Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 08:21, контрольная работа
Многие проблемы, которые рассматриваются в философии, дли¬тельное время ставились и по-своему решались в рамках мифологии, ко¬торая возни-кает задолго до философии на 50 - 90 тысяч лет. Это проблемы мира, его происхождения и сущности, места и роли человека в мире и соци¬альной действительности, воз¬можности человека в познании и преоб¬разовании мира. Но от¬веты на данные вопросы длительное время да¬вались лишь на основе образного мышления, которое было господствующим в то время.
ВВЕДЕНИЕ
Многие проблемы, которые рассматриваются в философии, длительное время ставились и по-своему решались в рамках мифологии, которая возникает задолго до философии на 50 - 90 тысяч лет. Это проблемы мира, его происхождения и сущности, места и роли человека в мире и социальной действительности, возможности человека в познании и преобразовании мира. Но ответы на данные вопросы длительное время давались лишь на основе образного мышления, которое было господствующим в то время. Постепенно шло развитие абстрактного мышления и формирование человеческого разума. Первые попытки ответить на вопросы о сущности мира, общества, человека и человеческого познания с помощью разума и выразились в возникновении первых философских систем. Само появление философии свидетельствовало о том, что человечество перешло к новой стадии своего развития - к формированию и развитию человека разумного. Поэтому человек разумный начинается именно с возникновения философии. И разумность каждого человека определяется мерой освоения философской культуры. И в этом смысл философии.
Само
название «философия», согласно преданиям,
употребил впервые в VI в. до нашей эры
Пифагор. В его время умных людей называли
мудрецами. Самого Пифагора причисляли
к семи великим мудрецам. Но Пифагор заявлял,
что он не мудрец, а философ, то есть любящий
мудрость. И это название философии, как
любви к мудрости сохранилось до настоящего
времени. Понятие «философия» её истолкования
и закрепления в Европейской культуре
осуществил Платон. Он понимал под философией
науку о человеке, мире и познании. Первоначально
смысловое содержание, понятие философии
было нерасчлененным, целостным и выражало
знание о мире, человеке о месте человека
в мире, в отношении мира к человеку. Зарождавшаяся
философия была синонимом самой общей
науки.
Первые философы пытались обобщать все знания, которые существовали в их время, все достижения культуры и предпринимали попытки ответить на все возникающие проблемы, многие из которых затем стали достоянием конкретных наук. По мере развития человечества происходило накопление опыта, знаний происходило формирование самостоятельных наук и этот процесс продолжается в настоящее время. В настоящее время и окружающий мир, и общество, и человек, и процесс человеческого познания исследуются многими конкретными науками. И поэтому не случайно возникает вопрос о надобности самой философии, если все чем она занималась, изучается конкретными науками. И некоторые философы в начале прошлого века (позитивисты) доказывали даже вредность философии, с которой необходимо бороться. И нужна ли философия в настоящее время, когда знания дают конкретные науки?
Но,
тем не менее, за время существования
философии (более 3,5 тысячи лет) люди к
ней стремятся и её изучают. Как
изучали и развивали ее в древней
Греции, как изучали ее в школах
и университетах Средневековья,
эпохи Возрождения, Нового времени
и современности. Уже из этого видно, что
длительное время многие поколения людей
считали философию чем-то весьма важным
для образованного человека. И определение
смысла философии возможно лишь на пути
рассмотрения самой философии и определения
той роли, какую она играет в жизни человека.
Философы- это представители философии,
которые защищают интересы и выполняют
функции и задачи данной науки.
КТО ТАКОЙ ФИЛОСОФ?
Фило́соф (др.-греч. φιλόσοφος
и в другом месте[3]:
…на вопрос Леонта, флиунтского тирана, кто он такой, Пифагор ответил: «Философ», что значит «любомудр». Жизнь, говорил он, подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать, а самые счастливые — смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы — до единой только истины.
Пифагор
не оставил после себя сочинений,
так что первый автор, у которого
встречается слово «философ», это Гераклит[4]:
Первоначально, напр. у Гераклита, так назывался всякий человек, занимающийся исследованием. Позднее под словом "философ" стал пониматься тип человека, стремящегося к окончательной, всеобъемлющей ясности и истинности. Философ рождается таковым и не связан ни с какими особыми жизненными обстоятельствами; характерные для философа вид связи с миром и манера познания вновь и вновь проявляются во все времена у всех философски одаренных людей. От художника философ отличается тем, что он ищет изображение истины не в наглядных символах и конкретных образах, а в понятиях; от религиозного человека его отличает то, что философ стремится к исследованию истины не для достижения личной святости, а во имя самой истины; он рассматривает вещи согласно их сущности. Но философ не является и собственно ученым, ибо его взгляды суть результаты не только применения его метода и согласованности с опытом, но и результаты присущей ему индивидуальной силы внутренней убежденности (предполагается, что такая сила имеется). Однако дофилософские и нефилософские формы отношения к миру также воздействуют на философа, воспринимаются им и используются при поисках истины. Говорят о поэтах-философах, о религиозных мыслителях и о научных школах философов. Философ в подлинном смысле этого слова всегда представляет собой значительную личность. Поскольку философствование есть постановка вопроса о конечном, последнем смысле, который может быть придан данному, мы вправе требовать от философа единства его теории и бытия; он должен в своей жизни осуществлять свою философию. Существенной для философа является потребность находиться в некотором отдалении от людей и событий: ему нужна определенная дистанция между ним и вещами, чтобы охватить их взглядом. Из этой предпосылки всякого философствования возникает т. н. отрешенность философов от мира.
Философом также может называться человек, принадлежащий к определённой философской школе, разделяющий её идеи и/или живущий в соответствии с этими идеями, то есть осуществляющий философию как образ жизни.
Философ —
профессиональный мыслитель, занимающийся
разработкой вопросов мировоззрения[1].
КАКОВА ЕГО РОЛЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ?
И
так, Философ не довольствуется объективной
картиной мира. Он обязательно «вписывает»
в неё человека. Отношения человека к миру
– вечный предмет философии. Вместе с
тем предмет философии исторически подвижен,
конкретен, «человеческое» измерение
мира изменяется с изменением сущностных
сил самого человека.
Отличительной чертой философского творчества является еще и то, что оно глубоко личностно. Личность, образ жизни философа неотделимы от его мысли. Многообразие, неповторимость, неожиданность и даже парадоксальность философских идей, концепции, учений – не слабость, а сила философского творчества. Это многообразие (плюрализм) для каждого мыслящего человека есть «приглашение»к сотворчеству, «собеседованию»с великими умами, есть реальное условие сделать собственный выбор своей жизненной позиции, соразмерив его с опытом предшественников.
Философский
плюрализм не нужно смешивать
с эклектикой – бессистемным, беспринципным
смешиванием разнородных
Гегель строит свою систему в виде « Энциклопедии философских наук». Как и стоики, и Кант, Гегель тоже три части философского знания, обозначенные им в строгой последовательности: 1) логика; 2) философия природы и 3)философия духа.
Структура
философского знания указывает на то,
что в философии теория и история
связаны между собой
Обыденное мышление воспринимает термины «быть», «существовать», «находиться в наличности» как синонимы, т. е. близкие по значению. Философия использовала термины «быть», «бытиё» для обозначения не просто существования, а того, что гарантирует существование. Поэтому слово «бытие» получает в философии особый смысл, понять который можно, только обратившись к рассмотрению философской проблематики бытия.
Критика
понимания бытия в
Русские философы связывали то или иное решение проблемы бытия со спецификой мировоззрения, мироощущения народа, людей определённой культуры. Они считали, что философские проблемы и их решения подпитываются духовными запросами людей, а точнее являются их отражением. И тот факт, что философия Запада, начиная с Декарта и Локка, признавала первичным, непосредственно данным, самоочевидным сознание, знание, а не бытие, напрямую связан с мировоззрением, господствующим в западноевропейской культуре того времени.
С.Л.
Франк в работе «Духовные основы
общества» писал, что «эта кажущаяся
самоочевидность идеализма