Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:44, контрольная работа
Антропоцентризм русской философии
Персонализм Бердяева. Центральное место проблемы свободы человеческой личности в его философии
Философско-антропологические идеи В.И. Несмелова, С.Л. Франка, Л.И. Шестова
Антропологический
дуализм сочетается у Несмелова
с дуализмом в онтологии —
монизм в онтологии был бы только
насилием над неустранимой разнородностью
материального и духовного
Для антропологии
Несмелова в высшей степени существенно
все, что он пишет о проблеме зла
в человеке. Несмелов очень смело
и чрезвычайно оригинально
Загадка в человеке разгадывается, по Несмелову, через установление того, что «в его ограниченно условном бытии существует какая-то связь с истинно безусловным бытием». Не «сущность», а самое существование человека ведет нас к утверждению безусловного бытия и именно «самосущей Личности», Бога. Антропология, т. о., в ее экзистенциальном истолковании у Несмелова, вводит нас в область метафизики. «И объективное бытие Бога, — пишет Несмелов, — и достоверное познание Его природы непосредственно даны человеку реальным бытием и природным содержанием его собственной личности». «Личность человека являeтcя не зеркалом по отношению к Богу, а самим изображением Бога, и образ Божий в человеке не возникает под формой какого-нибудь явления сознания, а представлен самой человеческой личностью во всем объеме ее природного содержания, так что это содержание непосредственно открывает нам истинную природу Бога, каким Он существует в самом себе... Мы достоверно знаем в познании самих себя, что Бог в себе самом есть живая самосущая Личность». Несмелов решительно различает идею Бога (непосредственно открывающуюся нам в самосознании) от понятия о Боге; отвергает он и мысль о «сверхчувственном опыте».
«В идее Бога, — пишет он, — мы находим... то и только то, почему и как возможно для человека сознание ее объективной реальности»; «сознание себя, как образа бесконечной сущности, есть вместе с тем и сознание действительного бытия такой сущности вне человека». Бесконечное не может служить объектом представления, и безусловное не может быть воспринято человеком в чувственном созерцании... Надо говорить лишь о фактическом оправдании идеи Бога в реальном бытии человека». Несмелов отбрасывает и т. н. «космологическое доказательство бытия Божия»: «самое понятие абсолютной причины создано философией, — утверждает он, — не на основании космологических соображений, а только на основании библейского учения о Боге как Творце мира».
Несмелов идет дальше. «Все стремления философской мысли отыскать Бога в мире являются совершенно напрасными. Мир не подобен Богу и ничего божественного в себе не заключает, а потому он гораздо скорее может закрывать собою Бога, нежели открывать Eгo». Дa и относительно человека в его движении к Богу тоже ясна граница: «непосредственно человек, — пишет Несмелов, — не знает о том, в чем заключается его связь с безусловным бытием, — но самый факт этой связи все-таки дан налично в природном содержании самосознания». Поэтому «религия не может быть сообщена человеку извне, а может возникнуть только в самом человеке, как живое сознание некоторой связи между ограниченным бытием человека и безусловным бытием Божества. Но о безусловном бытии мы можем размышлять на основе этого опыта «некоторой связи» с Абсолютом. Можно, напр., думать, что «безусловное бытие составляет реальную основу всего и что оно раскрывается в мире процессом саморазвития», — но против этой пантеистической концепции должно сказать, что отождествление идеи субстрата мировых явлений с идеей безусловного бытия приводит к ряду немыслимостей». Немыслимость пантеизма (всякого рода) связана, по Несмелову, с тем, что «самостоятельность человеческих личностей (существованием которых собственно и открывается действительность безусловного бытия) делает идею всеединого субстрата мировых явлений совершенно бесполезной фикцией мысли». «Личность не может быть выведена из безусловного бытия, как явление из своей основы», и отсюда следует, что «отношение нашего мира к самосущей Личности иное», т. е. что мир не есть ни явление Абсолюта, ни его самораскрытие. Остаются возможными в таком случае 2 гипотезы — или гипотеза взаимодействия мира и Абсолюта, или отношение произведения к своей абсолютной причине. Но признавая самостоятельность мира, мы не можем его абсолютизировать (без чего невозможно взаимодействие мира и Бога). Только идея творения объясняет нам действительный мир, а что касается человека, то в нем не все сводимо к тварности человека, — свобода человека выводит его за пределы тварного мира и может быть понята лишь «при признании сходства личности человека с природой Творческой Силы» (Бога). «Мир, действительно, имеет самостоятельное существование, — пишет Несмелов, — но его самостоятельность все-таки несомненно условна», — поэтому учение о мире, как о «втором безусловном» (очевидно, имеется в виду учение В. Соловьева), не может быть принято.
Несмелов готов
принять идею «всеединства», но лишь
в том смысле, что «единое Безусловное
есть абсолютная причина всего, и
все есть откровение единого». Но поскольку
лишь в человеке есть сознание своей
связи с Абсолютом, мир «сам по
себе» — т. е. без человека, есть
«бессмыслие»; раз только человек
может сознавать связь с
Этические идеи.
Несмелов не просто противопоставляет
«естественную» жизнь природы и
наше моральное сознание, которое
устремляет наш дух к идеалу —
для Несмелова здесь же и ключ
к пониманию «ненормального состояния
мирового бытия». «Нравственная воля
человека, — пишет он, — представляет
собой поразительное чудо для
мира — одно только развитие нравственной
жизни может выражать собой исключительное
значение человека». Все иные формы
и силы творчества в человеке не
могут идти даже в сравнение с
нравственной деятельностью. Тут же
он пишет: «единственная ценность, какую
не создает и не может создать
физический мир и какую может
внести в мировую жизнь одна только
человеческая личность, заключается
в нравственной деятельности человека.
Наука только отражает природу в
понятиях мысли, а искусство подражает
природе в символах чувств». Только
в нравственной жизни человека совершается
«таинство физического
Это чисто религиозное понимание моральной жизни все же еще не исчерпывает для нас ее истолкования. Со всей силой Несмелов подчеркивает то, что «обратиться к достижению истинной цели жизни для человека значит то же самое, что и обратиться к сознанию невозможности осуществить эту цель». Но это не означает какого-то тупика в нашем сознании, а означает только то, что «люди нуждаются не в мудром учителе истинной жизни, а в Спасителе от жизни неистинной». «Загадочное сознание безусловного идеала в условной : нашей жизни», — говорит тут же с большой остротой Несмелов, — означает только то, что человек носит в себе постоянное осуждение себя и сознание, что своими силами он не может осуществить того, к чему немолчно зовет его нравственное сознание. Нам нужно спасение от этой невыносимой двойственности, и это спасение может быть осуществлено только Тем, Кто «осуществил в мире спасительный закон всеобщего воскресения и преображения». Так этика Несмелова вся светится образом Христа Спасителя — вне этого нравственное сознание только подчеркивает бессилие нашего существования с его глубокой двойственностью идеального познания и реальной подчиненности нашей слепым законам природы...
Гносеология. Чтобы
освободить основную интуицию свою от
возможных искажений, чтобы подчеркнуть
всю силу и реальность ее, Несмелов
становится на экзистенциальную точку
зрения (употребляем для ясности
этот термин, которого нет у Несмелова).
«Начальный мир сознания, — пишет
он, — может определяться в самом
сознании не как субъективный и не
как объективный, а только как
существующий». «Бытие и познание бытия
развивается в деятельности одного
и того же сознания». Это звучит совершенно
в линиях чистого трансцендентализма,
которому, однако, решительно чужд Несмелов
через утверждение
Несмелов настойчиво
отрывает понятие личности от понятия
«я». Ведь «все, что живет на земле,
необходимо имеет и свое самосознание,
свое животное “я”». И человек «тоже
имеет свое животное я, которое физически
страдает и наслаждается», — но это
еще не образует начала личности. Начало
личности «опирается на сознание ее ценности»,
на моменты свободы и разума и
выражается поэтому «в свободном
самоопределении личного
Это самораскрытие личности в пределах живого существования, это явление «неведомой животному миру идеи свободы» означает, что человек «не становится личностью, а существует как личность». И потому «в человеке — и только в нем — и возможно познание, ибо в нем, в его самосознании осуществляется распад на самобытие и инобытие»: «осуществление самобытия и познание инобытия неразрывно связаны между собой и взаимно определяют друг друга». «Содержание вещей не воспринимается духом извне, а им же самим творится». Но потому и в нас самих есть та именно двойственность, о которой мы столько уже говорили — двойственность «человека-личности» и «человека-вещи», двойственность в самой личности «я» и «не-я»..
Познание начинается актами, которые обычно характеризуются, как «вера», — но это не есть «низшая» ступень познания. «Вера» не есть просто познание, но по своему содержанию она есть «утверждение возможного в качестве действительного», присвоение качества «действительности» тому, что в данных условиях открывается нам лишь как возможное. «Знание есть собственно вера, — говорит Несмелов, — но только не вообще вера, но вера в высшей степени ее основательности».
«Основание бытия, — пишет Несмелов — заключается в самом бытии, основание же познания о бытии заключается в самом человеке... И основания достоверности этого познания нельзя отыскивать вне человека, а только в самом человеке, потому что достоверность относится не к бытию, а только к человеческому познанию о бытии». Но именно потому «бытие субъекта, как единственное бытие, известное самому себе, необходимо лежит вне всех возможных доказательств». «Факт бытия человеческой личности, как вещи в себе, непосредственно дан в самосознании человеческом, а потому, если человек думает о себе не как о явлении, а как о бытии в себе, как о сущности, то думает верно».
Важнейшая проблема
философии С.Л. Франка – проблема
бытия, исследованию которой посвящена
его главная книга «
РАССУЖДЕНИЯ С.Л. ФРАНКА О БЫТИЕ
Философские основы психологии разработаны С.Л. Франком в его книге «Душа человека (Опыт введения в философскую психологию)». М., 1917. В этой книге он исследует сферу интеллекта как существования, проникнутого субъективностью, а также изменения, происходящие в ней, когда ее рассматривают как объект; он проводит различие между духовным и психическим и, прослеживания пути, по которым наша психическая жизнь взаимно связана с миром как целым, посредством познавательной деятельности, с одной стороны, и сверхличных интересов – с другой, показывает, что человеческая душа есть микрокосмос.