Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:02, реферат
Марк Аврелий (121–180 гг.) был императором Рима с 161 г. Это был деятельный и энергичный правитель, при котором велось несколько войн. В конце его правления в Риме разразилась эпидемия чумы, от которой умер и сам император.
После смерти Марка Аврелия были найдены его записки, составившие целое философское сочинение, под условным названием "Наедине с собой" или "Мемуары". Они представляют собой серию афоризмов, сентенций, наблюдений, сделанных Марком Аврелием для себя без намерения публикации.
Биография Марк Аврелий
Закат Античности
Список литературы
Факультет
социально-гуманитарных
знаний.
Реферат
Реферат:
по философии
Тема:
Марк Аврелий и закат Античности
Группа:
3111-51
Казань
2011
Содержание.
· Гумилев Л. Н. Тысячелетие вокруг Каспия. — М.,1993
· Тьерри О. Рассказы
из времен Меровингов. — СПб.,1994
Биография «Марк Аврелий».
Марк Аврелий (121–180 гг.) был императором Рима с 161 г. Это был деятельный и энергичный правитель, при котором велось несколько войн. В конце его правления в Риме разразилась эпидемия чумы, от которой умер и сам император.
После смерти Марка Аврелия были найдены его записки, составившие целое философское сочинение, под условным названием "Наедине с собой" или "Мемуары". Они представляют собой серию афоризмов, сентенций, наблюдений, сделанных Марком Аврелием для себя без намерения публикации.
Записки Марка Аврелия буквально завораживают читателя идеей бренности, текучести всего мирского, монотонности, бессмысленности и даже ничтожности человеческой жизни: "Время есть река... стремительный поток. Лишь появится что-нибудь, как уже проносится мимо, но проносится и другое, и вновь на виду первое"; "Время человеческой жизни — миг"; "Ничтожна жизнь каждого, ничтожен тот уголок земли, где он живет".
Даже посмертная слава, к которой стремятся люди, чтобы увековечить себя в памяти потомков, по мнению Марка Аврелия не имеет никакого смысла: "Все кратковременно и вскоре начинает походить на миф, а затем предается и полному забвению... Что же такое вечная слава? — сущая суета".
Но при таком ярко выраженном пессимизме, Марк Аврелий все же находит духовную опору, которая определяет собственно смысл жизни человека — это вера в некое Единое-Целое, откуда все проистекает и куда все впадает, и тем самым спасает все отдельное от абсолютной суетности и бессмысленности. Это Единое-Целое как бы управляет всем миром, придает бесспорную значимость и несомненность природе вообще, предопределяет все моменты природной жизни.
С Единым-Целым сверхъестественным способом связаны и боги, которых необходимо благодарить, иметь всегда в мыслях, взывать к ним и жить с ними.
Общая мировая целостность и божественное провидение диктуют людям и совокупность несомненных нравственных ценностей, которым все должны следовать — это "справедливость, истина, благоразумие, мужество", а также и "общеполезная деятельность". Поэтому в идеале человек — это существо "мужественное, зрелое, преданное интересам государства", безропотно исполняющее свой моральный долг.
Понятие морального долга — тоже важное в философии Марка Аврелия, ибо боги, помимо обязанностей даровали людям еще и свободу морального выбора: "Они устроили так, что всецело от самого человека зависит, впасть или не впасть в истинное зло".
По сути дела, возможность совершить свободный моральный выбор между добром и злом — это главная забота человека, которая придает определенный смысл его существованию на Земле. Свой выбор человек может совершить только с помощью разума, который Марк Аврелий называет, гением человека, его божеством. Разум — "гегемоникон", руководящее начало в человеке. Здесь необходимо отметить, что Марк Аврелий впервые в стоической традиции говорит о полной самостоятельности разума человека о том, что разум является одной из составляющих человека вообще. До него стоики, в духе платоновской философии, утверждали, что человек состоит только из двух частей — души и тела.
В итоге римский мыслитель приходит к выводу, что жизнь надо принимать такой, какая она есть и быть этим полностью довольным: "Итак, проведи этот момент времени в согласии с природой, а затем расстанься с жизнью так же легко, как падает созревшая слива: славословя природу, ее породившую, и с благодарностью к произведшему ее древу".
Философия
Марка Аврелия, последнего
великого стоика, —
это свидетельство кризиса
и заката собственно
античного духа. Античный
мир рушился на глазах.
И вскоре после смерти
Марка Аврелия начинается
новая эпоха — эпоха
становления и расцвета
христианской культуры.
Закат Античности.
Не было недостатка в оплакивании Рима философами, историками, беллетристами. И все сходились на том, что римлян погубила утрата римских добродетелей, римлян погубила распущенность. На самом деле распущенность — следствие, а процесс этот этнический. Лучше всего закат виден, когда обращаешь внимание на изменения в римской армии.
ЭВОЛЮЦИЯ РИМСКОЙ АРМИИ. Армия стала большой. В эпоху Гражданских войн появились наемники, в т. ч. из римских граждан. В результате военных реформ Гая Мария в легионы начали брать пролетариев (неимущих), чего раньше не было, но качество войска от этого нисколько не ухудшилось, и римляне оставались солдатами непревзойденными. А далее ситуация меняется довольно заметно.
Уже Август впервые размещает войско в Риме. Это — преторианская гвардия. Иными словами, появляется то, что всегда является угрозой гражданскому обществу, — внутренние войска. В свободных странах у свободных людей внутренних войск не бывает. Внутренние войска всегда содержат в себе угрозу полицейского режима. Римляне допустили ошибку — они подобное войско создали.
Следующий этап — изменение поведения солдат в отношении своих полководцев. Солдаты Цезаря уже были, пожалуй, более верны своему вождю, чем римской государственности, чем римскому Сенату. Но теперь солдаты стали не просто выдвигать своих полководцев в императоры, они их заставляли провозглашать себя императорами. После убийства Нерона, который уже всем надоел своими сумасбродствами, вдруг появляются один за другим, но практически одновременно, четыре претендента на пост императора. Более того, они, сменяя друг друга, даже ухитряются править, хотя и короткое время. Это императоры Гальба, Отон, Вителлий и Веспасиан. Последний, впрочем, будет править успешно до самой своей смерти и явится основателем хотя и небольшой, но династии. Надо сказать, что Веспасиан в императоры не собирался, а Вителлий откровенно не хотел. Кроме того, Веспасиан и Вителлий еще не собирались друг друга убивать (они были лично дружны). Однако ничего не могли поделать оба со своими армиями, которые желали, соответственно, одна — чтобы императором стал Вителлий, а другая — чтобы Веспасиан. Т. е. теперь уже не вождь за собой ведет солдат захватывать Рим, а солдаты его вперед выталкивают, как осадную башню.
Восстановить мир в империи удалось позже только Кокцею Нерве. Ему пришла в голову гениальная мысль — сделать соправителем полководца, и войско перестало быть опасным для Рима. После Кокцея Нервы начинается «Золотой век Антонинов». Но III в. н. э. — это эпоха солдатских императоров, когда все решают солдаты (любые, далеко не только преторианские).
По мере роста политической распущенности армии, становятся хуже ее боевые качества. В условиях начинающейся обскурации, т. е. в условиях утраты внутриэтнической солидарности, главным врагом солдата становится не варвар, не галл, не германец, а порядочный офицер, который по долгу службы обязан заботиться о поддержании дисциплины и воинской выучке своих солдат. Но теперь он рискует получить стрелу в затылок за это при первом удобном случае.
Кроме того, легионеры начинают облегчать себе армейскую жизнь. Сначала им надоедает носить колья для устройства римского лагеря. От лагеря не отказываются, но принимаются все возить в обозе, что, естественно, снижает маневренность армии. Потом солдатам надоедает маршировать в панцире. Он, правда, не очень тяжелый (кожаный), но все равно пусть лучше его везет повозка. А без панциря маршировать было одно удовольствие, потому что обувь у римских солдат (калиги) была замечательная — в ней ноги не уставали. Обоз еще увеличился, маневренность армии еще упала. А кончилось все тем, что доблестный Одиннадцатый легион, выступив против врага, вообще оставил доспехи на зимних квартирах и весь был уничтожен. Так эволюционировала армии. А как эволюционировало римское общество?
ЭВОЛЮЦИЯ РИМСКОГО ОБЩЕСТВА. На римлянах сказалась самым тяжким образом трансформирующая римская сельскохозяйственная добродетель. Уже говорилось, что римлянину всегда было приличным кормиться своим трудом, своей familias, включая в т. ч. и рабов, а не служить наемным рабочим. Однако римляне обезземеливались. Процесс обезземеливания начался еще в Пунические войны. Их следствием стало захудание плебейских хозяйств. Со временем сельский плебс все более сокращается, а городской растет. Но эти люди, теряя землю, по-прежнему ощущают себя римскими гражданами, которым не пристало становиться наемными рабочими. Поэтому огромное их число превращается просто в бездельников (благо, у римлян такая возможность существовала), хотя часть их и поступает на гражданскую службу, что не составляло труда, ибо в провинции было много всякой работы. Этот процесс деклассации в Римской империи тянулся веками.
История показывает, что в любом обществе образуются социальные низы — некий пласт людей, которые не хотят работать. Например, социализм по-шведски поставил перед шведами (а они — народ старый) очень тяжелую проблему: у них сейчас чудовищно растут социальные низы, потому что гарантированное социальное пособие позволяет шведу, ничего не делая, не только не голодать, но даже прилично одеваться. И хотя жить на пособие непрестижно, все большее число шведов начинает престижем пренебрегать, что было бы для них непредставимо еще в прошлом веке.
Процесс деклассации шел в Римской империи повсюду, но преобладал он в стенах города Рима. Рим во II в. н. э. насчитывал 1,5 млн. жителей. Потом очень долго не будет таких городов. Сверхгород Средневековья — Великий Константинополь (Новый Рим) — в периоды расцвета достигает только полумиллионного населения. Рим, действительно, был гигантским городом, и чем далее, тем более оказывался населен неимущими римлянами, которые обладали всеми гражданскими правами. Именно эти люди требовали «хлеба и зрелищ». Им этого было достаточно — они готовы были питаться одним хлебом, но зато ничего не делать!
Среда их обитания была ужасна. Они жили в 5-6-этажных домах — инсулах, с удобствами во дворе. Причем качество постройки было дурным, и инсулы иногда разваливались. Так жили и карфагеняне, пока римляне не разрушили Карфаген, но достойные римляне обычно так не жили (как не пристало жить в 16-этажных железобетонных бараках и нам, русским, а должно было бы в собственных домах, пусть и скромных — это достойная среда обитания). Питались римляне крайне не изысканно, но, с другой стороны, в Италии дивный климат, там росла масса бобовых культур, очень питательных, чеснок и приправы у них были, они все заправляли оливковым маслом, и копеечного вина, страшно кислого, у них было сколько угодно (они пили его целый день, правда, разводя водой, потому что ничего больше не пили).
Что касается зрелищ, то в императорский период их становилось все больше и больше. Если сегодня не было гладиаторских боев в амфитеатре, то можно было сходить в театр или отправиться на ипподром на колесничьи бега. Кроме того, известна необычайная любовь римлян к воде, с чем связано еще одно их развлечение — огромные государственные термы, т. е. гигантские архитектурные банные ансамбли. В термах можно было провести весь день, что римляне и делали. Там были парильня, горячая баня, бассейн с теплой водой, теплая баня, бассейн с холодной водой (кстати, считалось вредно мыться холодной водой в закрытом помещении, поэтому холодные бассейны располагались под открытым небом), а также гимнастические залы и даже библиотеки. Наконец, существовали лупанары, причем рабынь с Востока привозили много, поэтому проституция была копеечной. Таким было времяпрепровождение римской толпы: из амфитеатра — в термы, из терм — в лупанар, из лупанара — опять в термы, и только ночевать они возвращались в инсулы.
Рим, где доминировало подобное население, уже не годился в качестве столицы. Поэтому чем дальше, тем больше императоры выбирают местом своего пребывания не Рим, а другие города. Последний реформатор-язычник Диоклетиан, пытаясь восстановить во всей мощи здание Римской империи, устанавливает тетрархию — систему, в которой четыре императора (два — первого ранга, а два — второго, т. е. два августа и два цезаря) правят каждый своей частью империи. Диоклетиан надеялся, что система будет работать безупречно. Отслужив положенный самому себе императорский срок, он уговорил своего соправителя сложить полномочия и стать частными лицами, после чего цезари наследовали правление в качестве августов и назначили новых цезарей. Но эта система все равно развалилась. И Диоклетиану все равно, хотя он был уже частным лицом и жил на своей громадной вилле в Салонах (Сплит) в Далмации, пришлось покончить жизнь самоубийством. А позднее император Константин Великий основывает Новый Рим — будущий Константинополь.