Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:44, контрольная работа
Антропоцентризм русской философии
Персонализм Бердяева. Центральное место проблемы свободы человеческой личности в его философии
Философско-антропологические идеи В.И. Несмелова, С.Л. Франка, Л.И. Шестова
Христианство
Бердяева антропологично, оно основано
на идее богоподобия человека и очеловечивании
Бога. Если это так, то человек призван
к соучастию в Божественном творчестве
и, следовательно, история становится
продолжением миротворения. Причем “конец
истории и путь к концу - не исключительно
божественный, а богочеловеческий, и в
богочеловечности таится возможность
осмыслить божественный план истории,
не погасив индивидуальной свободы человека”.
Творчество как реализация
свободы, путь к гармонизации
бытия.
Суть “персоналистической революции”, объявленной Бердяевым, раскрывается им в концепции творчества, центральным стержнем которой становится идея творчества как откровения человека, совместно с Богом продолжающего творения. Философия христианского творческого антропологизма Бердяева получила свое первое развернутое выражение в книге “Смысл творчества”, основная тема которой - идея творчества как религиозной задачи человека. Творчество не оправдывается и не допускается религией, а само является религией. Его целью служит искание смысла, который всегда находится за пределами мировой данности; творчество означает "возможность прорыва к смыслу через бессмыслицу". Смысл есть ценность, и потому ценностно окрашено всякое творческое стремление.
Творчество создает особый мир, оно "продолжает дело творения", уподобляет человека Богу-Творцу. Бердяев считает, что “все достоинство творения, все совершенство его по идее Творца - в присущей ему свободе. Свобода есть основной внутренний признак каждого существа, сотворенного по образу и подобию Божьему; в этом признаке заключено абсолютное совершенство плана творения”. Присущая человеку способность к творчеству божественна, и в этом состоит его богоподобие. Со стороны Бога высшая природа человека показывается Иисусом Христом, Богом, принявшим человеческий облик; со стороны человека - его творчеством, созданием “нового, небывшего еще”.
Для автора “творчество человека не есть требование человека и право его, а есть требование Бога от человека, обязанность человека”. “Бог ждет от человека творческого акта как ответ человека на творческий акт Бога. О творчестве человека верно то же, что и о свободе человека. Свобода человека есть требование Бога от человека, обязанность человека по отношению к Богу”. Бердяев пишет: “Творчество неотрывно от свободы. Лишь свободный творит. Из необходимости рождается лишь эволюция; творчество рождается из свободы”. Тайна творчества также “бездонна и неизъяснима”, как и тайна свободы. “Творчество - это цель жизни человека на земле - то, для чего Бог создал его. Если христианство есть религия спасения, то это спасение через творчество, а не только через аскетическое очищение от греха”, - пишет Бердяев. В книге “О назначении человека. Опыт парадоксальной этики” (1931) он утверждает, что не только этика искупления, но также этика творчества есть путь в царство небесное. “Тьма, ничто, бездна - вот что для Бердяева в основе бытия, вот в чем корни и божественного миротворчества, и бездонной свободы человеческого духа. Но эта же тьма, бездна снова настигает светлый космос и человека и грозит поглотить их - отсюда необходимость творчества во что бы то ни стало... твори, не то погибнешь”, - пишет Герцык. “Бог всемогущ в бытии и над бытием, но он бессилен перед “ничто”, которое до бытия и вне бытия. Он мог только распяться над бездной этого “ничто” и тем внести свет в него... В этом и тайна свободы. Отсюда и бесконечный источник для творчества”. Бердяев считает, что “творчество возможно лишь при допущении свободы, не детерминированной бытием, не выводимой из бытия”. Иначе, “без “ничто”, без небытия творчество в истинном смысле слова было бы невозможно”. В “Смысле творчества” Бердяев выражает мысль, что “творчество есть творчество из ничего, то есть из свободы”.
Бердяев
говорит о трагедии человеческого
творчества. Он видит ее в несоответствии
его результатов
В произведениях писателя можно проследить
связь между исключительным отношением
Бердяева к творчеству и его достаточно
пессимистическим отношением к действительности.
Он пишет: “Творческий акт для меня всегда
был трансцендированием, выходом за границу
имманентной действительности, прорывом
свободы через необходимость”. “Творческий
акт есть наступление конца этого мира,
начало иного мира”. Автор предупреждает,
что может возникнуть иллюзия, что “результаты
творческого акта могут быть совершенными
в этом мире, могут нас оставлять и не притягивать
к иному миру”. Бердяев пишет, что совершенные
продукты творчества ”всегда говорят
о мире ином, чем эта мировая действительность,
и упреждают преображение мира”. Очевидно
особое отношение писателя к творчеству.
“Творчество, - пишет он, - было для меня
погружением в особый, иной мир, мир, свободный
от тяжести, от власти ненавистной обыденности.
Творческий акт происходит вне времени.
Во времени лишь продукты творчества,
лишь объективация. Продукты творчества
не могут удовлетворять творца. Но пережитый
творческий подъем, экстаз, преодолевающий
различение субъекта и объекта, переходит
в вечность”.
Бердяев
понимает под творчеством “потрясение
и подъем всего человеческого
существа, направленного к иной,
высшей жизни, к новому бытию”. Именно
в творческом опыте “раскрывается, что
“я”, субъект, первичнее и выше, чем “не-я”,
объект”.
Богочеловечности”.
Можно сделать вывод, что, с одной стороны, творчество - это высшее проявление свободы, создающей из “ничто” подлинное и ценностное, с другой - процесс деобъективации затвердевшего в формах бытия, природы и истории. “Творчество всегда есть освобождение и преодоление. В нем есть переживание силы. Ужас, боль, расслабленность, гибель должны быть побеждены творчеством. Творчество - это откровение “я” Богу и миру, в нем оправдание человека, как бы ответный шаг на его пути к трансцендентному.
3. Философско-антропологические
идеи В.И. Несмелова,
С.Л. Франка, Л.И.
Шестова
Первые занятия
философией склоняли Несмелова в
сторону эмпиризма; он сначала отрицал
возможность метафизики, скептически
относился к «разумному»
Замысел Несмелова
очень приближается к тому, что
ныне называют «экзистенциальной философией».
У Несмелова его религиозное
сознание своеобразно осветило ему
проблему человека — из этой основной
и характерной для Несмелова
интуиции развилось все его религиозное
и философское сознание. Несмелов
строит систему, чтобы «научно» выразить
свою основную интуицию, в которой
и надо искать ключ ко всем его философским
и богословским построениям. Он пытался
выразить философски основные учения
христианства, философски выразить то,
что открывает нам христианство
в человеке. Для Несмелова характерно
учение о центральности духовного
опыта человека, учение о содержании
и смысле того, что открывает нам
этот духовный опыт, учение о том, чем
живет человек, какова его реальность.
В человеке, в его духовом опыте,
в самом его существовании
и жизни заключена для
«В области научного развития философского познания нет и не может быть другого действительного пути к решению конечных вопросов мысли и жизни, кроме научного исследования о живом человеке». Но не «сущность» человека, чем так часто занимается современная философская антропология, а живая полнота жизни в ее «смысле».
Основная интуиция, продиктованная религиозным прозрением в человеке и его жизненной «судьбе», формулируется Несмеловым в таким словах: «почему человек необходимо сознает себя не тем, что он действительно есть по нашему суждению о нем?» Несмелов утверждает неустранимость и подлинность идеальных стремлений человека, зарождающихся в глубинах его духа. Их нельзя ни отстранить, ни ослабить тем, что они неосуществимы. «Человек, — пишет он, — в своей внутренней природе действительно есть то самое, чем он сознает себя — свободно-разумное бытие для себя — субстанциональная личность… И если человек думает о себе не как о явлении, а как бытии в себе, т. е. как о сущности,.. то он думает верно».
«По содержанию
своего личного сознания человек
естественно стремится
«Человеческое самосознание, — пишет Несмелов, — является не просто лишь идеальным пунктом соотношения психических явлений, но и творческой энергией разумной жизни сознания — вследствие этого оно является не просто лишь постоянным субъектом всех сознательных действий человека, но и реальной причиной всех разумных действий его». Творчество человека выделяет его из природы: «в творчестве человек представляется не только миром особых явлений, но и самостоятельным миром особых деятельностей». Одно появление нравственного сознания «преобразует всю душевную жизнь человека»... через вхождение нравственного элемента «душевная жизнь человека превращается в сложный процесс духовного развития самой человеческой личности». Сознание свободы и стремление к разумности, отделяя человека от природы, указывает на связь нашего духа с безусловным бытием, — и это «особое положение человека в мире в качестве образа безусловного бытия имеет огромное значение для философского разъяснения всей тайны бытия». Несмелов тут же добавляет: «человек, понятно, только образ безусловного бытия, потому что он только ищет истину и только стремится к свободе, — но он все-таки живой и истинный образ бeзycлoвного бытия, ибо в условных пределах своей ограниченной природы он действительно осуществляет в мире подлинные свойства этого (т. е. безусловного) бытия». «Двойная природа человека» заключается в том, что человек одновременно подчинен миру природному и «вынужден жить по его законам», а в то же время он постоянно нравственно оценивает и свою и чужую деятельность Эта «двоякая природа человека» всем ясна в ее принадлежности к миру природы, но неустранимость, императивность морального начала, неустранимость сознания свободы и стремления к разумности неудержимо уводит наше сознание к бытию, в котором свобода не стеснена ничем, в котором разумность реальна во всем, — т. е. к безусловному бытию. Мы должны признать — и ничто не может ослабить этого, — что «хотя наша личность существует только в необходимых условиях физического мира, однако природой своей личность выражает не мир, а истинную природу Бесконечного и Безусловного, потому что Бесконечное и Безусловное есть не что иное, как свободное бытие для себя. Свободное же для себя и может быть только бытием самосущей Личности». В этих словах не только философски осмысливается и утверждается христианско-библейское учение об образе Божием в человеке, но из природы человека выводится неустранимость идеи «Самосущей Личности», т. е. Бога. Антропология для Несмелова есть ключ к тайнам и Бога и человека. «При отсутствии субстанциального бытия самосущей Личности, — тут же пишет Несмелов, — наша собственная личность была бы так же невозможна в своем реальном бытии, как невозможно отображение в материальном зеркале такого предмета, который вовсе не существует».