Краткий обзор курса "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 04:03, реферат

Описание

Агностицизм – учение, в котором отрицается познаваемость мира. Представитель в немецкой классической философии Кант. С точки зрения агностицизма, познаются только феномены (явления), сущность же – не познаваема (Кант).
Феноменология – разделяет позицию агностицизма.
Аксиология – учение о ценностях.
Альтруизм – позиция, которая выражается в признании блага других людей более важным, чем своё благо.

Содержание

Основные учения и понятия_______________________1-5
Предмет философии______________________________5
Специфика философии____________________________5
Функции философии______________________________5
Концепции бытия--------------------------------------------------5-6
Картины мира____________________________________6
Материя, движение, пространство-время_______________6
Диалектика_______________________________________6-7
Познание и сознание_______________________________7
Научное познание_________________________________7-8
Происхождение и сущность человека________________8-9
Ценности и смысл жизни__________________________9
Общество_______________________________________9-10
История философии_____________________________10-12

Работа состоит из  1 файл

ФИЛОСОФИЯ.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

Система – дифференцированное и целостное единство элементов.

Самоорганизация системы – это её способность видоизменять свою структуру.

Синергетика – наука о самоорганизации систем.(Хакен)

Законы  диалектики.

Закон перехода количественных  изменений  в качественные.

Закон единства и борьбы противоположностей. Согласно этому закону причиной и движущей силой развития является разрешение внутренних противоречий.

Закон отрицания отрицания. Этот закон выражает повторяемость и цикличность в развитии объектов.

 

Категории

Детерминизм – учение о причинной обусловленности явлений. Для метафизического материализма характерна линейная концепция причинности, для диалектического материализма характерна сетевая концепция причинности.

Индетерминизм – это учение , отрицающее причинность.

Сущность – это категория, отражающая глубинные, фундаментальные свойства объекта.

Явление – это категория, отражающая поверхностные, чувственно воспринимаемые свойства объекта.

Сущность  и явления взаимосвязаны и познаваемы (диалектический материализм).

 

4. Философия  познания

4.1. Сущность  и природа познания

Познание – это отражение действительности в сознании человека ( диалектический материализм).

Сознание – это способность человека отражать мир в идеальных образах. Оно включает в себя три сферы: 1) познавательную (мышление и чувства), 2) эмоциональную,3) волевую.

Главные свойства сознания: интенциональность, идеальность, активность.

Формы сознания: индивидуальное и общественное

Формы биологического отражения: ощущения, раздражимость.

Элементарные формы отражения – механическое, физическое.

Носитель  познавательной активности – субъект (не индивид, а общество.)

Гносеологический  оптимизм – учение, которое признаёт познаваемость мира. Существует материалистическое и идеалистическое направления гносеологического оптимизма.

В античной философии признаётся познаваемость мира (знание – копия предмета), но не учитывается активность субъекта (созерцательный материализм). (5в до н.э.)

В религиозной  философии признаётся познаваемость мира, т.к. Бог наделил человека способностью познавать (идеализм).

Гегель: в основе мира лежит саморазвитие объективного духа. И объект, и субъект – формы духа. Дух в форме субъекта познаёт себя в форме объекта. Отсюда признание познаваемости мира (Идеализм). (19в)

 Марксистская  философия: признание познаваемости мира в процессе активной  преобразовательной деятельности субъекта (диалектический материализм).(19-20вв.)

Агностицизм – учение, в котором отрицается познаваемость мира

Кант, Юм признавали познаваемость только ощущений, восприятий, получаемых от объекта, но не сам объект (субъективный идеализм, агностицизм).18в.).

С точки зрения агностицизма, познаются только феномены (явления), сущность же – непознаваема (Кант)

Конвенционализм – учение, согласно которому все теории – лишь удобные соглашения (Пуанкаре), разделяет позицию агностицизма.

Феноменология – учение, согласно которому задачей философии является описание феноменов. (Гуссерль). Разделяет позицию агностицизма.(20в.)

Теория  символов – учение, согласно которому знание – это не образ, а только символ объекта (Гельмгольц). Разделяет позицию агностицизма.

Инструментализм – учение, согласно которому знание – это лишь инструмент для вычислений и предсказаний. ). Разделяет позицию агностицизма.

 

 

4.2 Познавательные  способности человека

Познавательные  способности человека: чувства и разум.

Рационализм – учение, согласно которому главную роль в познании играет разум (рацио – разум). Основатель – Декарт.

Эмпиризм – учение, согласно которому главную роль в познании играет опыт ( эмпирио – опыт). Основатель – Бэкон.

Сенсуализм  – учение, согласно которому главную роль в познании играют чувства (сенс – чувства). «Нет ничего в разуме,

 чего бы  не было в чувствах».

Знание – совокупность достоверных знаний 0 мире, которой располагает общество или индивид.

Заблуждение – непреднамеренное искажение знания.

Мнение – взгляд личности на что-либо.

Предположение – недоказанное знание.

Гипотеза – научное предположение.

Интуиция – способность человека постигать истину без помощи доказательств и осознания путей её постижения.

Вера – оценка информации как истинной без достаточных логических и фактических обоснований.

 

4.3 Проблема  истины

Истина – это адекватное отражение объекта в сознании человека (классическая концепция), использует принцип корреспонденции.

Истина – это знание, которое ведет к успеху (прагматизм).

Гносеологический  релятивизм отрицает возможность объективной истины

Критерий  истины в диалектическом материализме – практика.

 

4.4 Научное  познание

Наука возникла в 16 – 17 вв.

Кумулятивизм  - учение, согласно которому развитие науки представляет собой последовательное накопление истин.

Сциентизм – направление, преувеличивающее роль и возможности науки.

Экстернализм – учение, которое признает движущие силы развития науки во внешних факторах.

Интернализм – направление, согласно которому движущие силы развития науки – внутренние научные идеи.

Научная революция – процесс вытеснения старой парадигмы и замены ее новой.

Т.Кун – автор термина «парадигма».

К ненаучным формам познания относятся: паранаука, лженаука.

Период зарождения технических наук – вторая половина 18 в.

 Научно-техническая  революция – качественные изменения в технике и технологии 20 в.

Антитехницизм – направление, согласно которому техническое развитие становится самоцелью.

Критерии  научного знания – объективность, системность.

Гипотеза – научное предположение.

Высшая форма  научного познания – научная теория.

 

Формы научного познания

Чувственное познание - это отражение поверхностных свойств объекта, воспринимаемых органами чувств. Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Логическое  познание, или рациональное познание, или абстрактное мышление – это отражение существенных, фундаментальных, глубинных свойств объекта, не воспринимаемых органами чувств. Формы рационального познания (логического мышления): понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – это единица мысли, отражающая существенные признаки в форме слова.

Суждение – отражение существенных признаков в форме предложения, в котором что-либо утверждается либо отрицается.

Умозаключение – это отражение существенных признаков в форме совокупности предложений, связанных логическими правилами.

 

Уровни  научного познания:

Эмпирический  и теоретический

На эмпирическом уровне субъект непосредственно взаимодействует с объектом. Цель – анализ фактов.

На теоретическом уровне субъект непосредственно не взаимодействует с объектом, а работает с результатами, полученными на эмпирическом уровне. Цель – выдвижение гипотезы, создание теории.

 

Методы  научного познания

Эмпирические методы – наблюдение, эксперимент

Наблюдение – это восприятие объекта в естественных условиях, которые субъект не может контролировать и воспроизводить.

Эксперимент – восприятие объекта в искусственно созданных условиях, которые субъект может контролировать и воспроизводить.

Общелогические методы (пути) познания: индукция и дедукция.

Индукция – восхождение от частного к общему.

Дедукция – восхождение от общего к частному.

Теоретические методы

Анализ – разложение на части.

Синтез – объединение частей в единое целое.

Моделирование – изучение объекта посредством замещения его моделью – физической или идеальной.

 

5. Философия  человека.

5.1 Происхождение  и сущность человека.

Человек – результат не только земной биологической, но и всей космической эволюции. Человек не только земное, но и космическое существо. Космическое предназначение человека было определено в русском космизме.

Автор теории биологической  эволюции – Дарвин.

Человек – это биосоциальное существо.

Согласно  иррационализму, сущностью человека является воля.

Двойственность  человека заключается в том, что он обладает телом и психикой.

Специфика философского подхода заключается в признании человека существом, способным к самосовершенствованию.

Индивид – характеризуется телесно-духовной целостностью и выступает конкретным субъектом деятельности.

В процессе социализации человек формируется как личность.

Совокупность  устойчивых черт личности, определяющих типичное поведение – характер.

Нравственный  центр личности – совесть.

Культура  личности заключается в системе нравственных норм.

Нормативно  одобренный образ поведения – роль.

Процесс становления личности идет двумя путями:

1. Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм, знаний, навыков, позволяющих ему функционировать в обществе.

2. Индивидуализация - приобретение специфических черт личности.

 

Основные  подходы к проблеме происхождения  человека:

Основные подходы  к проблеме происхождения человека: религиозный, научный и философские  подходы.

Креационизм (рел.) – учение, согласно которому человек возник в результате целенаправленных творческих действий Бога.

Биологическая концепция – научное учение, согласно которому человек произошел от общих с обезьянами предков.

Трудовая  концепция – учение Энгельса, согласно которому труд превратил обезьяноподобных предков в людей.

Генетическая (мутационная) – научное учение, согласно которому приматы превратились в человека вследствие мутаций.

Антропогенез – процесс становления и развития человека.

Социогенез – процесс становления и развития общества.

 

Основные  концепции сущности человека

В древнегреческой философии:  человек – это микрокосм.

Аристотель: сущность человека  - это те его свойства, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой.

Аристотель: человек – это политическое животное

Платон: двойственность человека: тело и душа.

В религиозной философии и в религии:  человек – это божественное творение.

В христианстве  человек – это образ и подобие Бога.

В философии Возрождения - человек подобен Богу своим творчеством. Человек – существо творческое.

В философии Нового времени тело рассматривается как машина, механизм.

Кант делил антропологию на физиологическую и прагматическую, первая исследует то, что делает из человека природа, вторая – то, что человек делает из себя сам.

Гегель: человек – субъективный дух, высшая ступень развития объективного духа

.

Основные  подходы в философии человека

1. Натурализаторский подход: изучение человека в качестве особого биологического существа(позитивизм, необихевиоризм, биоэтика, фрейдизм);

 

2.Экзистенциальный подход: изучение индивидуального человеческого существования, несводимого к общим законам существования человека (экзистенциализм, персонализм, феноменология)

3. Социологизаторский подход рассматривает человека в системе общественных связей

  1. Марксизм – человек как совокупность всех человеческих отношений, субъект социальной практики (преобразовательной деятельности)
  2. Структурализм рассматривает человека как элемент и функцию социальных структур (политических, идеологических, семантических)

.

Ницше: человек – это больное животное.

Кассирер: человек – это символическое существо.

Хайзенги: человек – существо играющее.

 

 

5.2 Человек  и природа.

Природа- не созданная человеком часть материального мира.

В качестве живого существа человек характеризуется физиологическими потребностями, деятельностью и способностями к ней.

Информация о работе Краткий обзор курса "Философии"