Краткий обзор курса "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 04:03, реферат

Описание

Агностицизм – учение, в котором отрицается познаваемость мира. Представитель в немецкой классической философии Кант. С точки зрения агностицизма, познаются только феномены (явления), сущность же – не познаваема (Кант).
Феноменология – разделяет позицию агностицизма.
Аксиология – учение о ценностях.
Альтруизм – позиция, которая выражается в признании блага других людей более важным, чем своё благо.

Содержание

Основные учения и понятия_______________________1-5
Предмет философии______________________________5
Специфика философии____________________________5
Функции философии______________________________5
Концепции бытия--------------------------------------------------5-6
Картины мира____________________________________6
Материя, движение, пространство-время_______________6
Диалектика_______________________________________6-7
Познание и сознание_______________________________7
Научное познание_________________________________7-8
Происхождение и сущность человека________________8-9
Ценности и смысл жизни__________________________9
Общество_______________________________________9-10
История философии_____________________________10-12

Работа состоит из  1 файл

ФИЛОСОФИЯ.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

Природные жизненные  силы человека проявляются в его  способностях и задатках.

Социал-дарвинизм – биологизаторская концепция человека и общества.

.

Артефакты – продукты и результаты человеческой деятельности, ставшие культурными объектами.

Отчуждение – существует тогда , когда результаты человеческой деятельности отделились от него и стали господствовать над ним.

5.4. Ценности  и смысл жизни человека.

Ценности в широком смысле  - это социально значимые объекты.

В просветительской философии ценность понимается как регулятивные идеи.

Предел человеческого совершенства – благо.

Духовный  аспект свободы – способность самому создавать духовные ценности

Эгоизм – учение, согласно которому жить нужно «для себя».

Гедонизм – учение, согласно которому смысл жизни –в наслаждениях.

Альтруизм – позиция, которая выражается в признании блага других людей более важным, чем своё благо.

Аскетизм – ограничение материального потребления только самым необходимым.

В религии смыслом жизни является спасение души.

 

6. Социальная  философия.

6.1 Общество  и его структура.

Общество – это надприродная, надиндивидуальная общность людей, являющаяся результатом их совместной деятельности.

Сферы общества: материально-производственная, социальная, политическая, духовная.

Производительные  силы и производственные отношения – элементы материально –производственной сферы.

Классы – большие группы людей, различающиеся своим местом в общественном производстве (собственники и несобственники).

Географический  детерминизм – признание определяющей роли географической среды в существовании общества.

Демографический детерминизм – признание определяющей роли народонаселения в существовании общества (Мальтус).

Технологический детерминизм – признание определяющей роли техники в развитии общества.

Теория  факторов признаёт равнозначность экономических, технических, природных и др. условий в развитии общества.

 

6.2. Развитие общества

 «Осевое  время» - время, с которого началась история человечества (Ясперс)

Концепции общественного развития: формационная (Маркс) и цивилизационная (Шпенглер, Тойнби,)

Формационная концепция существует в рамках марксистской философии общества – исторического материализма.

Формация  – конкретно-исторический тип общества, выделяемый по способу материального производства.

Труд – целесообразная деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества.

Мыслитель, утверждавший, что способ производства обуславливает социальные, политические и духовные процессы – Маркс.

 В  формационной концепции выделяют следующие ступени общественного развития: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

Цивилизационный подход к истории предполагает признание множества равноценных по уровню зрелости культур.

Теория  стадий роста существует в рамках цивилизационного подхода (Белл, Тоффлер). В этой теории выделяют: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную цивилизации.

Для доиндустриальной цивилизации характерно аграрное производство,примитивные орудия труда.

Для индустриальной цивилизации характерно индустриальное производство, его механизация;

Для постиндустриального (информационного) общества характерны автоматизация и информатизация.

Главной особенностью постиндустриального производства является то, что наука становится определяющим фактором развития всех сфер общественной жизни.(Белл)

Главными социальными  институтами постиндустриального  общества стали университеты и научно-исследовательские организации.

Противопоставление  культуры и цивилизации характерно для неклассической философии 19-20 вв.(Шпенглер)

Данилевский – создатель теории культурно-исторических типов. Автор книги «Россия и Европа».

Шпенглер – автор «Заката Европы», и он же считал цивилизацию завершающей ступенью культуры.

Понимание цивилизации как стадии общественного развития, сменившей дикость и варварство, характерно для Энгельса.

Тойнби – философ, считавший, что развитие цивилизации обусловлено действием «вызова-ответа».

Гумилев – автор пассионарной теории этногенеза.

Сорокин – автор стратификационного подхода

Парсонс – представитель структурно-функционального подхода.

Философская школа, считающая, что глобализация – завершающая  стадия капитализма, - транснационализм.

Главным признаком циклического развития являются волнообразные циклы.

С точки зрения аксиологического подхода, культура – это система ценностей.

Культура становится специальным предметом исследования в философии Просвещения (Гердер)

Культура – часть окружения, созданная самими людьми.

Культура – система надбиологических программ жизнедеятельности человека.

Культура –деятельность людей по воспроизводству и обновлению социального бытия, а также продукты и результаты этой деятельности,

 В отличие от материальной, духовная культура направлена на совершенствование общественного сознания.

Бжезинский назвал современное общество технотронным

.

6.3. Человек  и общество

 

6.4. Глобальные  проблемы и будущее человечества

.Глобальные проблемы: экологическая, третьей мировой войны, неизлечимых болезней.

Главная глобальная проблема – третьей мировой войны.

Глобальные  проблемы обострились в связи  с глобализацией.

Глобализация  в экономической сфере выражается в выходе экономики за национальные (государственные) рамки.

Глобализация  в политической сфере выражается в создании международных (межгосударственных) организаций и союзов.

Принцип коэволюции – принцип согласованного развития общества и природы.

К культурно-цивилизационной стороне глобализации относится расширение информационного пространства.

Философ, считавший, что либерально-демократические  идеи одержали победу в глобальном масштабе – Фукуяма.

Положительное значение социальных последствий перехода к постиндустриализму – это гуманизация  технологий, и многоуровневое демократическое участие народа в политике.

Для разрешения глобальных проблем необходимо изменить потребительское отношение человека к природе.

 

7. История  философии

Этапы исторического  развития философии:

  1. Древняя философия (7 в. до н.э. – 3 в. н.э.)

Картина мира – космоцентризм, человек как микрокосм.

Древневосточная философия имела практическую направленность, а античная – теоретическую.

Философия Древнего Китая – даосизм, конфуцианство. Основой древнекитайской философии является «Книга перемен». Конфуцианство – это этическое учение, учение о нормах существования человека в семье и государстве.

Философия Древней Индии – буддизм. В буддизме человек предстаёт как существо страдающее.

Философия Древней  Греции:

Демокрит – материалист, автор атомистической концепции.

Платон – идеалист, автор учений об идеях (эйдосах), об идеальном государстве.

Парменид –древнегреческий философ, в его философии впервые содержится онтология -  учение о бытии.

Пифагор попытался постичь количественную сторону мироздания. Ему же принадлежит высказывание: «Я не философ , а любомудр».

Сократ понимал диалектику как искусство спора.

Противоположность между материализмом и идеализмом – Демокрит и Платон.

Зенон Элейский  впервые поставил вопрос о логических противоречиях. Автор апорий «Ахилл и черепаха» . «Стрела».

В учениях элеатов была поставлена проблема бытия и небытия.

Главная проблема – вопрос о первоначале, вопрос о том, что лежит в основе всего.

Первым  греческим и европейским философом  был Фалес.

 

2. Философия средних веков. (3-14 вв.н.э)

Церковь – главный  институт.

Философия подчинена  религии.

Картина мира – теоцентризм.

Два этапа – патристика (3-8 вв.) и схоластика (9-14 вв.)

Представитель патристики – Августин Блаженный, схоластики – Фома Аквинский.

Номинализм  и реализм спорили по вопросу об универсалиях.

Главная проблема средневековой философии – доказательство бытия Бога.

Учение о  божественном предначертании исторического  процесса – провиденциализм.

Главный способ познания – откровение.

Для средневековой  философии характерны религиозный догматизм и признание веры способом постижения истины.

 

3.Философия Возрождения. (15-16 вв.)

Возрождение интереса к античной философии.

Картина мира – антропоцентризм, сущность человека – в творчестве. Человек – творец культуры.

Гуманизм-признание человека высшей ценностью

В основе натурфилософии Возрождения лежит пантеизм.

Философию политики представлял Маккиавели. Автор работы «Государь».

Социально-утопическое  направление представляли Мор и Кампанелла..Мор написал «Утопию», а Кампанелла – «Город солнца».

.

4.Философия 17 века.

Развитие капитализма  и науки.

Главная проблема – разработка научного метода.                                                                                                                                                 

Главный раздел философии – гносеология (эпистемология)

Эмпиризм (Бэкон) и рационализм (Декарт).

Бэкон считал главным методом познания индукцию, а Декарт – дедукцию.

Бэкон называл заблуждения человеческого разума идолами.

Теория  врожденных идей – рационализм (Декарт)

Декарт – дуалист.

Спиноза – пантеист.

 

5.Философия 19 в.

 

Немецкая  классическая философия.

 

Отличительная черта – антропосоциоцентризм.

Основатель – Кант.

Кант видел положительное значение метафизических идей в том, что они являются априорными формами мышления.

По Канту познанию доступны только феномены.

Кант очертил сферу философии вопросами: «Что я могу знать», «На что я могу надеяться?», «Что есть человек?».

Критическая философия  Канта направлена на обоснование  первичности субъекта.

Категорический  императив Канта: «Человек не должен быть средством реализации чьих бы то ни было целей».

Представители: Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах.

Гегель – создатель идеалистической диалектики. В основе его учения лежит принцип тождества бытия и мышления.

В основе философии  Гегеля лежит принцип тождества бытия и мышления.

Гегель впервые  представил природу, общество и познание как единый процесс развития.

Фейербах – представитель антропологического материализма.

Позитивизм. Основатель – Конт.

 

Отечественная философия.

 

Отличительная черта русской философии – панморализм.

Соборность – понятие, выражающее самобытность русского общества,

православия.

Илларион – первый русский философ, автор работы «Слово о законе и благодати» (XIв.).

Материалист XVIII в. – Ломоносов.

Идеалист XVIII в. – Сковорода.

 Идеалистическое направление: Соловьёв, Бердяев, Франк, Фёдоров, Толстой

Соловьёв  – создатель философии «Всеединства»  и «Богочеловечества».

«Русская  идея», по Соловьёву – это идея национального предназначения.

Бердяев – представитель русского религиозного  экзистенциализма.

Материалистическое направление: Герцен, Чернышевский, Белинский.

Чернышевский – представитель антропологического материализма.

Бакунин, Кропоткин. – основатели анархизма,

Русский космизм. Материалистическое крыло представляли Циолковский, Вернадский.

Информация о работе Краткий обзор курса "Философии"