Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 23:18, реферат
Людвиг Фейербах (1804—1872) родился в семье известного немецкого юриста. Вначале Фейербах хотел посвятить себя богословию и с этой целью в 1823 г. поступил на богословский факультет Гейдельбергского университета. Однако уже через год он покидает богословский факультет и переезжает в Берлин, где слушает лекции Гегеля в университете.
Введение 4
Основные идей философии Л. Фейербаха 5
Заключение 20
Список используемой литературы 22
Неисторическое понимание
человеческой жизни мешает Фейербаху
до конца понять исторически преходящий
характер религии, так же как и
действительные пути ее преодоления. Он
часто говорит о том, что религиозно-фантастическое
представление о мире неизбежно
исчезнет, человек отвергнет мистическое
представление о своей
Если в анализе реального
содержания религии Фейербах делает
шаг вперед по сравнению с французскими
материалистами, то в оценке общественной
роли религии, в попытке создания
новой религии Фейербах стоит
ниже своих выдающихся предшественников.
Он не понял, что научная критика
религии не исчерпывается сведением
религиозных представлений к
их земному содержанию. Важнейшая
задача научной критики религии
состоит в анализе материальных
причин религиозного удвоения мира, ибо
только такого рода анализ обнаруживает
социальную сущность религии и помогает
открыть действительные исторические
пути ее преодоления.
Основа философской антропологии Фейербаха
— материалистическое учение о природе.
В противоположность идеализму и религии
Фейербах учит, что природа есть единственная
реальность, а человек — ее высший продукт,
выражение, завершение. В человеке и благодаря
ему природа ощущает себя, созерцает себя,
мыслит о себе. Выступая против идеалистически-религиозного
принижения природы, Фейербах утверждает,
что нет ничего выше природы, так же как
нет ничего ниже ее. «Созерцайте же природу,
созерцайте человека! Здесь перед вашими
глазами вы имеете мистерии философии». [2; 144]
В отличие от материалистов
XVIII в. Фейербаха уже не удовлетворяет
механистическое понимание
Отвергая механистическое понимание жизни,
Фейербах решительно отвергает и витализм.
Его понимание жизни как высшей формы
бытия природы направлено главным образом
против вульгарного материализма, который
фактически отрицает существование сознания.
Сознание во всех его формах рассматривается
Фейербахом как непосредственное выражение
единства субъекта и объекта.
Многообразие человеческих ощущений, утверждает Фейербах, соответствует многообразию качеств природы, оно обусловлено им и принципиально невозможно без него. Поэтому нельзя противопоставлять содержание человеческих ощущений качественной определенности чувственно воспринимаемых явлений. Тем не менее фейербаховское понимание единства субъекта и объекта, человека и природы носит ограниченно натуралистический, антропологический характер, поскольку Фейербах не видит реальной основы и важнейшей формы этого единства — общественного производства.
Материалистически решая
вопрос о соотношении живой и
неживой природы, Фейербах подвергает
критике идеалистическую
Таким образом, фейербаховское учение
о природе, несмотря на отдельные диалектические
догадки и более глубокое, чем у предшествующих
материалистов, понимание единствами
многообразия природы, в целом не выходит
за пределы метафизического материализма.
Это сказывается, например, в фейербаховском
определении природы: «Я понимаю под природой
совокупность всех чувственных сил, вещей
и существ, которые человек отличает от
себя как нечеловеческое... Или, беря слово
практически, природа есть все то, что
для человека — независимо от сверхъестественных
внушений теистической веры — представляется
непосредственно, чувственно, как основа
и предмет его жизни. Природа есть свет,
электричество, магнетизм, воздух, вода,
огонь, земля, животное, растение, человек,
поскольку он является существом, непроизвольно
и бессознательно действующим. Под словом
«природа» я не разумею ничего более, ничего
мистического, ничего туманного, ничего
теологического». Приводя эти слова Фейербаха,
В. И. Ленин в своем конспекте «Лекций о
сущности религии» отмечает: «Выходит,
что природа = все кроме сверхприродного.
Фейербах ярок, но не глубок. Энгельс глубже
определяет отличие материализма от идеализма».
Продолжая материалистические
традиции XVIII в., Фейербах внес значительный
вклад в разработку материалистически-
Фейербах категорически
отрицает существование принципиально
не воспринимаемых чувствами объектов.
Чувственное восприятие, непосредственное
по своей природе, может быть также опосредствованным,
т. е. давать косвенные свидетельства того,
чего мы не видим, не слышим, не осязаем.
«Итак, не только внешнее, но и внутреннее,
не только тело, но и дух, не только вещь,
но и я составляют предметы чувств. Поэтому
все является чувственно воспринимаемым,
если не непосредственно, то опосредствованно,
если не обычными, грубыми чувствами, то
изощренными, если не глазами анатома
или химика, то глазами философа, поэтому
совершенно законно эмпиризм усматривает
источник наших идей в чувствах». Фейербах
выступает также против скептической,
агностической критики чувственных восприятий,
утверждая, что последние в силу своей
непосредственной связи с вещами никогда
нас не обманывают.
В. И. Ленин высоко оценил известное положение
Фейербаха о том, что органов чувств, которыми
обладает человек, вполне достаточно для
познания любых явлений. Однако Фейербах
не мог обосновать это провозглашенное
им положение, так как не знал, что способность
человеческих органов чувств правильно
и разносторонне отражать действительность
есть результат их развития на протяжении
тысячелетий. Ввиду этого приведенное
положение представляет собой скорее
глубокую догадку, чем вывод из теории
развития, примененной к человеку. Недостаток
фейербаховского понимания чувственного
отражения заключается также и в том, что
он не связывает чувственные представления
с практической, материальной деятельностью. [1; 236]
Не ограничиваясь
Высокая оценка чувственного
познания и критика спекулятивного
рассудка, пренебрегающего чувственными
данными, не означает, что Фейербах
не признает особой познавательной функции
теоретического мышления и его способности
достичь более глубокого
Подвергая критике мышление,
отрывающееся от своей чувственной
основы, Фейербах не увидел связи теоретического
познания с практикой. Он, правда, -иногда
говорит о практике и даже пытается
включить ее в процесс познания,
утверждая, например, что практика разрешает
вопросы, которые не может решить
теория. Но у него нет научного понимания
практики. Материальная практика представляется
ему чем-то чуждым и даже враждебным
философии и теоретическому мышлению
вообще. И все же поставленный Фейербахом
вопрос о решающей роли чувственной
деятельности в процессе познания в
зародыше содержал возможность правильного
решения этой коренной гносеологической
проблемы.
Социологические и этические воззрения
Фейербаха — наименее разработанная и
оригинальная часть его учения. Как и все
домарксовские материалисты, Фейербах
не смог материалистически понять социальную
жизнь, общественное сознание, а следовательно,
и нравственность. Правда, он выступает
против религиозно-идеалистического истолкования
общественной жизни, но это не приводит
его к материалистическому пониманию
истории, поскольку на место представления
о мистических движущих силах истории
он ставит человеческие чувства и страсти,
т. е. нечто хотя и вполне реальное, но не
материальное. Религиозно-идеалистическому
истолкованию всемирной истории Фейербах
противопоставляет натуралистическую
концепцию, исходный пункт которой составляет
антропологическая характеристика человеческой
чувственности как главной и определяющей
силы поведения каждого индивида и общества
в целом.
Материализм Фейербаха, как и всякий материализм вообще, тесно связан с атеизмом, так как материалистические основоположения уже содержат в себе атеистический смысл. Но эволюцию атеистических взглядов Фейербаха, как и любого материалиста, нельзя сводить только к развитию его материализма, затушевав антирелигиозный аспект его философии. Кроме того, необходимо иметь в виду, что антирелигиозные взгляды Фейербаха начала складываться еще до его прихода к материализму. У Фейербаха атеизм и материализм неразрывно связанные, взаимодополняющие и переходящие друг в друга вещи.
Фейербах видел центральную тенденцию, в борьбе разума с верой, науки с религией, философии с теологией. Этой борьбой, показывает Фейербах, пронизана вся философия нового времени — Бэкона и Гоббса, Гассенди и Декарта, Лейбница и Бей-ля, Декарта и Спинозы. Фейербах отмечал стремление каждого из этих мыслителей освободить человеческий ум от религиозного влияния и их несомненный вклад в это дело. Но никто из них, по его мнению, не освободился полностью от дуализма веры и разума. «Философы новейшего времени признавали веру, но так, как законная жена признается в качестве уполномоченного лица мужа, когда он уже внутренне с ней разошелся». Фейербах требовал последовательности и бескомпромиссности в этом вопросе. Срывая с божества его таинственность, Фейербах вначале еще полагал, что человеческое мышление, как таковое, обладает самостоятельным бытием. Под влиянием гегелевского принципа тождества субъекта и объекта, мышления и бытия он на место сверхчувственного бога поставил сверхчувственный разум, мышление
Следует подчеркнуть, что
для Фейербаха атеизм не сводился
к простому отрицанию бога. Эту
точку зрения он считал характерной
для XVII и XVIII вв. Таким образом, Фейербаха
не удовлетворял негативный атеизм его
предшественников. Атеизм Фейербаха
требует положительного утверждения
человека в противоположность его
религиозному, фиктивному утверждению.
Утверждение человека должно быть не
только реальным, но и всесторонним,
охватывающим все сферы его бытия.
Фейербах понимал, что немногого
стоит забота «о ясности и здоровом
состоянии головы и сердца», если
«желудок не в порядке» и «основа
человеческого существования