая
философия глубоко и
Cвоеобразным венцом античной философии был неоплатонизм с его квартой: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос. Это - безличный неоплатонизм, в котором еще нет четкого деления на субъект и природу. В средневековой философии античный неоплатонизм подвергся существенной трансформации: на место Единого Блага был поставлен Бог, в соответствии в этим стали понимать содержание Мирового Ума (читай: Христа), Мировой Души (читай: Святого Духа), Космоса (вообще всего природного). В античном мировоззрении господствует универсализм, космоцентризм и политеизм, в средневековом мировоззрении доминируют теодентризм и монотеизм. При переходе от античности к средневековью произошел довольно существенный сдвиг в сторону субъекта; субъективное, правда, оценивалось исключительно по принципу абсолютной личности. Если сделать еще один шаг навстречу субъективному, то нельзя получить ничего другого, кроме антропоцентризма: в центр мироздания будет поставлен человек (антропос). Этот шаг и был сделан в эпоху Возрождения с максимальной решительностью, которая вообще часто характерна для новаторов.
Естественно,
встает вопрос о той философской
базе, на которой могло возникнуть
и действительно возникало
Системный
характер философских построений в
результате перехода от сакрального (святого)
неоплатонизма к
Итак, основной принцип возрожденческой философии - это антропоцентризм, который реализуется в совокупности антропоцентрических неоплатонических построений.
Завершая
краткое изложение истории
2. Персонализм Бердяева. Центральное место проблемы свободы человеческой личности в его философии.
Главная
проблема философии Бердяева - смысл существования
человека и с связи с ним смысл бытия в
целом. Ее решение, по мнению писателя,
может быть только антропоцентрическим.
Философия “познает бытие из человека
и через человека”, смысл бытия обнаруживается
в смысле собственного существования.
Осмысленное существование - это существование
в истине, достижимое человеком на путях
спасения (бегства от мира) или творчества
(активного переустройства мира культурой,
социальной политикой).
По мнению русского философа Г.П. Федотова, четыре понятия, взаимно связанных, в сущности разные аспекты одной идеи, определяют религиозную тему Бердяева: Личность, Дух, Свобода и Творчество.
Философия Бердяева носит персоналистический характер; он сторонник ценностей индивидуализма. “Истинное решение проблемы реальности, проблемы свободы, проблемы личности - вот настоящее испытание для всякой философии”, - считает он. Н.О. Лосский пишет: “В особенности же Бердяев интересуется проблемами личности... она не часть общества, напротив, общество - только часть или аспект личности. Личность - не часть космоса, напротив, космос - часть человеческой личности.” Бердяев был поглощен экзистенциальным интересом к человеку, в “Самопознании” он отмечает: “...экзистенциальная философия ... понимает философию как познание человеческого существования и познание мира через человеческое существование...” Однако, в отличие от других философов-экзистенциалистов, писатель не удовлетворяется сопереживанием, его волнует не столько трагедия человеческого существования, сколько свобода человеческой личности и человеческого творчества. “Свобода для меня первичнее бытия. Своеобразие моего философского типа прежде всего в том, что я положил в основание философии не бытие, а свободу.” “Свобода, личность, творчество лежат в основе моего мироощущения и миросозерцания”,- пишет Бердяев. Он онтологизирует свободу, выводит за рамки обычных проблем философии. Cвобода , своими корнями, уходящая в иррациональную и трансцендентную безосновность, является для него исходной и определяющей реальностью человеческого существования. Бердяев пишет: “Свободу нельзя ни из чего вывести, в ней можно лишь изначально пребывать”.
Философа
волнует проблема теодицеи, то есть
примирения зла мира (объективации)
с существованием Бога, которая для
него также связана с проблемой
свободы. Бердяев считает, что “трудно
примирить существование
По мнению писателя, личность и субъективное находятся в конфликте с общим и объективным, личность восстает “против власти объективированного “общего”. Объективация - одно из основных понятий философии Бердяева, она означает трансформацию духа в бытие, вечности - во временное, субъекта - в объект, порождение неподлинного мира явлений, где результаты духовной активности человека приобретают формы пространства и времени, начинают подчиняться причинно-следственным отношениям и законам формальной логики. Писатель так поясняет свою идею, он говорит, что “объективной реальности не существует, это иллюзия сознания, существует лишь объективация реальности, порожденная известной направленностью духа. Объективированный мир не есть подлинный реальный мир... Объект есть порождение субъекта. Лишь субъект экзистенциален, лишь в субъекте познается реальность”. В книге “Царство духа и царство кесаря” Бердяев пишет: “Объективация есть выбрасывание человека вовне, экстериоризация, подчинение условиям пространства, времени, причинности, рационализации. В экзистенциальной же глубине человек находится в общении с духовным миром и со всем космосом.
“Персоналистическая революция”, к которой стремился философ, “означает свержение власти объективации, разрушение природной необходимости, освобождение субъектов-личностей, прорыв к иному духовному миру”. Преодоление объективации связывается Бердяевым не столько со спасением, сколько с творчеством как “обнаружением избыточной любви человека к Богу”, ответом его “на Божий зов, на Божье ожидание”
Бердяев убежден, что свобода трагична: если она составляет сущность человека, то, следовательно, она выступает как обязанность; человек порабощен своей свободой. Она тяжкое бремя, которое несет человек. Он ответственен за свои поступки и происходящее в мире. “Свобода есть моя независимость и определяемость моей личности изнутри... не выбор между поставленным передо мной добром и злом, а мое созидание добра и зла, - считает автор. - Само состояние выбора может давать человеку чувство угнетенности... даже несвободы. Освобождение наступает, когда выбор сделан и когда я иду творческим путем”. Бердяев воспринимает свободу “не как легкость, а как трудность”. По мысли писателя, даже простая политическая свобода, свобода выбора убеждений и поступков - это тяжелая и ответственная обязанность. Он пишет: “В этом понимании свободы как долга, бремени, как источника трагизма мне особенно близок Достоевский. Именно отречение от свободы создает легкость...” “Свобода порождает страдание, отказ же от свободы уменьшает страдание... И люди легко отказываются от свободы, чтобы облегчить себя”, - эта идея философа, на мой взгляд, действительно перекликается со взглядами Достоевского на эту проблему, для которого проблема свободы духа также имеет центральное значение. У Достоевского свобода - не право человека, а обязанность, долг; свобода - "не легкость, а тяжесть". Не человек требует от Бога свободы, а наоборот, "и в этой свободе видит достоинство богоподобия человека". Именно по этой причине “свобода аристократична, а не демократична”. Бердяев считает, что “огромная масса людей совсем не любит свободы и не ищет ее.
Таким
образом, взгляд Бердяева на проблему
свободы человеческой личности мне
представляется следующим. Личность -
это ноуменальный центр мироздания,
обнаруживаемый через выявление
бесконечности и
Идея Богочеловека
в концепции свободы
личности
“Философия свободы есть философия богочеловечества”,
- вот идея Бердяева. В ней “трансцендентный
прорыв из необходимости естества в свободу
божественной жизни”. Идея богочеловечества,
характерная для русской философской
мысли, восходит к христианскому учению
о единстве божественной и человеческой
природы Иисуса Христа. У В. Соловьева
она выразилась в “видении целостности,
всеединства мира, божественного космоса,
в котором нет отделения частей от целого,
нет вражды и раздора, нет ничего отвлеченного
и самоутверждающегося". В "Чтениях
о Богочеловечестве" он отмечает, что
христианство есть не только вера в Бога,
но и вера в человека, в возможность раскрытия
божественного в человеке. Для Бердяева
эта идея неразрывно связана с творчеством,
в котором человек усыновляет себя Богу.
Он пишет: “Тема о творчестве была для
меня вставлена в основную христианскую
тему о Богочеловечестве, она оправдана
богочеловеческим характером христианства.
...Идея Бога есть величайшая человеческая
идея. Идея человека есть величайшая Божья
идея. Человек ждет рождения в нем Бога.
Бог ждет рождения в нем человека. ...Необычайно
дерзновенна мысль, что Бог нуждается
в человеке, в ответе человека, в творчестве
человека. Но без этого дерзновения откровение
Богочеловечества лишается смысла”. С
явлением Богочеловека Христа “прекращается
самодержавие Бога, ибо сыновний Богу
человек призывается к непосредственному
участию в божественной жизни. Управление
мира становится богочеловеческим”.
Таким
образом, мировой процесс у Бердяева
становится не возвращением к изначальной
полноте, а творческим приращение к
ней, “восьмым днем творения”. “Преображение
и обожествление” возможны только путем
достижения свободы, “проникнутой любовью
к Богу”. Бердяев считает, что “они не
могут быть достигнуты принудительно;
они предполагают свободную любовь человека
к Богу. Поэтому христианство является
религией свободы”. По его мнению, вера
в Бога есть не почитание церковных канонов,
а стремление к Божьему царству, мысль
о том, что следуя заветам Христа, "с
Христом в сердце" можно достичь духовной
свободы. Для достижения Царства Божьего,
по мнению писателя, необходимо творчество.
“Новое, завершающее откровение будет
откровением творчества человека. Это
и будет чаемая эпоха Духа”. Именно в ней
“реализуется христианство как религия
Богочеловечества”, так как “совершенное
соединение человечества с Божеством
может явиться лишь как результат проникновения
Св.Духа в путь истории и культуры”.
Для Бердяева важна “проблема индивидуальной
судьбы в вечности”. “Растворение личности,
неповторимой индивидуальности в безликой
божественности... противоположно христианской
идее”. “Тайна христианства есть тайна
Богочеловечности, тайна встречи двух
природ, соединяющихся, но не смешивающихся.
Человек не исчезает... но наследует свою
человечность в вечной жизни”. "Лишь
путь Богочеловечества и Богочеловека
ведет к утверждению человеческой личности
и свободы",- пишет Бердяев. Человечество,
оторванное от Бога, отвергшее Христа,
перерождается в бесчеловечное (пример
этого в "Бесах" Достоевского, в его
“легенде о Великом Инквизиторе”).