Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 04:03, реферат
Агностицизм – учение, в котором отрицается познаваемость мира. Представитель в немецкой классической философии Кант. С точки зрения агностицизма, познаются только феномены (явления), сущность же – не познаваема (Кант).
Феноменология – разделяет позицию агностицизма.
Аксиология – учение о ценностях.
Альтруизм – позиция, которая выражается в признании блага других людей более важным, чем своё благо.
Основные учения и понятия_______________________1-5
Предмет философии______________________________5
Специфика философии____________________________5
Функции философии______________________________5
Концепции бытия--------------------------------------------------5-6
Картины мира____________________________________6
Материя, движение, пространство-время_______________6
Диалектика_______________________________________6-7
Познание и сознание_______________________________7
Научное познание_________________________________7-8
Происхождение и сущность человека________________8-9
Ценности и смысл жизни__________________________9
Общество_______________________________________9-10
История философии_____________________________10-12
Природные жизненные силы человека проявляются в его способностях и задатках.
Социал-дарвинизм – биологизаторская концепция человека и общества.
.
Артефакты – продукты и результаты человеческой деятельности, ставшие культурными объектами.
Отчуждение – существует тогда , когда результаты человеческой деятельности отделились от него и стали господствовать над ним.
5.4. Ценности и смысл жизни человека.
Ценности в широком смысле - это социально значимые объекты.
В просветительской философии ценность понимается как регулятивные идеи.
Предел человеческого совершенства – благо.
Духовный аспект свободы – способность самому создавать духовные ценности
Эгоизм – учение, согласно которому жить нужно «для себя».
Гедонизм – учение, согласно которому смысл жизни –в наслаждениях.
Альтруизм – позиция, которая выражается в признании блага других людей более важным, чем своё благо.
Аскетизм – ограничение материального потребления только самым необходимым.
В религии смыслом жизни является спасение души.
6. Социальная философия.
6.1 Общество и его структура.
Общество – это надприродная, надиндивидуальная общность людей, являющаяся результатом их совместной деятельности.
Сферы общества: материально-производственная, социальная, политическая, духовная.
Производительные силы и производственные отношения – элементы материально –производственной сферы.
Классы – большие группы людей, различающиеся своим местом в общественном производстве (собственники и несобственники).
Географический детерминизм – признание определяющей роли географической среды в существовании общества.
Демографический детерминизм – признание определяющей роли народонаселения в существовании общества (Мальтус).
Технологический детерминизм – признание определяющей роли техники в развитии общества.
Теория факторов признаёт равнозначность экономических, технических, природных и др. условий в развитии общества.
6.2. Развитие общества
«Осевое время» - время, с которого началась история человечества (Ясперс)
Концепции общественного развития: формационная (Маркс) и цивилизационная (Шпенглер, Тойнби,)
Формационная концепция существует в рамках марксистской философии общества – исторического материализма.
Формация – конкретно-исторический тип общества, выделяемый по способу материального производства.
Труд – целесообразная деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества.
Мыслитель, утверждавший, что способ производства обуславливает социальные, политические и духовные процессы – Маркс.
В формационной концепции выделяют следующие ступени общественного развития: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.
Цивилизационный подход к истории предполагает признание множества равноценных по уровню зрелости культур.
Теория стадий роста существует в рамках цивилизационного подхода (Белл, Тоффлер). В этой теории выделяют: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную цивилизации.
Для доиндустриальной цивилизации характерно аграрное производство,примитивные орудия труда.
Для индустриальной цивилизации характерно индустриальное производство, его механизация;
Для постиндустриального (информационного) общества характерны автоматизация и информатизация.
Главной особенностью
постиндустриального
Главными социальными
институтами
Противопоставление культуры и цивилизации характерно для неклассической философии 19-20 вв.(Шпенглер)
Данилевский – создатель теории культурно-исторических типов. Автор книги «Россия и Европа».
Шпенглер – автор «Заката Европы», и он же считал цивилизацию завершающей ступенью культуры.
Понимание цивилизации как стадии общественного развития, сменившей дикость и варварство, характерно для Энгельса.
Тойнби – философ, считавший, что развитие цивилизации обусловлено действием «вызова-ответа».
Гумилев – автор пассионарной теории этногенеза.
Сорокин – автор стратификационного подхода
Парсонс – представитель структурно-функционального подхода.
Философская школа, считающая, что глобализация – завершающая стадия капитализма, - транснационализм.
Главным признаком циклического развития являются волнообразные циклы.
С точки зрения аксиологического подхода, культура – это система ценностей.
Культура становится специальным предметом исследования в философии Просвещения (Гердер)
Культура – часть окружения, созданная самими людьми.
Культура – система надбиологических программ жизнедеятельности человека.
Культура –деятельность людей по воспроизводству и обновлению социального бытия, а также продукты и результаты этой деятельности,
В отличие от материальной, духовная культура направлена на совершенствование общественного сознания.
Бжезинский назвал современное общество технотронным
.
6.3. Человек и общество
6.4. Глобальные
проблемы и будущее
.Глобальные проблемы: экологическая, третьей мировой войны, неизлечимых болезней.
Главная глобальная проблема – третьей мировой войны.
Глобальные проблемы обострились в связи с глобализацией.
Глобализация в экономической сфере выражается в выходе экономики за национальные (государственные) рамки.
Глобализация в политической сфере выражается в создании международных (межгосударственных) организаций и союзов.
Принцип коэволюции – принцип согласованного развития общества и природы.
К культурно-цивилизационной стороне глобализации относится расширение информационного пространства.
Философ, считавший,
что либерально-
Положительное значение социальных последствий перехода к постиндустриализму – это гуманизация технологий, и многоуровневое демократическое участие народа в политике.
Для разрешения глобальных проблем необходимо изменить потребительское отношение человека к природе.
7. История философии
Этапы исторического развития философии:
Картина мира – космоцентризм, человек как микрокосм.
Древневосточная философия имела практическую направленность, а античная – теоретическую.
Философия Древнего Китая – даосизм, конфуцианство. Основой древнекитайской философии является «Книга перемен». Конфуцианство – это этическое учение, учение о нормах существования человека в семье и государстве.
Философия Древней Индии – буддизм. В буддизме человек предстаёт как существо страдающее.
Философия Древней Греции:
Демокрит – материалист, автор атомистической концепции.
Платон – идеалист, автор учений об идеях (эйдосах), об идеальном государстве.
Парменид –древнегреческий философ, в его философии впервые содержится онтология - учение о бытии.
Пифагор попытался постичь количественную сторону мироздания. Ему же принадлежит высказывание: «Я не философ , а любомудр».
Сократ понимал диалектику как искусство спора.
Противоположность
между материализмом и
Зенон Элейский впервые поставил вопрос о логических противоречиях. Автор апорий «Ахилл и черепаха» . «Стрела».
В учениях элеатов была поставлена проблема бытия и небытия.
Главная проблема – вопрос о первоначале, вопрос о том, что лежит в основе всего.
Первым
греческим и европейским
2. Философия средних веков. (3-14 вв.н.э)
Церковь – главный институт.
Философия подчинена религии.
Картина мира – теоцентризм.
Два этапа – патристика (3-8 вв.) и схоластика (9-14 вв.)
Представитель патристики – Августин Блаженный, схоластики – Фома Аквинский.
Номинализм и реализм спорили по вопросу об универсалиях.
Главная проблема
средневековой философии –
Учение о божественном предначертании исторического процесса – провиденциализм.
Главный способ познания – откровение.
Для средневековой философии характерны религиозный догматизм и признание веры способом постижения истины.
3.Философия Возрождения. (15-16 вв.)
Возрождение интереса к античной философии.
Картина мира – антропоцентризм, сущность человека – в творчестве. Человек – творец культуры.
Гуманизм-признание человека высшей ценностью
В основе натурфилософии Возрождения лежит пантеизм.
Философию политики представлял Маккиавели. Автор работы «Государь».
Социально-утопическое направление представляли Мор и Кампанелла..Мор написал «Утопию», а Кампанелла – «Город солнца».
.
4.Философия 17 века.
Развитие капитализма и науки.
Главная проблема
– разработка научного
метода.
Главный раздел философии – гносеология (эпистемология)
Эмпиризм (Бэкон) и рационализм (Декарт).
Бэкон считал главным методом познания индукцию, а Декарт – дедукцию.
Бэкон называл заблуждения человеческого разума идолами.
Теория врожденных идей – рационализм (Декарт)
Декарт – дуалист.
Спиноза – пантеист.
5.Философия 19 в.
Немецкая классическая философия.
Отличительная черта – антропосоциоцентризм.
Основатель – Кант.
Кант видел положительное значение метафизических идей в том, что они являются априорными формами мышления.
По Канту познанию доступны только феномены.
Кант очертил сферу философии вопросами: «Что я могу знать», «На что я могу надеяться?», «Что есть человек?».
Критическая философия Канта направлена на обоснование первичности субъекта.
Категорический императив Канта: «Человек не должен быть средством реализации чьих бы то ни было целей».
Представители: Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах.
Гегель – создатель идеалистической диалектики. В основе его учения лежит принцип тождества бытия и мышления.
В основе философии Гегеля лежит принцип тождества бытия и мышления.
Гегель впервые представил природу, общество и познание как единый процесс развития.
Фейербах – представитель антропологического материализма.
Позитивизм. Основатель – Конт.
Отечественная философия.
Отличительная
черта русской философии – панм
Соборность – понятие, выражающее самобытность русского общества,
православия.
Илларион – первый русский философ, автор работы «Слово о законе и благодати» (XIв.).
Материалист XVIII в. – Ломоносов.
Идеалист XVIII в. – Сковорода.
Идеалистическое направление: Соловьёв, Бердяев, Франк, Фёдоров, Толстой
Соловьёв
– создатель философии «
«Русская идея», по Соловьёву – это идея национального предназначения.
Бердяев – представитель русского религиозного экзистенциализма.
Материалистическое направление
Чернышевский – представитель антропологического материализма.
Бакунин, Кропоткин. – основатели анархизма,
Русский космизм. Материалистическое крыло представляли Циолковский, Вернадский.