Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 04:03, реферат
Агностицизм – учение, в котором отрицается познаваемость мира. Представитель в немецкой классической философии Кант. С точки зрения агностицизма, познаются только феномены (явления), сущность же – не познаваема (Кант).
Феноменология – разделяет позицию агностицизма.
Аксиология – учение о ценностях.
Альтруизм – позиция, которая выражается в признании блага других людей более важным, чем своё благо.
Основные учения и понятия_______________________1-5
Предмет философии______________________________5
Специфика философии____________________________5
Функции философии______________________________5
Концепции бытия--------------------------------------------------5-6
Картины мира____________________________________6
Материя, движение, пространство-время_______________6
Диалектика_______________________________________6-7
Познание и сознание_______________________________7
Научное познание_________________________________7-8
Происхождение и сущность человека________________8-9
Ценности и смысл жизни__________________________9
Общество_______________________________________9-10
История философии_____________________________10-12
Система – дифференцированное и целостное единство элементов.
Самоорганизация системы – это её способность видоизменять свою структуру.
Синергетика – наука о самоорганизации систем.(Хакен)
Законы диалектики.
Закон перехода количественных изменений в качественные.
Закон единства и борьбы противоположностей. Согласно этому закону причиной и движущей силой развития является разрешение внутренних противоречий.
Закон отрицания отрицания. Этот закон выражает повторяемость и цикличность в развитии объектов.
Категории
Детерминизм – учение о причинной обусловленности явлений. Для метафизического материализма характерна линейная концепция причинности, для диалектического материализма характерна сетевая концепция причинности.
Индетерминизм – это учение , отрицающее причинность.
Сущность – это категория, отражающая глубинные, фундаментальные свойства объекта.
Явление – это категория, отражающая поверхностные, чувственно воспринимаемые свойства объекта.
Сущность и явления взаимосвязаны и познаваемы (диалектический материализм).
4. Философия познания
4.1. Сущность и природа познания
Познание – это отражение действительности в сознании человека ( диалектический материализм).
Сознание – это способность человека отражать мир в идеальных образах. Оно включает в себя три сферы: 1) познавательную (мышление и чувства), 2) эмоциональную,3) волевую.
Главные свойства сознания: интенциональность, идеальность, активность.
Формы сознания: индивидуальное и общественное
Формы биологического отражения: ощущения, раздражимость.
Элементарные формы отражения – механическое, физическое.
Носитель познавательной активности – субъект (не индивид, а общество.)
Гносеологический оптимизм – учение, которое признаёт познаваемость мира. Существует материалистическое и идеалистическое направления гносеологического оптимизма.
В античной философии признаётся познаваемость мира (знание – копия предмета), но не учитывается активность субъекта (созерцательный материализм). (5в до н.э.)
В религиозной философии признаётся познаваемость мира, т.к. Бог наделил человека способностью познавать (идеализм).
Гегель: в основе мира лежит саморазвитие объективного духа. И объект, и субъект – формы духа. Дух в форме субъекта познаёт себя в форме объекта. Отсюда признание познаваемости мира (Идеализм). (19в)
Марксистская философия: признание познаваемости мира в процессе активной преобразовательной деятельности субъекта (диалектический материализм).(19-20вв.)
Агностицизм – учение, в котором отрицается познаваемость мира
Кант, Юм признавали познаваемость только ощущений, восприятий, получаемых от объекта, но не сам объект (субъективный идеализм, агностицизм).18в.).
С точки зрения агностицизма, познаются только феномены (явления), сущность же – непознаваема (Кант)
Конвенционализм – учение, согласно которому все теории – лишь удобные соглашения (Пуанкаре), разделяет позицию агностицизма.
Феноменология – учение, согласно которому задачей философии является описание феноменов. (Гуссерль). Разделяет позицию агностицизма.(20в.)
Теория символов – учение, согласно которому знание – это не образ, а только символ объекта (Гельмгольц). Разделяет позицию агностицизма.
Инструментализм – учение, согласно которому знание – это лишь инструмент для вычислений и предсказаний. ). Разделяет позицию агностицизма.
4.2 Познавательные способности человека
Познавательные способности человека: чувства и разум.
Рационализм – учение, согласно которому главную роль в познании играет разум (рацио – разум). Основатель – Декарт.
Эмпиризм – учение, согласно которому главную роль в познании играет опыт ( эмпирио – опыт). Основатель – Бэкон.
Сенсуализм – учение, согласно которому главную роль в познании играют чувства (сенс – чувства). «Нет ничего в разуме,
чего бы не было в чувствах».
Знание – совокупность достоверных знаний 0 мире, которой располагает общество или индивид.
Заблуждение – непреднамеренное искажение знания.
Мнение – взгляд личности на что-либо.
Предположение – недоказанное знание.
Гипотеза – научное предположение.
Интуиция – способность человека постигать истину без помощи доказательств и осознания путей её постижения.
Вера – оценка информации как истинной без достаточных логических и фактических обоснований.
4.3 Проблема истины
Истина – это адекватное отражение объекта в сознании человека (классическая концепция), использует принцип корреспонденции.
Истина – это знание, которое ведет к успеху (прагматизм).
Гносеологический релятивизм отрицает возможность объективной истины
Критерий истины в диалектическом материализме – практика.
4.4 Научное познание
Наука возникла в 16 – 17 вв.
Кумулятивизм - учение, согласно которому развитие науки представляет собой последовательное накопление истин.
Сциентизм – направление, преувеличивающее роль и возможности науки.
Экстернализм – учение, которое признает движущие силы развития науки во внешних факторах.
Интернализм – направление, согласно которому движущие силы развития науки – внутренние научные идеи.
Научная революция – процесс вытеснения старой парадигмы и замены ее новой.
Т.Кун – автор термина «парадигма».
К ненаучным формам познания относятся: паранаука, лженаука.
Период зарождения технических наук – вторая половина 18 в.
Научно-техническая революция – качественные изменения в технике и технологии 20 в.
Антитехницизм – направление, согласно которому техническое развитие становится самоцелью.
Критерии научного знания – объективность, системность.
Гипотеза – научное предположение.
Высшая форма научного познания – научная теория.
Формы научного познания
Чувственное познание - это отражение поверхностных свойств объекта, воспринимаемых органами чувств. Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.
Логическое познание, или рациональное познание, или абстрактное мышление – это отражение существенных, фундаментальных, глубинных свойств объекта, не воспринимаемых органами чувств. Формы рационального познания (логического мышления): понятие, суждение, умозаключение.
Понятие – это единица мысли, отражающая существенные признаки в форме слова.
Суждение – отражение существенных признаков в форме предложения, в котором что-либо утверждается либо отрицается.
Умозаключение – это отражение существенных признаков в форме совокупности предложений, связанных логическими правилами.
Уровни научного познания:
Эмпирический и теоретический
На эмпирическом уровне субъект непосредственно взаимодействует с объектом. Цель – анализ фактов.
На теоретическом уровне субъект непосредственно не взаимодействует с объектом, а работает с результатами, полученными на эмпирическом уровне. Цель – выдвижение гипотезы, создание теории.
Методы научного познания
Эмпирические методы – наблюдение, эксперимент
Наблюдение – это восприятие объекта в естественных условиях, которые субъект не может контролировать и воспроизводить.
Эксперимент – восприятие объекта в искусственно созданных условиях, которые субъект может контролировать и воспроизводить.
Общелогические методы (пути) познания: индукция и дедукция.
Индукция – восхождение от частного к общему.
Дедукция – восхождение от общего к частному.
Теоретические методы
Анализ – разложение на части.
Синтез – объединение частей в единое целое.
Моделирование – изучение объекта посредством замещения его моделью – физической или идеальной.
5. Философия человека.
5.1 Происхождение и сущность человека.
Человек – результат не только земной биологической, но и всей космической эволюции. Человек не только земное, но и космическое существо. Космическое предназначение человека было определено в русском космизме.
Автор теории биологической эволюции – Дарвин.
Человек – это биосоциальное существо.
Согласно иррационализму, сущностью человека является воля.
Двойственность человека заключается в том, что он обладает телом и психикой.
Специфика философского подхода заключается в признании человека существом, способным к самосовершенствованию.
Индивид – характеризуется телесно-духовной целостностью и выступает конкретным субъектом деятельности.
В процессе социализации
человек формируется как личнос
Совокупность устойчивых черт личности, определяющих типичное поведение – характер.
Нравственный центр личности – совесть.
Культура личности заключается в системе нравственных норм.
Нормативно одобренный образ поведения – роль.
Процесс становления личности идет двумя путями:
1. Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм, знаний, навыков, позволяющих ему функционировать в обществе.
2. Индивидуализация - приобретение специфических черт личности.
Основные подходы к проблеме происхождения человека:
Основные подходы к проблеме происхождения человека: религиозный, научный и философские подходы.
Креационизм (рел.) – учение, согласно которому человек возник в результате целенаправленных творческих действий Бога.
Биологическая концепция – научное учение, согласно которому человек произошел от общих с обезьянами предков.
Трудовая концепция – учение Энгельса, согласно которому труд превратил обезьяноподобных предков в людей.
Генетическая (мутационная) – научное учение, согласно которому приматы превратились в человека вследствие мутаций.
Антропогенез – процесс становления и развития человека.
Социогенез – процесс становления и развития общества.
Основные концепции сущности человека
В древнегреческой философии: человек – это микрокосм.
Аристотель: сущность человека - это те его свойства, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой.
Аристотель: человек – это политическое животное
Платон: двойственность человека: тело и душа.
В религиозной философии и в религии: человек – это божественное творение.
В христианстве человек – это образ и подобие Бога.
В философии Возрождения - человек подобен Богу своим творчеством. Человек – существо творческое.
В философии Нового времени тело рассматривается как машина, механизм.
Кант делил антропологию на физиологическую и прагматическую, первая исследует то, что делает из человека природа, вторая – то, что человек делает из себя сам.
Гегель: человек – субъективный дух, высшая ступень развития объективного духа
.
Основные подходы в философии человека
1. Натурализаторский подход: изучение человека в качестве особого биологического существа(позитивизм, необихевиоризм, биоэтика, фрейдизм);
2.Экзистенциальный подход: изучение индивидуального человеческого существования, несводимого к общим законам существования человека (экзистенциализм, персонализм, феноменология)
3. Социологизаторский подход рассматривает человека в системе общественных связей
.
Ницше: человек – это больное животное.
Кассирер: человек – это символическое существо.
Хайзенги: человек – существо играющее.
5.2 Человек и природа.
Природа- не созданная человеком часть материального мира.
В качестве живого существа человек характеризуется физиологическими потребностями, деятельностью и способностями к ней.