Краткий обзор курса "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 04:03, реферат

Описание

Агностицизм – учение, в котором отрицается познаваемость мира. Представитель в немецкой классической философии Кант. С точки зрения агностицизма, познаются только феномены (явления), сущность же – не познаваема (Кант).
Феноменология – разделяет позицию агностицизма.
Аксиология – учение о ценностях.
Альтруизм – позиция, которая выражается в признании блага других людей более важным, чем своё благо.

Содержание

Основные учения и понятия_______________________1-5
Предмет философии______________________________5
Специфика философии____________________________5
Функции философии______________________________5
Концепции бытия--------------------------------------------------5-6
Картины мира____________________________________6
Материя, движение, пространство-время_______________6
Диалектика_______________________________________6-7
Познание и сознание_______________________________7
Научное познание_________________________________7-8
Происхождение и сущность человека________________8-9
Ценности и смысл жизни__________________________9
Общество_______________________________________9-10
История философии_____________________________10-12

Работа состоит из  1 файл

ФИЛОСОФИЯ.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

 

Прагматизм  – учение, согласно которому философия должна помочь человеку добиться успеха в различных жизненных ситуациях. То знание истинно, которое помогает достичь успеха в практике. (Пирс, Джемс, Дьюи).

Провиденциализм – учение о божественном предначертании исторического процесса, о предопределённости событий природы и общества.

Предположение – недоказанное знание.

Принцип коэволюции – принцип согласованного развития общества и природы.

Природа- не созданная человеком часть материального мира.

Пространство – это порядок расположения объектов, время – порядок их изменения.

Пространство – многомерно, однородно, изотропно.

Развитие – направленное качественное изменение объектов.

Рационализм – учение, согласно которому главную роль в познании играет разум (рацио – разум). Основатель – Декарт.

Рациональное  познание, или абстрактное мышление – это отражение существенных, фундаментальных, глубинных свойств объекта, не воспринимаемых органами чувств.

        Формы рационального познания (логического мышления): понятие, суждение, умозаключение.

Религиозная картина мира характеризуется принципом творения и удвоения мира (на земной и потусторонний).

Реализм – направление в средневековой философии, согласно которому реально существуют только универсалии (всеобщие понятия).

Релятивизм – учение, которое отрицает объективную истину, поскольку всё относительно.

Самоорганизация системы – это её способность видоизменять свою структуру.

Сенсуализм  – учение, согласно которому главную роль в познании играют чувства (сенс – чувства). «Нет ничего в разуме,

 чего бы не было  в чувствах».

Синергетика – наука о самоорганизации систем (Пригожин)

Синтез – метод познания объекта посредством объединения его частей в единое целое.

Система – дифференцированное и целостное единство элементов.

Скептицизм – учение, в котором сомнение в прежних знаниях – это главный принцип познания (Декарт).

Сознание – это способность человека отражать мир в идеальных образах. Оно включает в себя три сферы: 1) познавательную (мышление и чувства), 2) эмоциональную,3) волевую.

          Главные свойства сознания: интенциональность, идеальность, активность.

         Формы сознания: индивидуальное и общественное

Солипсизм – позиция, согласно которой мир – это всего лишь совокупность наших ощущений. Вещи существуют постольку, поскольку их ощущает человек. Человек умирает, вместе с ним исчезает и мир

Социал-дарвинизм – биологизаторская концепция человека и общества.

Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм, знаний, навыков, позволяющих ему функционировать в обществе.

Социогенез – процесс становления и развития общества.

Субстанция  – первоначало, первопричина и носитель всего сущего.

Суждение – отражение существенных признаков в форме предложения, в котором что-либо утверждается либо отрицается.

Сущность – это категория, отражающая глубинные, фундаментальные свойства объекта. Сущность и явления взаимосвязаны и познаваемы (диалектический материализм).

 

Схоластика – второй этап развития средневековой философии (IX - XIV в.) (Фома Аквинский). Соединение философии Аристотеля и теологии. Учение о двойственной истине, об истинах разума и истинах веры.

Сциентизм – учение , преувеличивающее роль науки.

Теоретический уровень познания: на этом уровне субъект непосредственно не взаимодействует с объектом, а работает с результатами, полученными на эмпирическом уровне. Цель – выдвижение гипотезы, создание теории.

Теория символов – учение, согласно которому знание – это не образ, а только символ объекта (Гельмгольц).

Теория факторов признаёт равнозначность экономических, технических, природных и др. условий в развитии общества

Технологический детерминизм – признание определяющей роли техники в развитии общества.

Труд – целесообразная деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества

Умозаключение – это отражение существенных признаков в форме совокупности предложений, связанных логическими правилами.

Феноменология – учение, согласно которому задачей философии является описание феноменов. (Гуссерль). Разделяет позицию агностицизма.(20в.)

Формация – конкретно-исторический тип общества, выделяемый по способу материального производства.

Чувственное познание - это отражение поверхностных свойств объекта, воспринимаемых органами чувств.

         Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Эвдемонизм – учение, согласно которому смысл жизни человека и цель всей его деятельности – в достижении счастья.

Экзистенциализм – учение о существовании человека. ( Сартр, Камю, Хайдеггер)

Эксперимент – восприятие объекта в искусственно созданных условиях, которые субъект может контролировать и воспроизводить.

Эмпиризм – учение, согласно которому главную роль в познании играет опыт ( эмпирио – опыт). Основатель – Бэкон.

Эмпирический  уровень познания: на этом уровне субъект непосредственно взаимодействует с объектом. Цель – анализ фактов.

Эсхатология – учение о конце мира.

Эстетика –  учение о прекрасном.

Этика – учение о нравственности, о добре и зле.

Явление – это категория, отражающая поверхностные, чувственно воспринимаемые свойства объекта.

 

2. Что есть философия

2.1. Предмет  философии

Предмет философии – 1) всеобщее;

                                            2) человек в мире.

 

2.2. Специфика  философии

Философия в переводе с греческого – любовь к мудрости.

Родина термина «философия» - Греция.

Философия – донаучное знание. Она имеет умозрительный характер, т.к. не опирается на факты и эксперименты. Поэтому философские знания нельзя ни доказать, ни опровергнуть.

Философия, как и наука, оперирует понятиями и представляет собой теоретический тип знания.

Сходство философии и искусства – в том, что они имеют личностную форму.

Философия и искусство отличаются тем, что художественное знание выражается в образах, а философское – в понятиях.

Философия отличается от религии тем, что 1) философское знание является результатом познания, а религиозное - результатом веры; 2) философское знание имеет теоретическую форму.

Философия – это  форма общественного сознания, вырабатывающая систему знаний об основных принципах человеческого бытия в мире.

Поскольку философия изучает человека в мире, она является мировоззрением.

Мировоззрение – это система знаний о мире и месте человека в нём. Существуют: обыденное, религиозное, научное, философское и др. типы мировоззрения.

Философия является особым типом мировоззрения.

Философия возникла из мифологии.

 

2.4. Функции  философии.

Философия выполняет

- мировоззренческую функцию, поскольку изучает человека в мире;

- методологическую функцию, поскольку включает в себя теорию познания и определяет методы научного познания;

- логико-гносеологическую, поскольку обосновывает понятийные и теоретические структуры научного знани; разрабатывает философские методы.

- эвристическую, как следствие методологической, поскольку способствует открытию нового знания ( эврика – открыл);

- нравственную, культурно-воспитательную функцию, поскольку включает этику – учение о добре и зле;

- эстетическую функцию, поскольку включает эстетику как учение о прекрасном;

- аксиологическую, поскольку включает аксиологию – учение о ценностях;

- прогностическую; поскольку помогает прогнозировать (предсказывать) ход развития бытия

- гуманистическую, поскольку способствует совершенствованию человека;

- социальная  функция – в прогнозе будущего.

 

3. Философия  бытия

 

3.1. Концепции бытия

Монистические – (монизм – признание одного первоначала: либо материального, либо духовного): 1) идеалистические (Платон, Гегель), 2) материалистические (Демокрит, Бэкон, Маркс, Энгельс),.

Дуалистические – (дуализм – признание двух первоначал: материального и духовного): Аристотель, Декарт.

Онтология как учение о бытии впервые возникла в философии Парменида.

Парменид: противопоставлял бытие небытию. Бытие- неподвижно, неизменно, умопостигаемо, совершенно. Три совершенных качества бытия: Истина, Добро и Благо. В отличие от «бытия» конкретные вещи изменчивы, конечны, несовершенны.

Досократики  (древнегреческая философия) отождествляли бытие с космосом.

Гераклит (древнегреческая философия) признавал изменяющееся, становящееся бытие, бытие в движении, в противоречии. Основа бытия – огонь.

Демокрит, Левкипп: основа бытия – атомы.

Платон: противопоставлял истинное бытие вечных и неизменных идей неистинному бытию преходящих, недолговечных конкретных вещей.

Аристотель: бытие характеризуется формой и материей. Различал бытие возможное и действительное.

В  религиозной философии противопосталялось божественное бытие (бытие Бога) сотворённому бытию (бытию сотворённых Богом вещей).

В философии Возрождения бытие – это природа, реальность, противостоящая человеку. Природа рассматривается вне отношения к ней человека.

Декарт: бытие связано с сознанием: «Мыслю – следовательно, существую».

Кант: бытие всего лишь способ связи понятий: «Человек есть существо нравственное».

Гегель: объективно-идеалистическое бытие, бытие объективного духа. Принцип тождества бытия и мышления.

Маркс, Энгельс: бытие природы, бытие общества, бытие человека. Сформулировали основной вопрос философии как вопрос об отношении сознания к бытию. Бытие – первично, сознание - вторично. Основа общественного бытия – способ производства. «Человек – это совокупность общественных отношений).

Фромм: противопоставлял бытие и обладание. Автор «Быть или иметь».

Сартр: противопоставлял материальное и человеческое бытие.

Хайдеггер: бытие конкретного индивида (здесь-бытие).

 

3.2. Картины  мира.

Картина мира – это целостный образ мира, исторически обусловленный.

Философские картины мира:

- космоцентризм – картина мира, центром которой является космос; характерна для древней философии;

- теоцентризм – картина мира, центром которой является Бог (тео – Бог); характерна для средневековой философии;

- антропоцентризм – картина мира, центром которой является человек (антропос – человек).

Философско-мировоззренческий  рационализм исходит из отрицания Бога.

Научные картины мира:

Механическая (Ньютоновская)картина мира базировалась на понятиях неделимой корпускулы, абсолютного пространства и времени, бесконечной скорости движения, непрерывности и др.

Квантово-механическая и релятивистская (Эйнштейн) картина мира базировалась на понятиях делимой корпускулы, относительности пространства –времени, Конечной скорости движения, дискретности и др.

Научная наиболее разработанная картина мира – физическая.

Связь между свойствами Вселенной и существованием в нём человека фиксируется в антропном принципе.

Религиозная картина мира

Религиозная картина мира характеризуется принципом творения и удвоения мира (на земной и потусторонний).

Мифологическая картина мира

Мифологическая картина мира характеризуется антропоморфизмом (наделением природы человекоподобными существами, перенесением на природу человеческих свойств).

3.3. Движение, пространство, время

Субстанция  – первоначало, первопричина и носитель всего сущего.

Древнегреческие натурфилософы отождествляли материю (субстанцию) с природными стихиями.

Материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях (Ленин).

Движение это любое изменение.

Движение – это универсальное свойство материи.

Покой – это момент движения.

Античные философы понимали пространство как пустоту.

Пространство  и время выражают порядок существования материи.

Пространство – это порядок расположения объектов, время – порядок их изменения.

Пространство – многомерно, однородно, изотропно.

 Время характеризуется одномерностью и необратимостью.

Для метафизического  материализма характерно признание пространства и времени в качестве самостоятельных субстанций, существующих независимо от материальных объектов (субстанциональная концепция – Ньютон).

Согласно диалектическому  материализму, пространство и время не существуют отдельно друг от друга и от движущихся материальных объектов, а образуют единое пространство-время, свойства которого зависят от материальных объектов (релятивистская концепция – Эйнштейн).

3.4. Диалектика  бытия.

Диалектика – это учение о наиболее общих закономерностях в развитии бытия.

Сократ понимал под диалектикой искусство спора.

Развитие  – направленное качественное изменение объектов.

Прогресс – развитие в сторону повышения уровня организации системы.

Регресс – развитие в сторону понижения уровня организации системы и даже её распада.

Информация о работе Краткий обзор курса "Философии"