Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 00:59, лекция
1. Масштабы человеческой деятельности, которые сочетаются с экспонанциальностью роста народонаселения.
2. Усиление интегративных тенденций; формирование современ- ных концепций начиная с 1985 г. (перестройка). Пространство в масштабах Земли сжалось, в мировом хозяйстве - интеграция (Япония закупает сырье), образ жизни и культуры (Mc. Donalds, Coca-cola) приходит к унификации в образе и форме жизни. Тенденция к сепара- тизму (противополож). Люди хотят сохранить минимальный набор ха- рактеристик, особенностей (Корсика, народные движения). Формиро- вание взаимосвязей, но мир контрастен и противоречив.
Лекция 1. ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
Лекция 2. Философия Канта и ее современное значение.
ЛЕКЦИЯ 3 ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЕ.
ЛЕКЦИЯ 5. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 ВЕКОВ (РФ).
ЛЕКЦИЯ 6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ.
ЛЕКЦИЯ 7. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ЛЕКЦИЯ 8А. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОППЕРА.
ЛЕКЦИЯ 8Б. ПОСТМОДЕРНИЗМ (ПМЗ) И ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (ЭЭ)
ЛЕКЦИЯ 9. ОБРАЗ НАУКИ (НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ).
ЛЕКЦИЯ 10. КЛАССИЧЕСКИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ИДЕАЛ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.
ЛЕКЦИЯ 11. АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
ЛЕКЦИЯ 12. ПОЗИТИВИЗМ (МАХИЗМ).
ЛЕКЦИЯ 13. ВВЕДЕНИЕ В Ф. НАУКИ.
ЛЕКЦИЯ 15. НАУКА КАК СМЕНА РЕФЛЕКСИЙ.
2) Социокультурный способ
(наиболее ценное познание - которое
отвечает коренным интересам
всего субъект., а естественные
наукиудовлетворяют
3) Попытки показать возможности подтягивания др. наук к гуманитарному идеалу. Как?: а) сильная версия - совокупность утопических надежд сделать гуманной всю науку. Толстой: наука о том, как должны жить люди - всегда была важнейшей. Простой человек хочет знать как жить, а наука молчит - надо вернуться, чтобы все отошло в науке на второй план, а на превый - как жить. 1968 Маркузе высказывался примерно в том же смысле. б) слабая (распространенная). Социокультурная обусловленность распространяется не только на гуманитарные, но и на все остальные науки, просто выражается по-другому).
Ни в одном случае
не было реализованности
Современная критика фундаменталистской парадигмы. В науке нет окончательного обоснования, наука лежит на каких-то сваях, но они - в болоте.
Плюрализ-е. Наука - совокупность парадигм, эпистем и их программ. Причины многообразны, но прежде всего связаны с глубин- ными общими тенденциями развития науки и Ф. науки. Плюрализм м.б. в многообразии, в тоеретическом оправдании многообразия: а) оп- равдание множества теорий о предмете (чем больше теорий, тем луч- ше); б) плюрализм стандартов (допустимо многообразие стандартов). Фейербант и (?)Шаннер. Отсутствие границ между наукой и мифом. Наука - миф XX века, а в мифе решены многие проблемы. Существует множество стандартов и между ними бессмысленно проводить границы. Мощная тенденция плюрализма. Экстернализация. Большинство счита- ет, что научное познание должно зависеть только от социокультур- ных факторов. Для правильного понимания сути проблемы нужно иметь в виду три аспекта науки: 1) актуальность поведения ученых; 2) содержание научных теорий, гипотез; 3) стандарты научности и оце- нок. Содержание научных теорий зависит от социокультурных пара- метров. Это влияние идет через стандарты. Позитивные образци. Все линии и тенденции еще не нашли фундамента, реализации. Пример: агрохимия Либиха. Еще одно положение из ФШ - стадии развития на- учной теории: допарадигм., парадигм. и постпарадигм. Таким обра- зом, агрохимия Либиха имеет черты разных наук, базирующизся на концепции круговорота. Но главная цель - социокульт.: получение устойчивых урожаев навсегда. Это разбивает все предположения о разделении фундаментальных и прикладных наук: наука прикладная, а цели фундаментальные. Устойчивого эталона еще не получено, новая тенденция. Представления о науке более богаты, чем СЦ и АЦ. Науки различны, многообразны, у них разные интересы. Необходимо знать, какую науку критикуем.
Идеалы научности и паранаука. Совокупновть течений, претендующих на научный статус, но не соответствующих требованиям науки. Каковы стандарты научности? Если имеется в виду не универ-
сальный критерий - то что такое наука? ...........
Выявление внутренних противоречий интересно в паранауке. Критерий противоречивости играет ведущую роль в математике, но не в физических и гуманитарных стандартах. Далеко не все естествен- но-научные теории неформализованы. (?) Если критерий успешной проверки на опыте = то та же сложность. Астрология тоже может вы- держать опыт. Социально-практическое ориентирование - видно как нигде в алхимии и др. Особняком стоит астрология: там существует разрыв между двумя теориями: гороскопов и предусматривания дейс- твий против них. Лучше было бы искать различия между наукой и па- ранаукой в ститике и динамике. Но это тоже не дает желаемых ре- зультатов. Еще одна трудность - проблема (?)археоптерикса (при- мер). Биолог - это переходная форма - "допустим"; психолог - "мо- гу возразить". Паранаука в основном состоит из веры в чудесные явления. Спор между наукой и паранаукой не м.б. разрешен с по- мощью стандартных критериев. Это вопрос мировоззренческой ориен- тации.
ЛЕКЦИЯ 11. АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Ф. как любая другая форма деятельности, создает микроструктуру, духовный климат,окружающий великих философов. Ф. не формировалась одними гениями.
1) Как развивалась Ф. в мире (значение малых мыслителей,
тесная связь с культурой, нефилософским знанием).
2) Распространение Ф.
3) Генерация, создание, пути Ф. (Ф. - особая наука, синтез).
4) Американская Ф. - много параллелей, похожа на русскую.
Каждый культурно-исторический регион обладает характерной спецификой восприятия реальности - регионализация (Американские философы против на филфаке: говорит П. о регионализации, а су- ществует объединительная тенденция в мире. Но виды творчества об- ладают большей спецификой. Их надо интерпретировать. Этот дух - по регионам. Ценности - это желанное и нежеланное, стоящее за Ф. и культурой. Философ - человек своего времени и своей эпохи, ка- ким бы он вселенским не являлся. Необходим ключ к закодированию - так и к американской т.зр.
Критика стереотипов. В 70-80-е гг. набор стереотипов поддер- живался протест. средой. Нация особая, принимавшая волны эмигра- ции; протестанстское влияние; не было религиозной нетерпимости, огромный плавильный котел, не раз контрастировал с Европой в бо- лее выгодную сторону. 18-19 века: Западническое направление в России: восхищение Америков, ее режимом. Чтобы понять современную Ф. США надо отказаться от стереотипов. Сейчас Америка - в сложном периоде. Никакой стабильности, устойчивости в ценностях мало, страна в периоде осмысливания себя. Там произошел новый демокра- тический сдвиг. Мощнейшее движение страны с северо-востока на юго-запад. Меняется сознание людей. Медленно умирают восточные города. Прогресс в Калифорнии Это колоссальная проблема: mul- ti-carturalism. Современный американец пытается найти новое восп- риятие на основании новых эмигрантских волн. США строились на ос- нове англосаксоннской рассы. 80-е гг. 20-го века- начали домини- ровать латиноамериканцы и восточно-европейцы - со своей религией и проблемами. Американцы, наконец, поняли, что в мире не они одни (а ранее были под стереотипами). Сейчас они поняли, что существу- ют и восточные ценности (в том числе и русские). Пробуждается ин- терес к национальным традициям, росткам других культур. Новые группы не собираются менять свои ценности на американские. Это трудный процесс колебания в культуре, политике (сдвиг к консерва- торам) и т.п. Моральные ценности уже связаны с несколькими идеа- лами, местные ценности играют большую роль, чем общенациональные - распад. Никто не может сказать, что карьера вечна сейчас в США. Статус может остаться пустым местом (как и у нас). Рабочие места - ближе к дому. Повышается наукоемкость. Мощь страны определяется не крупнейшими заводами, а на местах. Возрастает "центробежность" эмигрантов. Встает проблема детей. Дети рано откалываются, прини- мают наркотики. Проблема домов: сейчас большинство американцев не являются хозяевами своих домов, а съемциками. Проблема бездомнос- ти, несмотря на пропаганду: каждому американцу свой дом и землю. Меняется способ путешествий. Появилась страсть к перемене места. Возрастает роль средств массовой информации, которые стали огром- ной новой силой. Возрастание роли гражданских прав, учреждений, институтов. Правовая система перевешивает все остальные.
Возникновение американской Ф.
1620 г. - высадка плимутовских
выходцев - Нью-Плимут. Эти люди были
в основном религиозными
В конце 17 века эта протестантская система дает трещину.
Идея большевизма тогда в Америке привела к некоему террору (забо-
лел человек - пошли дожди = он наводит порчу), 1688 - первая вол-
на: 1720 - вторая.
1. Отец и сын Мазеры
- стояли у обоснования
Крупнейшие философы: Джеферсон: революция - один из спосо- бов преобразования мира. Ф. теория: чтобы построить новое госу- дарство разума в Америке, необходимо запретить развитие городов. Но был послом в Европе: Англии, Франции. Видел Париж накануне ре- волюции. Отрицательный момент в обществе - это города с промыш- ленностью, где существуеют бедные и богатые. Америка д.б. фер- мерской. Город - скопище пороков и противоречий необходимо фер- мерство с одним акром на мужчину - уравнивание собственности. Свободная страна землепащцев. Просвещение: судебно-исполнительное
законодательство. Система разделения властей (это еще от Локва). Это был взгляд на мир с уравновешенностью, стабильностью прямыми линиями без извилистых путей. Ни президент, ни конгресс, ни верховный суд не обладали преимуществами по отношению друг к другу. Эта до сих пор система. Широко демократический подход к человеку. Человек по природе демократ = другая т.зр.: Алекс Гамильтон и др. (собственный альманах): все люди - злые: народ - дверь, его необходимо обуздать, а не освобождать - необходима сильная власть: президент или морарз. конгресс и верховный суд - ослаблены. Они видели, что так надо на благо людей. Необходимо создавать города, банки, промышленность - противоположная Джеферсону т.зр. Джеферсон - сокращение госаппарата. Гамильтон - наоборот. Государственная система (и Ф.) США стала балансом двух линий.
ЛЕКЦИЯ 12. ПОЗИТИВИЗМ (МАХИЗМ).
Возник под давлением эмпириокритицизма. Анализ ощущений.
Мах- ученый и философ. Конец 19 века: кризис физики. Проблема эфира. Физики стали изучать не природу, а ими же придуманные модели. Мах, Авенариус, Гельмгольц, Богданов. Идеи мазизма в значительной степени поставили проблему перед коммунизмом. Невозможно получить абсолютные знания ни по какому предмету. Карнап: главная задача Ф. - логический анализ языка науки.
Экзистенциализм. От кризиса натурфилософии, ПЗ, от оптимизма в начале 20 века. Деятели ЭЗМ - религиозные франц. Это форма АЦ (против науки).
--------------------
ЛЕКЦИЯ 12.
1801. Джефферсон стал президентом, но это был уже умеренный Джефферсон, а не прежний. С тех времен начинается либерализм в Ф. Принцип разнообразия в культуре США Базовая структура ценностей, незыблемая, почти не изменявшаяся, была существенно трансформирована в начале 1917 г., а с 1985 - опять перевернулась. Либерализм в США - незыблем.
Трансцендентализм (это еще ранняя американская Ф.) - 19 век, 30-50 годы. Обусловленно: 1) американский протестантизм и его ценности в целом продолжали существавать, но было много вольнодумцев - природа может обойтись без Бога. Мы должны искупать грехи хорошими делами - положительная черта протестантизма. Самосознание американцев и гордость возросли. Жизнь хороша, зачем же нести груз отрицательного (зарождение протеста, вольнодумцы). Ряд проповедников из Гарварда, жившие вокруг Бостона (интеллектуаль- ное сборище) - трансцендентализм (ТРДМ). Имена: основатель школы, главный идеолог - Ральф Эмерсон и Генри Тор (1842 - открыт клуб). Идеи: основные ценности - человек и природа. В мире существует трансцедентальное (духовное) начало. Мы не можем жить только не- изменными ценностями и стремимся к духу, высшему закону, сверхду- ше. Эта сфера духа всегда влечет человека. Чтобы туда проникнуть необходимо уйти от низменной цивилизации. Для этого нужно погру- зиться в созерцание эстетического слоя природы. Духовное скрыто в природе. Созерцание природы (1845 г. эксперименты Торо по созер- цанию - жил в хижине 2 года) - мы движемся к природе - постигаем трансцендентное, духовное в природе. Это романтическая Ф, сущест- вовала и в Европе и в др. Романтизм - Ф. человеческого, "Я" об единственном уникальном человеке.
Два крупных пункта: теория индивидуализма (вторая часть их Ф.) Человек - высочайшая ценность (Я) Все можно обсуждать, дохо- дить, но нельзя поступиться базовыми ценностями. Здесь начинается предел человеческого "Я". Чтобы быть самодостаточным, необходимо выполнять себя - наука, образование, культура, кругозор. Трактат о неповиновении (Торо после эесперимента (47) поместили в тюрьму за то, что не платил налоги, а он не хотел, т.к. его не устраива- ли законы Америки, не одобрял политику. Бойкот, гражданское непо- виновение и др. Эта работа после 62 г. (смерть Торо) оказала вли- яние на последующие взгляды и Ф. (Толстой - теория похожая; Та- хатма Ганди - пассивная борьба; М.Л.Кинг - использовал некоторые идеи). Ганди и Кинг с этим принципом добились победы. 30-40-60 гг. - ТРДМ. Бронзовый век американской Ф. - найти себя, опреде- лить, найти понятия осмыслить натурализм, европейскую Ф., рели- гию.