Место и роль философии в культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 02:17, реферат

Описание

Цель настоящей работы - рассмотрение сущности философии, её предмета, места в культуре и жизни человека и общества

Работа состоит из  1 файл

Место и роль философии в духовной культуре общества и развитии личности.docx

— 43.72 Кб (Скачать документ)

- философские выводы бездоказательны.

Очевидно, что первая претензия  связана с трудностями окончательного и точного определения предмета философского знания, а вторая порождается  тем, что философские утверждения  не имеют опытного подтверждения. Тем  не менее, каждый человек рано или  поздно задается вопросами, которые  называют философскими [4, С.98].

Философская деятельность, также  как деятельность врача, юриста, математика, требует определенных знаний, умений и навыков, прежде всего навыков  ясного и логичного мышления. Именно поэтому "философствование на кухне" нельзя назвать собственно философией. Философия представляет собой систему  развернутых ответов на мировоззренческие  вопросы, которые актуализируются  той или иной эпохой. Однако философия - это не все мировоззрение, а лишь одна из его форм. [7]

С точки зрения особенностей функционирования в мировоззрении  выделяют два уровня: рационально-теоретический  и жизненно-практический. Философия  представляет собой рационально-теоретическую  форму мировоззрения, которую следует  отличать от так называемой жизненной  философии, здравого смысла, соотносимого с жизненно-практическим уровнем. Философия - та форма духовной культуры, в которой  взгляды человека на мир и место  в этом мире представлены в рациональной форме, в виде теорий, понятий, умозаключений. Если жизненно-практический уровень  мировоззрения формируется стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального  жизненного опыта человека и принципиально  не критичен, то рационально-теоретический  создается сознательно, как результат  особой профессиональной деятельности.

Характеристика "рациональный" принципиально важна для понимания  природы философского знания. Дело в том, что в культуре существуют и другие мировоззренческие системы, функционирующие в виде доктрин, теорий, однако не удовлетворяющие  критерию рациональности. Это, прежде всего, религия и мифология. В  отличие от этих внерациональных  форм, философия вынесла на первый план именно интеллектуальные аспекты  мировоззрения. Философские вопросы  всегда формулируются в точных понятиях и суждениях. И такими же явными и  строгими являются ответы. Необходимо отметить, что так называемая жизненная  философия часто конфликтует  с теми ценностями и положениями, которые вырабатываются философией. Это обусловлено тем, что, находясь на переднем крае человеческой мысли, будучи самим острием этой мысли, философия всегда опережает свое время. Взгляд философии на мир и  человека гораздо шире, чем точка  зрения здравого смысла.

Кстати, слово "философия" впервые было использовано греческим  мыслителем Пифагором как раз  для обозначения того типа знания, которое поднялось над повседневным опытом и обыденным сознанием. Буквальный перевод слова "философия" означает любовь к мудрости.

С точки зрения содержания в структуре мировоззрения различают  следующие компоненты:

- миропонимание;

- мировосприятие;

- мироотношение.

Миропонимание, или картина  мира, - это интеллектуальная составляющая мировоззрения. Когда говорят о  мировоззренческих парадигмах, стилях мышления имеют в виду именно этот компонент мировоззрения. Содержание миропонимания определяется в зависимости  от того, говорим мы о концептуальном, теоретическом или жизненно-практическом уровне мировоззрения. Миропонимание  на уровне обыденного сознания или  здравого смысла базируется на повседневных знаниях эмпирического толка  и часто оказывается неадекватным. Миропонимание на теоретическом  уровне представлено научными, философскими, религиозными идеями.

Мировосприятие - это эмоционально-чувственная  составляющая мировоззрения. Содержание мировосприятия составляют эмоциональные  предпочтения, верования, специфические  психологические представления  человека о мире и своем месте  в нем.

На основе миропонимания  и мировосприятия формируется третий компонент мировоззрения - мироотношение. Мироотношение, или концепция практических действий, - это совокупность ценностных установок человека, его убеждений, определяющих позицию по тем или иным жизненно важным вопросам, его готовность к определенному типу действий и способам достижения целей.

Основной проблемой любого мировоззрения является вопрос об отношении  человека к миру. Именно эта тема становится стержнем философии, вокруг которого формируется развернутая  система других вопросов и проблем. Исходная точка мировоззрения неотделима от особенностей человеческого сознания и существования.

Отношение "человек - мир" обнаруживается в любой философской  проблеме, именно поэтому можно говорить о том, что философия центрирована на человеке. Любой философский вопрос рассматривается сквозь призму человеческого  отношения к нему. Философию не интересуют природа сама по себе или  культура, "очищенная" от человека, или функции и возможности  его сознания и тела.

 
Заключение

В завершение проведенной  работы, необходимо подведение итогов:

В современной культуре философия  отошла на второй план, перестала быть тем родом деятельности, который  оценивается как необходимый, актуальный, престижный. Для нас стало привычным, что философствование и его результаты имеют частный характер. Тем не менее, как невозможна полноценная  личная жизнь без осмысления ее целей  и смысла, так невозможна и полноценная  жизнь культуры без философии. Отойдя на второй план, философия продолжает выполнять свою работу. Эта работа становится заметной и востребованной в случае конфликтных, неожиданных  ситуаций, когда необходимо принимать  новые решения и предпринимать  невиданные прежде шаги.

Наряду с такими важнейшими функциями, как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем  бытия, теоретическая масштабность философского разума позволяет ему  осуществлять также эвристические  функции прогноза, формирования гипотез  об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез  о природе конкретных явлений, еще  не проработанных специально-научными методами.

Мировоззрение - целостный  взгляд на мир и место в нем  человека. Русский философ XIX в. Владимир Соловьев в статье "Идея "сверхчеловека" определил мировоззрение как "умственное окошко".

Различают следующие типы мировоззрения: миф, религия, философия.

Таким образом, цель нашей  работы, была достигнута.

 
Список использованных источников:

5.  Большая советская энциклопедия [Текст]. - М., 2000.

6.  Ильенков Э.В. Философия и культура [Текст]. - М., 2001.

7.  Мир философии. Книга для чтения [Текст]. - М., 1983.

8.  Радугин А.А. Философия: Курс лекций [Текст]. - М., 2001.

9.  Розаков В.В. Религия. Философия. Культура [Текст]. – М., 2002.

10.  Смирнова Н.Н. Конспект лекций по философии [Текст]. – СПб.: ООО Издательство "Альфа", 2000.

11.  Сорокин П. Человек, цивилизация общество [Текст]. – М., 2002.

12.  Стрельник О.Н. Философия: Учеб. пособие [Текст]. – М.: Юрайт-Издат, 2004.

13.  Философия [Текст] / Под ред. Надольного И.Ф. – М., 2003.

14.  Философия. Учебник для вузов [Текст]. - М.: ТОН, 2005.

15.  Философия: Учеб. пособие для вузов [Текст]. - Ростов-на-Дону, 2000.

 

 

[1] Радугин А.А. Философия: Курс лекций [Текст]. - М., 2001.

[2] Философия [Текст] / Под ред. Надольного И.Ф. – М., 2003.

[3] Сорокин П. Человек, цивилизация общество [Текст]. – М., 2002.

[4] Розаков В.В. Религия. Философия. Культура [Текст]. – М., 2002.

[5] Смирнова Н.Н. Конспект лекций по философии [Текст]. – СПб.: ООО Издательство "Альфа", 2000.

[6] Сорокин П.А. Человек. Общество. Цивилизация [Текст]. – М., 2002.

[7] Стрельник О.Н. Философия: Учеб. пособие [Текст]. – М.: Юрайт-Издат, 2004.


Информация о работе Место и роль философии в культуре