Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 00:59, лекция
1. Масштабы человеческой деятельности, которые сочетаются с экспонанциальностью роста народонаселения.
2. Усиление интегративных тенденций; формирование современ- ных концепций начиная с 1985 г. (перестройка). Пространство в масштабах Земли сжалось, в мировом хозяйстве - интеграция (Япония закупает сырье), образ жизни и культуры (Mc. Donalds, Coca-cola) приходит к унификации в образе и форме жизни. Тенденция к сепара- тизму (противополож). Люди хотят сохранить минимальный набор ха- рактеристик, особенностей (Корсика, народные движения). Формиро- вание взаимосвязей, но мир контрастен и противоречив.
Лекция 1. ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
Лекция 2. Философия Канта и ее современное значение.
ЛЕКЦИЯ 3 ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЕ.
ЛЕКЦИЯ 5. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 ВЕКОВ (РФ).
ЛЕКЦИЯ 6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ.
ЛЕКЦИЯ 7. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ЛЕКЦИЯ 8А. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОППЕРА.
ЛЕКЦИЯ 8Б. ПОСТМОДЕРНИЗМ (ПМЗ) И ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (ЭЭ)
ЛЕКЦИЯ 9. ОБРАЗ НАУКИ (НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ).
ЛЕКЦИЯ 10. КЛАССИЧЕСКИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ИДЕАЛ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.
ЛЕКЦИЯ 11. АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
ЛЕКЦИЯ 12. ПОЗИТИВИЗМ (МАХИЗМ).
ЛЕКЦИЯ 13. ВВЕДЕНИЕ В Ф. НАУКИ.
ЛЕКЦИЯ 15. НАУКА КАК СМЕНА РЕФЛЕКСИЙ.
Географическое открытие - первое посещение мета человеком обладающим письменностью и способным нанести место на карту; нанесение в общечеловеческую память.
История человечества постоянно сталкивается с попытками создать науку. Ближе всего были греки. Начало науки - конец 16-17 века, как принято. Тогда книгопечатание возникло: вклад в общечеловеческую память. Нужна была централизованная социальная память. Компьютеризация - тоже стимул, вклад.
3 группы коллективных программ:
1) проблемные программы - собирание
знаний предполагающих выбор
некоторой проблемной ориен-
Вероятно, нельзя обойтись этими двумя программами. Существу- ет еще аксиологическая (ценностная) программа. Речь идет о цен- ностях, которые руководят учеными. К чему мы стремимся. Аксиоло- гические установки разные в разных науках; фундаментальные науки - знание ради знания, знание - благо, конечная цель; в прикладных областях - знание ради др. целей, практических задач. Спор о цен- ностях невозможен. Они либо принимаются, либо - не. О вкусах не спорят. Можно различать аксиологические установки и отдельных ученых. Это разные вещи. Люди приходят в науку с разными целями. Есть люди, у которых щель - истина (Эйнштейн о Планке).
ЛЕКЦИЯ 14.
Как развивается наука в рамках модели. 1) Как - открытия, новации; если ученые в рамках запрограмированной существующей жесткой программы - новации. Почему наука достаточно стационарна, устойчива, традиционна? Как работает наука в целом и программы взаимодействуют друг с другом. Роль программ. Предположение: есть жесткие программы. А можно ли там получить что-либо новое?
Луи Пастер - основатель микробиологии. Будучи уже крупным ученым, решил заняться проблемами самозарождения (этот вопрос был открыт в то время для микробиологов). Ему тотчас же отсоветовали: засосет, как при теореме Ферма. Стал делать эксперименты и доду- мался до того, что чего не додумались биологи, сам будучи физ-хи- миком. Для него метод был обычен, а для биологии нет. Он применил в биологии физическую программу монтаж - результат был феномена- лен. А вот как он догадался это использовать? Взаимодействие раз- ных программ - физической и биологической - монтаж, более сложный эксперимент.
Во времена Лавуазье была задача, которую не могли объяснить: осадок в воде при кипячении (даже дистиллята). Ответ: вода раст- воряла стекло. Открытия делает человек, не связанный программами, а пришедший из другой науки - такая была концепция. Но мало быть свободным от традиций, надо быть и носителем каких-то традиций. Гальвани исследовал лягушек, а открыл батарею. Говорят: нужно быть гением, чтобы обратить внимание на такие побочные вещи ОН обратил, но у него не было жестких традиций для объяснения, какие были у физиков. А он начал исследования, а Вольт - продолжил, - получил гальванический элемент. Пример: закон Кулона. Он не толь- ко измерил, но и сконструировал, дал особый прибор - в этом его заслуга. Традиционный подход. Фактически, закон Кулона был извес- тен до него (теоретики выводили), так что принципиально нового он ничего не открыл, принципиально не занимался электростатикой, ин- женер-строитель, начал с теории упругости Роберта Гука. Экспери- ментировал с нитями из разного металла. Традиции Роберта Гука пе- ренес на другую почву: перед ним - прибор (заключение Кулона). Он увидел, что перед ним линейная зависимость прибор. Получил новый прибор по теории упругости и стал искать, чтобы еще измерить. Исследовал силу трения тел в жидкости, потом перешел в электри- чество, в магнетизм (с помощью крутильных весов). Т. о., подобные взаимодействия п.с. пример пересечения традиций. На работы Кулона не обращали внимания 25 лет (на точечные заряды). Потом туда пе- ребросили математические, гравитационные методы (теорию потенциа- лов). Кулон стал основателем электростатики.
17 в. Р.Бойль, в 19 веке стал
основателем экологического
ЛЕКЦИЯ 15. НАУКА КАК СМЕНА РЕФЛЕКСИЙ.
Рефлексия - самопознание человека. Он занимается Р., если осознает самого себя. Описание собственного поведения и жизни - все социальные системы этим занимаются (наука). Ученый не столько описывает реальность, сколько методы и др. - собственные способы своего действия, осознает свои действия. Уникальная ситуация: фи- зик хочет исследовать газ, а газ ему говорит: я действую по зако- ну Шарля. Человек сам придумывает метод и формулы. Любопытна об- щественная дисциплина: сталкивающаяся с парадоксом: есть некото- рая сфера исследования - мир эстафетных программ. Ученый строит рефлексивную картину того, что он сделал. Выписки, систематизация Ф. науки. Необходимо изучать целое (рефлексию и ее роль в позна- вательном процессе, включая), а не местные позиции. М. б.: систе- ма осознает закономерность собственного действия по эстафете, об- разцам. Р. - попытка выразить эстафеты.
Осознание перестаем действовать по эстафете рефлексирование. Сократ в диалогах задавал все новые вопросы. Вопрос: что такое справедливость? Ответ: обман - несправедливость (это исходит от некоторых эстафетных образцов). Обман: взяли вражеский город - Ф это что? Ответ: да. Но вдруг собеседник отказывался от предыдуще- го ответа: традиция: обман. Но собеседник говорил: это же на пользу! Этот пример столкновения с эстафетными программами углуб- ление. Если держаться до конца: "обман - плохо", возникнет некая идеализированная система. Можно взять слово и описать, отразить рефлексию. Но если не знать как использовать правила, либо ис- пользует практич. - то мы точно не можем описать понятия - мы действует по образцам, в рамках нескольких социальных эстафет.
Четкого смысла, объективного содержания понятия нет, пытаем- ся определить понятие - это будет всегда построение четко по об- разцам, либо четко зафиксированное четкое содержание. Но забудем древнее словопонятие, словосодержание. Не столько описываем со- держание эстафет сколько порождаем.
Мы постоянно говорим о
Деятельность разная: без цели, с целью - формально одной, а фактически другой: с установленной целью.
Р. играют огромную роль в нашем познании. Подхват. побочный результат - пересечение. Камера Вильсона: из-за оптических экспе- риментов - камера по друго задаче. Продукт, побочный результат, средство и объект эксперимента могут быть разные, Вильсон перек- лючился на треки с оптикой; стал объяснять треки. Камера была объектом, результаты - гипотезы о треках. Потом камера стало средством, а элементарные гипотезы - объектом.
Гипотеза: Речь возникла как отображение практической дея- тельности. У человека есть несколько осознаний своей деятельности по получению разных продуктов - результат: деятельность стала и сигнальной, демонстрационной, образцом, а не по производству предметов; только имитационной.
Рефлексивно симметричные переключения - формирование геогра- фии (почв, растений, животных, вулканов) - стык наук. Дисципли- нарные комплексы - связь разных дисциплин на стыке - переключаю- щее средство и объект меняются местами - геология: объект - прош- лое, средство - настоящее. География - наоборот. Существуют объ- ясняющие теории, не прибегающие к расчету (Мечников и др.) Су- ществует куча наук с использованием других дисциплин - океаноло- гия, гляциология, почвоведение. По отношению к ним физика и химия - методологические науки, коллективные программы.
Исследовательские и колект. программы,
различные сферы исс- ледования
и несколько коллекторских
ЛЕКЦИЯ 15 ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
______________________________