Место и роль философии в культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 02:17, реферат

Описание

Цель настоящей работы - рассмотрение сущности философии, её предмета, места в культуре и жизни человека и общества

Работа состоит из  1 файл

Место и роль философии в духовной культуре общества и развитии личности.docx

— 43.72 Кб (Скачать документ)

Методологическая функция  философии заключается в определении  общих правил и принципов научной  деятельности. Наука не может самостоятельно отрефлексировать собственные предпосылки, функцию "стороннего", осмысляющего взгляда выполняет философия.

1.3. Этапы становления философской  культуры

Культурфилософия – это понятие, которое в современной философии выражает осознание сущности и значения культуры. Этот термин был введен немецким романтиком Адамом Мюллером (1779-1829). Классическое понимание культуры базировалось на философии истории. Вместе тем, как отмечает Ю.Н. Давыдов, "философию культуры следует отличать как от философии истории, ибо процесс культурного творчества в своих ритмах не совпадает с фазами исторической эволюции, так и от социологии культуры, которая рассматривает культуру с точки зрения ее функционирования в эмпирически данной системе общественных отношений, отвлекаясь в ней от всего, что не укладывается в эту систему" [8, С.76].

В европейском сознании впервые  проблематика философии культуры затрагивается  софистами. Важнейшую роль в их мировоззрении  играло противопоставление природы, как  некого постоянного элемента, человеческому  закону, который является изменчивым, произвольным. Таким образом, осмысливалась  антиномия природного и нравственного, которое идентифицировалась с культурным.

Мысль о том, что культура отчуждает человека от природы, получила также развитие в философии киников, так и Антисфен, и Диоген, и Синопский рассуждали о возврате людей к природе, о простоте и естественности первобытного человеческого состояния.

Таким образом, культуркритические мотивы входили неотъемлемым элементом в духовную атмосферу, в которой развивалась раннехристианская общественная мысль.

Внутри христианства это  противопоставление природы и культуры, которое было свойственно античной философии, сменилось на такую антиномию  как Бог и культура. Таким образом, природа утрачивает право быть каким-либо критерием культуры и тем самым  разрушается "натуралистический  фундамент языческой философии  культуры, а открывается возможность  для истолкования трансцендентальной природы культуры". Философию  культуры в этот период можно определить как "теологию культуры". Теологи  подчеркивают духовное начало, которое  сопровождает встречу с Христом. Культурное развитие человека понимается как устранение греха и приближение  к божественному замыслу.

В эпоху Возрождения культурфилософские сюжеты древних воскрешаются снова. Философское понимание культуры в данное время связано с учением о природе и человеке, с космологическими и нравственно-этическими концепциями.

В новое время культурфилософская проблематика расцветает у Дж-Б. Вико и Ж.Ж. Руссо. Дж.Б. Вико представил целостное истолкование искусства религии, права, форм социальной и хозяйственной жизни в их единстве и взаимодействии. Дж.Б. Вико развил мысль о циклической развитии культуры и говорил о том, что законы, которые управляют развитием культуры, носят божественный характер.

В эпоху просвещения Ж.Ж. Руссо выступил против всяких наук и искусства, утверждая, что они  истощают и изнеживают человека как  в моральном, так и физическом плане. Именно отталкиваясь от Руссо, Кант считал, что он свободен от ничем  не прикрытого интеллектуализма, и  встал на новый путь. Он считал, что  повышение интеллектуальной культуры все равно не может раскрыть все  загадки бытия, говоря, что культура должна управляться другими силами и "удерживаться в узде". Поэтому  Кант пришел к выводу, что истинная ценность культуры лежит не в благах, которые человек получает от природы и проведения. Она обнаруживается только в его собственном поведении и в том, что он превращается в результате этого поведения. Цель культуры в осуществлении свободы, которая означает моральное господство над самим собой.

Новый этап в осмыслении сущности культуры связан с немецкой культурфилософской мыслью, с романтическими постижениями духа культуры различных эпох.А. и Ф. Шлегеля, Они стояли у истоков сравнительно – исторического изучения культуры, рассматривая ее как единый процесс общечеловеческого развития. Романтики высоко ценили своеобразие национальных культур [10, С.43].

В XIV в. ряд мыслителей, в  том числе А. Шопенгауэр, основатель философии жизни, решительно отвергают  всеобщую западноевропейскую веру в  прогрессивность "человека разумного" и "человека деятельного". Генезис  культуры усматривается в том, что  человек безоружен перед лицом  окружающего мира и совершенно не может приспособиться к его специфике.

И, наконец, переходя к нашему столетию можно сказать, что в  это время философия культуры получила стремительное развитие. Родилось множество новых истолкований самого понятия. Осмысление культуры продолжалось и в русле других представителей философии жизни. Так, А Беркон проводил различие между замкнутыми, закрытыми культурами, в которых определяющую роль играют инстинкты, и открытыми культурами, отличающимися высокой настроенностью общения духовности и культом святости индивидуальной свободы.

В конце XIX – начале XX в. философия культуры общается к философскому осмыслению различных фаз (или стадий) эволюции человеческой культуры. Возникает идея в обозначении особой науки, которая занималась бы культурой.

На основе этих культурофилософских установок исследователи стали проводить различие между культурой как органической целостностью и цивилизацией как формой механического и утилитарного отношения к миру.

Таким образом культурная ситуация нашего столетия такова, что  прогресс культуры одаривает человечество все новыми дарами, но конкретный субъект  обнаруживает себя все более и  более отстраненным от их потребления. Блага, которые создает культурный прогресс все увеличиваются в числе, но как раз в этом росте они перестают быть полезными нам. Собственное "я" не черпает больше у культуры сознания своей власти.

2. Общество в  теории философии

2.1. Концепции общества  в истории философии. Понятие  общества

Общество является объектом изучения целого ряда наук, входящих в  комплекс "наук о духе": истории, социологии, этнографии, культурологии и т.д. Общество выступает также особым предметом философской рефлексии. В отличие от частно-научных дисциплин, философия акцентирует внимание на аксиологическом моменте изучения общества, рассматривая не только вопросы его структуры и механизмов развития, но и проблемы смысла и цели истории, судеб и перспектив человечества, направленности исторического процесса, гармоничного общественного устройства, адекватных и неадекватных действий людей в истории и т.д. Философия предлагает не только объективные знания об обществе и истории, но и набор ценностей, в которых выражается конкретное, эпохой и культурой обусловленное представление об обществе и месте человека в нем. Мировоззренческая природа философского знания в вопросах об обществе и человеке становится наиболее очевидной.

Философия формирует целостный  взгляд на историю и исторический процесс, который не могут предложить частные науки об обществе.

Одной из наиболее известных  ранних концепций общества и государства  была теория идеального государства  Платона. По мнению Платона, идеальное  государство должно иметь своей  целью общее благо, достижению этой цели подчиняются частные интересы людей. Идеальное государство состоит  из трех каст: философов, или правителей, воинов, или стражей, ремесленников  и земледельцев. Три сословия выделяются Платоном по аналогии с тремя частями  человеческой души: разумной (философы), яростной (воины) и вожделеющей (ремесленники и земледельцы). Различие в душевных свойствах дается от рождения: человек  рождается представителем определенной касты [9, С.237].

По мнению Платона, государство  может быть мудрым и справедливым благодаря душевным свойствам управляющих  им людей. Поскольку мудростью обладают только философы, то именно они должны управлять государством. Задача воинов - защита от внешних и внутренних врагов, а ремесленников и земледельцев - обеспечение всех необходимыми материальными  благами. Государство справедливо, если каждое сословие добросовестно  выполняет свою работу. Для того чтобы ремесленники и земледельцы  могли выполнять свою работу, им необходима семья и собственность. Стражам и философам семья  и собственность не нужны. [4]

Средневековая философия  существенно изменила взгляд на природу  общества и предложила линейную концепцию  исторического процесса. История  начинается грехопадением первых людей  и заканчивается страшным судом  и вторым пришествием Христа.

Важнейшей вехой в развитии философских представлений об обществе и государстве являются идеи философа эпохи Возрождения Н. Макиавелли. Макиавелли демонстрирует принципиально  новый подход к пониманию общества и государства.

Новое время предложило свою интерпретацию происхождения и  устройства государства - концепцию  естественного права и общественного  договора. По мнению Т. Гоббса, природное  равенство людей приводит к соперничеству, поэтому естественное (догосударственное) состояние - война всех против всех. Такое состояние гибельно для человеческого рода, осознание этого, а также страх смерти подталкивает людей к заключению общественного договора.

Общественный договор - это  договор каждого с каждым о  передаче права управлять собой  общей власти. Сам факт заключения договора свидетельствует о переходе человечества от естественного состояния  к гражданскому. Главный признак гражданского состояния - наличие государства, т.е. публично организованной принудительной силы. Заключая общественный договор, люди передают часть своих прав власти, держателем которой выступает суверен. Все остальные - его подданные.

Дж. Локк уточнил идею естественных прав, заявив, что неотчуждаемыми правами  личности являются право на жизнь, свободу  и собственность. Этими правами  обладают все люди от рождения, независимо от других обстоятельств. Все гражданские  законы основываются, по мнению Дж. Лок-ка, на идее естественных неотчуждаемых прав.

Философ-просветитель Ж.Ж. Руссо  предлагает свою версию концепции общественного  договора. Люди по природе добры, считает  он, и поэтому естественным состоянием является состояние свободы, простоты и всеобщего счастья. В основе перехода от естественного состояния  к гражданскому лежит частная собственность и порождаемое ею неравенство. Гражданское, цивилизованное состояние искажает природу человека, делая его злым. Общественный договор, который сознательно заключают люди, призван совместить свободу и общий союз в условиях цивилизации, т.е. создать и сохранить справедливое гражданское состояние.

Что касается понимания сущности исторического развития, то до середины ХIХ в. в философии господствовали идеалистические концепции двух видов: субъективистские и объективистские. [5]

В конце XIX - начале XX в. произошло  еще одно изменение в философских  взглядах на историю: представление  о линейности исторического процесса сменилось представлением о цикличности  общественного развития. История  человечества предстала как совокупность сменяющих друг друга цивилизаций. Формирование цивилизационного подхода связано с именами Ф. Ницше, О. Шпенглера, М. Вебера, А. Тойнби.

В современной философии  отсутствует единая концепция возникновения  и развития человеческого общества. Параллельно существуют формационный и цивилизационный подходы, линейная и циклическая концепции истории и т.д. Многообразие взглядов является выражением реального многообразия исторической жизни людей, которое не может быть адекватно представлено в какой-то одной философской теории. Разнообразие концепций следует, скорее, считать достоинством современной философии. В зависимости от того, какой аспект общества или истории подлежит изучению, можно выбрать ту или иную философскую концепцию.

Общество - целостная самоорганизующаяся система отношений между людьми. Сущность общества заключается во взаимодействии людей, общество есть процесс такого взаимодействия, его форма и результат. Общественные отношения - наиболее устойчивые и значимые взаимодействия между  людьми, в которых индивидуальное сведено к социальному.

В структуре общества выделяют несколько сфер: экономическую, политическую, социальную, духовную. Каждая из сфер удовлетворяет  определенные потребности человека. Так, экономическая сфера выделяется на базе материальной потребности людей  в пище, одежде, материальных средствах существования. Потребность организованности удовлетворяется благодаря политико-правовой сфере. Социальная сфера соответствует потребности человека в общении, духовная - потребности самореализации и развития своих способностей. [6]

Общество есть целостная  система, поэтому все его элементы тесно связаны между собой, существуют в единстве. Ненормальное или слабое функционирование одной из подсистем  оказывает неблагоприятное воздействие  на другие подсистемы. Кроме того, существуют общие закономерности, которые реализуются  во всех сферах общества, определяя  их характер. Общество - органическая система, из которой невозможно вычленить  одну из подсистем, не затронув при  этом другие. Каждую сферу общества в свою очередь следует рассматривать  как целостную систему со множеством элементов.

2.2. Мировоззрение, его  функции

Философию часто неверно  представляют как абстрактное знание, игнорируя ее ценностную природу. Именно представления об абстрактности  философского знания порождают в  обыденном сознании упрек в бесполезности. Недаром символом философа был медведь, сосущий лапу. Обосновано ли подобное отношение к философии? И если нет, то каковы аргументы в ее защиту?

В основном претензии к  философии сводятся к следующему:

- философия не имеет  собственных реальных проблем;

Информация о работе Место и роль философии в культуре