Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 00:59, лекция
1. Масштабы человеческой деятельности, которые сочетаются с экспонанциальностью роста народонаселения.
2. Усиление интегративных тенденций; формирование современ- ных концепций начиная с 1985 г. (перестройка). Пространство в масштабах Земли сжалось, в мировом хозяйстве - интеграция (Япония закупает сырье), образ жизни и культуры (Mc. Donalds, Coca-cola) приходит к унификации в образе и форме жизни. Тенденция к сепара- тизму (противополож). Люди хотят сохранить минимальный набор ха- рактеристик, особенностей (Корсика, народные движения). Формиро- вание взаимосвязей, но мир контрастен и противоречив.
Лекция 1. ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
Лекция 2. Философия Канта и ее современное значение.
ЛЕКЦИЯ 3 ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЕ.
ЛЕКЦИЯ 5. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 ВЕКОВ (РФ).
ЛЕКЦИЯ 6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ.
ЛЕКЦИЯ 7. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ЛЕКЦИЯ 8А. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОППЕРА.
ЛЕКЦИЯ 8Б. ПОСТМОДЕРНИЗМ (ПМЗ) И ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (ЭЭ)
ЛЕКЦИЯ 9. ОБРАЗ НАУКИ (НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ).
ЛЕКЦИЯ 10. КЛАССИЧЕСКИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ИДЕАЛ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.
ЛЕКЦИЯ 11. АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
ЛЕКЦИЯ 12. ПОЗИТИВИЗМ (МАХИЗМ).
ЛЕКЦИЯ 13. ВВЕДЕНИЕ В Ф. НАУКИ.
ЛЕКЦИЯ 15. НАУКА КАК СМЕНА РЕФЛЕКСИЙ.
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ
Лекция 1. ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
1. Масштабы человеческой деятельн
2. Усиление интегративных
тенденций; формирование
3. Противоречия и проблемы.
Глобальные проблемы: 1) войны и
тира (ослабленная угроза ядерной
войны), 2) экологическая (боль- шинство
людей хотят жить как
4. НТП как основа современной цивилизации. 300 лет назад - земледельческая цивилизация, затем - научно-технический перево- рот. НТП пропитывает поры нашего существования. Ф.Бекон: знание - сила, написал НТ утопию: общество на острове, попытался постичь скрытые силы всех вещей. Создана индустрия тиражирования ценнос- тей культуры. Двоякость проблемы: комфортабельность, но экологи- ческие катастрофы. Телефон, телевизор - отсутствие непосредствен- ных контактов, нарушения в личностном плане. Двоякое отношение к НТП. Несмотря на то, что в реальной жизни - интенсивное развитие науки и техники, на уровне культуры нет подобного роста, Напро- тив, имеют место полярные оценки: наука - возможно это не так уж и хорошо. Англия: опрос: 45% - наука приносит больше добра, чем зла (сциентисты), 11% - наука приносит больше зла, чем добра (ан- тисциентисты), 38% - поровну. Т.о. сциентизм (СЦ) - преувеличение роли науки по сравнению с другими видами человеческой деятельнос- ти. Антисциентизм (АЦ) - противоположная точка зрения. Концепции: 1) в области истолкования соц. этики, 2) в области истолкования познания (книга "Третья волна"). Социальная область: 1950 г. Г.Кон, Э.Бжизинский, А.Тоффлер: 1-волна: человеческая культура древних цивилизаций, 2- техничес- кое общество (300-350 лет назад), 3-новейшие способы производс- тва, семья, информация (США, Япония, Зап.Европа), демассификация производства. "Новая технократическая волна на Западе", "Телема- тическое общество". Ж.Ж.Руссо: критика технократического СЦ. Раз- витие науки приводит к догматическому обществу. 60-70 гг. - эко- логические аргументы. Наука не выполняет просветительской миссии, ожидаемой ранее. 1860 г. - Тамас Гексли на собрании естествоиспы- тателей дакладывал о деятельности Ч.Дарвина. "Мы происходит от обезьяны по линии бабушки или дедушки?" Но в 1882 - парламент в Берлине: Рейман, ректор ун-та признал дарвинизм.
СЦ и АЦ в области толкования познания (гносеологич. или ме- тафизич.). Основа - два тезиса: 1) все познавательные проблемы м.б. решены с помощью науки; 2) наука - комплекс физ.-мат. стро- гих дисциплин. АЦ докащывает, что невозможно все решить с помощью науки. Существует альтернативный путь познания. АЦ в 20 веке - экзистенциализм. СЦ - неопозитивизм. (Венский кружок).
Позитивизм - несколько стадий. Основной тезис - наука сама себе философия. Основоположник - О. Конт - тезис осн. стадий раз- вития человеческого мышления: религиозное, философское и научное (позитивизм).
1. Религиозн. - поиски
абсолютного знания, объяснение
всех явлений с помощью
2. Похоже, но вместо
сверхъествественных сил
3. Сущности отбрасываются;
воображение подчиняется
Метафизич. не утверждает представления о мире, это скорее сродни искусству. Ф. должна исчезнуть.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. Научный способ мышления ограничен, наука не видит субъектов и не дает человеку смысла для жизни, не возникает значимость ценностей. А Ф. - восполняет все эти минусы науки. Она есть путь самоутверждения человека путем мышления. Ф. не наука и не должна выдерживать научные критерии позитивистов. Ее пора вер- нуть к истокам. Задача Ф. - высветлить экзистенцию.
Ф. - теоретическое мировоззрение. Мировоззрение - система представлений о мире. Всякое МР обязано включать человека, его место и роль, смысл жизни и деятельности. МР может существовать на практическом и на художественном уровнях. В области Ф. миров система аргументируется (это и есть Ф.) Практически образное и теоретическое мировоззрение.
Структура Ф. знания. Отношение человека к миру: 1. человек пытается преобразовать мир в силу интересов, 2. пытается позна- вать реальность, 3. оценить значение различных аспектов, 4. чело- век как элемент мира (онтологичекое отношение к миру).. Еще м.б. интеракт-взаимодействие человека с другим человеком.
Гносеология - учение о познании. Онтология - Ф. и методоло- гия науки. Праксиология. Аксиология -- Ф. ценностей. Ф. антропо- логия. Социология - социальная Ф. (между людьми). История Ф.
Лекция 2. Философия Канта и ее современное значение.
Введение: Кант И. 1724-1804. Кенигсберг, профессор, потом инспектор К. университета. Его жизнь внешне лишена крупных собы- тий, была размерена до легенд., напряженная интеллектуальная и педагогическая жизнь. Стал профессором в 46 лет. Читал курсы по физике, математике, механике - много чего. Канта хоронили с коро- левскими почестями толпы. Кант был хорошим человеком, крупным фи- лософом и олицетворял собой духовное движение - просвещение. Он мощно выражал движение, в основе которого были представления о силе знания. Все же Кант был ярко выра? "Движение Земли" - затормаживается. Главный вклад Канта в иссле- дование человеческого мышления - его Ф произведения. 70-е гг. - рубеж. До 70-х - докритический период жизни К. Он писал, что Д.Юм пробудил его. Докритический период - К. занимается проблемами на- турфилософии, онтологии, ест. гипотезы (выше) вопросами бытия. После 70-х (знакомство с сочинениями Д.Юма) привело его к крити- ческому анализу ("Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика - способность к рассуждению"). Каждая "Критика" отвечает определенным аспектам человеческого сознания - "общий разум" (познание); моральный нравственный разум; анализ способ- ностей человеческого суждения - эстетика (проблемы неудовол. и удовол.). Теория познания, этика, эстетика - анализ структуры сознания. Как решать эти проблемы?
КРИТИКА. - точное выявление познавательных способностей, с помощью которых мы решает различные проблемы, необходимо устано- вить, с помощью какого механизма мы будем решать эти проблемы познания: границы применимости наших познавательных способностей (установление границ). Сфера действия. Кант хотел дать критику чистого разума, а в действительности дал анализ науки того време- ни.
Интеллектуальная ситуация эпохи.
1. В науке авсолютно надежным знанием считают логику Аристо- теля и геометрию Евклида (и достоверн.) Кроме того, развивалась механика Ньютона.
2. Гипотетичность опытного
знания (основанного на опыте). Опыт
как основание не тежет
Синтетические суждения: предикат не содержи. в суждениях, он не извлекается из субъекта, а прибавляется к нему, пример: неко- торые тела тяжелые. Тело м. мыслить весомо и нет, но тело м. мыс- лить и как невесом. там есть синтез, в основании которого опыт философов и ученых. Аналитические суждения являются истинными в силу своей формы. Их главная особенность: истинность вытекает из формы. достоверность посредством установления истинности суждений самих. Евклидова геометрия, логика Аристотеля - аналитич. Для ес- тествознания нет достоверности, обоснований, оно основ. на опыте и является синтетическим. Опытное знание гипотетично.
Позиция Канта: 1. достоверное знание определенно имеется - матем., логика, механика; 2. опыт не дает надежн. обоснования, опытн. знание гипотетично; 3. основа достоверного научного знания - синтетические суждения: на опыте синтетические суждения apocto- vicopi, б)суждения a priori. апприарно-синтетические суждения - откуда - это основной вопрос "Критики чистого разума". Как аппри- орные суждения возможны. Матем., естествознание, метафизика: как возможны априорные синтетические суждения в них - основные вопро- сы Канта.
Ответ Канта на эти три вопроса:
1. Знание (любое) - сложно
по своему составу. Оно
Сложность - Кант сделал великое открытие. Можно узнать толь- ко реальность форм, а не реальность вообще. Процесс познания есть всегда процесс напряжения познавательных способностей.
Как возможны синтетические суждения априори в математике? Пример: геометрия Евклида. Прямая есть кратчайшее расстояние меж- ду двумя точками. Кант* это синтетическое суждение: прямая - ка- чество, расстояние - количество = синтез суждений. Ранее считали, что аналитическое.
Вопрос: ариорные формы чувствительности, а именно пространс- тво и время. В структуре человеческого сознания есть изначально такие чувственные интуиции - пространства и времени. Прямая и точка (выше) = чувствительная интуиция пространства = истинность утверждения. 7+5=12 Этот синтез основан на процедуре счета. Счет предполагает время (мгновение- 1,2,3..). Мы упорядочиваем реаль- ность либо в пространстве, либо во временном порядке. Мат. как наука существует т.к. существует пространство и время - основы синтезов в математике.
Естествознание. Мат. основана на чувственных, естествознание - на познавательных органах - понятия, или категории рассудка - фундаментальные понятия, без которых мышление невозможно вообще: единич., множест., целое; качесво: реальность, отрицание, ограни- чение (по Канту); отношение: субстанции, причины, взаимодейсовие; модальность: необходимость, возможность, существование (или ре- альность).
Метафизика (МФ) как наука. Возможна ли она как наука? МФ ос- новывается на разуме. Отличия разума: у разума есть ИДЕИ: 1) о душе, о бессмертии; 2) о мире как целом; 3) о Боге как безуслов- ной причине всех явлений. Попытки разума судить это неизменно ве- дет к ошибкам, противоречиям - можно доказать, что мир ограничен в пространстве, а можно доказать обратное. Разум запутался в про- тиворечиях = симптом неистинности разума, того, что разум вышел за предел своих возможностей. Это требование идеи как регулятив- ного принципа - требование приводить наше познание к полному, но никогда не завершаемому единству. МФ возможно как наука лишь как учение о регулятивных принципах познания.
КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА. Нравственный, моральный разум. В центре - категорич. императив. Золотое правило: поступай всегда так, чтобы максима ... твоей воли вместе с тем могла быть и прин- ципом всеобщего законодательства. Нравств. может вызывать только идеи, основанные на катег. императиве. Легальные и моральные пос- тупки. 1-е не противоречат К.И., но совершены в соответствии со своими убеждениями. Пример: спасение человека за медаль. Если бескорыстно - моральное поведение основано только на долге. Стремление к счастью не есть основа нравственного поведения. Нравственный разум требует соответствия между добродетельным по- ведением и счастьем. Канта волнует форма, а не содержание.
ПОСТУЛАТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА: для функционирования разума душе необходима свобода. Причины обусл. феномены, явления. Но ду- ша не феномен. Когда душа принимает решения, она свободна. Душа д.б. 1) свободна и 2) бессмертна - требования практического разу- ма. Все произойдет, но может и не произойти. Гарантия соответс- твия между нравственностью и счастьем - Бог. Кант был первым, кто попытался вывести Бога из нравственности.
КРИТИКА СПОСОБНОСТИ К СУЖДЕНИЮ. Мир необходимостей (Критика чистого разума (КЧР)) и мир желаний, свободы (КПР). Человек - жи- тель двух миров. А как он их сопрягает? Ответ К.: он сопрягает их целесообразной деятельностью. Канта интересуют условия образова- ния целесообразности. Как она возможна? ФОРМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ЦЕН- НОСТИ: удовольствие и неудовольствие - на этих чувствах - способ- ность к суждению (нравится или нет). Прекрасное - что нравится непосредственно, в суду одной лишь своей формы. Главная задача искусства - формирование жизненных идеалов. Высшие цели - в ис- кусстве. Там субъект - гений, создающий произведения, где нет ни- каких правил. В науке - необязательно быть гением, м.б. чистая проницательность.
КАЧЕСТВО ФИЛОСОФИИ И ЗНАЧЕНИЕ. Теория познания, моральная Ф., эстетика - вклад Каната в эти направления крупнейший. Наи- больший вклад - в теорию познания (он и сам так считал). Субъект - главное лицо, вращающееся вокруг мира (ранее считалось, что мир вращается вокруг субъекта). Оригинальные доказательства бытия Бо- га, императив, разделение поступков на моральные и легальные, ап- риорные формы, чувствительность рассудка и разума.