Курс лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 23:14, курс лекций

Описание

Сущность и генезис методологии научного познания
Генезис науки и развитие методов научного исследования

Работа состоит из  1 файл

Лекции по дисциплине Методы научных исследований.doc

— 643.50 Кб (Скачать документ)

Гегель не имел в своем  распоряжении достаточного естественнонаучного  материала для разработки общих  схем развития. Но он выбрал в качестве исходного объекта анализа историю  человеческого мышления, реализовавшуюся  в таких формах культуры, как философия, искусство, правовая идеология, нравственность и т.д. Этот предмет анализа был представлен Гегелем как саморазвитие абсолютной идеи. Он анализировал развитие этого объекта (идеи) по следующей схеме: объект порождает «свое иное», которое затем начинает взаимодействовать с породившим его основанием и, перестраивая его, формирует новое целое.

Распространив эту схему  развивающегося понятия на любые  объекты (поскольку они трактовались как инобытие идеи), Гегель, хотя и  в спекулятивной форме, выявил некоторые  особенности развивающихся систем: их способность, развертывая исходное противоречие, заключенное в их первоначальном зародышевом состоянии, наращивать все новые уровни организации и перестраивать при появлении каждого нового уровня сложное целое системы.

Сетка категорий, развитая в гегелевской философии на базе этого понимания, может быть расценена как сформулированный в первом приближении категориальный аппарат, который позволял осваивать объекты, относящиеся к типу саморазвивающихся систем.

Итак, сопоставление истории философии и истории естествознания позволяет констатировать, что философия обладает прогностическими возможностями по отношению к естественнонаучному поиску, заранее вырабатывая необходимые для него категориальные структуры.


Информация о работе Курс лекций по "Философии"