Марксизм: основные этапы и направления. Проблема истины в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:02, реферат

Описание

Марксизм возник в 40-х годах XIX века. В это время происходило обострение социальных и экономических противоречий капитализма породивших потребность в создании научной теории.
Доктор философии Карл Маркс (1818 – 1883) и немецкий предприниматель Фридрих Энгельс (1820 – 1895) разрешили задачу следующим образом: сформулировав радикальную научную коммунистическую теорию они вооружили рабочий класс революционной идеей.

Содержание

Марксизм: основные этапы и направления.
Условия возникновения марксизма………………………………………стр 3.
Этапы развития марксизма за полтора века……………………………...стр 4.
Проблема истины в философии.
Введение……………………………………………………………………стр 9.
Основные концепции истины……………………………………………стр 10.
Истина: два принципа соответствия……………………………………..стр 12.
Формы истины……………………………………………………………..стр 16.
Заключение…………………………………………………………………стр 19.
Список литературы. ………………………………………….стр 21…………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 50.79 Кб (Скачать документ)

                                                        Содержание.

  Марксизм: основные этапы и  направления.

  Условия возникновения марксизма………………………………………стр 3.

     Этапы развития марксизма за полтора века……………………………...стр 4. 

  Проблема  истины в философии. 

  Введение……………………………………………………………………стр 9.

  Основные  концепции истины……………………………………………стр 10.

  Истина: два принципа соответствия……………………………………..стр 12.

  Формы истины……………………………………………………………..стр 16.

  Заключение…………………………………………………………………стр 19.

  Список  литературы.                                                                                                        ………………………………………….стр 21……………………………………. 
 

 

 Марксизм: основные этапы и  направления. 

  Условия возникновения марксизма.

  Марксизм  возник в 40-х годах XIX века. В это  время происходило обострение социальных и экономических противоречий капитализма  породивших потребность в создании научной теории.

  Доктор  философии Карл Маркс (1818 – 1883) и  немецкий предприниматель Фридрих  Энгельс (1820 – 1895) разрешили задачу следующим образом: сформулировав  радикальную научную коммунистическую теорию они вооружили рабочий  класс революционной идеей. Возникновение  марксизма было подготовлено предыдущим развитием капиталистической экономики, революционного процесса и общественной мысли. Важным этапом развития капиталистической  экономики был промышленный переворот, наиболее широко проявившийся в первые десятилетия XIX века. Он ознаменовал  небывалое на протяжении всей предыдущей истории ускоренное развитие производственных сил, выразившихся в переходе от мануфактуры  к фабричной системе, основанной на широком применении машинной техники. Обусловив утверждение капиталистических  производственных отношений. Важной исторической предпосылкой формирования марксистского  мировоззрения явилось то обстоятельство, что капитализм, одержавший победу над феодализмом в передовых  странах Западной Европы, уже показал  к тому времени не только свое экономическое  преимущество над предыдущим способом производства, но также и противоречивость своего развития, все большее нарастание конфликта между трудом и капиталом.

  В ходе промышленного переворота рабочий  класс впервые выступил на историческую сцену как самостоятельная общественная сила. Широко известны проявления активной революционной роли рабочего класса в 1831 – 1834 годах, а также чартистское  движение 30 – 40-х годов в Англии.

  То  обстоятельство, что развитие капитализма  в Германии в этот период сочеталось с сохранением значительного  проявления феодальных отношений, придало  этим восстаниям особо важную роль. Это явилось свидетельством того, что в условиях назревавшей в  этой стране буржуазно – демократической  революции пролетариат становился ее главной движущей силой. Острота  классовых противоречий в Германии 40-х годов во многом благоприятствовала тому, что революционное пролетарское учение возникло именно в этой стране.  

  Этапы развития марксизма  за полтора века.

  Марксизм  развивается качественно определенными  этапами и его подлинное творческое обновление сочетается с борьбой  против открытого и скрытного, завуалированного пересмотра, ревизии марксизма.

  Выделим три основных качественных этапа развития марксизма с середины XIX в. до конца XX в. Следующие этапы – предстоящие, уже в XXI столетии – это и четвертый, и последующие.

  Первый  этап – этап формирования и развития марксизма К.Марксом и Ф.Энгельсом во второй половине XIX в. Это собственно марксистский этап, этап классического марксизма, изначальный, связанный с беззаветной, выдающейся научной и практической деятельностью его основателей, “классиков”, как их часто называют, – Карла Маркса и Фридриха Энгельса, а также их соратников, окружения, друзей. К собственным научным, теоретическим положениям, следуя выработанному методу, они относились как к развивающимся и требующим развития, критически и самокритически, нередко с большой долей иронии. Создав великие творческие разработки, они и относились к ним творчески.

  Второй  этап – этап развития марксизма прежде всего В.И.Лениным с 90-х гг. XIX в. теоретически и особенно в единстве теории и практики в условиях победы Великой Октябрьской социалистической революции в России в 1917 г., первых практических шагов движения по пути созидания социализма, творческого применения марксистской теории к особенностям российской практики, первого реального, труднейшего и сложнейшего, диалектического опыта строительства нового социалистического общества. Это ленинский этап развития марксизма. Этот этап охватывает примерно последнее десятилетие XIX в. – первую половину XX столетия. На него приходятся и кризисные годы насильственного сталинского упрощения и извращения марксизма, ленинизма, марксизма-ленинизма, замены творческого живого духа марксизма примитивной схоластикой и догматизмом.

  Революция 1917 г., во главе которой стоял В.И.Ленин, дала возможность применять теоретический  марксизм к реальной практике, проверять  его революционной, созидательной  практикой, корректировать и дальше творчески развивать в ходе реального  социалистического строительства. Что и делал и сделал В.И.Ленин  всей огромной совокупностью своих  творческих, новаторских, выдающихся работ. Теоретическая и практическая гениальность К.Маркса и Ф.Энгельса была продолжена гениальной теоретической и практической деятельностью В.И.Ленина. Марксизм второй половины XIX в. нашел своего выдающегося, великого продолжателя в первые два с половиной десятилетия XX в. в лице В.И.Ленина.

  В.И.Ленин  своим конкретным примером показал  жизненность, неисчерпаемые потенции и огромные научные, теоретико-практические возможности марксизма, развивая его  в органическом единстве преемственности  и новаторства. Марксизм принял вид, соответствующий эпохе XX столетия.

  Этот  творческий этап развития марксизма  получил название ленинизма. Сам же В.И.Ленин считал себя просто последователем К.Маркса и Ф.Энгельса, марксистом, творчески применяющим марксизм на практике, творчески развивающим марксизм на базе реальной и конкретной практики, как того и требовали К.Маркс и Ф.Энгельс.

  Своим творческим, новаторским отношением к марксизму В.И.Ленин подтвердил, что марксизм развивается вслед  за изменяющимися реальными условиями  бытия и сознания и опережая их, что в новой объективной и субъективной общемировой и конкретно-региональной, конкретно-национальной обстановке сам марксизм всегда должен быть новым, современным, и при этом обоснованно прогностически заглядывающим вперед, предвидящим будущее. В.И.Ленин подчеркивал: “Не обращать внимания на изменившиеся с тех пор условия, отстаивать старые решения марксизма – значит быть верным букве, а не духу учения, значит повторять по памяти прежние выводы, не умея воспользоваться приемами марксистского исследования для анализа новой политической ситуации”.

  Следовательно, и решения и выводы марксизма, верные для прежних, старых условий  и обстоятельств, старых времен, в  новых ситуациях должны творчески  обновляться, подниматься на качественно  новый, современный уровень.

    С конца 20-х гг. под воздействием И.В.Сталина и сталинщины этап творческого развития марксизма, ленинизма, марксизма-ленинизма в решающей степени свертывается и застопоривается не только в СССР, но и в мировом коммунистическом движении, на которое также распространялись диктаторские установки и диктаторский контроль И.В.Сталина.

  Сложное и трудное для марксизма время продолжалось по меньшей мере до второй половины XX в., а переход к новому этапу связан не только со смертью И.В.Сталина в марте 1953 г., но и с трудным преодолением прочно въевшегося и насажденного в общественную мысль сталинского догматизированного и искаженного толкования марксизма и ленинизма.

  Между тем и на этом втором этапе развития марксизма творческая, обогащающая  марксизм мысль продолжала биться и  при жизни В.И.Ленина, и вне  пределов СССР, вне поля прямого  диктаторского воздействия И.В.Сталина. Следует отметить творческие, дискуссионные  работы Розы Люксембург (1871 – январь 1919), с которой спорил и не соглашался по ряду проблем В.И.Ленин. Очень большой вклад в развитие марксистской мысли внес Антонио Грамши (1891–1937), прежде всего его главным трудом – “Тюремными тетрадями”, один из крупнейших марксистских теоретиков и основателей итальянской коммунистической партии. Свои трактовки, новые толкования, нередко спорные, творческие разработки, особенно в книге “История и классовое сознание” (1924), внес в марксистские концепции венгерский ученый Дьердь Лукач (1885–1971), с которым тесно сотрудничал оригинальный марксистский исследователь, советский эстетик и философ М.А.Лифшиц (1905–1983), современник Д.Лукача К.Корш. И другие исследователи в СССР и на Западе много сделали и для представления во всем богатстве живой марксистской, ленинской мысли, и для внесения в нее своими работами теоретически нового, дополнительного, свежего.

  Третий  этап, охватывающий вторую половину XX в., - этап преодоления сталинского насилия, контроля и диктата над марксизмом, ленинизмом, марксизмом-ленинизмом, борьбы ортодоксального и творческого марксизма, возвращения к творческому развитию марксистской теории в единстве с новой реальной практикой, усиления поисков новых толкований и видения марксизма нередко неадекватного толка в виде “западного марксизма” (в отличие от “восточного” – сталинского), частичного обращения к отдельным положениям марксизма в течениях “нового марксизма”, “неомарксизма”, обычно уходящих в сторону от марксизма, берущих лишь какую-либо его одну сторону и существенно ревизующих марксизм, нестандартных теоретических трактовок социализма и коммунизма в виде “еврокоммунизма”, в целом – этап своеобразного нового ренессанса марксизма, его творческого развития вширь и вглубь – как общей марксистской концепции, так и его регионально-особенных, национально-особенных воплощений и разнообразий – и в то же время усиления борьбы с попытками изнутри пересмотреть и ревизовать марксизм.

  Данный  период был трудным, противоречивым, даже драматическим и трагическим, но в целом оживляющим, реабилитирующим, развивающим, осовременивающим, качественно  усиливающим и обновляющим марксизм и коммунизм. Отметим четыре основные характерные черты этого периода.

  Во-первых, нелегким, трудным был уход от деформированного в сталинские и послесталинские времена марксизма, сведенного к мертвым формулам, лишенным живого содержания, грубо приспособленным к нуждам авторитарного, диктаторского режима. Одним словом – от марксизма урезанного, догматического, схоластического, примитивного, неприкасаемого, не терпящего поисков, споров, дискуссий, новаций, изменений, перевода на новые качественные ступени теоретического анализа и построения. Такое неизменяющееся, застывшее буквоедское толкование и понимание марксизма, и не обязательно только в сталинском изложении и установленных, навязанных им границах, получило название ортодоксального.

  Во-вторых, нелегко и не сразу наращивалось творческое, нормально-критическое отношение к сформулированным марксизмом положениям с целью приведения их в соответствие с новой исторической и реальной всеобщей и региональной практикой. К тому времени главным стал разрыв между сформулированной прежде, в прошлые времена марксистской теорией и новой конкретной исторической практикой, в том числе в новых странах социализма. Теория перестала эффективно помогать социалистической практике, заблаговременно освещать ей конкретный путь в будущее.

  С образованием после второй мировой  войны мировой социалистической системы в составе 13 стран, из которых  восемь в Центральной и Восточной  Европе, СССР в Евразии, три в Азии и одна в Америке, перед руководителями и учеными этих стран настоятельно встала проблема нового теоретического осмысления с марксистских позиций  диалектики общего, особенного и единичного применительно к разным условиям созидания социализма в странах  Европы, Азии и Америки.

  Значительный  творческий вклад в развитие, оживление, обновление марксизма внесли во второй половине XX столетия многие видные лидеры входящих в мировое коммунистическое движение зарубежных коммунистических, рабочих, а также национально-освободительных  партий и движений.

  В-третьих, усиление тяги к творческому оживлению, обновлению, осовремениванию марксизма выявило, особенно в 60–70-е гг., определенное различие, дифференциацию направлений данных поисков, осуществляемых на “Востоке”, прежде всего в СССР, и на “Западе” – в странах Центральной, Восточной и особенно Западной Европы. В СССР и отдельных других социалистических странах данные поиски не носили решительного, радикального характера, позиции догматизма и цитатничества были еще сильны в общем и региональном марксизме (например, маоизм), привычное схоластическое течение в марксизме намного перевешивало творческое.

Информация о работе Марксизм: основные этапы и направления. Проблема истины в философии