Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:00, курс лекций

Описание

1. Наиболее авторитетными представителями средневековой теологической философии являлись Августин Блаженный и Фома Аквинский.
Аврелий Августин (Блаженный) (354 — 430) — христианский теолог, епископ г. Гиппона (Северная Африка, Римская империя), заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики. Главное произведение Августина Блаженного — "О граде Божьем" — на протяжении столетий стало распространенным религиозно-философским трактатом, на который опирались средневековые теологи при изучении и преподавании схоластики.

Работа состоит из  1 файл

лекции по философии.docx

— 38.48 Кб (Скачать документ)

 

• открыл спутники вокруг других планет;

 

• исследовал динамику падения тел;

 

• доказал множественность миров  во Вселенной.

 

Галилеем был выдвинут метод  научного исследования, который заключался в:

 

• наблюдении;

 

• выдвижении гипотезы;

 

• расчетах воплощения гипотезы на практике;

 

• экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы.

Вопрос 24. Социально-политическая философия  эпохи Возрождения 

 

1. Для эпохи Возрождения было  характерно не только повышение  интереса к человеку, но и большой  интерес к проблеме государства,  устройства общества, взаимоотношений  Церкви и государственных институтов, верующих. Данная проблематика нашла  отражение в социально-политической  философии эпохи Возрождения,  основными направлениями которой  были:

 

• философия Реформации;

 

• политическая философия;

 

• философия социалистов-утопистов.

 

2. Философия Реформации имела  своей целью реформу католицизма,  демократизацию Церкви, установление  более справедливых отношений  между Богом, Церковью и верующими. 

 

Предпосылками возникновения данного  направления были:

 

• кризис феодализма;

 

• зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии;

 

• ослабление феодальной раздробленности, становление европейских государств;

 

• незаинтересованность руководителей  данных государств, политической элиты  в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви;

 

• кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций;

 

• распространение в Европе идей гуманизма;

 

66

 

• рост самосознания личности, индивидуализм;

 

• рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма.

 

В Реформации выделяются два основных течения:

 

• бюргерско-евангелическое;

 

• народное.

 

Лидерами бюргерско-евангелической Реформации являлись М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин.

 

Народная Реформация была представлена движением Т. Мюнцера, анабаптистами, диггерами и др.

 

Основоположником Реформации считается  доктор богословия Мартин Лютер (1483 - 1546). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма.

 

Основные идеи М. Лютера сводились  к следующим:

 

• общение между Богом и верующими  должно происходить напрямую;

 

• между Богом и верующими  не должно быть такого посредника, как  католическая Церковь;

 

• необходимо упрощение обрядов;

 

• церковь должна стать демократичной, а обряды — понятными людям;

 

• необходимо уменьшение влияния  на политику других государств со стороны  Папы Римского и католического духовенства;

 

• должен быть восстановлен авторитет  государственных институтов и светской власти;

 

• дело служения Богу — не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни  верующих христиан;

 

• необходимо освободить культуру и  образование от засилья католических догм;

 

• необходимо запретить индульгенции.

 

Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Реформации был Жан Кальвин (1509 — 1564). Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи.

 

Согласно Кальвину:

 

• ключевой идеей протестантизма является идея предопределения;

 

• смысл данной идеи в том, что  людям изначально предопределено Богом  либо быть спасенным, либо погибнуть, не состояться в жизни;

 

67

 

• все люди должны надеяться, что  именно они предопределены к спасению;

 

• выражением смысла жизни на Земле  для человека является профессия;

 

• профессия — это не только способ зарабатывания денег, но и  место служения Богу;

 

• добросовестное отношение к своему делу — путь к спасению;

 

• успех в работе — признак  богоизбранности;

 

• вне работы необходимо быть скромным и аскетичным. Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое  религиозно-философское учение и  систематизировал идеи Лютера, но и  воплотил протестантизм на практике:

 

• возглавил реформационное движение в Женеве;

 

• добился признания реформированной (кальвинистской) Церкви в качестве официальной, упразднил в Женеве католическую Церковь и власть Римского Папы (сам Кальвин получил прозвище "Женевский Папа");

 

• подчинил кальвинистской Церкви светскую власть;

 

• провел реформы как внутри собственной  Церкви, так и в городе: были запрещены  пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение  украшений, был установлен строгий  пасторский надзор за населением, целью  которого было воспитание граждан в  духе аскетизма, пуританизма, добросовестного  отношения к работе.

 

Результатом теоретических изысканий  Кальвина и его практической деятельности стала универсализация Реформации, превращение ее из узкогерманского  в международное явление.

 

Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер (1490 — 1525). Будучи священником, он первоначально  примкнул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г ., через три года после начала Реформации, разошелся с учителем. В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в следующем:

 

• необходимо реформировать не только Церковь, но общество

 

в целом;

 

• цель изменения общества — достижение всеобщей справедливости, "Божьего  царства" на земле;

 

• главная причина всех зол —  неравенство, классовое разделение, в основе которого лежат частная  собственность и частный интерес;

 

• частный интерес необходимо подавить, все должно стать общим (имелось  в виду прежде всего имущество, новый способ организации производства);

 

68

 

• жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены  интересам общества, что угодно Богу;

 

• власть и собственность должны принадлежать простому народу — "ремесленникам  и пахарям".

 

В 1524 — 1525 гг. Томас Мюнцер возглавил  антикатолическую и революционную  по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб.

 

Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной  борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы.

 

Результатом этой борьбы стало падение  католицизма в ряде государств и  религиозное размежевание в Европе:

 

• торжество различных направлений  протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной  Европе — Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии;

 

• сохранение католицизма в странах  Южной и Восточной Европы —  Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.

 

3. В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения  между Богом, Церковью, человеком  и государством, политическая философия  исследовала проблемы управления  реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы  политической борьбы. Ярким представителем  политической философии являлся  Никколо Макиавелли (1469 - 1527) - итальянский  (флорентийский) политический деятель,  философ и писатель. Философия  Макиавелли опирается на следующие  основные положения: 

 

• человек обладает изначально злой природой;

 

• движущими мотивами поступков  человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;

 

• совместное существование людей  невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;

 

• для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается  особая организация — государство;

 

• правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе  подданных;

 

• правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым  в действительности, поскольку при  соприкосновении с реальностью  данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками  либо противниками, а казна —  промотана);

 

69

 

• ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;

 

• в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все  средства, в том числе коварные и аморальные.

 

Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков  как средневековой, так и последующих  эпох.

 

4. В эпоху Возрождения наблюдается  повышенный интерес к проблемам  общества и государства, Церкви. Как правило, при их изучении  философы стремились опираться  на реальные факты, исследовать  положение в конкретном обществе  и государстве, пытались при  жизни изменить ситуацию к  лучшему. Однако часть философов основное внимание сосредоточила на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты.

 

Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

 

Томас Мор (1478 — 1535) считается основателем  утопического социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального  государства, так как он профессионально  занимался политической деятельностью: с 1504 г . являлся членом парламента, 1523 — 1529 гг. — председателем палаты общин, 1529 г . — лордом-канцлером Великобритании (высший пост в государстве после короля). В 1535 г . Т. Мор был казнен как сторонник католицизма за отказ дать присягу королю как главе независимой от Папы Римского англиканской Церкви.

 

Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущего Т. Мор  изложил в произведении "Утопия". Утопия (греч. — место, которого нигде нет) — выдуманный остров, на котором находится идеальное государство.

 

Согласно Т. Мору в Утопии:

 

• не существует частной собственности;

 

• все граждане участвуют в производительном труде;

 

• труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;

 

• все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность  общества (общественные склады) и затем  равномерно распределяются между всеми  жителями Утопии:

 

• в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня  — шесть часов;

 

70

 

• от трудовой деятельности освобождаются  люди, проявившие особые способности  к наукам;

 

• самые грязные работы выполняют  рабы — военнопленные и осужденные преступники;

 

• первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а "трудовая семья" (фактически — трудовой коллектив);

 

• все должностные лица избираются — прямо или косвенно;

 

• мужчины и женщины имеют  равные права (как и равные обязанности);

 

• жители верят в Бога, существует полная веротерпимость. Другой проект идеального общества был дан Томмазо  Кампанеллой (1568 — 1639) в произведении "Город Солнца". Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где  его жители — солярии — построили  идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в  Городе Солнца:

 

• отсутствует частная собственность;

 

• все граждане участвуют в производительном труде;

 

• результаты труда поступают в  собственность всего общества, а  затем равномерно распределяются между  его членами;

Информация о работе Лекции по "Философии"