Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:18, реферат
В 1823 г. он поступил в Гейдельбергский университет, где
изучал теологию. В следующем году, разочаровавшись в теологии, он переехал в
Берлин, где два года слушал в университете лекции Гегеля. Однако Фейербаха
уже в этот период не удовлетворял абстрактный характер гегелевской
философии. Он начинает заниматься изучением естественных наук.
Людвиг Фейербах
Биография.
Людвиг Фейербах родился 28 июля 1804 г. в городе Ландсгуте, в Баварии, в
передовой и антифеодально настроенной семье известного и очень образованного
по тому времени криминалиста. Первоначальное образование Фейербах получил в
местной гимназии. В 1823 г. он поступил в Гейдельбергский университет, где
изучал теологию. В следующем году, разочаровавшись в теологии, он переехал в
Берлин, где два года слушал в университете лекции Гегеля. Однако Фейербаха
уже в этот период не удовлетворял абстрактный характер гегелевской
философии. Он начинает заниматься изучением естественных наук. Об этом этапе
своего духовного развития он впоследствии писал: “Уже в Берлине я,
собственно, простился со спекулятивной философией. Мои слова, с которыми я
расстался с Гегелем, гласили приблизительно так: два года я вас слушал, два
года посвятил себя всецело изучению вашей философии: и вот теперь я
испытываю потребность обратиться к другим наукам, составляющим прямую
противоположность спекулятивной философии: к естествознанию”. Тем не менее
при окончании университета Фейербах был еще идеалистом. Это видно из его
посвященной Гегелю диссертации «Об едином, универсальном и бесконечном
разуме» (1828 г.).
С 1828 г. Фейербах в качестве приват-доцента Эрлангенского университета
начинает читать курс лекций по истории философии, логике и метафизике. Хотя и
в этих лекциях Фейербах продолжает оставаться последователем Гегеля, но в то
же время он пытается изложить логику «не как Гегель, не в смысле абсолютной,
высочайшей, последней философии». Для Гегеля логические категории имели
самостоятельное бытие, стоящее над природой и историей. Фейербах же
рассматривал логику лишь как теорию познания, основанную на истории познания.
В 1830 г. анонимно выходит сочинение Фейербаха “Мысли о смерти и бессмертии”.
Однако вскоре стало известно, кто является автором этого смелого для того
времени произведения. Оно сейчас же было конфисковано, и началась травля его
автора. Основное содержание этой работы Фейербаха шло вразрез с догматикой
ортодоксального христианства. Философ отрицал личное бессмертие. Жизнь
отдельного человека, доказывал он, временна, преходяща: человек смертей. Вера
в загробную жизнь таит в себе большой вред, так как она снижает в глазах
человека ценность его реальной жизни.
“Мысли о смерти и бессмертии” завершили карьеру их автора на поприще
официальной академической философии. Фейербах был уволен из университета.
Все его попытки получить кафедру в каком-либо из германских университетов
встретили отпор со стороны казенных жрецов науки. Однако Фейербах не
прекращал своих философских занятии. В 1833 г. он опубликовал книгу
«История новой философии от Бэкона до Спинозы», затем большие монографии «О
Лейбнице» (1837 г.), «О Пьере Бейле» (1838 г.). В этих сочинениях Фейербах
прослеживал путь постепенного освобождения философии от влияния теологии.
Примирение пауки и религии он считал позорным пятном истории новой философии,
лицемерием, которое необходимо решительно преодолеть.
Убедившись в полной невозможности проявить себя на официальном академическом
поприще (охранители казенной науки никак не допускали его к студенческой
среде), Фейербах в 1837 г. переселился в небольшую деревню Брукберг, в
Тюрингии. Здесь, вдали от культурных центров Германии, он жил почти
безвыездно 25 лет. Лишь обособившись в деревне, он мог сохранить
независимость не только в глубине своей души, но и внешне, освободиться от
духоты, мелких интриг и сплетен городской жизни. “Кто верит в то, во что
верят другие, кто учит и мыслит, чему учат и что мыслят другие... у того нет
потребности в уединении: но она есть у того, кто идет своей дорогой или кто
порвал со всем миром”. Так оправдывал философ свое столь длительное
уединение.
Началом нового, материалистического периода в творчестве Фейербаха следует
считать 1839 год. Именно в этом голу он окончательно порывает с гегелевской
философией и становится материалистом. «Темой всех моих позднейших сочинении,
- говорит Фейербах, - является человек как субъект мышления, тогда как прежде
мышление само было для меня субъектом и рассматривалось мною как нечто
самодовлеющее». В произведении “К критике философии Гегеля” Фейербах впервые
целиком и навсегда переходит на позиции материализма. Знаменитая книга
Фейербаха “Сущность христианства” (1841 г.) была уже настоящим триумфом
материалистической философии. Переведенная на многие европейские языки, эта
работа Фейербаха сыграла исключительно большую роль в развитии передового
общественного сознания. Фейербах здесь решительно провозгласил материализм и
атеизм, признал, что природа существует независимо от сознания, что она есть
основа, на которой вырос человек, что вне природы и человека нет ничего и что
созданное религией божественное существо есть лишь фантастическое отражение
человеческой сущности. Имя Фейербаха стало символом борьбы с темнотой,
суеверием и деспотизмом.
После «Сущности христианства» Фейербах выпускает в свет целый ряд других
произведении: ”Основные положения философии будущего” (1843 г.), «Сущность
религии» (1845 г.) и др. В этих сочинениях он дает стройное изложение и
обоснование своих материалистических взглядов. Но труды Фейербаха, вышедшие
после революции 1848 г. уже не оказывали такого глубокого воздействия на
читателей, как его первые материалистические сочинения. Так, например,
вышедшая в 1857 г. «Теогония» не оставила почти никакого следа.
Под старость Фейербах жил в большой нужде. Фарфоровую фабрику в Брукберге,
принадлежавшую его жене Берте Лев, пришлось закрыть. Потеряв состояние,
Фейербах с семьей переселился в Рахонберг, недалеко от Нюрнберга. В это время
он усиленно занимался социалистической литературой, изучал «Капитал» К.
Маркса и в 1870 г. вступил в ряды немецкой социал-демократической партии.
Умер Фейербах 13 сентября 1872 г. и похоронен в Нюрнберге.
Антропологический материализм Фейербаха.
Основная историческая заслуга Л. Фейербаха заключается, прежде всего, в том,
что он возродил на немецкой почве, отстоял и развил дальше передовые традиции
материализма 17–18 веков. Говоря о необходимости реформы философии, Фейербах
доказывал, что новая философия, пришедшая на смену старой философии, должна
носить по существу антропологический характер. Антропологическая философия,
по мнению Фейербаха, характеризуется, прежде всего, тем, что она вступает в
прочный союз с естествознанием. Этот союз, доказывает он, будет
продолжительнее, счастливее и плодотворнее, чем тот мезальянс, который
существовал между философией и теологией.
Философия, требовал Фейербах, должна окончательно отрешиться от ложных
исходных положений идеализма.
Источник тела и духа один — природа, материя. Приводя точку зрения дуалистов
о том, что тело следует считать результатом материи, а дух — творением бога,
Фейербах восклицает: «Что за половинчатость, что за раздвоение, что за
«шиворот-навыворот!». Откуда происходит дух? Откуда орган, то есть тело,
оттуда и его функция, то есть дух. Дух и тело нельзя отделять друг от друга.
Только теоретически, указывал Фейербах, можно представить себе дух отдельно
от тела, в действительности же первый неразрывно связан со вторым и зависит
от него. Поскольку сущность человека в реальной целостности, а не в
призрачном и абстрактом духе, “все философии, все религии, все учреждения,
которые противоречат этому принципу, не только в корне ошибочны, но и
пагубны”.
Отправляясь от человека, Фейербах не отрывал и не противопоставлял его
природе; человека он считал продуктом и частью природы. Природа и человек —
вот единственный объект философии.
Приступая к характеристике природы, Фейербах указывает прежде всего на её
материальный характер. «Природа телесна, материальна, чувственна». Материя
не сотворена, а всегда была и всегда будет, то есть вечна, не имеет начала и
конца, то есть бесконечна. Причину природы, доказывает Фейербах, следует
искать в самой же природе. «Природа есть причина себя самой», - повторяет он
вслед за Спинозой.
Фейербах рассматривал время и пространство материалистически. Пространство и
время, согласно Фейербаху, не априорные формы чувственного созерцания, как
уверяет Кант, а «коренные условия», «формы», бытия. Пространство и время
являются также и формами мышления, поскольку последнее правильно отражает
объективные формы бытия. Материя не только существует, но движется и
развивается. А движение и развитие немыслимы баз реального времени. Сказать,
что возможно развитие без времени, то же, что сказать, что возможно развитие
без развития. Нет материи без времени и пространства. Они «составляют формы
бытия всего сущего».
Материалист Фейербах отрицает утверждение идеалистов о том, что существует
непроходимая грань между неорганической природой и органическим миром,
человеком в особенности. Он доказывал, что жизнь не может происходить не из
материи. Он высказывал твердое убеждение о естественном зарождении жизни, о
том, что человек своим первоначальным появлением обязан не богу, а природе.
Мышление могло возникнуть только из природы.
Фейербах, считая основой своего материализма человека, подчеркивал однако,
главным образом естественные, природные условия его бытия, но
абстрагировался, как правило от общественных условий.
Материалистическое учение о познании.
Фейербах неустанно разрабатывал и двинул вперед материалистическое учение о
познании. История познания, указывает немецкий материалист, свидетельствует,
что границы познания постоянно расширяются, что человеческий разум способен
в своем развитии открыть нам глубочайшие тайны природы. Началом, исходным
пунктом познания Фейербах считал ощущение. Свою философию он рассматривал
как реабилитацию чувственности. В противовес немецким идеалистам, исходным
пунктом для которых было абстрактное умозрение, Фейербах, идя по стопам
английских и французских материалистов, настаивал на истинной и научной
природе чувственности.
Материя, природа — не только базис духа, но и основание, начало всякого
знания и философии.
В чем видел Фейербах функцию разума? Разум, доказывал он, по существу не
дает ничего, что не находилось бы в ощущениях. Все наши идеи и понятия
происходят из опыта, из ощущений. Однако опытное, чувственное познание, с
точки зрения Фейербаха, ограничено в том смысле, что оно имеет дело с
отдельными, единичными явлениями. Роль разума заключается в том, согласно
Фейербаху, что он берет в связи то, что чувства представляют раздробленно,
раздельно.
Точку зрения человеческого коллектива, общественности он очень настойчиво
проводит через все отделы своей философии. Отдельная изолированная личность,
доказывал он, не могла бы создать язык, государство, нравственность,
развисать познание, усовершенствовать разум. Все, что создано человечеством,
- результат совокупной деятельности людей.
Материализм против идеализма и религии.
Фейербах отстаивал материализм в борьбе против идеализма и религии. Он
неопровержимо доказывал идейное родство последних. Логический источник как
идеализма, так и религии, по Фейербаху, лежит в отрыве мышления от
чувственного, конкретного бытия. Процесс абстрагирования и создания общих
понятий искусно использует идеализм. Он отделяет, отрывает общие понятия от
их материальных оснований и превращает их в самостоятельные сущности.
Религия и идеализм не довольствуются только тем, что приписывают общим идеям
самостоятельное существование. Как для идеализма, так и для религии, по
мнению Фейербаха, характерно то, что они стоят на точке зрения первенства
абстрактного, нечувственного, нетелесного начала по отношению к конкретному,
чувственному, телесному. Идеализм, подобно религии, превратив человеческие
идеи в независимые субстанции, выводит из них, как из божественного,
всемогущего источника, весь конкретный эмпирический мир. В идеализме, как и
в теологии, природа вывернута наизнанку.
Философию Гегеля Фейербах справедливо считал кульминационным пунктом и
завершением идеалистической философии. Его критика гегелевского идеализма
была, несомненно, одним из самых замечательных явлений домарксистской
материалистической философии. В процессе этой критики Фейербах во многом
обогатил материализм.
Фейербах вначале выясняет особенность объективного идеализма Гегеля. Прежние
философы-идеалисты и теологи, отмечает он, обычно исходили из раз и навсегда
совершенного и отрешенного от материальной действительности духовного
начала. По Гегелю, такое начало, бог или дух, само должно еще освободиться от
материи, само должно еще показать свою истинность и завоевать себе
божественность. Но как бог или абсолютная идея «самоосвобождаются» от
материи, «превращают» себя в «независимую» от последней сущность? Возможно
ли, мыслимо ли это вообще? Фейербах глубоко и убедительно вскрывает всю
несостоятельность аргументации Гегеля в защиту позиции объективного
идеализма.
Фейербах подвергает резкой критике утверждение Гегеля о том, будто в его
философии человечество достигло познания абсолютной истины. «Только люди в