Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:00, курс лекций

Описание

1. Наиболее авторитетными представителями средневековой теологической философии являлись Августин Блаженный и Фома Аквинский.
Аврелий Августин (Блаженный) (354 — 430) — христианский теолог, епископ г. Гиппона (Северная Африка, Римская империя), заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики. Главное произведение Августина Блаженного — "О граде Божьем" — на протяжении столетий стало распространенным религиозно-философским трактатом, на который опирались средневековые теологи при изучении и преподавании схоластики.

Работа состоит из  1 файл

лекции по философии.docx

— 38.48 Кб (Скачать документ)

кций)

Вопрос 20. Философия Августина Блаженного

 

1. Наиболее авторитетными представителями  средневековой теологической философии  являлись Августин Блаженный  и Фома Аквинский. 

 

Аврелий Августин (Блаженный) (354 — 430) — христианский теолог, епископ  г. Гиппона (Северная Африка, Римская империя), заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики. Главное произведение Августина Блаженного — "О граде Божьем" — на протяжении столетий стало распространенным религиозно-философским трактатом, на который опирались средневековые теологи при изучении и преподавании схоластики.

 

Иными известными произведениями Августина  являются: "О прекрасном и пригодном", "Против академиков", "О порядке".

 

Можно выделить следующие основные положения философии Августина  Блаженного:

 

• ход истории, жизнь общества —  это борьба двух противоположных  царств — Земного (грешного) и Божественного;

 

• Земное царство воплощается в  государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре;

 

• Божественное царство представлено священнослужителями — особыми  людьми, наделенными благодатью и  близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь;

 

• Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или  поздно побеждено Божественным царством;

 

• в связи с тем, что большинство  людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и  будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти;

 

• короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться  ей, а также непосредственно Папе Римскому;

 

• Церковь — единственная сила, способная объединить мир;

 

• бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевладельцев и  т. д.), подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, надеяться  на лучшее;

 

• высшее блаженство — счастье  человека, которое понималось как  углубление в себя, ученость, понимание  истины;

 

• после смерти праведники в награду  от Бога получают загробную жизнь.

 

55

 

2. Особое место в философии  Августина Блаженного занимают  размышления о Боге:

 

• Бог существует;

 

• главными доказательствами существования  Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство;

 

• все — материя, душа, пространство и время — является творениями Бога;

 

• Бог не только сотворил мир, но и  продолжает творить в настоящее  время, будет творить в будущем;

 

• знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога.

 

3. Значение философии Августина  Блаженного в том, что им:

 

• уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того времени);

 

• Церковь (часто подвластная государству  и преследуемая в Римской империи) объявлена тоже властью наряду с  государственной (а не элементом  государства);

 

• обоснована идея господства Церкви над государством, а Римского Папы — над монархами — главная  идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католическая Церковь чтила и  боготворила Августина Блаженного, особенно в средние века;

 

• выдвинута идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой  властью), что также было крайне выгодно  как Церкви, так и государству;

 

• воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность (что  также было редкостью для того времени и устраивало всех);

 

• одновременно человеку рекомендовалось  умерщвлять плоть, развивать и возвышать  дух, познавать Бога и полностью  подчиняться Богу.

Вопрос 21. Философия Фомы Аквинского (томизм)

 

1. Фома Аквинский (1225 — 1274) —  доминиканский монах, крупный  теологический средневековый философ,  систематизатор схоластики, автор  томизма — одного из господствующих  направлений католической Церкви.

 

Основные произведения Фомы Аквинского: "Сумма теологии", "Сумма  философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, комментарии  к произведениям Аристотеля.

 

56

 

2. Фома Аквинский считал недостаточным  онтологическое доказательство  существования Бога (то есть "очевидное"  доказательство существование Бога, выводимое из существования его  творения — окружающего мира, как считал Августин Блаженный).

 

Фома выдвигает пять собственных  доказательств существования Бога:

 

• движение: все, что движется, движимо  кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель всего  — Бог;

 

• причина: все, что существует, имеет  причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог;

 

• случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;

 

• степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) —  следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; -

 

• цель: все в окружающем мире имеет  какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

 

3. Также Фома Аквинский исследует  проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности,  он:

 

• разделяет сущность (эссенцию) и  существование (экзистенцию). Их разделение — одна из ключевых идей католичества;

 

• подразумевает в качестве сущности (эссенции) "чистую идею" вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в  разуме Бога (Божественный замысел);

 

• подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;

 

• считает, что любая вещь, любое  явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть "чистая идея", которая приобрела  материальную форму в силу акта Божественной воли);

 

• доказывает, что бытие и благо  обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;

 

• сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим — Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.

 

Исходя из данных посылок, согласно Фоме:

 

• все состоит из материи и  формы (идеи);

 

57

 

• суть любой вещи — единство формы  и материи;

 

• форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;

 

• форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;

 

• идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.

 

4. Исследуя проблему познания, Фома  Аквинский приходит к следующим  выводам: 

 

• откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;

 

• вера и разум одновременно участвуют  в процессе познания;

 

• вера и разум дают истинное знание;

 

• если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;

 

• все в мире делится на то, что  можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;

 

• разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;

 

• не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;

 

• философия и теология — разные науки;

 

• философия может объяснить  только то, что познаваемо разумом;

 

• все остальное (божественное откровение) может познать только теология.

 

5. Историческое значение философии  Фомы Аквинского (прежде всего  для католической Церкви) в том,  что им были:

 

• даны пять доказательств существования  Бога;

 

• систематизирована схоластика;

 

• закреплено разделение эссенции и  экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его  воли всего сущего;

 

• доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма  над материализмом, существование  Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следовательно, Бога над окружающим миром);

 

• выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в  случае соответствия разума вере;

 

• вычленены сферы бытия, которые  могут быть познаны только через  откровение;

 

58

 

• разделены философия и теология, причем философия поставлена в подчиненное  положение по отношению к теологии;

 

• логически доказан ряд положений  теологии и схоластики.

 

В 1878 г . учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма.

 

В настоящее время получил распространение  неотомизм — философско-религиозное  учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.

Вопрос 22. Основные направления и  характерные черты философии  эпохи Возрождения 

 

1. Философией эпохи Возрождения  называется совокупность философских  направлений, возникших и развивавшихся  в Европе в XIV — XVII вв., которые  объединяла антицерковная и антисхоластическая  направленность, устремленность к  человеку, вера в его великий  физический и духовный потенциал,  жизнеутверждающий и оптимистический  характер.

 

Предпосылками возникновения философии  и культуры эпохи Возрождения  были:

 

• совершенствование орудий труда  и производственных отношений;

 

• кризис феодализма;

 

• развитие ремесла и торговли;

 

• усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые  от феодалов и Церкви;

 

• укрепление, централизация европейских  государств, усиление светской власти;

 

• появление первых парламентов;

 

• отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;

 

• повышение уровня образованности в Европе в целом;

 

• великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);

 

• научно-технические открытия (изобретение  пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области  медицины и астрономии, иные научно-технические  достижения).

 

59

 

2. Основными направлениями философии  эпохи Возрождения являлись:

 

• гуманистическое ( XIV - XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

 

• неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

 

• натурфилософское ( XVI - нач. XVII вв), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

 

• реформационное ( XVI - XVII вв.), представители  которого -Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

 

• политическое ( XV - XV ] вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

 

• утопическо-социалистическое ( XV - XVII вв., представители -Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

Информация о работе Лекции по "Философии"