Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 02:17, реферат
Цель настоящей работы - рассмотрение сущности философии, её предмета, места в культуре и жизни человека и общества
Место и роль философии в духовной культуре общества и развитии личности
Философия не была бы философией,
если бы она принадлежала только к
наукам. Подобно тому, как философия
родственна любому направлению науки,
родственные связи
До Аристотеля философия основывалась
большей частью на художественных образах
и интуитивных озарениях. Но и интуитивное
озарение является важнейшим элементом
философского постижения мира. И прав
был Ф. Достоевский, утверждавший, что
философия та же поэзия, только высший
градус ее. Античная философия действительно
вышла из эпической поэзии - первые философские
сочинения были написаны в поэтической
форме. И хотя в дальнейшем философы перешли
на прозу, но во все времена их произведения
зачастую облекаются в формы художественных
произведений: диалоги, исповеди, философские
повести и письма, философско-литературные
эссе, рассказы путешественников и т. п.
Философия близка не только к искусству,
но и к любой другой сфере духовной культуры
человечества: политике, морали, религии
и т. п. С политикой и идеологией ее роднит
обостренное внимание к проблеме обустройства
человеческой жизни. Ведь именно в философии
неприятие существующих режимов оборачивается
порождением утопических учений. С моралью
философию роднит пристальное и заинтересованное
внимание к проблеме смысла жизни, счастья
и свободы человека, проблеме нравственного
отношения личности к ценностям природы
и общественной жизни. А именно на эту
сторону дела в истории развития предмета
философии обращали пристальное внимание
такие выдающиеся мыслители, как Сократ,
Платон, Аристотель, Боэций, И. Кант, И.
Фихте, Г. Гегель, Ф. Энгельс, B.C. Соловьев
и ряд современных западных философов:
К. Ясперс, А. Камю. Только философия может
быть названа квинтэссенцией культуры,
поскольку она вобрала в себя наиболее
существенные достижения практически
всей культуры, включая науку. Она единственная
сохранила, пронесла через все эпохи свой
синкретический (нерасторжимо целостный)
характер. И эта целостная природа философии,
заключающая в себе единство науки и культуры,
как нельзя лучше соответствует духу нашего
времени, новым историческим задачам.
Конкретно роль философии в духовной жизни
общества заключаются в следующих функциях:
Во-первых, мировоззренческая функция
философии заключается в том, что она,
вооружая людей знаниями о человеке, о
его месте в мире и возможностях его познания
и преобразования, оказывает влияние на
формирование жизненных установок. Философия
выступает как методологическая основа
мировоззрения, т.е. это система взглядов
и знаний, дающая целостное понимание
мира и места человека в нем. При этом она
опирается на науку и сама оказывает на
нее активное влияние. Естественно, что
чем более научный, философичный характер
носит мировоззрение, тем сильнее и увереннее
чувствует себя человек, тем богаче его
взаимоотношения с миром, тем легче ему
ориентироваться в нем, правильно понимать
и оценивать события.
Во-вторых, философия выполняет гносеологическую
функцию. Она изучает сущность познавательного
процесса, его общий механизм, возможности
и границы познания. Важнейшей проблемой
познания является вопрос об отношении
знания и реальности, тесно связанные
с ним вопросы об истине, путях, формах
и способах ее достижения, взаимосвязи
рационального и иррационального, познания
и понимания, знания и веры и т.д. Философия
помогает в решении этих проблем, определяет
общую логику познавательного отношения
человека к действительности.
В-третьих, философия выполняет идеологическую
функцию. Она исследует духовные ценности
и их соотношение с миром реальности. Что
именно человек или общество понимает
под духовными ценностями, как они формируются,
изменяются, от чего зависят системы ценностей,
какое влияние они оказывают на поведение
человека, на отношения в обществе – эти
вопросы по-разному решают разные философские
теории. Их задавали люди с тех пор, как
только почувствовали себя существами
разумными, но именно философский анализ
этих проблем сыграл огромную роль в том,
что общечеловеческие ценности, а не классовые,
клановые или национальные все чаще приобретают
первостепенное значение не только в сознании
людей, но и во политике государств.
В-четвертых, философия выступает как
методология научного познания мира, убедительно
доказывая, что существует необходимость
взаимообмена между философией и специальными
науками, философией и другими видами
общественной практики. Часто именно философское
осмысление дает основу, открывает способ
познания неведомого. Не случайно английский
философ Ф. Бэкон сравнивал метод с фонарем,
который освещает путнику дорогу в тумане.
Многие современные научные концепции
были выдвинуты впервые философией: концепция
атомизма, идеи детерминизма, рефлексии,
развития. Для современной науки очень
важными являются вопросы разработки
логического аппарата, типов и способов
построения научной теории, соотношения
эмпирического и теоретического уровней
познания, которыми занимается современная
философия. Философский анализ необходим
и для того, чтобы осмыслить новые принципиальные
научные факты и выводы из них, чтобы выработать
правильную научную стратегию в разработке
отдельных научных направлений. Во всех
случаях философия выступает как метод
исследования, то есть основной способ,
научное основание изучение.
В пятых, практически-деятельная функция
философии заключается в том, что она превращается
в орудие активного преобразовательного
воздействия на окружающий мир и на самого
человека. Она играет важную роль в определении
целей жизнедеятельности, достижение
которых – важнейшее условие существования,
функционирования и развития человека.
Философия выполняет еще целый ряд функций.
Онтологическую – она является учением
о бытии, его формах и способах. Коммуникативная
функция проявляется в том, что через философское
размышление происходит связь времен,
культурное развитие человечества осуществляется
как диалог. Гуманистическая функция философии
актуализируется в переломные моменты
истории, ибо она постоянно обращается
к человечному в человеке, с особенной
остротой поднимая проблемы гуманизма
в периоды политической реакции, войн,
значительных социальных конфликтов.
Специалисты в конкретных областях науки
нуждаются в общих, целостных представлениях
о мире, о принципах его «устройства»,
общих закономерностях и т.д., однако сами
они таких представлений не вырабатывают.
В конкретных науках используется универсальные
категории, принципы, различные методы
познания. Но сами ученые специально не
занимаются разработкой, систематизацией,
осмыслением познавательных приемов,
средств. В этом случае общемировоззренческие
и теоретико-познавательные основания
науки изучаются, отрабатываются в сфере
философии. Философское мировоззрение
выполняет в этом случае несколько познавательных
функций, родственных функциям науки.
Наряду с такими важнейшими функциями,
как обобщение, интеграция, синтез всевозможных
знаний, открытие наиболее общих закономерностей,
связей, взаимодействий основных подсистем
бытия, теоретическая масштабность философского
разума позволяет ему осуществлять также
функции прогноза, формирования гипотез
об общих принципах, тенденциях развития,
а также первичных гипотез о природе конкретных
явлений, еще не проработанных специально-научными
методами.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.. 2
1. Место философии в
системе общественной и
1.1. Предмет философии. 5
1.2. Основные функции философии. 7
1.3. Этапы становления философской культуры.. 8
2. Общество в теории философии. 12
2.1. Концепции общества в истории философии. Понятие общества. 12
2.2. Мировоззрение, его функции. 16
Заключение.. 20
Список использованных источников: 21
Введение
Цель настоящей работы - рассмотрение сущности философии, её предмета, места в культуре и жизни человека и общества.
Философия, если восстановить исходную этимологию этого слова, есть "любовь к софии", что часто и весьма приблизительно переводится как "любовь к мудрости". В действительности древнегреческое понятие "софия" значительно более емкое и сложное, чем просто "мудрость".
Философия когда-то могла иметь и имела статус особой науки. Особой формы познания, как, например, в античности, когда она была, по существу, тождественна всей культуре того времени. Но к XX веку, веку не бывалой ранее дифференциации знания, когда каждый вопрос отошел к своей отдельной науки - к логике ли, к языкознанию ли, к физике ли, у философии уже не осталось "своей земли". Она потеряла свою былую магическую силу.
Это, конечно, крайне заостренная позиция, которой противопоставляется другая крайность, т.е. позиция, согласно которой философия не только не "окончилась", но, наоборот, почти также, как в античности, приобрела синтетическую функцию. Этим и обусловлена актуальность работы.
Философия впервые в истории
осознала свое истинное место царицы
наук, заменив столь долго
И впервые же философия получила право на оценку и даже решение конфликтных проблем не только общественно-политической, но и экономической и даже научно-академической жизни.
Философия выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки.
Задачи работы:
1. Рассмотреть предмет и функции философии;
2. Охарактеризовать этапы становления философской культуры;
3. Раскрыть роль общества в теории философии.
4. Предмет работы – место философии в жизни человека
Объект работы – философия – как наука, рассматривающая проблемы общественно-политической и экономической жизни.
При написании работы использовались труды таких авторов, как: Радугин А.А., Розаков В.В., Смирнова Н.Н. и других.
Неискушенный человек соотнесет слово "философия" прежде всего со словом "культура", тем самым интуитивно уловив связь этих явлений. Очевидно, что понятие "культура" более широкое. Помимо философии в сферу культуры входят религия, наука, искусство, мифология, политика и т.п. Культура представлена в различных продуктах материальной и духовной деятельности человека, в системе норм и учреждений, в духовных и материальных ценностях. Кроме того, культура - не только результат человеческой деятельности, но и сама эта деятельность. В понятии "культура" фиксируется отличие способов жизнедеятельности человека от функционирования животных. Культура - это именно то, что отличает человека от животных. [1]
Культура является воплощением
человеческих стремлений, переживаний
и достижений, а также провалов
и разочарований. Создавая новые
культурные ценности и смыслы, человек
преодолевает свою социальную и природную
ограниченность. С другой стороны, отдельная
личность не может вырваться за пределы
тех культурных норм, которые были
созданы предшествующими
В универсум духовной культуры входят наука, философия, искусство, религия, мифология, право, мораль. Основные компоненты духовной культуры называют также формами общественного сознания. Каждая из названных форм имеет собственный предмет, выделяемый из общего конгломерата культуры, и свой специфический способ функционирования.
Философия входит в жизнь человека очень рано, задолго до того, как сложится о ней самое первое, элементарное представление, навеянное случайными встречами и знакомствами. Философия внедряется в наше сознание невольно, независимо от того, желаем мы ее знать или нет.
Каждому приходится в процессе любой деятельности что-то сравнивать, сопоставлять, подводить итоги, делать выводы, обобщать полученный материал. На этом пути люди и приходят к выводам философского порядка, хотя и не подозревают об этом. Человек философствует, а сам об этом еще не знает.
Философия все свои проблемы черпает из жизни. Но при этом философское мышление всегда стремится преодолеть уже познанное, определенное, стремится заглянуть за горизонт известного. Философия существует на границе возможного и невозможного, раздвигая пределы научного и жизненного опыта в ту или иную конкретную эпоху. Именно поэтому все философские вопросы выходят за пределы эмпирического мира, отождествляемого обычно с универсумом простых фактов. Философское знание не является знанием о фактах. Кроме того, философия размышляет не о самой по себе природной или социальной реальности, а о ее отражении в других культурных формах: науке, религии, искусстве и т.п. Именно поэтому философию невозможно напрямую соотнести с обыденной, эмпирической реальностью.
Предметом философии являются всеобщие связи в системе "человек - мир", философия - это рационально-теоретическое осмысление этих связей. В природе или культуре философию интересует такое всеобщее, которое имеет отношение к человеку, включено в орбиту его жизнедеятельности, преломлено сквозь призму его понятий о добре и зле, красоте и уродстве, истине и заблуждении [6, С.65].
В ходе развития философии
представления о ее предмете менялись.
Можно сказать, что каждая эпоха
давала свой ответ на этот вопрос. Да
и в рамках одной исторической
эпохи могли сосуществовать разные
версии этого ответа. Так, например,
для греческого мыслителя Сократа
философия была величайшим из искусств
- искусством самопознания. Ученик Сократа
Платон считал философию познанием
истинно существующего бытия, т.е.
мира идей, который он противопоставлял
миру материи (небытию) и миру эмпирических
вещей. Философия, по мысли Платона,
является размышлением, готовящим человека
к смерти. Аристотель считал философию
наукой, изучающей первопричины вещей,
и называл ее госпожой наук. Термин
"метафизика" впервые был использован
в Античности исследователями и
толкователями текстов
В Средние века философия
выступала служанкой богословия
и выполняла функцию
Расширительное понимание предмета философии и отождествление ее со всем комплексом научного знания сохраняется и на протяжении XVIII в. Во второй половине XVIII - начале XIX в. происходит постепенное осмысление того факта, что если философия и представляет собой науку, то это должна быть универсальная наука, наука о всеобщем. В XIX в. философское знание как знание о всеобщем начинают противопоставлять конкретно-научному знанию о частном. Так, Г. Гегель называет философию царицей наук. Философия для него есть наука о всеобщем, существующем в сфере чистого мышления, или наука о разуме, постигающем самого себя.И. Кант определяет предмет философского исследования следующим образом: трансцендентальный разум и его границы. Философия, по его мнению, должна стать учением о последних целях человеческого разума.
XX в. предложил большое
разнообразие трактовок
Подводя итог, следует сказать, что при всем разнообразии трактовок предмета философии сохраняется одна важная деталь: философия всегда представляет собой рациональное знание о всеобщем, однако всеобщность понимается не одинаково и обнаруживается в разных сферах.
Основной функцией философии является мировоззренческая. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия осмысливает предельные основания культуры, задавая систему координат повседневной деятельности человека. Именно поэтому философию иногда называют самосознанием культуры.
Из мировоззренческой функции следует синтетическая. Философия является квинтэссенцией основных идей и ценностей той или иной исторической эпохи, объединяя в единое смысловое целое различные формы культуры. Философия представляет собой такую форму духовной культуры, которая выступает интегратором всех других форм [3, С.111].
Еще одной важной функцией философии является критическая. Осуществляя рефлексию над предельными основаниями культуры, философия подвергает сомнению идеи и смыслы, утратившие современность и актуальность. Можно сказать, что культурный прогресс возможен только потому, что человек способен ставить под сомнение устоявшиеся правила и заглядывать за привычные горизонты. [3]
Критичность является основой движения философской мысли. Философия вообще началась как сомнение в достоверности предлагаемого мифом знания о мире. Вопрос "что такое бытие? " невозможен для обыденного сознания. Разрыв обыденного и философского в греческой философии выразился в противопоставлении достоверного знания - "эпистемы" и мнения - иллюзорного, хотя и общепринятого, знания - "доксы". Принципиально критический характер философии отмечали мыслители разных эпох: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Д. Юм, И. Кант. Все они считали, что философствовать - значит сомневаться.
Наиболее развернутую теорию, в которой проясняется критический характер философии, предложил в Новое время Р. Декарт. Принцип методологического сомнения он положил в основу любого размышления. Без сомнения мышление не может начаться. Единственным несомненным для человека фактом является факт его собственного мышления. Таким образом, способность мыслить становится гарантом существования индивида. Начав с принципа методологического сомнения, Р. Декарт пришел к формулировке своего известного положения Cogito ergo sum (Мыслю, следовательно, существую).