Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 04:03, реферат
Агностицизм – учение, в котором отрицается познаваемость мира. Представитель в немецкой классической философии Кант. С точки зрения агностицизма, познаются только феномены (явления), сущность же – не познаваема (Кант).
Феноменология – разделяет позицию агностицизма.
Аксиология – учение о ценностях.
Альтруизм – позиция, которая выражается в признании блага других людей более важным, чем своё благо.
Основные учения и понятия_______________________1-5
Предмет философии______________________________5
Специфика философии____________________________5
Функции философии______________________________5
Концепции бытия--------------------------------------------------5-6
Картины мира____________________________________6
Материя, движение, пространство-время_______________6
Диалектика_______________________________________6-7
Познание и сознание_______________________________7
Научное познание_________________________________7-8
Происхождение и сущность человека________________8-9
Ценности и смысл жизни__________________________9
Общество_______________________________________9-10
История философии_____________________________10-12
Прагматизм – учение, согласно которому философия должна помочь человеку добиться успеха в различных жизненных ситуациях. То знание истинно, которое помогает достичь успеха в практике. (Пирс, Джемс, Дьюи).
Провиденциализм – учение о божественном предначертании исторического процесса, о предопределённости событий природы и общества.
Предположение – недоказанное знание.
Принцип коэволюции – принцип согласованного развития общества и природы.
Природа- не созданная человеком часть материального мира.
Пространство – это порядок расположения объектов, время – порядок их изменения.
Пространство – многомерно, однородно, изотропно.
Развитие – направленное качественное изменение объектов.
Рационализм – учение, согласно которому главную роль в познании играет разум (рацио – разум). Основатель – Декарт.
Рациональное познание, или абстрактное мышление – это отражение существенных, фундаментальных, глубинных свойств объекта, не воспринимаемых органами чувств.
Формы рационального познания (логического мышления): понятие, суждение, умозаключение.
Религиозная картина мира характеризуется принципом творения и удвоения мира (на земной и потусторонний).
Реализм – направление в средневековой философии, согласно которому реально существуют только универсалии (всеобщие понятия).
Релятивизм – учение, которое отрицает объективную истину, поскольку всё относительно.
Самоорганизация системы – это её способность видоизменять свою структуру.
Сенсуализм – учение, согласно которому главную роль в познании играют чувства (сенс – чувства). «Нет ничего в разуме,
чего бы не было в чувствах».
Синергетика – наука о самоорганизации систем (Пригожин)
Синтез – метод познания объекта посредством объединения его частей в единое целое.
Система – дифференцированное и целостное единство элементов.
Скептицизм – учение, в котором сомнение в прежних знаниях – это главный принцип познания (Декарт).
Сознание – это способность человека отражать мир в идеальных образах. Оно включает в себя три сферы: 1) познавательную (мышление и чувства), 2) эмоциональную,3) волевую.
Главные свойства сознания: интенциональность, идеальность, активность.
Формы сознания: индивидуальное и общественное
Солипсизм – позиция, согласно которой мир – это всего лишь совокупность наших ощущений. Вещи существуют постольку, поскольку их ощущает человек. Человек умирает, вместе с ним исчезает и мир
Социал-дарвинизм – биологизаторская концепция человека и общества.
Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм, знаний, навыков, позволяющих ему функционировать в обществе.
Социогенез – процесс становления и развития общества.
Субстанция – первоначало, первопричина и носитель всего сущего.
Суждение – отражение существенных признаков в форме предложения, в котором что-либо утверждается либо отрицается.
Сущность – это категория, отражающая глубинные, фундаментальные свойства объекта. Сущность и явления взаимосвязаны и познаваемы (диалектический материализм).
Схоластика – второй этап развития средневековой философии (IX - XIV в.) (Фома Аквинский). Соединение философии Аристотеля и теологии. Учение о двойственной истине, об истинах разума и истинах веры.
Сциентизм – учение , преувеличивающее роль науки.
Теоретический уровень познания: на этом уровне субъект непосредственно не взаимодействует с объектом, а работает с результатами, полученными на эмпирическом уровне. Цель – выдвижение гипотезы, создание теории.
Теория символов – учение, согласно которому знание – это не образ, а только символ объекта (Гельмгольц).
Теория факторов признаёт равнозначность экономических, технических, природных и др. условий в развитии общества
Технологический детерминизм – признание определяющей роли техники в развитии общества.
Труд – целесообразная деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества
Умозаключение – это отражение существенных признаков в форме совокупности предложений, связанных логическими правилами.
Феноменология – учение, согласно которому задачей философии является описание феноменов. (Гуссерль). Разделяет позицию агностицизма.(20в.)
Формация – конкретно-
Чувственное познание - это отражение поверхностных свойств объекта, воспринимаемых органами чувств.
Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.
Эвдемонизм – учение, согласно которому смысл жизни человека и цель всей его деятельности – в достижении счастья.
Экзистенциализм – учение о существовании человека. ( Сартр, Камю, Хайдеггер)
Эксперимент – восприятие объекта в искусственно созданных условиях, которые субъект может контролировать и воспроизводить.
Эмпиризм – учение, согласно которому главную роль в познании играет опыт ( эмпирио – опыт). Основатель – Бэкон.
Эмпирический уровень познания: на этом уровне субъект непосредственно взаимодействует с объектом. Цель – анализ фактов.
Эсхатология – учение о конце мира.
Эстетика – учение о прекрасном.
Этика – учение о нравственности, о добре и зле.
Явление – это категория, отражающая поверхностные, чувственно воспринимаемые свойства объекта.
2. Что есть философия
2.1. Предмет философии
Предмет философии – 1) всеобщее;
2.2. Специфика философии
Философия в переводе с греческого – любовь к мудрости.
Родина термина «философия» - Греция.
Философия – донаучное знание. Она имеет умозрительный характер, т.к. не опирается на факты и эксперименты. Поэтому философские знания нельзя ни доказать, ни опровергнуть.
Философия, как и наука, оперирует понятиями и представляет собой теоретический тип знания.
Сходство философии и искусства – в том, что они имеют личностную форму.
Философия и искусство отличаются тем, что художественное знание выражается в образах, а философское – в понятиях.
Философия отличается от религии тем, что 1) философское знание является результатом познания, а религиозное - результатом веры; 2) философское знание имеет теоретическую форму.
Философия – это форма общественного сознания, вырабатывающая систему знаний об основных принципах человеческого бытия в мире.
Поскольку философия изучает человека в мире, она является мировоззрением.
Мировоззрение – это система знаний о мире и месте человека в нём. Существуют: обыденное, религиозное, научное, философское и др. типы мировоззрения.
Философия является особым типом мировоззрения.
Философия возникла из мифологии.
2.4. Функции философии.
Философия выполняет
- мировоззренческую функцию, поскольку изучает человека в мире;
- методологическую функцию, поскольку включает в себя теорию познания и определяет методы научного познания;
- логико-гносеологическую, поскольку обосновывает понятийные и теоретические структуры научного знани; разрабатывает философские методы.
- эвристическую, как следствие методологической, поскольку способствует открытию нового знания ( эврика – открыл);
- нравственную, культурно-воспитательную функцию, поскольку включает этику – учение о добре и зле;
- эстетическую функцию, поскольку включает эстетику как учение о прекрасном;
- аксиологическую, поскольку включает аксиологию – учение о ценностях;
- прогностическую; поскольку помогает прогнозировать (предсказывать) ход развития бытия
- гуманистическую, поскольку способствует совершенствованию человека;
- социальная функция – в прогнозе будущего.
3. Философия бытия
3.1. Концепции бытия
Монистические – (монизм – признание одного первоначала: либо материального, либо духовного): 1) идеалистические (Платон, Гегель), 2) материалистические (Демокрит, Бэкон, Маркс, Энгельс),.
Дуалистические – (дуализм – признание двух первоначал: материального и духовного): Аристотель, Декарт.
Онтология как учение о бытии впервые возникла в философии Парменида.
Парменид: противопоставлял бытие небытию. Бытие- неподвижно, неизменно, умопостигаемо, совершенно. Три совершенных качества бытия: Истина, Добро и Благо. В отличие от «бытия» конкретные вещи изменчивы, конечны, несовершенны.
Досократики (древнегреческая философия) отождествляли бытие с космосом.
Гераклит (древнегреческая философия) признавал изменяющееся, становящееся бытие, бытие в движении, в противоречии. Основа бытия – огонь.
Демокрит, Левкипп: основа бытия – атомы.
Платон: противопоставлял истинное бытие вечных и неизменных идей неистинному бытию преходящих, недолговечных конкретных вещей.
Аристотель: бытие характеризуется формой и материей. Различал бытие возможное и действительное.
В религиозной философии противопосталялось божественное бытие (бытие Бога) сотворённому бытию (бытию сотворённых Богом вещей).
В философии Возрождения бытие – это природа, реальность, противостоящая человеку. Природа рассматривается вне отношения к ней человека.
Декарт: бытие связано с сознанием: «Мыслю – следовательно, существую».
Кант: бытие всего лишь способ связи понятий: «Человек есть существо нравственное».
Гегель: объективно-идеалистическое бытие, бытие объективного духа. Принцип тождества бытия и мышления.
Маркс, Энгельс: бытие природы, бытие общества, бытие человека. Сформулировали основной вопрос философии как вопрос об отношении сознания к бытию. Бытие – первично, сознание - вторично. Основа общественного бытия – способ производства. «Человек – это совокупность общественных отношений).
Фромм: противопоставлял бытие и обладание. Автор «Быть или иметь».
Сартр: противопоставлял материальное и человеческое бытие.
Хайдеггер: бытие конкретного индивида (здесь-бытие).
3.2. Картины мира.
Картина мира – это целостный образ мира, исторически обусловленный.
Философские картины мира:
- космоцентризм – картина мира, центром которой является космос; характерна для древней философии;
- теоцентризм – картина мира, центром которой является Бог (тео – Бог); характерна для средневековой философии;
- антропоцентризм – картина мира, центром которой является человек (антропос – человек).
Философско-мировоззренческий рационализм исходит из отрицания Бога.
Научные картины мира:
Механическая (Ньютоновская)картина мира базировалась на понятиях неделимой корпускулы, абсолютного пространства и времени, бесконечной скорости движения, непрерывности и др.
Квантово-механическая и релятивистская (Эйнштейн) картина мира базировалась на понятиях делимой корпускулы, относительности пространства –времени, Конечной скорости движения, дискретности и др.
Научная наиболее разработанная картина мира – физическая.
Связь между свойствами Вселенной и существованием в нём человека фиксируется в антропном принципе.
Религиозная картина мира
Религиозная картина мира характеризуется принципом творения и удвоения мира (на земной и потусторонний).
Мифологическая картина мира
Мифологическая картина мира характеризуется антропоморфизмом (наделением природы человекоподобными существами, перенесением на природу человеческих свойств).
3.3. Движение, пространство, время
Субстанция – первоначало, первопричина и носитель всего сущего.
Древнегреческие натурфилософы отождествляли материю (субстанцию) с природными стихиями.
Материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях (Ленин).
Движение это любое изменение.
Движение – это универсальное свойство материи.
Покой – это момент движения.
Античные философы понимали пространство как пустоту.
Пространство и время выражают порядок существования материи.
Пространство – это порядок расположения объектов, время – порядок их изменения.
Пространство – многомерно, однородно, изотропно.
Время характеризуется одномерностью и необратимостью.
Для метафизического материализма характерно признание пространства и времени в качестве самостоятельных субстанций, существующих независимо от материальных объектов (субстанциональная концепция – Ньютон).
Согласно диалектическому материализму, пространство и время не существуют отдельно друг от друга и от движущихся материальных объектов, а образуют единое пространство-время, свойства которого зависят от материальных объектов (релятивистская концепция – Эйнштейн).
3.4. Диалектика бытия.
Диалектика – это учение о наиболее общих закономерностях в развитии бытия.
Сократ понимал под диалектикой искусство спора.
Развитие – направленное качественное изменение объектов.
Прогресс – развитие в сторону повышения уровня организации системы.
Регресс – развитие в сторону понижения уровня организации системы и даже её распада.