Кто такой философ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 08:21, контрольная работа

Описание

Многие проблемы, которые рассматриваются в философии, дли¬тельное время ставились и по-своему решались в рамках мифологии, ко¬торая возни-кает задолго до философии на 50 - 90 тысяч лет. Это проблемы мира, его происхождения и сущности, места и роли человека в мире и соци¬альной действительности, воз¬можности человека в познании и преоб¬разовании мира. Но от¬веты на данные вопросы длительное время да¬вались лишь на основе образного мышления, которое было господствующим в то время.

Работа состоит из  1 файл

Философ.docx

— 49.67 Кб (Скачать документ)

Греческое слово "философия" восходит к именам Геродота, Гераклита и Пифагора. Его глубокий смысл впервые был подвергнут тщательному анализу Платоном и Аристотелем. На русский язык слово "философия" переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Возраст философии весьма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. Ясно, что в различные эпохи человечества слову "философия" придавали не во всем одинаковый смысл. Тем не менее следует признать, что это слово уже по самому своему происхождению удачно выражает сокровенные черты всякого подлинного философствования.

Философия - это любовь. Но что мы любим? То, без чего нам плохо, без чего не хочется жить, ибо сама жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл. Что  такое мудрость? Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности. Все это мы находим в философии - читатель имеет возможность убедиться  в справедливости наших слов по мере проработки им текста книги. 

     Как только в обществе возник феномен, получивший название философии, стало очевидным, что философствование является неизбывным и насущным (хотя многих и смущающим) делом каждого индивида в отдельности  и общества в целом. «. . . Философия, — по словам П. Л. Лаврова, — есть нечто весьма обыденное, нечто до такой степени нераздельное с нашим существом, что мы философствуем не учась, при каждом произносимом слове, при каждом осмысленном действии, философствуем хорошо или дурно, но постоянно и неудержимо». В широком, общечеловеческом смысле любой из нас — философ, вопрошающий (чаще всего мысленно и не для печати) об общих основах мироздания, законах его развития, смысле жизни и смерти и т. д. Человек — это «прирожденный» философ, подобно тому как он — неизбежно метеоролог, рассуждающий о погоде, врач, размышляющий о здоровье или болезнях, эколог, задумывающийся о причинах оскудения и осквернения природы и т. д. Всеобщность духа философии и общность его всякому другому движению человеческого разума хорошо выразил К. Маркс:

     «Тот  же самый дух, который строит железные дороги руками рабочих, строит философские  системы в мозгу философов».

     Между тем, когда говорится о философии  в «диа-трибической традиции» (А. В. Потемкин), имеется в виду не реальное содержание и многоуровневость бытующих (или бытовавших) в общественном сознании человечества философий1, а результаты размышлений на философские темы людей, специально посвятивших себя философскому познанию и познанию философского познания, т. е. философов par exellence.

     И это естественно, поскольку люди стремятся к обладанию наиболее достоверными и глубокими знаниями о предмете своего интереса и тем самым, по выражению А. С. Пушкина, к «сокращению» опытов «быстротекущей жизни». Со своей стороны для профессиональных философов было бы столь же естественно не забывать своего первородства, своего про-   , исхождения из мира людей и, следовательно, своей высшей цели — наилучшим и достойным образом помогать  удовлетворять потребность человека и — в идеале — всего человечества в философском знании и философствовании.

     Как считают историки, первые философские системы более или менее одновременно возникли в Индии, Китае, Древней Греции около 2,5—3 тыс. лет назад. Все они носили космологический, или онтологический, характер, однако довольно скоро осложнились этической, эстетической и социальной проблематикой, вопросами логики и методологии. Известно, что в рамках одной из первых философских школ Древней Греции — милетской — предмет философии связывался -с постижением самотождественных первоначал мира, идентифицируемых либо с какой-либо природной стихией («вода» у Фа-леса, «воздух» у Анаксимена, «огонь» у Гераклита), либо с беспредельным («апейрон» у Анаксимандра). Элейская школа философствовала о неизменном бытии, Эмпедокл — о синтезе четырех стихий: земли, воды, воздуха и огня. Позже философские изыскания порождают древнегреческую атомистику в лице Демокрита. Наряду с этим философия начинает включать в себя размышления о человеке (Протагор, Гор-гий), достигая в учении Сократа своей первоначально высшей формы.

     Учения  Платона и Аристотеля знаменовали  собой возникновение первых всесторонне  разработанных философских систем. Для Платона философия была связана  с познанием объективного мира идей, который и определял ее предмет. 
 
 

     Каждый  человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в философии. Как устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что определяет эти законы развития?  Какое место занимает закономерность, а какое - случай?  Положение человека в мире:  смертен или бессмертен? Как может человек понять свое предназначение.  Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина и как ее отличить от лжи?

     Морально-нравственные проблемы:  совесть,   ответственность, справедливость, добро и зло.

     Эти вопросы поставлены самой жизнью. Тот или иной вопрос определяет направление жизнедеятельности человека.

     Философы  призвана правильно решить эти вопросы, помочь преобразовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании,  что является необходимым в становлении личности.

Философы  выполняют ряд Функций:

1.Регулятивные и организующие(методология) – определение способов достижения какой-либо цели (имеются в виду фундаментальные методы философии, например, исторический метод – всегда есть резон учитывать историю интересующих вас проблем)

2.Объяснителная (когнитивная)

3.Аксологическая (“аксо”–ценность, помогает человеку осознать смысл жизни и определить ценности).

Подводя итог, еще раз определим природу  и назначение философии, обратившись к высказываниям великих, которые, заметьте, образуют известную гармонию. Грек Платон в своих диалогах "Федон" и "Федр" вкладывает в уста Сократаразмышление о том, что под воздействием философии душа человека очищается и человек "становится подлинно совершенным". Француз Монтенъ видит конечную цель философии в добродетели. Англичанин Гоббс считает, что недостаток философии причиняет много страданий, "назначение философии заключается, таким образом, в том, что благодаря ей мы можем использовать к нашей выгоде предвидимые нами действия и на основании наших знаний по мере сил и способностей планомерно вызывать эти действия для умножения жизненных благ". Немец Гуссерль формулирует бесконечную задачу философии как "функцию свободной и универсальной теоретической рефлексии, ох-шггмвающей также все идеалы и всеобщий идеал, т.е. универ-<:ум всех норм". Русский В.С.Соловъев видит назначение философии в стремлении "к духовной цельности человеческого существования". С ним согласен другой наш соотечественник Н.А.Бердяев: философия есть часть, опыт, акт жизни, значение которого выступает как "творческий прорыв к смыслу бытия". Немецкий мыслитель Хайдеггер характеризует философию как "последнее выговаривание и последний спор человека, захватывающие его целиком и постоянно". 

     Во  все времена были философы, их было на столько много, что не всех мы  знаем и помним. Но некоторые оставались, остаются и будут оставаться в памяти народа до тех пор, пока существует наш мир, наше общество.

     Крупнейшие  философы всех времен: 

Пифагор.(580-500 г до н.э.) Отвергал матереализм милетцев. Основа мира не матер первоначало, а числа, которые образуют космический порядок- прообраз общ. порядка. Познать мир- значит познать управляющие им числа. Первая попытка постановки вороса о роли количественной стороны явлений природы. Математика, геометрия, теории архитектуры, музыки, скульптуры(высота тона струны зав. от ее длины.) Движ небесных тел подчиняется математи-ческим соотношениям- гармония сфер.

Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожеств-ляли их. Священная монада(единица)- это мать богов, все-общее первоначо и основа всех прир.явлений. Двойка- это принцип противоположности, отрицательности в природе (женское–делится на 2). Природа образует тело(тройка), являясь триединством первоначала и его противор.сто-рон(мужское). Четверка- образ четырех элементов приро-ды и т.д.. Мысль о том, что все в прир. подчинено опред. числ. соотнош.,благодаря абсол чисел приводила П. к идеа-листическому утверждению, что именно число, а не мате-рия явл. первоосновой всего.(Начало всего: 1, 2, 3, 4. Им соответствуют по порядку точка, линия, прямая, объем. Сумма чисел 1+2+3+4=10–священная декада-основа мира). Из объемных фигур происходят чувственно воспринимае-мые тела, которые имеют четыре основы: огонь, воду, зем-лю и воздух; превращение последних приводит к миру жи-вого и человека. 

Гераклит(ок.530–470 дон.э.) был великим диалектиком, пытался понять сущность мира и его единства, опирается не на то, из чего он сделан, а на то, как это единство себя проявляет. В качестве основного признака выделил свойст-во–изменчивость(его фраза:“В одну реку нельзя войти дважды”). Возникла гносеологическая проблема познания: Если мир изменчив, то как его познать?( Основа всего–огонь, это и образ вечного движения).

Получается, что ничего нет, все лишь становится. Нельзя даже вообразить себе, чтобы в сущем что-то, вдруг оцепенев, застыло бы напрочь в абсолютной немоте. В ощущении остается лишь одна текучая волна, за которую трудно ухватиться щупальцами разума: она все время ускользает. Это ведет к крайнему скептицизму Кратила: ни о чем ничего нельзя утверждать, ибо все течет; скажешь о человеке что-то хорошее, а он уже утек в грязь дурного.

Согласно  воззрениям Гераклита, переход явления  из одно-го состояния в другое совершается через борьбу противо-положностей, которую он называл вечным всеобщим Лого-сом, т.е. единым, общим для всего существования законом: не мне, но Логосу внимая, мудро признать, что все–едино. По Гераклиту, огонь и Логос «эквивалентны»: «огонь разу-мен и является причиной управления всем», а то, что «всем управляет через все», он считает разумом. Гераклит учит, что мир, единый из всего, не создан никем из богов и ни-кем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, за-кономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим.

Огонь как душа Космоса предполагает разумность и бо-жественность. А ведь разум обладает властной силой уп-равления всем сущим: он все направляет и всему дает фор-му. Разум, т.е. Логос, правит всем через все. При этом объ-ективная ценность человеческого разума определяется степенью его адекватности Логосу, т.е. общему миропорядку.

Кратил.Непочтительно относился к своему учителю–Гера-клиту. Он ругал Гераклита: “В реку нельзя войти и один раз”. Согласно его рассуждениям мудрый тот, кто не дает названия предметам(они меняются ).

Все указанные  философы считали, что в основе мира–мате-риальная субстанция(субстанция–то, что не нуждается для своего объяснения в другом). 

Парменид (около 510 до н.э.)

     Как много философов до Сократа, Парменид отличался непостижимостью и определенным безумствием. Он стал основателем философской школы в Елее. Из трудов философа до нас дошла лишь его поэма «О природе». Занимался вопросами бытия и познания. Полагал, что бытие существует, а небытие - нет. Поскольку мышление - это и есть бытие, а о небытие мыслить невозможно, то и самого небытия не существует. Немного безумно, но логично, не так ли?

Аристотель (384-322 до н.э.)

И Сократ, и Платон были могучими столбами античной философии, но прочитав труда Аристотеля, понимаешь, что этот человек был  кроме всего прочего и большим  просветителем. Концепции школы Аристотеля продолжили его многочисленные ученики, поэтому современным ученым зачастую сложно определить принадлежность тех или иных работ руке великого мыслителя. Он стал первым ученым, который составил разностороннюю систему философии - основу многих современных наук. Аристотель был основоположником формальной логики, его взгляды на физическую сторону мира сильно повлияли на дальнейшее развитие человеческой мысли. 
 
Марк Аврелий (121-180)

     Марк  Аврелий отличился тем, что был не только римским императором, но и одним из выдающихся философов-гуманистов своего времени. Его работа «Медитации» была написана не для посторонних глаз. Это был способ выразить убеждение философов-стоиков, а иногда и несогласие с их идеями.Стоицизм для большинства римлян и греков был не только путем терпения, но и способом определить пути к счастливой жизни. Книга Марка Аврелия легко читается и может помочь уладить жизненные невзгоды и современным людям. Интересно, что идеи гуманизма, которые исповедовал император, не мешали ему преследовать первых христиан. 

Святой  Ансельма Кентерберийский(1003-1109)

     Католический  богослов, средневековый философ, которого считают отцом схоластики, известный  по работе Proslogium. В ней он вывел незыблемые доказательства существования Бога. Известны его высказывания - «Вера, которая требует понимания» и «Верую, чтобы понять» - впоследствии стали лозунгами августинской философской школы, а его последователи (в частности, Фома Аквинский) разделяли точку зрения Ансельма Кентерберийского на отношение веры и разума.

Информация о работе Кто такой философ