Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:00, курс лекций

Описание

1. Наиболее авторитетными представителями средневековой теологической философии являлись Августин Блаженный и Фома Аквинский.
Аврелий Августин (Блаженный) (354 — 430) — христианский теолог, епископ г. Гиппона (Северная Африка, Римская империя), заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики. Главное произведение Августина Блаженного — "О граде Божьем" — на протяжении столетий стало распространенным религиозно-философским трактатом, на который опирались средневековые теологи при изучении и преподавании схоластики.

Работа состоит из  1 файл

лекции по философии.docx

— 38.48 Кб (Скачать документ)

 

3. К характерным чертам философии  эпохи Возрождения относятся: 

 

• антропоцентризм и гуманизм —  преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности  и достоинство;

 

• оппозиционность к Церкви и  церковной идеологии (то есть отрицание  не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между  Богом и верующими, а также  застывшей догматической, обслуживающей  интересы Церкви философии — схоластики);

 

• перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;

 

• принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли  вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности  Вселенной, новые анатомические  знания и т. д.);

 

60

 

• большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;

 

• торжество индивидуализма;

 

• широкое распространение идеи социального равенства 

Вопрос 23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи  Возрождения 

 

1. В философии эпохи Возрождения  ( XIV - XVII вв.) принято выделять следующие основные направления:

 

• гуманистическое;

 

• неоплатоническое;

 

• натурфилософское;

 

• реформационное;

 

• политическое;

 

• социалистическо-утопическое.

 

Последние три течения принято  объединять под общим названием "социально-политические направления". Предметом их исследования являлись проблемы общества, государства и  Церкви. Более подробно они описаны  в вопросе 24 "Социально-политическая философия эпохи Возрождения". Данный же вопрос посвящен гуманистическому, неоплатоническому и натурфилософскому  направлениям, предметом исследования которых были проблемы человека, бытия  и природы.

 

2. Гуманизм как философское направление  получил распространение в Европе  в XIV - середине XV вв. Его центром  была Италия.

 

К основным чертам гуманизма относились:

 

• антицерковная и антисхоластическая направленность;

 

• стремление уменьшить всемогущество  Бога и доказать самоценность человека;

 

• антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей;

 

• жизнеутверждающий характер и  оптимизм.

 

По своему жанру гуманистическая  философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты  одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Балла.

 

Данте Алигьери (1265 - 1321) - автор "Божественной комедии" (им самим названной просто "Комедия", поскольку в то время 

 

61

 

комедиями именовались литературные произведения с благополучным концом). В своем произведении Данте:

 

• воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского  учения;

 

• восхваляет человека;

 

• отходит от трактовки человека исключительно как божественного  создания;

 

• признает за человеком наличие  как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом;

 

• верит в счастливое будущее  человека, его изначально добрую природу.

 

Тем же духом пронизаны иные произведения Данте ("Новая жизнь" и т. д.).

 

Франческо Петрарка (1304 - 1374) - автор "Книги  песен", трактата "О презрении  к миру" (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте.

 

Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуждые схоластике идеи:

 

• человеческая жизнь дается один раз и уникальна;

 

• человек должен жить не для Бога, а для самого себя;

 

• человеческая личность должна быть свободной — как физически, так  и духовно;

 

• человеку принадлежит свобода  выбора и право выражать себя в  соответствии с этим;

 

• человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный  потенциал;

 

• загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;

 

• человек не должен приносить  себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;

 

• внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.

 

Лоренцо Балла (1507 - 1557), автор трактата "О наслаждении как об истинном благе":

 

• ниспровергал церковные авторитеты;

 

• критиковал схоластику за искусственность, надуманность и 

 

неистинность;

 

• в центр мироздания ставил человека;

 

• верил в возможности человека и его разум;

 

• отвергал аскетизм и самоотрешение;

 

• призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира;

 

62

 

• был сторонником равенства  мужчины и женщины;

 

• высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.

 

3. Неоплатонизм — идеалистическое  направление в философии, которое  ставило своей целью строгую  систематизацию учения Платона,  устранение из него противоречий  и его дальнейшее развитие. Особого  расцвета неоплатонизм достиг  в эпоху Возрождения, в XV в.

 

Теоретики неоплатонизма:

 

• противопоставляли сложившейся  и чрезмерно систематизированной  схоластической философии новую  философскую систему, основанную на идеях Платона;

 

• предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;

 

• не отрицали божественную природу  человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;

 

• призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и  созданию целостной мировой философской  системы, которая охватила бы собой  и согласовала все имеющиеся  философские направления.

 

Наиболее известными представителями  неоплатонизма эпохи Возрождения  являлись Николай Кузанский и  Джованни Пико делла Мирандола.

 

Николай Кузанский (1401 — 1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских  для своего времени философских  взглядов. Дал новую трактовку  бытия и познания, согласно которой:

 

• не существует разницы между  Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная — одно и то же);

 

• "единое" (Бог) и "бесконечное" (Его творение) относятся между  собой как минимум и максимум (противоположности), а поскольку  Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум;

 

• исходя из этого, Николаем Кузанским  был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности  совпадают, то совпадают форма и  материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино);

 

• едины идея и материя;

 

• реально существует (поглощая все  остальное) актуальная бесконечность;

 

63

 

• Вселенная бесконечна, не имеет  начала, не имеет конца, не имеет  центра, Земля не является центром  Вселенной;

 

• Вселенная — это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено  в Боге, а не Бог — в окружающем мире);

 

• бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом и  т. д.);

 

• бесконечность Вселенной, окружающего  мира приводит к бесконечности познания;

 

• невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, но не истинному  знанию ("ученому незнанию" —  термин Николая Кузанского). Таким  образом, Николай Кузанский, будучи философом 

 

идеалистического направления  и богословом, очень близко подошел  к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений — Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др.

 

Джованни Пико делла Мирандола (1463 — 1494) попытался объединить все известные ему религиозные и философские учения и создал эклектическое произведение "900 тезисов", главные идеи которого заключались в том, чтобы:

 

• возвысить человека и отделить от окружающего мира, признать отдельной  реальностью ("четвертым миром" космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским);

 

• признать за человеком полную свободу  выбора;

 

• объединить все философские учения и найти "золотую середину" путем их согласования.

 

4. В период Позднего Возрождения  ( XVI — XVII вв.) в Европе (особенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи.

 

Представители натурфилософии:

 

• обосновывали материалистический взгляд на мир;

 

• стремились отделить философию  от теологии;

 

• формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;

 

• выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной);

 

• считали, что мир познаваем  и в первую очередь благодаря  чувственному познанию и разуму (а  не Божественному откровению).

 

Наиболее яркими представителями  натурфилософии эпохи Возрождения  являлись Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

 

64

 

Андреас Везалий (1514 — 1564) совершил революцию  в философии и медицине.

 

Везалий материалистически объяснил происхождение мира, в центре которого ставил человека.

 

Везалием были опровергнуты взгляды, более тысячи лет господствовавшие в медицине со времен Галена (130 — 200) — древнеримского врача, который  описал физиологию и строение человека, опираясь на исследования животных. Напротив, Везалий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах  и издал знаменитую для своего времени книгу "О строении человеческого  тела", где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности, чем  анатомия, описанная Галеном.

 

Николай Коперник (1473 — 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия:

 

• Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм);

 

• Солнце является центром по отношению  к Земле (геоцентризм заменялся  гелиоцентризмом), Земля вращается  вокруг Солнца;

 

• все космические тела движутся по собственной траектории;

 

• космос бесконечен;

 

• процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы  и лишены "священного" смысла.

 

Джордано Бруно (1548 — 1600) развил и  углубил философские идеи Коперника:

 

• Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром  Вселенной;

 

• Вселенная не имеет центра и  бесконечна;

 

• Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);

 

• звезды — небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные  системы;

 

• число миров во Вселенной бесконечно;

 

• все небесные тела — планеты, звезды, а также все, что имеется  на них, обладают свойством движения;

 

• не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог —  одно целое.

 

Идеи Джордано Бруно не были приняты  католической Церковью, и он был  сожжен на костре в 1600 г .

 

Галилео Галилей (1564 — 1642) на практике подтвердил правильность идей Николая  Коперника и Джордано Бруно:

 

• изобрел телескоп;

 

• с помощью телескопа исследовал небесные тела;

 

• доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси;

 

65

 

• обнаружил пятна на Солнце и  разнообразный ландшафт (горы и пустыни - "моря") на Луне;

Информация о работе Лекции по "Философии"