Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:02, реферат
Марксизм возник в 40-х годах XIX века. В это время происходило обострение социальных и экономических противоречий капитализма породивших потребность в создании научной теории.
Доктор философии Карл Маркс (1818 – 1883) и немецкий предприниматель Фридрих Энгельс (1820 – 1895) разрешили задачу следующим образом: сформулировав радикальную научную коммунистическую теорию они вооружили рабочий класс революционной идеей.
Марксизм: основные этапы и направления.
Условия возникновения марксизма………………………………………стр 3.
Этапы развития марксизма за полтора века……………………………...стр 4.
Проблема истины в философии.
Введение……………………………………………………………………стр 9.
Основные концепции истины……………………………………………стр 10.
Истина: два принципа соответствия……………………………………..стр 12.
Формы истины……………………………………………………………..стр 16.
Заключение…………………………………………………………………стр 19.
Список литературы. ………………………………………….стр 21…………………………………….
В
странах и Восточной Европы, и
Западной Европы, наоборот, ищущие марксисты,
многие видные коммунисты, особенно после
ухода И.В.Сталина и
В этих же странах, а также странах Западной Европы значительно усилилось начавшееся еще в первой половине XX в. в лице, например, Д.Лукача и К.Корша, течение “западного марксизма”, видными представителями которого стали французы Люсьен Сэв, Луи Альтуссер и другие.
Лидеры,
видные деятели и теоретики многих
западноевропейских коммунистических
партий не могли согласиться с
установившейся в СССР, начиная с
И.В.Сталина и сохранившейся
Надо также отметить, что радикальный характер настроений всяческого “осовременивания” марксизма после долгих лет застоя привел к появлению на Западе в 40–60-е гг. целого ряда таких течений “неомарксизма”, “нового марксизма”, которые под лозунгом творческого развития марксизма и объяснения действительности через К.Маркса фактически уходили от него или строили свои собственные новые, леворадикальные концепции с включением в них элементов марксистского мышления.
В-четвертых,
колоссальной драмой и трагедией для теории
и практики марксизма и коммунизма в конце
XX в. стала целенаправленная ликвидация
в 1989–1991 гг. в СССР и восьми восточноевропейских
странах социалистического строя, жесточайшее
идеологическое и политическое вытравливание
из общественной жизни, из общественных
наук, из сознания и мировоззрения сотен
миллионов людей научных идей марксизма
и коммунизма, спланированная изнутри
и извне дикая кампания опорочивания всякой
практики социализма и коммунизма.
Проблема истины в философии.
Введение.
Развитие философии и методологии науки показало неоднозначность оценок категории «истина», поставило вопрос ее необходимости для анализа процессов научного познания. Истина - одна из главных категорий теории познания, меняющая свои определения в разных контекстах. Происходящая сегодня переоценка ряда фундаментальных понятий, прежде всего таких, как отражение, субъект, практика (как критерий истины), позволяет по-новому определить проблему категории истины, выйти за пределы традиционной гносеологической концепции, несущей на себе явные следы созерцательного материализма.
Истина - центральное понятие, имеющее постоянную значимость как для философии, так и для частных наук. Понятие «истина» есть стержневой момент всякого философского учения. В этике философ стремится познать истину о добре, в эстетике - истину о красоте, в методологии - определить путь поиска истины в ходе научных и философских изысканий. В религиозной философии, в неопозитивизме, прагматизме, в экзистенциальных размышлениях - философ любого направления ставит задачу обоснования истинности своего знания.
Для материалистической философии характерно признание объективной истины, понимание истины как осознанного, независимого от субъекта содержания знания. В то же время эта позиция неоднозначно принимается мыслителями даже в рамках материалистических учений.
Сомнение основано на том, что носителем знаний (а понятие истины применимо именно к знаниям) является человек - субъект, наделенный разнообразными чувствами и личностными психологическими характеристиками. Следовательно, истина как феномен субъективной реальности, особенности, свойства субъективных аспектов истины, особенно в сферах экзистенциального, нравственного сознания, - является важным объектом философского исследования.
Так как человек осваивает мир в основном через науку, необходимо раскрыть специфику и условия понятия «истина» в философии науки. Эта цель в качестве составных элементов подразумевает:
-
характеристику основных
-
определение принципов
- рассмотрение форм истины.
Основные концепции истины.
Проблема истины, то есть проблема достоверного, правильного, адекватного знания, была сформулирована и осознана еще в Древней Греции. Все гносеологические проблемы концентрируются вокруг проблемы истины, касаясь или средств и путей достижения истины, или форм ее существования, или форм ее реализации, все они в той или иной мере конкретизируют и дополняют эту ключевую проблему.
Имеются разные понимания истины. Многие авторы в качестве основных выделяют три концепции истины в современной философии:
Очевидно, что знание может быть соотнесено с реальностью, должно коррелировать с другим знанием, поскольку оно системно и взаимосвязано, а в системе высказываний могут быть соотнесены предложения объектного и метаязыка. Прагматический подход, в свою очередь, если его не упрощать и не вульгаризировать, фиксирует социальную значимость, признание обществом, коммуникативность истины. Соответственно каждый из подходов предлагает свои критерии истинности, которые при всей их неравноценности должны, по-видимому, рассматриваться в единстве и взаимодействии, т. е. в сочетании эмпирических, предметно-практических и внеэмпирических (логических, методологических, социокультурных и др.) критериев.
Современное
понимание истины предполагает диалог
различных философских
Классическое понятие истины сформулировал Аристотель: считая истинность не свойством вещей, а свойством представлений и суждений, он определяет истинность как соответствие мнений, утверждений с действительностью. В истории философии это положение признавалось всеми материалистами, а наиболее развитым учением, принимающим аристотелевские идеи как исходные, является марксистская, диалектико-материалистическая концепция истины, созданная на основе понимания познания как отражения. Основные ее идеи состоят в следующем. Истина понимается здесь как знание, соответствующее действительности, причем характер и степень этого соответствия изменяются в определенных пределах, уточняются в связи с прогрессом науки и практики. Признание объективности истины - одно из принципиальных положений материалистической теории познания. Оно означает признание в развивающемся знании такого содержания, которое, будучи верным отражением объективной действительности в сознании субъекта, от самого субъекта не зависит, не зависит ни от человека, ни от человечества.
Однако
соответствие знания действительности
не устанавливается сразу, одномоментно,
оно есть процесс, который можно
описать с помощью
Открытием в марксистской концепции истины стало обоснование практики как главного, определяющего критерия истины. Именно практика, обладающая такими чертами, как материальность (предметность), объективность, социально-историческая обусловленность, позволяет проверить идеальные знания и представления, воплотив их в материальную деятельность и объекты, подчиняющиеся объективным законам природы и общества. Относительность такого критерия истины проявляется в том, что практика ограничена уровнем развития производственно-технических и экспериментальных средств и не всегда возможным завершением процесса проверки. Это означает, что как критерий истины материальная практика должна рассматриваться в процессе движения и развития.
Традиционная концепция истины, основанная на аристотелевском представлении о том, что истина есть соответствие знаний действительности, отрицает возможность сопоставления вещи со знанием - представлением, понятием, что должно с необходимостью входить в целостное понимание истины.
Соответствие предмета знанию о нем имеет различные смыслы. Для Платона это совпадение вещи с предшествующей идеей; в христианско-теологической интерпретации оно предстает как соответствие сотворенных вещей заранее мыслимой божественной идее; в кантовской философии оно существует как трансцендентальная идея: «предметы считаются с нашим познанием»; наконец, в гегелевской философии эта мысль обретает новую грань: истина рассматривается как «согласие предмета с самим собой, т. е. со своим понятием». Материалистическая интерпретация положения «истина есть соответствие предмета своему понятию» обычно содержит указание на необходимость «возвышения» практики до теории, действительных отношений и предметов до идеального бытия их сущности - понятия, в котором эта сущность выражена в завершенном, полном виде.
Истина: два принципа соответствия.
Наиболее
полным и корректным представляется
рассмотрение истины в единстве двух
принципов соответствия. Таковы, в частности,
размышления М. Хайдеггера, для которого
«истинное бытие» и истина означают согласованность
двояким образом: как совпадение вещи
с предмнением о ней и как согласование
«мыслимого в суждениях с вещью». Имеется
в виду, что предмнение, предположение
о предмете не сводятся к произволу субъекта,
а базируются на объективных условиях
бытия социального субъекта, формируются
в его социокультурном «фоне», в практической
деятельности, существуют в виде стереотипов,
способа видения, а также ценностно-мировоззренческих
предпосылок и парадигм. Вместе с тем следует
учитывать, что положение о соответствии
знания предмету таит опасность сведения
проблемы истины к созерцательно-
Рассматривая
«основы осуществления
Понимание этого возвращает к утраченной было традиции - к тезису Протагора «человек есть мера всем вещам», сегодня обретающему новое социальное и гуманистическое звучание, вызывающему к жизни новые или забытые смыслы категории субъекта познания.
Хайдеггер,
еще в 30-х годах ХХ века размышляя
над тезисом Протагора, непосредственно
соотносил его с сущностью
человеческого познания. Осмысливая
Протагорово изречение, мы должны «думать
по-гречески» и не вкладывать в
него более позднее понимание
человека как субъекта. Для греческого
философа «человек есть мера», поскольку
он пребывает в круге доступного,
несокрытого, непотаенного (алетейи). Непотаенность
сущего ограничена «разным (для каждого
человека) кругом внутримирового опыта».
И именно «человек каждый раз оказывается
мерой присутствия и
Информация о работе Марксизм: основные этапы и направления. Проблема истины в философии